Панорама Лестница троллей. Виртуальный тур Лестница троллей. Достопримечательности, карта, фото, видео. Дорога троллей в норвегии Как добраться до Лестницы троллей

В каждой стране есть свои "попсовые" достопримечательности. С ними сделаны миллионы фотографий, про них написаны десятки тысяч фотоотчетов. Бывалые путешественники стараются обходить их стороной, и найти что-то уникальное. Но Дорога Троллей не из их числа. Эта изъезженная вдоль и поперек достопримечательность притягивает всех. А я, как любитель горных дорог, еще до внес Дорогу Троллей в программу для обязательного посещения.

Территориально Дорога Троллей (ее еще называют Лестницей Троллей) расположена чуть ниже середины Норвегии. Ближайший большой город - Олесунн (или Алесунд, Alesund). Эта дорога соединяет два населенных пункта - Ондалснес (Andalsnes) и Валдалл (Valdall). Сама дорога носит номер 63. Этих данных вам достаточно, чтобы сориентироваться и завернуть куда надо. Вот так выглядит дорога №63 со стороны деревни Ондалснес:
1.

По дороге с таким видом надо проехать километров 5-7:
2.

Ближе к горам она сужается настолько, что двум машинам не разъехаться. Начинаешь сомневаться, та ли эта дорога?
3.

Все сомнения отпадают, когда перед нами предстала горная стена во всем своем великолепии:
4.

В Норвегии много что связано с троллями, это местный фольклорный и сказочный герой. Например, гора, на которую поднимается дорога Троллей, называется Колпак Тролля (Trollhetta). Также здесь есть приют "Хижина в стране троллей" (Trollhelmshytta) и церковь троллей. А гора, на которой построена Дорога Троллей, с другой стороны настолько крутая, что реально похожа на стену. Ее так и назвали Стеной Тролля (Trollveggen).
5.

А на парковке перед подъемом в гору стоит такой шуточный дорожный знак "Острожно, тролли!"
6.

Одним из природных украшений этого места является водопад Стигфоссен (Stigfossen). Потоки воды шумно низвергаются с высоты 180 метров:
7.

И вот, мы начинаем восхождение. Одна из уникальных особенностей этой дороги в том, что она видна вся и снизу (как на этой фотографии) и сверху:
8.

Дорога, надо сказать, весьма узкая. Местами ширина дороги немногим более 3 метров, и двум большим машинам не разъехаться. А транспортным средствам длиннее 12,4 метров вообще запрещен проезд. Самое удобное и безопасное - это доехать до расширения дороги и пропустить встречный поток автомобилей. На фотографии ниже расширение дороги у живописного каменного моста через водопад. Поток воды настолько мощный, что обдает водяным паром проезжающие мимо машины:
9.

Если соберетесь сюда - знайте, что дорога открыта только летом. С октября по май сюда не попасть из-за снегопадов:
10.

Подъем продолжается до этого поворота:
11.

А здесь, на высоте 858 метров над уровнем моря, дорога распрямляется и ведет к большой парковке и зданию с сувенирными магазинами (на фотографии слева вдали видно это здание):
12.

От него проходит дорожка, построенная для удобного обзора на Дорогу Троллей и долину:
13.

Вот какие виды открываются с этой площадки:
14.

15.

16.

А чуть далее та самая площадка, нависающая над пропастью, откуда самый лучший обзор на Дорогу Троллей сверху:
17.

И тот самый вид. В этом кадре поместился почти весь серпантин Дороги Троллей, все ее 11 крутых поворотов:
18.

Насколько крутых? Сами посмотрите:
19.

Обожаю такие дороги:
20.

Они меня гипнотизируют:
21.

Мост над водопадом и парковка, где мы стояли недавно:
22.

Возвращаемся к машине. Тут есть еще одна площадка, нависающая над бурными водами водопада у самого его начала:
23.

А почти лунный пейзаж напоминает нам, что мы в северных широтах. Чтобы увидеть подобное в Альпах, нужно подняться на высоту минимум 2500 метров:
24.

Хотя Альпы Альпами, но у норвежских ландшафтов свой, особенный, суровый шарм. Об этом мы еще поговорим, когда я созрею для фотоотчета из района Нордкапа.
25.

Из статьи вы узнаете, что такое Тролльстиген, чем знаменита удивительная «трасса» и как добраться к Дороге троллей в Норвегии.

