Рашид мурсекаев и его супруга биография. Владельцы «ВИМ-Авиа» покинули Россию. Татарстан пошел навстречу

Родился в 1965 году, Барнаул, Алтайский край, РСФСР, СССР)

В 1990-х годах совместно с бизнес-партнером Сергеем Недорослевым занимался поставками ширпотреба и продуктов питания из стран Азии в счет долгов за российское оружие и авиатехнику.

«Темы»

«Новости»

Совладельца «ВИМ-Авиа» заочно арестовали

По решению Басманного суда Рашид Мурсекаев должен быть отправлен под стражу на два месяца после задержания

Долги Мурсекаевых тянут к земле

10 миллиардов, в которые оценивается кредиторская задолженность «Вим-Авиа», надо как-то возвращать. Одним из шагов в этом направлении стал арест имущества должника: 10 ноября Арбитражный суд Москвы удовлетворил ходатайство банка «Авангард», который подал иск к проблемной авиакомпании на 130,6 миллиона рублей.

В перечне арестованного имущества значатся 459 «номенклатурных изделий» – частей конструкций и оборудования авиалайнеров, а также 156 спасательных жилетов и 197 трикотажных дамских кардиганов – очевидно, раньше в них щеголяли стюардессы. Предварительные слушания по иску банка к «Вим-Авиа» назначены на 6 декабря.

Арестованы зарубежные активы совладельца авиакомпании «ВИМ-авиа»

Суд в Ирландии арестовал активы совладельца «ВИМ-Авиа»

В Ирландии был наложен временный арест на три компании, связанные с совладельцем «ВИМ-Авиа» Рашидом Мурсекаевым. Он покинул Россию после появления претензий правоохранительных органов к руководству компании

Юлия Латынина: Бизнес как преступление

26 сентября 2017 года обанкротилась небольшая российская авиакомпания «ВИМ-авиа», которая имела 29 самолетов и перевезла в 2016 году около 2 млн человек. Владельцем ее был Рашид Мурсекаев. В результате банкротства «ВИМ-авиа» в аэропортах застряли около 16 тыс. человек.

Следствие задержало гендиректора «ВИМ-Авиа». Владелец уехал из России

Следственный комитет России сообщил о задержании генерального директора авиакомпании «ВИМ-Авиа» Александра Кочнева и бухгалтера компании Екатерины Пантелеевой. Также ведомство подтвердило, что совладельцы «ВИМ-Авиа» Рашид и Светлана Мурсекаевы уехали из России.

До этого некоторые СМИ сообщали, что Рашид Мурсекаев вопреки сообщениям об отъезде из России находится на допросе в Москве, однако в итоге эта информация не подтвердилась. Также сообщалось, что ночью прошли обыски у ключевых сотрудников авиакомпании.

Совладелец «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев находится на допросе в Следственном комитете

Ранее Мурсекаев рассказывал о проблемах, которые появились у авиакомпании, выразив надежду, что ей будет оказана помощь со стороны государства.

«Нестандартный авиационный менеджер»: who is mr. Рашид Мурсекаев?

Владелец «ВИМ-Авиа», в 1990-х годах начинавший дело со скупки чужих долгов, погорел на собственных

«Не думаю, что он куда-либо сбежал. Это не тот человек», - говорят об амбициозном бизнесмене в Татарстане. Сегодня, после жесткого выговора Путина кураторам авиаотрасли, следком РФ арестовал руководство «ВИМ-Авиа» и объявил, что Мурсекаев с женой уже покинул Россию. «БИЗНЕС Online» узнал, какой путь прошел барнаульский бизнесмен, чуть было не развернувший грузоперевозки в РТ, и как он запомнился коллегам виртуозной покупкой «Руслана» и удачными бегствами от банкротств.

Руководитель Росавиации рассказал о вероятном отъезде владельца «ВИМ-авиа» из России

Правоохранительные органы не могут связаться с совладельцем «ВИМ-авиа» Рашидом Мурсекаевым. Руководитель Росавиации Александр Нерадько предположил, что предпринимателя уже нет на территории России. По его словам, собственник авиакомпании был приглашен на совещание по сложившейся вокруг компании ситуации. На заседание он не пришел. Об этом Нерадько заявил во время выступления в Госдуме.

Кризис «ВИМ-Авиа»

Владелец авиакомпании «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев покинул Россию, сообщают источники российских информагентств. По некоторым данным, он мог направиться в Стамбул. О том, что Мурсекаев возможно улетел за границу, заявил и глава Росавиации Александр Нерадько. Выступая в Госдуме в среду, он рассказал, что собственник авиакомпании перестал выходить на связь.

Владельцы «ВИМ-Авиа» покинули Россию

Владельцы приостановившей полеты «ВИМ-Авиа» Рашид и Светлана Мурсекаевы покинули Россию

Владельцы авиакомпании «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев и его жена Светлана, по данным РБК, улетели за рубеж.

