Указываются ли места в электронных авиабилетах. Расшифровка электронного билета на самолет. Ящик под сиденьем перед вами

Для некоторых путешествие самолетом – уже стрессовая ситуация, а если еще и место попадется неудачное, то полет превратится в кошмар. Чтобы этого не случилось, нужно научиться ориентироваться в салоне авиалайнера, и знать критерии выбора комфортного посадочного места.

Индивидуальный подход

Категории «лучшее из мест» в пассажирском авиалайнере не существует – здесь все относительно. Удачным оно станет, если будет соответствовать требованиям пассажира об удобстве и комфорте. В данном вопросе потребуется индивидуальный подход, ведь что хорошо одному, другому может показаться неудобством.

Обратите внимание! Большинство авиакомпаний предлагают пассажирам самим определиться с выбором подходящих для них мест в самолете, не полагаясь на судьбу. Воспользоваться такой возможностью лучше заранее, пока не разобрали все удачные варианты. Сделать это можно онлайн, зайдя на сайт авиакомпании, обслуживающей выбранное направление, и изучив схемы расположения кресел в салоне.

Для этого первоначально придется определиться с выбором типа самолета, на котором предстоит лететь. Чтобы разобраться, где лучше сидеть в самолете, стоит ознакомиться с рекомендациями, приведенными ниже.

Если не удастся зарегистрироваться в онлайне, это можно сделать в аэропорту, приехав часа за 2 до вылета, что увеличит шансы на комфортный полет. Либо воспользоваться услугами терминала самообслуживания на территории вокзала, в память которого заложены все схемы самолетов, обслуживающих рейсы. Это облегчит выбор места.

Критерии выбора

Каждый пассажир в данной ситуации исходит из собственных предпочтений. Для начала нужно разобраться, по каким критериям будет происходить выбор. В самолете летят люди различных возрастов и комплекций. Одни в полете предпочитают работать, другие стараются в самолете поспать. Кто-то развлекает себя книгой, игрой, фильмом, а кто-то рассматривает в иллюминатор открывающиеся панорамы.

Есть любители общения с соседями по салону, встречаются и те, что хотят отгородиться от окружающих. Пользуются самолетами мамы с маленькими детьми. Одних устраивает это соседство, других раздражает. По-разному люди реагируют и на расположенные рядом технические блоки (туалет и кухню).

Прежде чем определяться со степенью комфорта, пассажир должен понять, с чем он не хочет сталкиваться во время перелета, а что способен терпеть. Помощь здесь окажет изучение схемы выбранной модели самолета. Обычно на ней видно условное разделение салона на зоны: одни комфортны, другие нет. У каждой из них имеются свои прелести и недостатки. Это поможет понять, какие места в самолете лучше всего выбрать.

Анализ посадочных мест

Для тех, кто уже давно летает самолетами, не составит труда подобрать себе подходящее место. Новичкам же сложнее понять, как выбрать место в самолете, не зная всей специфики подобного путешествия. Приведенная ниже таблица поможет им хоть немного сориентироваться в ситуации и понять, где какие места находятся.

Характеристики посадочных мест в самолете

Attention: The internal data of table “13” is corrupted!

При выборе удобного места в любом самолете следует учитывать совокупность приведенных критериев, взвешивая все плюсы и минусы.

Взяв во внимание данные приведенной выше таблицы, можно уже более конкретно определяться, какие места в самолете лучше. Здесь к месту будет несколько рекомендаций, которые мы выделим:

  • Отправляясь в полет с ребенком, естественнее будет выбирать места в первых рядах, где можно разместить в самолете люльку, а также размяться, никому не мешая;

  • Подойдет эта зона и гурманам, предпочитающим проводить перелеты за приятной трапезой. Им выпадает приоритет в выборе предлагаемых стюардессой блюд;
  • Если вы сели в первый ряд, то о комфортном отдыхе можно забыть – здесь предоставляют места пассажирам с маленькими детьми. Будут отвлекать не только шумы, но и часто перемещающиеся пассажиры;
  • При длительном перелете места в последнем ряду и перед аварийными дверями самолета выбирать не следует из-за неоткидывающейся спинки кресла;
  • Если возникает необходимость частого посещения туалета, то лучше выберите места у прохода в начале или хвосте самолета;
  • Некоторых привлекают места у аварийного выхода свободным пространством, но на них не продают билеты пассажирам с детьми и животными. Но если вы накопили бонусные мили, то можете воспользоваться приоритетами программы лояльности;
  • Среди пассажиров встречаются и такие, кто стремится первым покинуть борт самолета. Им лучше всего выбирать посадочное место ближе к выходу. В большинстве случаев это первые ряды, но иногда пассажиров могут выпускать и через вторую дверь – в хвостовой части.