«Лестница троллей» (или как говорится в некоторых источниках «Дорога троллей») — популярная туристическая дорога и одно из самых запоминающихся и посещаемых мест в Норвегии. Сами норвежцы называют ее Тролльстиген. Протянувшись среди величественных гор Бископ, Конген, Дроннинген, в регионе Вестланн, узкий серпантин, состоящий из 11 резких поворотов, является ответвлением национальной дороги RV63.

Дорога троллей на карте Норвегии

Официальный адрес: 6300 Åndalsnes, Норвегия

Тролльстиген - немного истории

Строительство дороги Тролльстиген длилось 8 лет, и было начато по приказу короля Хокона VII. План прокладки маршрута через горы был разработан инженером Нильсом Ховденаку. И хотя уже к 1913 году дорога была завершена, у него появились еще более грандиозные планы, согласно которым автомобильная дорога должна была соединять долины Валльдален и Румсдален, поэтому обустройство решили продолжить.

И-за короткого лета, камнепадов и снежных лавин работы затянулись. Открыли «Лестницу троллей» в июле 1936 года, и с тех пор этот извилистый горный серпантин, поднимающийся на высоту в 858 метров, является важным туристическим маршрутом, привлекающим множество путешественников.

Лестница троллей - как добраться

Национальная дорога Тролльстиген, соединяющая норвежские города Валлдал и Ондалснес, протянулась от озера Лангватне, которое располагается в горах Стрюнефьелль, до самого моста Согге в губернии Румсдал. Если начинать поездку из Осло, то нужно следовать по трассе E136 через долину Румсдаль до города Ондалснес. Отсюда можно сесть на туристический автобус, ведущий прямо к «Лестнице троллей». Если же путешествие начинается с севера, например, из Тронхейма, то нужно доехать до Ондалснеса, свернуть на трассу RV63, которая приведет к мосту Согге.

Существует еще несколько вариантов маршрута, но все так или иначе ведут к городу Ондалснес, который является отправной точкой в поездке по «Дороге троллей». Ехать по ней приятнее на автомобиле, но путешествовать можно и на рейсовом автобусе.

Видео: туристический автобус на Дороге троллей

Удивительная съемка, сделанная со смотровой площадки Тролльстигена. Лайфхак для всех водителей туристических автобусов на Лестнице троллей (и для пассажиров заодно):

Подобно многим дорогам в Норвегии, «Лестница троллей» является гармоничным сочетанием природы и инженерной мысли. Отправляясь по ней в путешествие по красивейшим норвежским ландшафтам, невольно вспоминаются живописные пейзажи, описанные в легендарном романе Дж. Р. Р. Толкина. Высокие горные массивы, окутанные туманом, долины, поросшие буйной зеленью, причудливые каменные глыбы на каждом шагу, хрустальные водопады, шум которых слышен издалека и, конечно же, тропа, уходящая вдаль.

Вот такая она, Лестница троллей! (Тролльстиген, Норвегия)

Несколько интересных фактов о «Лестнице троллей»:

  • В некоторых местах Дорога троллей проходит под уклоном в 9% , что еще больше подчеркивает ее уникальность.
  • Как и многие горные трассы, Тролльстиген имеет очень узкие участки, ширина которых не превышает 3,3 метра . В таких местах запрещается проезжать на транспортном средстве, длиной более 12,4 метров. Большинство туристических автобусов «вписываются» в этот лимит. Но развлечение, прямо скажем, не для впечатлительных. Очень страшно - местами 😉
  • Всего у Тролльстиген 11 серпантинных поворотов , а потому путешествие по ней оказывается еще и довольно затяжным;
  • Из-за суровых погодных условий региона Вестланн Лестницу троллей закрывают в октябре . Побывать здесь, как правило, можно уже в мае, но даты открытия и закрытия Тролльстиген зависят от снежного покрова в горах.
  • Вдоль всей дороги для удобства туристов установлены специальные , где можно припарковать автомобиль и насладиться окрестными видами. Панорама Тролльстигена - еще один повод побывать здесь.

Приятным пунктом путешествия станет пикник, который можно устроить в зоне отдыха - они оборудованы в нескольких местах Лестницы троллей. Вот так норвежцы заботятся о туристах 🙂

Как выглядит туристический центр Тролльстигена?

На территории турцентра есть кафе Trollstigen Kafe, где можно перекусить, если у вас нет запасов еды для экспресс-пикника на Лестнице троллей. Вкусно и не слишком дорого!