«Мурсекаев с семьей покинул страну. Они улетели утром в Стамбул», - сказал источник РБК, знакомый с ситуацией. Другой источник РБК говорит, что Мурсекаевы вылетели накануне - с 18:00 до 19:00 вторника 26 сентября из Шереметьево. Ранее сегодня источник «Интерфакса» сообщил, что владелец «ВИМ-Авиа» покинул Россию 26 сентября.

Хоровод денег. Как семья владельца «ВИМ-авиа» сбрасывала активы перед крахом

Консалтинговую фирму Рашида Мурсекаева за месяц до краха авиабизнеса обанкротил его знакомый Сергей Галан, а дочь Мурсекаева продала Галану свою топливную компанию.

Следователи по делу «ВИМ-авиа» выясняют, как совладельцы довели авиакомпанию до краха и куда они могли спрятать активы и деньги. Не исключено, что Рашид Мурсекаев догадывался о скором крахе авиабизнеса и загодя выводил активы, в том числе через родственников и доверенных лиц. По одной из версий, деньги шли в Люксембург - там у зятя Мурсекаева (или у его полного тёзки) обнаружился офшор. А дочь Мурсекаева продала свою топливную фирму с миллиардными оборотами за несколько недель до коллапса «ВИМ-авиа». Месяцем раньше обанкротили фирму, которая создавалась для управления финансами перевозчика. В обоих историях участвовал давний деловой партнёр Мурсекаевых Сергей Галан.

«ВИМ-Авиа» становится бесхозной

Владельцы авиакомпании «ВИМ-Авиа» заявили о готовности отдать бизнес под внешнее управление из-за финансовых проблем. Росавиация обещает, что к вывозу пассажиров компании подключатся другие перевозчики, помощь «ВИМ-Авиа» могут оказать из резервного фонда агентства, но имеющихся там 50 млн руб. явно не хватит, а других источников средств пока нет. При этом СКР уже возбудил уголовное дело о мошенничестве в отношении менеджеров «ВИМ-Авиа»: в Следственном комитете считают, что авиакомпания продавала билеты, уже понимая, что денег на закупку топлива нет.

Оглушительный крах «ВИМ-Авиа»: где деньги?

«Бархатный» сезон для 40 тысяч российских туристов был продлен благодаря компании «ВИМ-Авиа». Всю неделю проблемы вокруг скандального перевозчика решали всем миром. Больше десяти тысяч путешественников уже доставили на родину, внутренние рейсы выполняют другие компании. Пусть и с многочасовыми задержками, но пассажиры возвращаются домой, передает корреспондент «МИР 24» Сергей Поляков.

ГЛАВА «ВИМ-АВИА» СБЕЖАЛ ИЗ РОССИИ ПРИХВАТИВ ЖЕНУ И ДЕНЬГИ…

Глава «ВИМ-авиа» сбежал из России прихватив жену и деньги авиакомпания «ВИМ-Авиа»Рашид МурсекаевРоссия Предприниматель Рашид Мурсекаев улетел от следствия в теплые края: по предварительной информации, владелец крупной авиакомпании вместе с семьей перебрался в Стамбул. Правоохранительные органы Российской Федерации уже несколько дней не могут.

Интерфакс: совладелец «ВИМ-Авиа» Мурсекаев покинул страну

Совладелец компании «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев уехал из России, связи с ним нет с самого утра 27 сентября. Об этом сообщает Интерфакс со ссылкой на собственные источники.

Нерадько припомнят все

Как и предполагало информагентство «Руспрес», коллапс «ВИМ-Авиа» стал причиной серьезных кадровых выводов относительно шефа Минтранса Максима Соколова, куратора транспортного направления Аркадия Дворковича и главы Росавиации Александра Нерадько. Генпрокуратура внесла представление министру транспорта Соколову, предложив рассмотреть вопрос о соответствии главы Росавиации Александра Нерадько и его заместителя Олега Клима занимаемым должностям, сообщает «Ъ». В Генпрокуратуре назвали проверки Росавиации «нерезультативными» и напомнили Минтрансу почти обо всех банкротствах крупных авиакомпаний в России в XXI веке. Сам Максим Соколов уже получил от президента предупреждение о неполном служебном соответствии.

Следы Мурсекаевых на просторах Лихтенштейна

Владельцы «ВИМ-Авиа» основательно готовились к бегству всей семьей

Не менее чем за месяц до краха «ВИМ-Авиа» семья его владельца Рашида Мурсекаева начала готовиться к бегству. Имущество продавалось или разными способами переписывалось на доверенных людей, деньги выводились за границу — но ни в министерстве, ни в силовых структурах этого упорно не замечали. По одной из версий, деньги шли в Люксембург - там у зятя Мурсекаева (или у его полного тёзки) обнаружился офшор. А дочь Мурсекаева продала свою топливную фирму с миллиардными оборотами за несколько недель до коллапса «ВИМ-авиа». Месяцем раньше обанкротили фирму, которая создавалась для управления финансами перевозчика. В обоих историях участвовал давний деловой партнёр Мурсекаевых Сергей Галан.