Тем, кто боится лететь в самолете, но вынужден это делать, нужно более тщательно выбирать себе посадочное место. Здесь давать конкретные рекомендации, какое место в самолете выбрать, сложно – только сам пассажир может определить степень комфортности. Тем, кого напрягают замкнутые пространства, лучше садиться у прохода. В данной ситуации им места стоит брать в первом ряду, если не смущает плачь маленьких детей.

Обратите внимание! Места в начале самолета подойдут и тем, кто не хочет ощущать тряски во время полета и боится турбулентности.

Для многих пассажиров самый хороший вариант – центральная часть авиалайнера. Здесь тряска не так ощутима, как в хвосте, и есть достаточная удаленность от туалетов, где иногда собирается очередь из пассажиров. Единственный момент, который может мешать, – близость двигателей, достаточно громко работающих. Еще крылья самолета закрывают обзор некоторых иллюминаторов, так что полюбоваться панорамой не придется.

Помимо этих моментов имеются и другие, которые не следует оставлять без внимания, отправляясь в путешествие воздухом. Они помогут понять, как можно выбрать лучшие места в самолете.

Что еще следует учитывать

На комфорт в полете могут повлиять и нижеприведенные факторы, которые нужно учитывать заранее. Информацию о них можно получить на сайте компании, услугами которой планируется воспользоваться либо обратиться в информационную службу аэропорта.

Природные явления

Пассажирам, предпочитающим сидеть у иллюминаторов, удобнее будет читать благодаря естественному освещению. Хотя в некоторых ситуациях солнечные лучи могут стать достаточно назойливыми. Зная направление своего полета, легко подсчитать подходящее время путешествия, чтобы солнце в этот период находилось у противоположного борта самолета. Если не получится выбрать удобный рейс, тогда стоит взять место вдали от иллюминатора.

Технические возможности

Сложно представить современных людей, которые, отправляясь в путь, не возьмут мобильный телефон, планшет или ноутбук. В полете может возникнуть необходимость подзарядки гаджета. Особенно важен этот момент для тех, кто планирует работать на борту самолета. Выбирая себе комфортное место, следует уточнить у регистратора точки расположения розеток (и имеются ли они вообще).

Час пик

Больше возможностей в выборе подходящего места в самолете будет у пассажира, если он приобретет билет на недозагруженный рейс. Если нет четко оговоренного времени вылета, человек может спокойно подобрать для себя удобный день и час полета, учитывая статистику пассажирооборота. Самые загруженные дни – с пятницы по воскресенье, когда наблюдается массовый поток отдыхающих. Но даже в будние дни следует избегать утренних и вечерних часов – на них приходится основной пик.

Соотношение мест в самолете

Самолеты отличаются своими габаритами, которые обуславливают и расположение посадочных мест в салоне. Существуют самолеты с 1-м (центральным) проходом между креслами, где выдерживается соотношение 2:2 или 3:3. Для других авиалайнеров характерно 2 прохода с таким соотношением мест в ряду – 3:4:3 (встречаются и другие варианты). Какой самолет выбирать, зависит от пассажира.

Обратите внимание! Цифровое обозначение на билете определяет номер ряда, а вот место в нем имеет буквенную индексацию. Здесь придется взять во внимание, что в обозначении используется латиница, и индекс «может вызвать у русскоязычных пассажиров путаницу.

Если получили неудобное место

Не всегда удается получить желаемое, если не было возможности забронировать комфортный вариант через Интернет или не получилось заранее пройти регистрацию – все хорошие места уже распределены. В результате приходится довольствоваться тем, что останется. Рядом авиакомпаний самостоятельно распределяются места в самолете между пассажирами, лишая их права выбора.

Если возникла одна из таких ситуаций, не стоит отчаиваться. Взойдя на борт самолета, можно попытаться сесть на приглянувшееся место (вдруг оно окажется свободным). Либо сделать пересадку уже во время полета, когда разрешат перемещаться по салону. Хотя здесь имеется риск того, что все лучшие места в самолете окажутся занятыми.

Видео

Даже если салон будет полностью заполнен, и придется довольствоваться своим неудобным креслом, нужно настроиться на позитив – тогда ощущение дискомфорта исчезнет, ведь восприятие ситуации носит индивидуальный характер, и ею можно овладеть («Все беру в свои руки» – таков девиз).

Неудачный выбор места в самолёте - худшее начало отпуска. Если вы хоть раз пытались уместить ноги под стоящим впереди креслом или увидеть хоть кусочек города в половинке иллюминатора, вы понимаете, о чём мы. Конечно, пара часов неудобств закаляет характер, но так ли вы хотите начать или закончить отдых?
Чтобы не было мучительно неудобно, прочитайте наш гид по самым неудачным местам на борту и узнайте, как их избежать.

1. Ящик под сиденьем перед вами

Вы как раз решали, какие сумки убрать в общее отделение над сиденьями, а что можно затолкать под кресло перед вами, как - сюрприз, там расположен какой-то металлический ящик. Обычно в нём хранится оборудование, необходимое экипажу, но вам-то от этого не легче. Любимый рюкзак придётся убрать наверх, а ноги весь полёт умещать на оставшихся сантиметрах.