Как делаются все эти панорамные снимки на Лестнице троллей?

А вот так! Лестница к смотровой площадке Тролльстигена

Тролли для Норвегии - это больше, чем медведи для России. Это национальный символ. Оно и понятно - где же ещё водиться троллям, как не в стране с таким количеством причудливых скал и гор. Смотришь на них и поневоле начинаешь верить, что это гигантские существа, не успевшие до восхода солнца спрятаться в пещеры и потому превратившиеся в камень.

Лестница троллей или Дорога троллей - это одно из самых интересных сооружений в Норвегии. Ещё в 19 веке жители долины Валльдален мечтали о том, чтобы у них была дорога, ведущая в другую долину, Румсдален, в которой действовала ярмарка, одна из крупнейших в регионе. Однако между двумя долинами лежали неприступные горы, и сообщаться можно было только в обход, а это более полутора сотен километров.

В конце 19 века стали проводить инженерные изыскания на тему того, нельзя ли построить дорогу напрямую через горы, хотя на первый взгляд было очевидно, что это невозможно - слишком уж крутым был подъём, изрезанный к тому же горными реками и водопадами. В 1894 году один из инженеров предложил возможный маршрут дороги, однако его начальству он показался слишком авантюрным, и они отправили проект на дополнительное обследование, которое продлилось ещё два года. После подтверждения возможности постройки такой дороги прошло ещё 40 лет до того момента, как все работы были завершены - дорогу торжественно открыли лишь в 1936 году.

Норвежский король Хокон VII лично принимал окончание работ. Его попросили дать название дороге, и король нарёк её "Тролльстигвеген", то есть "Дорога Лестница Троллей".

Это долина Румсдален, зажатая между горными хребтами. Именно по ней мы подъехали к Лестнице троллей:

Перед самым подъёмом есть небольшая стоянка для того, чтобы люди перевели дух и полюбовались на то, что им сейчас предстоит. Практически все стоят, задрав головы, и разглядывают головокружительный подъём:

Знаменитый дорожный знак "Осторожно! Тролли!" перед въездом на Лестницу:

Шлагбаум, перегораживающий проезд. Дорога троллей открыта достаточно короткое время - с мая по октябрь. В другое время года она смертельно опасна, поэтому её закрывают.

А вот и сама Лестница, точнее её первая часть. Сначала дорога в несколько витков карабкается примерно до середины горы.

Потом доходит до узенького мостика, переброшенного через бурный горный поток Стигфоссен, который обрывается 180-метровым водопадом:

За мостиком она делает ещё несколько петель, преодолевая вторую половину горы. Всего за этот подъём дорога делает 11 крутых поворотов и поднимается на 858 метров. При этом во многих местах ширина пути составляет всего 3,3 метра, поэтому разъезжаются встречные машины с трудом - одна прижимается почти влотную к скале, другая - нависая над пропастью. Из-за этого проезд по Лестнице запрещён транспорту длиннее 12 метров, однако более короткие автобусы и трейлеры всё-таки прутся на эту дорогу, подчас вызывая целые заторы.

Везде даются предупреждения, что эта дорога - только для опытных водителей. Я проехал её без особых проблем, хотя девчонки охали и ахали, когда прямо за окном машины начиналась пропасть.

Интересных ощущений добавляет и то, что трасса не огорожена какими-либо современными барьерами - по бокам, обозначая конец дорожного полотна, многие десятилетия стоят лишь крупные булыжники. Если машина сорвётся, то эти камушки, конечно, её не удержат. Кстати, такие дорожные ограждения исторически приняты на многих горных дорогах Норвегии.

Вот, наконец, мы поднялись наверх, можно остановиться, перевести дух и разглядеть Лестницу Троллей во всём великолепии. К сожалению, даже панорама не даёт полного представления о том, как это всё выглядит сверху. С вершин, грохоча, несутся несколько водопадов, которые в итоге сливаются в один поток и превращаются в речку, текущую по долине. А от петель дороги и букашек-машин, вертящихся по ним, испытываешь головокружение.