Владельцы прекратившей полеты ВИМ-авиа предпочли улететь подальше

Расхлебывать заваренное Рашидом Мурсекаевым будут Соколов, Нерадько и Дворкович

Уголовное дело, возбужденное по факту мошенничества менеджеров авиакомпании ВИМ-авиа не стало препятствием для ее владельцев Рашида Мурсекаева и его жены Светланы, которые во вторник вечером беспрепятственно покинули страну. Легкость, с которой удались убежать бизнесменам, оставившим после себя более 800 млн рублей долгов, свидетельствует о наличии серьезных покровителей в высших эшелонах власти, не заинтересованных в показаниях четы Мурсекаевых. Среди них могут оказаться и министр транспорта Максим Соколов, курирующий транспортное направление вице-премьер Аркадий Дворкович, и глава Росавиации Александр Нерадько.

Греф банкротит Мурсекаевых

Авиакомпания «ВИМ-Авиа», принадлежащая супругам Рашиду и Светлане Мурсекаевым, одна за другой отражает атаки кредиторов. Сначала суд отказался принять иск от ВТБ, теперь к судьям собирается обратиться Сбербанк, которому авиакомпания задолжала более 4,3 млрд руб. Единственное, что может сдержать алчных банкиров — это позиция Росавиации, которая требует перед возможным банкротством провести аудит авиаперевозчика.

Анатолий Мотылев смутил Германа Грефа

«Вим-авиа» задолжала Сбербанку 4,3 млрд руб., он подал на нее в суд. В конце января другой госбанк, ВТБ, обратился в суд с требованием обанкротить «Вим-авиа»: та не решает вопрос с долгами - но суд иска не принял. Осенью 2014 г. ВТБ выиграл иск о взыскании с авиакомпании $961 000 кредита.

Поручители по кредитам Сбербанка - бенефициары авиакомпании Рашид Мурсекаев и его жена Светлана; как утверждает сотрудник одного из банков - кредиторов «Вим-авиа», собственники не идут на контакты с кредиторами, в частности со Сбербанком. Ему об обращении Сбербанка в АСВ неизвестно.

Сотрудник пресс-службы компании «ВИМ-Авиа» Алена Панарина сообщила РБК, что передвижения собственников она не комментирует.

По данным «СПАРК-Интерфакса», Светлане Мурсекаевой принадлежит 99% «ВИМ-Авиа», Рашиду Мурсекаеву — 1% (ранее 20% авиакомпании принадлежало лихтенштейнскому «Геркулес Партнерс Фонду Близнецы-Близнецы II»).

25 сентября после массовых задержек рейсов «ВИМ-Авиа» и появившейся информации о том, что у авиакомпании нет средств для оплаты топлива, Мурсекаев признал, что «у авиакомпании сложилась сложная экономическая ситуация, оборотные средства закончились и финансирование заморожено». «Поскольку авиакомпания не может осуществлять полеты без дополнительного финансирования, изучаем возможности для введения внешнего антикризисного управления», — говорил в интервью «России 24» Мурсекаев.

В понедельник, 25 сентября, в отношении неназванных должностных лиц «ВИМ-Авиа» по ч. 4 ст. 159 УК России (мошенничество). Они подозреваются в том, что получили 1 млн руб. за счет реализации билетов, зная при этом, что денег для закупки топлива и выполнения рейсов у авиакомпании нет.

Вечером 27 сентября расследование в отношении должностных лиц «ВИМ-Авиа» по поручению главы Следственного комитета Александра Бастрыкина по расследованию особо важных дел.

Ситуация с «ВИМ-Авиа» в среду с членами правительства, которое проводил президент Владимир Путин. Глава государства выразил недоумение тем фактом, что авиакомпания, по словам чиновников, соответствует всем критериям, но при этом работать не может.

Рашид Мурсекаев в начале 1990-х годов занимался поставками продуктов питания из Азии в счет долгов за поставки российского оружия вместе с Сергеем Недорослевым (сейчас — председатель совета директоров группы компаний «Каскол»). Партнеры учредили компанию «Белуха», которая скупала акции оборонных и авиационных предприятий. Впоследствии Мурсекаев занялся самостоятельным бизнесом — консолидировал 68% акций Дальневосточного морского пароходства, которые в 2002 году продал Сергею Генералову за $60 млн. В 2002 году Мурсекаев стал партнером основателя «ВИМ-Авиа» — Виктора Меркулова, а в 2003 году выкупил у него 75% в авиаперевозчике. В 2003 году, как писал Forbes , Мурсекаев потратил на закупку 12 подержанных самолетов Boeing $160 млн.​

Авиакомпания «ВИМ-Авиа»

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» была создана в октябре 2002 года. Первые рейсы перевозчик осуществлял в основном на азиатском направлении (Вьетнам, Китай, Таиланд). Парк авиакомпании состоит из Boeing 777-300, 777-200, 767-300, 757-200 и Аirbus 319-111, 330-200. По данным ЕГРЮЛ, учредители ООО «ВИМ-Авиа» — Рашид (1%) и Светлана (99%) Мурсекаевы. Также они числятся учредителями признанного в июле 2017 года банкротом ПАО «Инвест Холдинг».