Как избежать: к сожалению, нет единого расположения этих ящиков. Например, в Боинге 737 они расположены на 9 или 10 ряду, а в Аэробусе A330 - на 33 или 34. Пожалуй, самое правильное - узнать тип самолёта, на котором вы полетите, и погуглить.

2. Последнее место каждой в секции

Это идеальный вариант, если вы по каким-то причинам ненавидите откидывать спинку кресла. В противном случае просто приготовьтесь спать, сидя с прямой спиной или изогнувшись буквой З.

Как избежать: не берите места в самом последнем ряду: эти кресла упираются в стенку и не откидываются. Также избегайте рядов перед аварийными выходами - как правило, спинки там не откидываются совсем или откидываются на ничтожно малый угол. Перед выбором места нелишним будет посмотреть схему самолёта, на котором полетите.

3. Место рядом с аварийным выходом

Плюсы этого места: вы точно сможете вытянуть ноги.
Минусы: кресла впереди нет, а значит, под него нельзя убрать свою сумку. Столик расположен в подлокотнике (от этого кресло чуточку уже) и более хлипкий, чем обычные. А ещё из аварийных люков немного дует.

Резюме: кресла у двери - если и не худшие места в самолёте, то точно находятся в первой тройке претендентов.

Как избежать: посмотрите на схему самолёта при регистрации на рейс. Если видите широкий просвет между рядами и «галочки» по бокам, это он - аварийный выход. Не выбирайте место рядом с ним.

Интересный факт: при регистрации на эти места обычно сажают взрослых людей, внешне здоровых и физически сильных - ведь в случае чего им придётся открывать дверь и помогать экипажу. Так что если вы беременны, летите с ребёнком, прихрамываете или близки к пенсионному возрасту, вас сюда вряд ли посадят.

4. Место рядом с уборной

О, это истинная жемчужина нашей коллекции! Бесконечный поток пассажиров, каждый второй из которых будет в ожидании опираться на спинку вашего кресла и раскачиваться от турбулентности или нетерпения. Пытаясь разойтись в узком проходе, люди станут задевать вас локтями. Словом, лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать.

Как избежать: во всех самолётах туалет расположен в хвосте и ближе к носовой части, а в некоторых моделях - ещё и посередине салона. Так что не садитесь в первых и последних рядах и смотрите схему при регистрации на рейс.

5. Место без окна

На борту многих самолётов есть сидения, расположенные в промежутке между двумя окнами. Проблема номер один: вы ничего не увидите (может быть плюсом для тех, кто боится летать). Проблема номер два: вы не сможете отрегулировать освещённость. Если вы захотите спать, а ваш сосед впереди - любоваться облаками, угадайте, кто закроет (или не закроет) шторку.

Как избежать: при регистрации на рейс он-лайн внимательно изучите схему самолёта и, главное, отзывы. Сами авиакомпании, к сожалению, не выкладывают в интернете данные о наличии или отсутствии иллюминаторов, но вы можете позвонить в службу поддержки и уточнить эту информацию.

Бронируя билеты на или в OneTwoTrip, вы можете позвонить в нашу круглосуточную поддержку и озадачить операторов вопросом про иллюминаторы.

6. Места при сужении салона

Когда фюзеляж сужается, в ряду вместо шести кресел становится пять (количество зависит от модели, конечно). Может показаться, что это удобно - меньше соседей, - но реальность более жестока. В местах сужения крепления кресел отнимают часть пространства для ног.

Как избежать: при регистрации на рейс смотрим схему. Видите, что кресел в ряду на одно меньше? Не берите эти места.

7. Кресло посередине

Эти места пассажиры бронируют в последнюю очередь. Ну правда, кто хочет несколько часов сидеть между двумя незнакомыми людьми?

Как избежать: бронируйте место заранее он-лайн. Сотрудники на стойке регистрации обычно стараются не сажать одиноких пассажиров на среднее кресло в ряду, но иногда у них просто не бывает выбора.

Лайфхак: если летите вдвоём, забронируйте первое и третье место в тройке. Если в самолёте будет достаточно свободных мест, между вами никого не посадят. А если посадят, всегда сможете договориться с этим несчастливцем, пропустив его к проходу или к окну.

А какие места лучшие?

В первом классе и в бизнесе. Шутка (хотя, конечно, не совсем).
Самыми комфортными считаются места в первых рядах салона, а в экономе - сразу за бизнес-классом. Про минус (ручную кладь негде хранить) мы уже написали, а вот плюсы:
1. много (нет, МНОГО) места для ног;
2. никто не откинет на вас спинку впередистоящего кресла;
3. вы первыми получите еду и точно сможете выбрать, курица или рыба (а если купите билеты через , выберете это ещё на земле. Находка для веганов и тех, кто ест только кошерные продукты);
4. если вы путешествуете с маленьким ребёнком, спокойно разместите коляску или люльку (для них часто есть специальные крепления). Но отсюда, кстати, вытекает минус: если вы без ребёнка, то велик шанс пообщаться с чужим и не отдохнуть.