Вот, смотрите - дорога идёт из долины (там виднеется стоянка, откуда я делал фотографии снизу), потом начинает петлять, поднимаясь в гору, доходит до мостика - и дальше ещё в несколько крутых петель забирается до того уровня, откуда сделана фотография:

До самых вершин дорога, конечно, не идёт - незачем. Она продолжается дальше по горному плато. Однако вершины видны очень хорошо, они называются "Котлы троллей":

Вот Наташа пытается столкнуть огромный булыжник вниз, на дорогу. :-) Обратите внимание на треугольные тени внизу - это тени "Котлов троллей".

А здесь Наташа сидит у небольшого каменного очага и столика троллят. На заднем плане виден один из "Котлов".

Долина остаётся позади и далеко внизу. Слева - "Котлы":

Здесь дорога уже совершенно не опасна - мы набрали высоту и дальше движемся по горному плато:

Деревья здесь не растут, мы вновь поднялись до тундры. Ощутимо похолодало.

Сине-зелёные озёра натекают из снега. Который к концу июля так и не успел полностью расстаять.

Верите ли вы в троллей, этих безобразных существ из скандинавской мифологии? В поисках подтверждения реальности их существования отправимся в заснеженные горы Норвегии. А точнее, на протянувшуюся среди них Лестницу троллей.

Небольшое углубление в норвежскую мифологию позволит лучше раскрыть образ этих загадочных существ и сделать вывод о том, стоит ли вообще игра свеч или же лучше избегать любой возможной встречи с ними. Тролли – важные персоны не только в Норвегии, но и во всей скандинавской мифологии вообще. Упоминание о них отмечено в Швеции и Исландии, но в последнем случае их принято называть третлями.

В вопросе о происхождении троллей мы неизбежно наталкиваемся на суровые исторические факты: после того, как сохранявший девственность территории ледник начал свое движение на восток, освобождая место для первых поселений людей, высокие горы, тяжелые условия и зловеще пенящееся море сыграли с человеческим воображением злую шутку, и люди придумали себе вечно досаждающих иллюзорных врагов – троллей.

Фото: bubblegothinspired.blogspot.com

Придумали? Иллюзорных? Вы правильно подметили: отраженная выше точка зрения есть ни что иное, как взгляд умудренного прогрессом рационалиста, далекого от веры в сверхъестественные силы в целом и живущих среди гор безобразных великанов в частности. Однако присутствует и другая позиция, намного более романтичная и привлекательная. Согласно ей, тролли были единственными живыми существами среди покрытых многолетними льдами гор. Появление на их территории людей вызвало определенное движение в рядах троллей, и они стали активно вторгаться в частную жизнь первых человеческих поселений.

Фото: use-it.unginfo.oslo.no

Это и есть типичный норвежский тролль: отдаленно напоминающая пень голова с растущей на ней травой, усеянный отвратительным бородавками большой мясистый нос, хитрые и прищуренные глаза – всем своим видом, тролль выражает если и не саму опасность, то как минимум скорое ее приближение.

Тролли всегда волновали умы творчески мыслящих людей. Выдающийся норвежский писатель и драматург Генрих Ибсен сделал тролля частью галереи персонажей в одном из самых известных своих произведений – «Пер Гюнт». В образе милых и дорогих сердцу каждого ребенка мумий-троллей легко читаются внешние черты типичных норвежских троллей, но у Туве Янссон они значительно уменьшились в размерах и окончательно встали на сторону добра.

Волнуют умы людей искусства эти необычные существа и поныне. Так, современный финский писатель Олаф Куртен сделал троллей частью своей фантастической вселенной, отводя им чрезвычайно важное место еще в эпоху первобытных людей. Многие голливудские и не только кинематографисты, уставшие от потока однообразных злодеев в растиражированных ужастиках, пытаются напугать зрителя новыми зловещими образами, и тролли как нельзя лучше годятся на эту роль. Фильм норвежского режиссера Андре Овредала «Охотники на троллей (Trolljegeren)» в доступной каждому занимательной форме рассказывает о вполне возможном существовании великанов на самом севере Норвегии, где нога человека если и касается земли, то принадлежит, очевидно, какому-нибудь неисправимому энтузиасту-исследователю.

Если все вышеперечисленное вас не отпугнуло, и вы все еще полны желания ступить на Лестницу троллей, то вот вам точные пространственно-временные координаты: теплое время года, а именно – с мая по октябрь; губерния Мёре-ог-Ромсдал региона Вестланн; внушительный участок национальной дороги RV63 (более 106 километров, 11 действительно опасных поворотов). Именно в это время скромное местечко на юго-западе Норвегии пробуждается от зимней спячки и любезно открывает свои условные двери перед каждым туристом, решившим удовлетворить свое любопытство по поводу присутствия/отсутствия тут настоящих троллей.