Финансовые показатели
В 2016 году компания показала чистую прибыль 89 млн руб. при выручке 17,174 млрд руб. Стоимость активов по состоянию на 31 декабря 2016 года составила 10,481 млрд руб., а чистый финансовый долг — 7,007 млрд руб. (источник: ГМЦ Росстата).

Объемы перевозок
По данным Росавиации, в 2016 году компания «ВИМ-Авиа» перевезла 2,076 млн пассажиров, показав прирост по этому показателю на 30% и заняв девятое место в отрасли. В самой компании такой рост связывали с введением в строй новых воздушных судов (четыре Boeing 737-500, два Boeing 767-300, шесть Boeing 777-200 и один Airbus A330-200). С января по август 2017 года количество перевезенных пассажиров продолжило расти по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — на 31,4%. Тем не менее компания опустилась на десятое место, пропустив вперед «Северный ветер».

Проблемы авиакомпании
В 2016 году у компании возникли проблемы с осуществлением пассажирских перевозок. «ВИМ-Авиа» допускала массовые многочасовые задержки рейсов. В июле 2016 года Росавиация предупредила «ВИМ-Авиа» о возможности ограничения сертификата эксплуатанта в связи с массовыми задержками и дала ей неделю на решение всех проблем. Пресс-секретарь перевозчика отмечала , что задержки были связаны с высоким сезоном и попыткой государственного переворота в Турции. На следующий день после вынесения предупреждения в компании заявили о стабилизации ситуации с перевозками и сообщили, что проблемы удалось решить благодаря вводу новых судов.

В 2017 году компания вновь столкнулась с проблемами, когда после задержек в начале июня несколько десятков рейсов было отменено. Представитель Ространснадзора тогда объяснил срыв чартерной программы задержками с ремонтом самолетов. Количество пострадавших из-за проблем «ВИМ-Авиа» в июне 2017 года оценивалось приблизительно в 30 тыс. человек. В итоге доля задержанных рейсов у авиакомпании в этом месяце составила 13,56%. В июле—августе проблемы остались : за июль доля задержанных рейсов составила 13,83%, а в августе — 19,45%. В сентябре авиакомпания задержала более 40% рейсов.​

В январе—сентябре 2017 года управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу провело в авиакомпании семь проверок, преимущественно по обращению граждан.

Сегодня сотрудники Следственного комитета России (СКР) задержали в качестве подозреваемых генерального директора «ВИМ-Авиа» Александра Кочнева и главного бухгалтера авиаперевозчика Екатерину Пантелееву. Им инкриминируется соучастие в мошенничестве, результатом которого стал крах компании. В течение дня следствие планирует предъявить задержанным обвинение и обратиться в суд с ходатайством об избрании им меры пресечения. Совладельцы «ВИМ-Авиа» Рашид и Светлана Мурсекаевы, по данным следствия, уехали за границу. Минтранс тем временем заявил о договоренности с аэропортами и топливными компаниями РФ по обслуживанию рейсов «ВИМ-Авиа», из-за проблем которой свыше 30 тыс. туристов остаются за границей. Перевозка пассажиров будет осуществляться до 15 октября включительно, после чего «ВИМ-Авиа» полностью прекратит работу. По мнению экспертов, к перевозкам придется подключать иностранные компании из-за отсутствия свободных бортов в России.


Задержания


Гендиректор «ВИМ-Авиа» Александр Кочнев и главный бухгалтер компании Екатерина Пантелеева были доставлены на допрос в СКР сегодня утром. Для господина Кочнева это уже второй визит к следователям: накануне его допросили в качестве свидетеля. На этот раз он имел другой процессуальный статус - подозреваемого по делу об особо крупном мошенничестве со средствами пассажиров авиакомпании (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Завтра господину Кочневу и госпоже Пантелеевой будет предъявлено официальное обвинение, а затем следствие обратится в суд с ходатайством об избрании им меры пресечения. Сколько времени продлятся допросы подозреваемых, правоохранители пока сказать затрудняются.

Адвокат гендиректора компании «ВИМ-Авиа» в эфире “Ъ FM”:

В любом случае, в настоящий момент обвинение не конкретизировано, и для Александра Кочнева оно выглядит несколько даже абсурдным и удивительным. Потому что, согласно его объяснениям, ситуация произошла из-за временных финансовых затруднений, из-за временного кассового разрыва, и при прочих равных она была достаточно штатной - просто не было получено своевременное финансирование в определенный отрезок времени.