Вторые по комфорту - места у аварийных выходов. Да, мы красочно описали все их минусы, но высокие и свободолюбивые пассажиры по-прежнему их выбирают: все любят вытянуться и спокойно поспать.

Если говорить о безопасности, то придётся пожертвовать комфортом. Самые безопасные места - в хвостовой части самолёта. По статистике, порядка 67% пассажиров, выживших в авиакатастрофах, сидели в хвосте.

Не все могут позволить себе перелет в бизнес-классе и занимать несколько больше места, чем стандартное сидение. Те, кто летает часто знает, что шанс сесть с крупным человеком или кем-то с отличными от ваших представлениях о гигиене очень велик. Избежать этого невозможно, но можно постараться сесть возле окошка или в проходе, если вам так будет комфортнее пережить лишения перелета.

Русский Forbes дает дельные советы как не прогадать с местом в самолете.

1. Узнайте подробнее о модели и о расположении мест в самолете

Узнать, на какой модели самолета совершается тот или иной рейс, можно на сайте авиакомпании. Самолеты разных авиакомпаний довольно сильно отличаются друг от друга по комфортабельности салонов. На сайтах SeatGuru , SeatExpert есть все подробности о компановке самых разных самолетов: о наличии электрических розеток и телевизоров в спинках кресел, о расположении туалетов, об интервале между рядами (обычно он составляет 80 см, но некоторые компании, например JetBlue, увеличили его на 5 см) — эта небольшая, казалось бы, разница при длительных перелетах очень даже ощущается.

Первый ряд за бизнес-классом считается самым удобным: здесь больше места для ног, перед вами никто не сидит – а значит, никто не откидывает на вас спинку своего кресла, вы первым получите еду, напитки, газеты, вам достанутся пледы и подушки, для путешествующих с маленькими детьми есть возможность прикрепить к стенке люльку для младенцев и поставить детское кресло. Но и здесь есть свои минусы — из-за спрятанных в подлокотниках столиках невозможно эти подлокотники поднять и превратить кресло в диван, или положить спящего ребенка к себе на колени. А если вы, например, собираетесь в пути поработать или подготовиться к деловой встрече, едва ли стоит стремиться сесть в первые ряды: соседство с детьми (а их тут обычно больше всего) вряд ли будет способствовать концентрации внимания.

Места у аварийных выходов тоже в почете у опытных путешественников: интервал между рядами тут на 15 см больше чем в остальном салоне, но в зависимости от компоновки салона часто не опускаются спинки кресел (при длинных перелетах вы пожалеете об этом) и нельзя держать на полу ручную кладь. Правила предписывают сажать на эти места только рослых взрослых людей.

«Честно говоря, по понятным причинам, на регистрации прежде всего смотрят, чтобы человек этот был бы физически крепкий, энергичный и, как бы это сказать, — сообразительный, — говорит Борис Рыбак, директор консалтинговой компании Infomost. – В случае экстренной ситуации он должен и дверь открыть, и помочь экипажу эвакуировать пассажиров».

Хотя известны случаи, когда даже хрупкая девушка могла убедить сотрудника авиакомпании в том, что ей нужно лететь именно в этом ряду.

В середине салона значительную часть полета вы оказываетесь «запертыми» тележками с едой, напитками, газетами, товарами «duty-free». К тому же обычно 8-20 ряды — это самая шумная зона в самолете, здесь концентрируется весь шум моторов и турбин. Но такой информации на сайтах и схемах салонов нет, и помочь найти более тихое место вам смогут только сотрудники авиакомпаний на регистрации – в разных типах самолетов разные графики распределения шумов.

В хвосте самолета места немного уже (такова геометрия самолета) — сидеть там теснее, трясет сильнее, небольшой выбор еды, газет и журналов (по принципу — что осталось), рядом – туалет, у которого чаще всего очередь – а значит шум. Единственный плюс — хвостовые места считаются более безопасными.

2. Бронируйте места заранее

Предварительное бронирование позволяет выбрать себе места в самолете задолго до полета. Особенно это удобно тем, кто летит большими компаниями – сложно рассчитывать, что вас всех смогут посадить рядом. Компания British Airways с октября нынешнего года ввела дополнительную плату за бронирование: теперь за возможность выбора удобного места пассажирам экономического класса придется заплатить 10 фунтов (16$) на европейских рейсах и 20 фунтов (32$) при долгих перелетах, и 20 фунтов (32$) и 60 фунтов (98$) соответственно пассажирам бизнес-класса. Но большинство авиаперевозчиков (за исключением бюджетных, у которых платно все) по-прежнему предоставляют эту услугу бесплатно при покупке билетов как в интернете, так и в офисах авиакомпаний. Но о ней мало кто знает – потому что ее почему-то особенно не афишируют ни сами перевозчики, ни агенты.