Фото: thebkspecial.blogspot.com

Все, как известно, с чего-то да начинается – и проложенная между городами Ондалснес и Валлдал дорога являет собой пример сложнейшего технического решения, воплощенного в жизнь для осуществления оптимальной торговой коммуникации и реализации всего туристического потенциала уникального в плане рельефа региона. Идея пришла в голову чиновникам еще более ста лет назад, но конкретно за строительство взялись лишь в 1928 году, после того, как был решен вопрос с выделением немалых средств и приведена в порядок документация по объекту. Формально дорога проходила через крутой перевал с внушительным плато, что серьезно усложняло работу строителям, а тяжелые погодные условия, в которых им приходилось возводить объект, вкупе с постоянным риском для жизни из-за угрозы камнепада отпугивали даже видавших виды мастеров. Тем не менее, Лестница троллей была построена за восемь с небольшим лет – в 1936 году состоялось торжественное открытие дороги.

Название объект получил от самого короля Норвегии Хокона VII, подписавшего акт о сдаче участка и присвоившего тому говорящее название – Лестница троллей (Троллстиген). Эта дорога являет собой настоящий инженерный шедевр, плод работы нетривиальной дизайнерской мысли и создана, казалось бы, на века. Но это ничуть не мешает инженерам в последнее время расширять дорогу и устанавливать на ней дополнительные элементы защиты. Так, несмотря на то, что технически по дороге может проехать машина длиной более 13 метров, фактически проезд разрешен только для транспорта не более 12,4 метра длиной.

Как уже было отмечено выше, если вы желаете насладиться всеми красотами Тролльстиген, следует спланировать свой визит таким образом, чтобы он попал во временной промежуток с конца мая по начало октября. В другой период дорога представляет реальную угрозу для жизни и потому засыпается снегом для исключения различного рода эксцессов.

Настоящим украшением Тролльстиген является водопад Стигфоссен. С высоты более 180 метров обрушиваются массивные потоки воды, создавая неповторимое ощущение вечного движения. Венчает эту красоту элегантный мост, раскинувшийся посреди дороги.

С высоты птичьего полета эта дорога напоминает невероятно крутой и опасный серпантин, по которому хочется от всей души прокатиться, нажав педаль газа до упора. Но на деле всех любителей покуражиться на дороге ждет жестокое разочарование: высокий автотрафик в разгар сезона (до 2500 автомобилей в день) и ограничение по скорости до 80 километров в час выбросу адреналина в кровь никак не способствуют. Да и какой смысл гнать, если перед тобой открываются виды такой магической красоты, что впору поднимать упавшую куда-то в салон автомобиля нижнюю челюсть.

Тем не менее, находятся такие смельчаки, для которых Дорога троллей представляет собой реальный вызов: речь идет о мотоциклистах. Местные байкеры регулярно устраивают многодневные заезды по объекту, бросая вызов природе, Богу и, очевидно, троллям.

Однако чаще всего наблюдается следующая картина: машина аккуратно припаркована на специальной площадке, а приехавшие на ней люди любуются открывающимся природным великолепием и сражаются от души со светящим во все четыре стороны солнцем. Особый шик – момент, когда его огненный диск медленно скрывается за перевалом. Невероятная красота с острым привкусом романтики!

Помимо своих естественных красот Тролльстиген может предложить туристам отлично налаженную инфраструктуру: на плато в изобилии представлены различные автокемпинги, кафешки, небольшие сувенирные магазинчики, трейлы для катания на велосипедах и прочие развлечения, помогающие скрасить досуг гостей Лестницы троллей и сделать их путешествие действительно запоминающимся и увлекательным.

Фото: nonsprecareiltuotempo.blogspot.com

Одна из примечательностей Лестницы – смотровая площадка Aurland Look: с высоты в 600 метров открывается шикарный вид на один из красивейших фьордов Норвегии. Сама площадка являет собой настоящее дизайнерское откровение: исполнение в виде деревянной горки, круто уходящей вниз, вкупе с практически незаметным стеклом рождает иллюзию уходящей из-под ног реальности.