Как сообщила официальный представитель СКР Светлана Петренко, совладельцы «ВИМ-Авиа» Рашид и Светлана Мурсекаевы «поспешно покинули страну, по имеющейся у следствия информации, они находятся за границей, принимаются меры к установлению их местонахождения».

Фото: Григорий Собченко, Коммерсантъ

По словам источника «Интерфакса», супруги Светлана и Рашид Мурсекаевы могут быть объявлены в международный розыск, так как следствие собирается добиться их заочного ареста.

Перевозки


В ночь на четверг Минтранс сообщил о проведении заседания оперативного штаба по организации перевозок пассажиров «ВИМ-Авиа», в котором приняли участие представители Росавиации, авиакомпаний «Сибирь» и самой «ВИМ-Авиа». Дистанционно Минтранс договорился об обслуживании рейсов «ВИМ-Авиа» с российскими аэропортами и топливозаправочными компаниями. В частности, Домодедово выпустит пять самолетов авиакомпании, остановленных аэропортом за долги, во Внуково, откуда они направятся в Анталью, чтобы забрать около 2 тыс. пассажиров в Москву. Должны быть выполнены регулярные рейсы из Внуково в Благовещенск, Краснодар и Симферополь, а также из Анадыря в Москву, готовится к вылету регулярный рейс из Пулково в Пекин и обратно. Сегодня Red Wings должна выполнить чартерную перевозку пассажиров «ВИМ-Авиа» из Римини в Москву.

Минтранс заявил, что практически завершена разработка плана по перевозке пассажиров регулярных рейсов «ВИМ-Авиа». Перевозка будет осуществляться вплоть до 15 октября, а с 16 октября прекратится. «Пассажирам с датой выполнения регулярного рейса с 16 октября и далее рекомендуется для возврата денежных средств сдавать билеты по месту их приобретения»,- говорится в сообщении Министерства транспорта. Очередное заседание штаба должно было пройти сегодня в девять утра, но его итоги пока не оглашаются. Заседания оперативного штаба по организации перевозок пассажиров «ВИМ-Авиа» будут проходить до полного разрешения ситуации дважды в день.

Политолог Павел Святенков в эфире “Ъ FM”:

Для начала - добиться возвращения российских граждан из-за границы, потому что это, судя по всему, основная проблема, которая вызвала раздражение со стороны главы государства. Понятно, что то, что сейчас происходит, - это полноценный кризис, министерство и курирующий данное министерство вице-премьер несут за это свою долю ответственности.

В Ростуризме ранее говорили, что на рейсы «ВИМ-Авиа» до конца октября продано 196,6 тыс. билетов, за рубежом находятся 38,9 тыс. туристов. В Ассоциации туроператоров России приводили схожую цифру: по ее данным, за рубежом находятся около 30 тыс. клиентов туроператоров, которые не могут вернуться с отдыха из-за проблем «ВИМ-Авиа».

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина заявила «Интерфаксу» , что «стоимость вывоза туристов только четырех из восьми пострадавших туроператоров составит не менее 600 млн руб.». «Есть консолидаторы, готовые заплатить такие суммы. Но проблема с вывозом туристов "ВИМ-Авиа" не только финансовая, не менее острый вопрос - отсутствие в России свободных бортов. Найти их сейчас можно только на зарубежном рынке, в частности турецком»,- заявила госпожа Тюрина. По ее мнению, подключение иностранных перевозчиков станет реальным решением проблемы: «В России их столько не найти, а направлять за туристами самолеты "ВИМ-Авиа" не имеет смысла - они могут быть задержаны в Турции за долги, так что эти деньги вообще пропадут».

26 сентября Мосстройэкономбанк в лице конкурсного управляющего - Агентства по страхованию вкладов (АСВ) - подал в Арбитражный суд Татарстана, где с весны 2016 года зарегистрирована «ВИМ-Авиа», иск на сумму порядка 90 млн руб. о банкротстве авиакомпании. Однако сегодня, учитывая возникшую социальную напряженность, АСВ отозвало иск до определения позиции правительства. Как заявил замминистра Алексей Моисеев, в Минфине реструктуризация долгов авиакомпании пока не обсуждалась.

Александр Александров; отдел бизнеса

ВИМ — Авиа — зеркало российского капитализма и российской власти.

О ситуации с авиакомпанией ВИМ-Авиа знают все.

Всё, как всегда. Сначала — откровенное мошенничество, потом — остановка деятельности, потом — побег владельцев заграницу.

Общий ущерб от этой шарашкиной конторы ещё не определён. Ранее сообщалось, что задолженность «ВИМ-Авиа» перед российскими аэропортами составляет более 660 млн рублей.