При предварительном бронировании места можно также заказать себе и особую еду (о чем тоже мало кто знает) – разные варианты обедов есть у всех авиаперевозчиков. «Трансаэро», к примеру, предлагает на выбор около 30 разных обедов – еду вегетарианскую, кошерную, мусульманскую, низкокалорийную, диабетическую и другие, плюс 2 вида детского питания.

3. Пользуйтесь онлайн-регистрацией

Выбрать удобное для вас место можно и при онлайн-регистрации, такая процедура становится все более популярной — зарегистрироваться можно в аэропорту у специальных киосков, и даже на сайте авиакомпании. Таким образом вы экономите массу времени (приезжать в аэропорт можно хоть за 50 минут до вылета), правда, существует ряд ограничений – вы должны путешествовать без багажа, без маленьких детей, без животных. В общем, такой вариант подходит путешествующему налегке бизнесмену. К тому же некоторые компании, например, Delta или Air Berlin не выводят места рядом с аварийными выходами (а они у путешественников считаются хорошими) в систему онлайн-регистрации, придерживая их для рослых и крупных пассажиров. Второй момент – в России стойки он-лайн регистрации есть далеко не у всех компаний и пока только в Москве – в «Додомедово» и «Шереметьево-2».

В недалекой перспективе — создание единого группового посадочного талона, который позволит получить места рядом друг с другом, например, большой семье или компании пассажиров – для этого им необязательно будет являться всем в аэропорт в одно и то же время, зарегистрировать всю компанию сможет 1 человек: данные сразу нескольких путешественников будут храниться на чипе одного билета.

4. Приезжайте на регистрацию заранее

Не стоит пренебрегать самым простым и проверенным способом получения желаемого места в салоне: не лениться и приехать к началу регистрации. По словам директора пресс-службы авиакомпании Трансаэро Сергея Быхала, «сотрудники авиакомпании на регистрации всегда стараются идти навстречу пассажирам и учитывать их пожелания». Для путешествующих в одиночку возможен и такой вариант: рискнуть и сыграть в лотерею — приехать, наоборот, к самому концу регистрации: если повезет, вам могут предоставить место и в бизнес-классе, а если не повезет — достанется место, от которого все другие пассажиры уже отказались.

5. Выбирайте для полетов дни наименьшего трафика

Эксперты рекомендуют по возможности назначать перелеты на дни и часы наименьшей загрузки аэропортов — это понедельник, вторник, четверг. Самые загруженные дни – пятница и воскресенье. Наиболее заполненные рейсы – утренние и вечерние. В полупустых салонах «будних» рейсов стюардессы сами предложат вам пересесть на незанятые ряды, — на трех креслах вполне можно и поспать.

6. Попробуйте «неофициальные способы»

Еще несколько лет назад была повсеместно распространена практика получения хороших мест на борту или прохода в бизнес-класс за взятку сотрудникам авиакомпании (500 р. вложенные в паспорт до сих пор могут открыть вам путь к месту у аварийного выхода, но мы этого не советуем). Американский Forbes.com рассказывает историю пассажира, которому при перелете из Нью-Йорка в Германию стодолларовая купюра помогла попасть в бизнес-класс. Правда на обратном пути с немецким персоналом авиакомпании тот же трюк не прошел.


Несколько лет назад приходилось приложить немало усилий для получения удобного места в авиалайнере – люди приезжали на регистрацию задолго до открытия, старались договориться со служащими аэропорта или работниками авиакомпании. Развитие компьютерных технологий упростило процедуру бронирования понравившегося места до пары щелчков мышкой. При этом ехать в аэропорт не потребуется, не придется даже подниматься с дивана.

Уточнив несколько правил выбора мест в самолете при оформлении электронных авиабилетов, любой пользователь будет в состоянии обеспечить себе максимально комфортные условия перелета. Такую возможность предоставляют большинство авиалиний на своих официальных сайтах. Многие системы поиска и бронирования авиабилетов не позволяют выбрать место одновременно с бронированием авиабилетов, но тогда нужно указать пожелание определенного кресла примечанием или позвонить менеджерам ресурса.

Зарезервировать подходящий номер кресла сегодня можно, не дожидаясь даже начала регистрации онлайн, открывающейся только за сутки-двое до вылета. Подтвердив заказ, и получив авиабилет по электронной почте или открыв его прямо на сайте из Личного кабинета, пассажир получает доступ к выбору свободных мест, имеющихся в наличии в данном лайнере на выбранный рейс. Процедуру можно проделать даже до проведения оплаты авиабилета.