Глядя на эти венчающие горный серпантин вершины, носящие имена Король, Дроннинген (Королева) и Бископ (Епископ), невольно проникаешься характерным нордическим спокойствием и ощущаешь пронесенное сквозь время величие монархической традиции. Высшая точка перевала Тролльстиген называется Стигрёре. Высота 858 метров над уровнем моря вызывает если и не шок, то, по крайней мере, серьезное уважение.

Некоторые пейзажи настолько совершенны, что любое вмешательство человека кажется грубым и ненужным варварским актом. В такие минуты и приходишь к мысли о том, что реальные хозяева здесь не люди, а как раз те самые тролли, прячущиеся где-то за перевалом либо на заснеженных горных вершинах.

Кстати, о троллях. О них здесь напоминают вот такие симпатичные таблички «Осторожно, тролли!» на манер привычных нам дорожных знаков. На вопрос местным жителям о том, видели ли они когда-нибудь хоть отдаленно напоминающего известного персонажа норвежской мифологии, следуют чаще всего скупые и толком ничего не проясняющие ответы, за которыми стоит некоторое подобие пиетета к этим обитателям горных вершин. И хотя присутствие троллей на Лестнице зафиксировано не было, никто из гостей этого уникального туристического объекта не остался разочарованным. Глядя на такую захватывающую дух красоту, как-то забываешь о безобразных мифологических хулиганах напрочь. И кто знает, быть может, это и к лучшему?

Ле́стница тро́ллей (норв. Trollstigen, в русских источниках также распространено название Дорога троллей) - одно из самых популярных и посещаемых туристических мест в Норвегии. Находится в северной части западной Норвегии (Вестланн).

Описание

Лестница троллей является частью норвежской национальной дороги RV63, соединяющей города Ондалснес (норв. Åndalsnes) в коммуне Рёума и Валлдал (норв. Valldal) в коммуне Нурдал в фюльке Мёре-ог-Ромсдал. Дорога была открыта королём Хоконом VII 31 июля 1936 года, после 8 лет строительства. Даже в наши дни Лестница троллей может служить примером инженерного и конструкторского искусства. Дорога во время подъёма делает 11 резких поворотов, высота подъёма иногда составляет 9 %. Примерно на середине подъёма находится мост через водопад Стигфоссен (норв. Stigfossen). Местами ширина дороги не превышает 3,3 метра, поэтому проезд машин, длина которых больше, чем 12,4 метра, запрещён. В осенне-зимний период Лестница троллей закрыта для проезда. Обычно этот участок дороги открывается во второй половине мая и закрывается в октябре, но в зависимости от погодных условий эти даты могут сдвигаться. Летом 2005 года на дороге были проведены ремонтные работы, в ходе которых на защиту от камнепадов и обеспечение безопасности автомобилистов было истрачено около 16 млн норвежских крон. На самой вершине (858 метров над уровнем моря) есть большая парковка и множество сувенирных магазинчиков. В нескольких минутах ходьбы от парковки расположена обзорная площадка, с которой открывается вид на петляющую Лестницу троллей и на водопад Стигфоссен, высота которого составляет 180 метров.

История строительства

В период с 1533 по 1875 гг. на Девольде в Румсдалене существовала румсдальская ярмарка. Она стала главной причиной, по которой жители долины Валльдален захотели иметь более удобное сообщение через Трольстиген. Население Румсдалена также было заинтересовано в строительстве дороги в Валльдален. В 1891 году было проложено 8 км дороги от Веблунгснеса до Квернбруа в Истердалене. Далее она шла к Кнутсетеру, находящемуся в глубине долины. В том же году власти уезда Нордаль и Грюттен договорились об обращении к амтману с просьбой о разработке плана и строительстве дороги через горы. Глава амта принял в 1893 году решение обратиться в Строительное ведомство с ходатайством о рассмотрении возможности строительства и составлении сметы его стоимости. Директор ведомства Краг поручил инженеру Нильсу Ховденаку (норв. Nils Hovdenak) разработать план прокладки дороги через горы. Летом 1894 года Ховденак обследовал всю местность между Эвстестёлем (норв. Øvstestøl) и Кнутсетером. По его мнению, дорогу стоило строить от Эвстестёля до Стигфьелльрёры, поскольку впоследствии она могла стать автомобильным шоссе. Однако на участке Стиген строительство автомобильной дороги обошлось бы слишком дорого. Впрочем, участок вполне годился для постройки тропы для передвижения людей с лошадьми. Директор Краг не поверил в возможность автомобильной дороги через Тролльстиген…