Но это только вершина айсберга. Также известно, что эта «компания» успела продать на свои рейсы 200 000 билетов в порядке предварительной продажи, прежде, чем благополучно сгинуть в неизвестность.

Владельцев-аферистов зовут Рашид и Светлана Мурсекаевы.

Примечательно тут то, что сам Рашид Купипродаев, будучи официальным хозяином компании, владел всего 1% акций. 99% было в руках его супружницы. Знакомая схема, не правда ли?

Я назвал этого Рашида Мурсекаева Рашидом Купипродаевым вовсе не из язвительности.

Рашид Мурсекаев. Фото «Коммерсант».

В его биографии действительно нет ничего, кроме торговли. Сначала — помидорами, потом акциями. Вот как о нём пишет «Росбизнесконсалтинг»:

«Рашид Мурсекаев в начале 1990-х годов занимался поставками продуктов питания из Азии в счет долгов за поставки российского оружия вместе с Сергеем Недорослевым (сейчас - председатель совета директоров группы компаний «Каскол»). Партнеры учредили компанию «Белуха», которая скупала акции оборонных и авиационных предприятий. Впоследствии Мурсекаев занялся самостоятельным бизнесом - консолидировал 68% акций Дальневосточного морского пароходства, которые в 2002 году продал Сергею Генералову за $60 млн. В 2002 году Мурсекаев стал партнером основателя «ВИМ-Авиа» - Виктора Меркулова, а в 2003 году выкупил у него 75% в авиаперевозчике. В 2003 году, как писал Forbes, Мурсекаев потратил на закупку 12 подержанных самолетов Boeing $160 млн.​

Сегодня десятки тысяч людей, по словам Президента Путина, в буквальном смысле рыдают в десятках аэропортов России и зарубежных стран, не имея возможности ни вылететь к месту назначения, ни вернуться домой, без денег, без крыши над головой и даже без глотка воды. Это действительно ужасно, особенно если представить себе на их месте себя самого с маленьким ребёнком или с пожилыми родителями.

Но речь тут не о моральных или материальных последствиях аварии с ВИМ-Авиа. Об этом уже достаточно сказано с экрана телевизора. Речь совсем о другом.

Прежде всего, мне хочется понять, каким образом Купипродаев ВООБЩЕ оказался допущен к руководству авиакомпанией?

Каким образом продуктовый барыга смог получить право на руководство авиационным бизнесом, исключительно трудным организационно, технологически и потому требующим и опыта, и специальных знаний?

Он — лётчик? Сотрудник авиационной отрасли в прошлом? У него есть образование или, хотя бы, практический опыт руководителя крупной транспортной компании?

Что у него было на момент получения этого разрешения, кроме помидорных капиталов?

Спешу сказать сразу, и это — принципиальный момент в этой истории. Как бы вам ни показалось странным, я лично склонен винить этого беглого Рашида меньше всего! Он — никто! Он — «Рашид Отпущения». Он обычный барыга, жадный и бессовестный, какие сотнями тысяч шныряют по нашим просторам в поисках лёгких денег.

Это и есть реальный капитализм! Для особо патриотичных сопляков повторю:

— Капитализм — это не система производства товаров или услуг! Капитализм — это система производства денег! Любым путём! Хоть в строительстве, хоть в бане, хоть в авиации и космонавтике! Хоть в Америке, хоть на Украине, хоть в Бурунди! Деньги — вот главная цель и ценность капитализма и его адептов .

Мы официально ввели капитализм. За что же винить беглого Рашида? Он всего лишь хотел заработать. И заработал. Моральная сторона вопроса — вторична. СССР кончился, а с ним вместе кончились и вопросы морального порядка. Остались вопросы юридического порядка. Но это уже не Рашид. Это совсем другие люди.

Этот вопрос надо адресовать тем, кто выдал ему разрешение на его деятельность. Судя по всему, это сделало министерство транспорта в лице Максима Соколова.

И вот тут возникают вопросы другого рода.

По словам Путина, г-н Максим Соколов в своё время докладывал ему, что ВИМ-Авиа вполне достойная компания и полностью соответствует требованиям.

Что имел в виду Соколов? Знал ли он, что

В 2016 году компания показала чистую прибыль 89 млн руб. при выручке 17,174 млрд руб. Стоимость активов по состоянию на 31 декабря 2016 года составила 10,481 млрд руб., а чистый финансовый долг - 7,007 млрд руб. (источник: ГМЦ Росстата).

http://www.rbc.ru/business/27/09/2017/59cbc0469a794740994e6c63

Если Соколов это знал, но скрыл от руководства страны, то он корыстный или полностью профнепригодный негодяй и должен отправиться под суд.

Если Соколов в момент выдачи сертификата эксплуатанта компании Рашида Купипродаева знал биографию этого фигуранта, знал, что ни бельмеса в авиации этот персик не смыслит и, тем не менее, разрешил ему работать, то он вновь корыстный или полностью профнепригодный негодяй и должен отправиться под суд.