Далее возможны опять же два варианта – план расположения мест в самолете либо откроется во всплывающем окне сайта, либо придет электронным письмом. На этом плане разными цветами будут обозначены свободные и занятые сиденья. Выбрав понравившееся, нужно щелкнуть по соответствующему квадратику курсором мышки, затем сохранив выбор с помощью нужной кнопки на экране монитора.

Право бронирования места в лайнере при наличии авиабилета, оформленного и приобретенного через интернет, предоставляют почти 200 российских и зарубежных авиакомпаний. Наиболее крупные и надежные из них пользуются большой популярностью:

  • «Аэрофлот – российские авиалинии»;
  • S7 («Сибирь»);
  • Ural Airlines;
  • UTair;
  • SWISS;
  • Lufthansa;
  • Emirates;
  • Etihad;
  • Qatar.

Здесь следует помнить, что некоторые авиаперевозчики, например, авиакомпания «Победа», оказывают подобную услугу в платном порядке. Выбрав перелет с British Airways, за резервирование места заранее нужно будет отдать 16 долларов, если выбран уровень комфорта эконом-класса, а время в пути не превышает 3 часа. Выбор мест на маршрутах, занимающих более долгий срок, обойдется пассажиру в 32 доллара. Аналогичная услуга для салона бизнес-класса будет стоить около 100 долларов.

При этом, опытные туристы советуют отказаться от раннего бронирования места в пользу экономии средств. Все категории кресел, относящиеся к классам повышенной комфортности, одинаково удобны и находятся в носовой части авиалайнера. Перед резервированием места следует ознакомиться с соответствующим пунктом правил конкретного воздушного перевозчика, определяющим платное или бесплатное раннее бронирование.

Можно пойти и традиционным путем, вежливо попросив сотрудника аэропорта предоставить желаемое место, если оно свободно. Чаще всего, пассажирам идут навстречу. Самостоятельная регистрация, онлайн или у стойки, также поможет определиться с выбором места из оставшихся свободных.

Довольно часто пассажиры, открыв схему расположения мест в салоне самолета, с удивлением обнаруживают, что большинство наиболее удобных кресел уже забронированы, хотя продажи открылись совсем недавно. Часто летающие путешественники осведомлены об этом факте – многие места закрывают для бронирования авиакомпании, удерживая их свободными до момента регистрации на рейс.

Иногда пассажирами становятся взрослые, сопровождающие маленьких детей, женщины, ожидающие ребенка, люди в почтенном возрасте или с ограниченными физическими возможностями, просто высокие граждане, которым очень неудобно проводить полет с поджатыми ногами. В этом случае, сотрудники воздушного перевозчика, проинструктированные должным образом, сажают таких пассажиров на резервные сиденья, поскольку эта категория клиентов требует повышенного комфорта при перелете.

В данном случае можно предпринять следующие попытки улучшить положение:

  1. Подъехать в аэровокзал до начала регистрации, заняв первые места в очереди, и изложить проблему служащему, спокойно попросив при возможности освободить одно из удобных мест. Обычно пассажиры, адекватно общающиеся с персоналом, получают возможность путешествовать с максимально возможным комфортом в выбранном классе.
  2. Расположившись в авиалайнере и дождавшись окончания посадки, нужно поискать взглядом оставшиеся свободными удачно расположенные места. Как правило, на большинстве маршрутов они остаются. Выбрав кресло, следует позвать стюардессу, уточнив у нее возможность пересадки. В данном случае, никаких проблем со сменой места не появляется.

Бронировать определенное место в классах повышенной комфортности, как уже говорилось, бессмысленно, поскольку услуга предполагает более высокую стоимость авиабилетов, а значит, и более удобные сиденья. Пространства между ними достаточно, чтобы вытянуть ноги, откинуть спинку. Исключением может стать желание пассажира получить определенное кресло, которым он пользовался неоднократно.

Бронирование подходящего места в салоне самолета в процессе покупки электронного авиабилета иногда сопряжено с дополнительными финансовыми расходами. Создать резерв бесплатно поможет процедура онлайн-регистрации, во время которой система автоматически предлагает выбрать и сохранить желаемое место.

Таким образом, за 48-24 часа до вылета, в зависимости от авиаперевозчика, можно зарегистрироваться на рейс, одновременно бесплатно забронировав хорошее кресло. Единственный недостаток заключается в том, что к этому моменту все более или менее удачные места уже могут быть заняты.

На электронном авиабилете информация не отображается, поскольку они продаются по количеству сидений в салоне. Но получив посадочный талон после прохождения регистрации на рейс, пассажир найдет на нем номер места. Можно узнать требуемые сведения по телефону горячей линии или колл-центра авиакомпании, продавшей билет на самолет. Для запроса нужно будет сказать сотруднику код бронирования, указанный на бланке авиабилета или номер самого билета.