Нет сомнений, что Соколов всё это знал. Потому что минтранспорта уже » строго предупреждало» ВИМ-Авиа больше года назад, в 2016 году:

В 2016 году у компании возникли проблемы с осуществлением пассажирских перевозок. «ВИМ-Авиа» допускала массовые многочасовые задержки рейсов. В июле 2016 года Росавиация предупредила «ВИМ-Авиа» о возможности ограничения сертификата эксплуатанта в связи с массовыми задержками и дала ей неделю на решение всех проблем.

http://www.rbc.ru/business/27/09/2017/59cbc0469a794740994e6c63

Т.е. то, что эта шайка-лейка дышит на ладан, было известно более года назад, когда нынешние рыдающие жертвы беглого Купипродаева ещё и в ус не дули и весело смеялись.

Вполне допускаю, что Путин мог не знать нюансов биографии Купипродаева. Не царское это дело.

Вполне допускаю, что министр Соколов не говорил президенту о «некоторых сложностях» с этим перевозчиком, хотя сам знал всё отлично.

Но я никак не допускаю, чтобы Путин не знал нюансов биографии самого Максима Соколова. Который имеет отношение к транспорту или авиации такое же, как и сам…Рашид Купипродаев.

В 1985 г. поступил на экономический факультет ЛГУ им. А. А. Жданова на отделение политической экономии. Активно занимался комсомольской работой, был комсоргом курса. В 1987-1989 гг. был вынужден прервать обучение для службы в рядах советской Армии. В 1991 году окончил с красным дипломом экономический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ).

В 1989-1991 годах обучался на юридическом факультете ЛГУ.

В 1991-1993 годах преподавал историю экономических учений и макроэкономику на экономическом факультете СПбГУ.

В 2008 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Развитие акционерного учредительства и фондового рынка в России: 1870-х - 1914 гг.». Согласно анализу Диссернет, кандидатская диссертация Соколова содержит масштабные недокументированные заимствования из двух кандидатских диссертаций.

Попал в золотую сотню кадрового резерва Президента Российской Федерации.

В период с 1994 по 1999 годы являлся генеральным директором ЗАО «Росси» (системы подглядывания и подслушивания)

С 1999 по 2004 годы был генеральным директором ООО «Корпорация С» (Ныне закрыто. Работало не то в системе строительства, не то в системе ликвидации провальных проектов)

Классическая биография либерального пустозвона, нахлебника и дармоеда, готового на любую работу, лишь бы быть поближе к деньгам и к начальству.

На мой взгляд — ничего! Он имеет точно такое же отношение к управлению транспортом вообще и авиацией в частности, как и Рашид Купипродаев. Да и биографии у них похожи друг на друга зеркально! Не видом деятельности, а уровнем некомпетентности!

Есть у лётчиков такое выражение: «Скорость принятия решения». Это та критическая скорость разбега самолёта, когда командир корабля ещё может отменить взлёт. Или продолжить разбег на свою ответственность и уже только взлетать.

И это будет уже не критическая, а закритическая скорость.

Уровень компетенции Рашида Купипродаева — закритический.

Уровень компетенции Соколова — такой же.

Им обоим не надо было взлетать. Но оба взлетели. Купипродаев — по милости Соколова. А сам Соколов 21 мая 2012 года назначен Министром транспорта Российской Федерации (в составе Правительства Российской Федерации, сформированном Д. А. Медведевым).


В результате их взлёта на земле остались тысячи рыдающих людей.


А мы, опять выражаясь авиационным языком, продолжаем подъём и поднимаемся на новую высоту.

Медведев уж точно знал, кого именно он назначал министром. Люди с улицы министрами не становятся.

Значит, Медведев, зная биографию приятеля, назначал министра, исходя из собственных соображений о профессиональной компетенции.

Что касается профессиональной компетенции самого Медведева, то она уже давно — предмет весёлых шуток со слезами на глазах.


Многозначительное гуканье и угуканье премьер-министра есть предмет неиссякаемого вдохновения всех российских и не только российских юмористов.

Все они сходятся во мнении, что должность поселкового юрисконсульта была бы для Дмитрия Анатольевича абсолютным потолком, да и то лишь в случае согласия председателя колхоза.

При этом мы вовсе не хотим тут сказать, что г-н Медведев — дурак. Вовсе нет! Просто, назначая Соколова министром, он не думал о профессиональной компетенции Соколова. Он думал о более важных вещах — о личной преданности и личной благодарности за назначение.

Точно так же думал и Соколов, назначая Купипродаева авиатором.

И эта система работает, даже с учётом тысяч обманутых пассаажиров и сбежавшего Купипродаева.

Потому что, вместо того, чтобы арестовать Соколова прямо в его рабочем кабинете за лицензию для друга Рашида, Президент Путин пожурил министра и объявил ему «неполное служебное соответствие» в присутствии Медведева.

При этих словах элегантный, загорелый пластмассовый автоответчик в галстуке, как обычно, помалкивал и понимающе комично кивал с серьёзным выражением на премьер-министерской физиономии.


Медведев присутствовал на этом показательном разносе не случайно.

Вся эта схема, которую мы подробно расписываем, понятна Путину до последнего забытого в Задрищенске плачущего пассажира.

И, «сурово карая» плохого Соколова, Путин адресовался не только к нему. И был прав.


Но тут мы опять недоумеваем. Ведь Медведева тоже кто-то назначил на должность, и он не думал о компетенции Медведева. Он думал о более важных вещах — о личной преданности и личной благодарности за назначение.

Путин назначил Медведева, Медведев назначил Соколова, Соколов назначил Купипродаева, а вот бедный Купипродаев никого не назначил. Он оказался крайним в этой цепочке последовательных закритических профессиональных компетентностей.

Поэтому он в самом начале был назван нами как «Рашид Отпущения». И если будет пойман — сядет. Он, кстати, всё это понимал с самого начала. Потому быстро смекнул и сбежал.

Желающие могут самостоятельно, ещё раз проследить логику этого материала и найти в нём изъян. И, как ни в чём ни бывало, купить билет на рейс очередной ВИМ-Авиакомпании. Или путёвку в Тайланд у очередной «Ted Travel» или «Лабиринт».

Их у нас ещё много.

Как и очередных авиаторов Хабибуллиных, у которых дела идут примерно как и у Купипродаева.

Остальным я бы посоветовал летать самолётами Аэрофлота. У них хотя бы остался на эмблеме «Серп и Молот», как память о других принципах принятия решений.


Москва. 27 сентября. сайт - Совладелец компании "ВИМ-Авиа" Рашид Мурсекаев покинул Россию во вторник, 26 сентября, через аэропорт "Шереметьево", сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией.

"Мурсекаев покинул страну еще во вторник, улетел из "Шереметьево", - сказал собеседник агентства. Он не уточнил, в какую именно страну отправился совладелец обанкротившейся авиакомпании.

Ранее сообщалось, что правоохранительные органы с совладельцем компании "ВИМ-Авиа" Рашидом Мурсекаевым. "С самого утра не можем связаться с Мурсекаевым, его телефоны отключены", - сказал собеседник агентства.

Другой источник не исключил, что Мурсекаев покинул Россию. "По некоторым данным, он из "Внуково" улетел в Турцию, предположительно в Стамбул".

Собственник "ВИМ-Авиа" был приглашен на совещание по ситуации вокруг авиаперевозчика в среду утром, заявил глава Росавиации Александр Нерадько, выступая в Госдуме в среду.

"Вчера телеграммой собственник авиакомпании "ВИМ-Авиа" был приглашен сегодня в 8 часов на специальное совещание в связи с тем, что он давал обязательство из своих собственных средств сегодня произвести оплату текущих расходов для поддержания операционной деятельности в размере 50 млн руб. Собственник авиакомпании на совещание не явился, на телефонные звонки перестал отвечать, также перестал отвечать на звонки секретариат авиакомпании", - сказал он.

"Предполагаю, что его уже нет на территории РФ", - добавил позднее Нерадько, отвечая на вопросы депутатов.

Дело "ВИМ-Авиа"

Авиакомпания "ВИМ-Авиа" в понедельник, 25 сентября, выполнение всех чартерных рейсов из-за финансовых проблем и нехватки оборотных средств. Этому предшествовала рейсов в российских и зарубежных аэропортах, затронувшая тысячи пассажиров. До конца сезона авиакомпания должна была отправить на курорты и вернуть с них от 50 до 80 тыс. клиентов туроператоров. В общей сложности она продала билеты более чем 190 тыс. пассажирам.

В минувший понедельник в СКР сообщили "Интерфаксу" о возбуждении по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере), по факту хищения денежных средств пассажиров должностными лицами ООО "Авиакомпания "ВИМ-Авиа".

"Заведомо зная о том, что денежных средств авиакомпании недостаточно для закупки топлива, в том числе в аэропорту "Домодедово", не имея договоров на поставку топлива с иными поставщиками и не имея таким образом возможности выполнить обязательства по перевозке пассажиров, должностные лица продолжали реализовывать авиабилеты на рейсы, получив за это путем обмана денежные средства в размере свыше миллиона рублей", - рассказали в СКР.

Министр транспорта РФ Максим Соколов в свою очередь назвал господдержку авиакомпании, поскольку она "практически прекратила свою работу".

Регулярные рейсы "ВИМ-Авиа" другие российские авиакомпании, которым компенсируют затраты из бюджета, - это "Уральские авиалинии", i-Fly, Red Wings, Nordstar, "Икар", "Северный ветер" и "Якутия".