Выбирая подходящее место, необходимо сначала внимательно посмотреть план салона и расположение сидений, поскольку в разных моделях лайнеров оно различается. При этом нужно учесть расстояние до переднего кресла, наличие механизма, позволяющего разложить спинку, а также где кресло находится – у иллюминатора, в середине или у прохода. Традиционно, более удобными являются места рядом с проходами, хотя есть и любители наблюдать за полетом через стекло.

Как выбрать место в самолете

С июня 2008 года все члены Международной Ассоциации Авиатранспорта выпускают исключительно электронные билеты. Первыми авиакомпаниями, начавшими вводить их на территории России стали SkyExpress и S7 Сибирь. Сегодня практически все авиаперевозчики предоставляют эту услугу. При покупке такого билета не стоит удивляться, увидев простой распечатанный лист А4 формата – Itinerary Receipt (маршрут-квитанция). Но даже без неё при регистрации можно обойтись, достаточно показать паспорт.

Основные кодировки в электронном авиабилете

Чтобы грамотно заполнить электронный билет на авиарейс, нужно знать основные обозначения. После детального разбора всех граф расшифровка авиабилета станет простой и понятной. Рассмотрим существующие строки и их заполнение по порядку.
Фамилия и имя пассажира (Name of passenger)

Личные данные пассажира всегда вносятся латинскими буквами согласно правилам транслитерации, действующим внутри страны вылета.

В самом конце записывается обращение к пассажиру:

  • МR/MRS – мистер/миссис.
  • MISS/MSTR – девочка/мальчик не старше 12 лет.

Маршрут полета (From/To)
На выделенном цветном поле латинской транскрипцией написан населенный пункт вылета. А ниже обозначено место прилета. Если аэропорт не один, а несколько, то указываем буквенную кодировку. Ее можно узнать у вашего авиаагентства или менеджера аэропорта.


Индикатор «Стоповер» (Stopover)
Когда ваша остановка между перелетами длится больше суток (24 часа), то поле будет незаполненным, или помечено символом «О» (да). Однако, если время ограничено 24 часами или меньше, то указывается шифр «Х» (нет). Сумма сборов аэропорта сокращается во время транзитного перелета, если в пункте ожидания вы находитесь менее суток. Поэтому стоимость авиабилета будет немного ниже.
Перевозчик (Carrier)
Поле заполнено условным обозначением выбранных вами авиалиний. Это двухбуквенный шифр, присваиваемый только Международной Ассоциацией Авиатранспорта.
Номер рейса (Flight)
Номер рейса на электронном билете заключается в кодировке из цифр и букв.


Класс бронирования (Class)
Существует 3 основных уровня комфорта.
Первый класс
Р – самый дорогой, улучшенный первый класс. Всем клиентам компания предоставляет телефоны со спутниковой связью, личные телевизионные мониторы, а так же места для сна.

F – первый класс. Действуют расширенные тарифы. Скидки не предусмотрены.

А – первый класс со скидкой. Авиаперевозчик предоставляет только базовый тарифный план. Но возможны и сезонные льготы для понижения стоимости.
Бизнес-класс
J – улучшенный бизнес-класс. Пассажирские кресла ощутимо вместительнее и комфортабельнее, чем в простом салоне бизнес-класса. Часто предлагаются компьютерные игры и большой выбор меню.

С – бизнес-класс. Действуют расширенные тарифные ставки, а условия приятные и комфортные. Дополнительные льготы не предоставляются.

D – бизнес-класс со скидкой. При выборе этого авиабилета будут предоставлены только базовые услуги.
Экономический класс
К, S – зафиксированные тарифы экономического класса. Любые промо акции недоступны.

Y – Экономический класс со скидкой. Включает наиболее дешевые авиабилеты с базовыми услугами, а так же туристический маршрут (ММ), челночный тариф (ЕЕ и УU) и групповой (ГG). Наиболее частые тарифные планы с полным ограничением количества и срока действия помечаются как G.

Для пассажиров первого и бизнес-класса предусмотрен индивидуальный подход и особое отношение – большой выбор блюд в меню, а так же любое количество спиртного. Дополнительным преимуществом является прохождение регистрации и посадка без очереди.


Дата вылета (Date)
Когда срок даты вашего вылета определен заранее, его указывают именно здесь. Если нет точного времени, то ставится кодировка «Ореn».
Время (Time)
Точное время отправки рейса непременно записывается по местному исчислению. А время прилета – по местному времени конечного населенного пункта. То есть время вылета из Новосибирска будет новосибирское. А время прибытия в Магадан – магаданское.
Статус бронирования (Status)
Графа указывает на номер и статус вашего места внутри салона. Вариантов не много.

  • маркировка ОК предусматривает наличие определенного номера места;
  • по детскому билету для пассажиров, не достигших двухлетнего возраста, и совершающих перелет на руках у взрослых, место не предоставляется. В строке используется шифр NS;
  • код RQ присваивается месту, определяемому только во время регистрации.

Вид тарифа (Fare basis)
Расшифровка электронного авиабилета в этой строке подразумевает выбор срока вылета, когда выкупленный тарифный план предусматривает возможность полета в удобный для вас день.

  • после аббревиатуры NVB, то есть «не действителен до», заполняется первая дата. Начиная с нее совершить полет разрешается;
  • за шифром NVA, то есть «не действителен после» , указывается срок, по истечении которого полет запрещен;
  • пустое поле разрешает использовать билет на самолет не позднее одного года с момента оформления;
  • тарифы эконом-класса очень часто не допускают изменение срока выбранного рейса. Вследствие этого, срок в обозначенной графе совпадает со строкой «дата рейса».


Расчет тарифа (Fare calculation)
Указаны способы расчета стоимости всех позиций авиабилета. Обозначены буквенные коды населенных пунктов и авиаперевозчиков. Компоненты цены тарифа указаны в нейтральных общепринятых единицах измерения. Так же приводится расшифровка сумм налогов аэропорта.
Тариф (Fare)
В валюте страны отправления указана сметная цена вашего тарифного плана. Во многих государствах допускается указание стоимости в долларах USA. Выбор конфиденциального плана отмечен «IT»/«Forfait» или пустой строкой.
Всего (Total)
Вся сумма тарифного плана и дополнительных пошлин приведена в национальной валюте страны агентства, выписавшего авиабилет. Графа не заполняется при выборе конфиденциального тарифа либо помечается шифром IT/Forfait.
Эквивалент тарифа (Equiv/Fare PD)
В эту строку в валюте месторасположения агентства, выписавшего электронный авиабилет, внесена цена тарифного плана при условии разной валюты пунктов вылета и оформления. То ест, авиабилет заказан в Манчестере за фунты стерлингов, а посадка на борт совершается из Лиона, где применяются евро. Поле содержит цену в фунтах стерлингов.
Такса (Tax)
В национальной валюте места оформления маршрутной квитанции записан буквенный код и общая стоимость сборов и пошлин аэропорта.
Форма оплаты (Form of paint)
Существует три способа оплаты:

  • Внесение наличных денег в кассу (cash);
  • Перевод безналичным расчетом через банк (Invoce или INV);
  • Оплата кредитной картой (СС).

Пункт отправления\пункт назначения (Origin/Destination)
Вносится буквенный шифр города вылета. Через дробь указано конечное место прибытия.
Специальная графа (Airline data)
Строка предназначена для занесения особых пометок авиаперевозчиком.
Номер бронирования (PNR Code)
Вводится определенный шифр из случайных цифр и латинских букв, полученный при оформлении брони.
Передаточная надпись/ограничения (Endorsements/Restrictions)
Поле содержит указания лимитов при перелете, а также варианты пересадки пассажира на иную авиалинию. Сюда вносят все позволенные корректировки, не запрещенные выбранным вами тарифом.
Выдан в обмен (Issued in exchange for)
При оформлении нового авиабилета в строку записан индивидуальный номер предыдущего. Часто такие корректировки вносятся при замене маршрута обратного следования.

При обращении к менеджеру компании вполне возможно переоформление билета к новому месту вылета. А разницу по стоимости вам возвратят либо вы доплатите. Это зависит от расстояния до нового пункта прилета.

Дополнительный (соединенный) билет (Conjunction tickets)
При групповых общих перелетах здесь зафиксированы дополнительные номера авиабилетов.
Дополнительные ограничения (Additional endorsements/restrictions)
Если для какой-то информации недостаточно места в строке «Ограничения», то эти сведения указываются здесь.
Код тура (Tour code)
Поле содержит запись особой маркировки для специальных и конфиденциальных тарифных планов.
Поле валидатора (Validator place)
Это отметка авиакомпании, а также ее представителей, оформивших авиабилет. Вносится сведения о дате выписки, референция агента, уникальный шифр офиса, сокращенное наименование и местоположение авиа перевозчика, а так же буквенный код аэровокзала.
Принятые условные обозначения дополнительного сервиса
На электронных авиабилетах применяют специальные дополнительные обозначения.

  • Указана тарелка\В – предоставляется завтрак;
  • Пометка со скрещенными вилкой и ножом\L – доступно горячее питание;
  • Вилка с ножом\S\булка – предусмотрены только закуски;
  • Х – горячее питание в полете предоставляется несколько раз;
  • Трансляция художественного фильма обозначается символами М и F.

Достоинства электронного авиабилета на самолет

Самое важное достоинство электронного билета заключается в надежности. Ведь ни потерять, ни подделать его практически невозможно, так как все сведения сохранены в базе авиаперевозчика.

Доступность приобретения играет немаловажную роль. Электронный билет можно оформить через интернет, и получить от авиакомпании квитанцию на почту. Другой вариант – купить в офисе или в авиа кассе. Стоимость будет ниже обычного бумажного варианта, а временных затрат – намного меньше.