Рашид мурсекаев вим. Биография мурсекаева рашида мавияевича. Нерадько припомнят все

Тысячи пассажиров, застрявших в аэропортах по всему миру. Сбежавшие за границу владельцы «ВИМ-АВИА». Долги на сотни миллионов рублей за обслуживание перед аэропортами на территории России. Таков промежуточный итог краха одной из ведущих авиакомпаний страны. Что привело к масштабной финансовой катастрофе авиакомпании, входящей в десятку российских перевозчиков? FLB попыталась ответить на этот вопрос и решила проанализировать информационную базу данных «Контур. Фокус». Ресурс специально разработанный для специалистов по экономической безопасности, бухгалтеров и руководителей крупных компаний.

Что известно о «ВИМ-Авиа»?

Общество с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «ВИМ-АВИА» образована более 14 лет назад, 15 октября 2002 года. Зарегистрирована компания в Татарстане, в Сабинском районе республики, посёлке городского типа Богатые Сабы.
Учредителей всего два. Это Мурсекаева Светлана Анатольевна и Мурсекаев Рашид Мавияевич. Как не сложно догадаться – муж и жена. При этом у жены доля в предприятии составила 99%, а у мужа всего 1%. Но главным в этом семейном бизнесе всё же был Рашид Мурсекаев.

«Не имеющий прямого отношения к авиаиндустрии, Мурсекаев закупил в 2003 году 12 подержанных «Боингов» и заключив соглашения с туристическими фирмами, принялся теснить других перевозчиков на рынке», писал о новом авиационном игроке в 2005 году журнал «Форбс». За полтора года «ВИМ-Авиа» превратилась в крупнейшего чартерного оператора, чьими услугами пользовался каждый пятый российский турист.

Но откуда взялись деньги на самолёты? Первые крупные деньги бизнесмен из Татарстана заработал в первой половине 1990-х годов. Вместе с земляком из Барнаула Сергеем Недорослевым Мурсекаев занимался поставками ширпотреба и продуктов питания из Азии в счёт долгов за российское оружие и авиатехнику. Одновременно их компания «Белуха» скупала акции оборонных и авиационных заводов. В 1997 году «Белуха» распалась, а предприниматель продолжил работать с долгами. «Форбс» писал, что в ходе скупки долгов «Инкомбанка» Мурсекаеву достался пакет акций «Морбанка» - отраслевого банка Минтранса. Предприниматель возглавил этот банк и смог через него консолидировать 68% акций Дальневосточного морского пароходства (ДВМП), одного из крупнейших в стране. В 2002 году он продал пакет ДВМП группе «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова за 60 млн. долларов. Ещё более 20 миллионов долларов Мурсекаев выручил от продажи грузового самолёта «Руслан», который достался ему от разорившийся авиакомпании «Аякс» в 2000-м.

«Все, кто работал с Рашидом, дают ему схожую характеристику: великолепный, профессиональный спекулянт, который тонко чувствует, когда какие вещи надо делать, какие не надо, когда покупать, когда продавать», - рассказывал журналистам в уже далёком 2005 году один из его деловых партнёров.

Что стало известно FLB?

Согласно информации, представленной «Контр. Фокус», авиакомпания имеет 4 филиала – в аэропорту «Домодедово», в столице Алтайского края Барнауле, в Дубае (Объединённые Арабские Эмираты) и в Ташкенте. Уставный капитал перевозчика - 50 тысяч рублей, а выручка за 2016 год составила 17,2 миллиарда.

Генеральным директором «ВИМ-АВИА» на сегодняшний день является Кочнев Александр Яковлевич. Напомним, что он был задержан и допрошен следователями СК.

Не проходит авиакомпания и по критериям фирм-однодневок. Таких явлений, как массовый юридический адрес, массовые руководители или учредители, дисквалифицированные лица, задолженность по налогам, недостоверность регистрационных сведений и убыточная деятельность на протяжении 3-х лет у «ВИМ-АВИА» не наблюдается.

При этом за последние 12 месяцев найдены признаки активности по передаче собственности компании в залог. С чем это связано могут сказать только генеральный директор, главный бухгалтер и акционеры авиакомпании. Мы же лишь приведём несколько самых ярких примеров такой активности за последнее время.

Залоги

Так, например, авиакомпания в последние месяцы активно закладывала в банках своё имущество. 11 июля 2017 года в «Абсолют Банк» заложили два авиационных двигателя Rolls-Royce типа Trent 884-17 с серийными номерами 51293 и 51352.
Самолётные двигатели активно закладывались и в июне этого года. 6 старых авиационных двигателя были заложены некоему ООО «АМИ-М» 19 июня.
Ещё 4 двигателя принял в залог Банк Зенит 12 апреля 2017 года.

Госзакупки

На протяжении своей истории «ВИМ-Авиа» активно участвовала в государственных закупках. Но сказать, что успешно, наверное нельзя. Из 70 заявок на общую сумму в 4,1 миллиардов рублей, авиакомпании Мурсекаева удалось выиграть всего 10.
Самые крупные контракты на воинские воздушные перевозки были заключены с Министерством обороны в конце 2016 года и июне 2017-го, на 135 и 130 миллионов соответственно. Статус июньского контракта теперь остаётся под вопросом. Срок его исполнения заканчивается в декабре этого года.

Нарушения

Всего авиакомпанию проверяли различные ведомства 9 раз. Последняя внеплановая, документарная проверка проводилась в августе этого года Управлением государственного авиационного надзора по Приволжскому федеральному округу. Выявлено одно нарушение воздушного законодательства. Срок исправления до 19 сентября 2017 года. Под графой статуса нарушения подпись «Исполнено».

Удивительно, но согласно отчётам за 2016 год финансы «ВИМ-Авиа» вовсе не пели романсы. Баланс составил 10,5 миллиардов рублей и вырос на 21%. Выручка – 17,2 миллиарда, что 38% выше предыдущего года. Чистая прибыль – 89,1 миллион рублей. Что же случилось с довольно успешным авиационным предприятием, что оно практически в одночасье приказывает долго жить?

Трудности у Мурсекаева и его «ВИМ-АВИА» уже были. «Форбс» пишет, что «в 2005 году, несмотря на тщательную подготовку, из 48 рейсов, запланированных на первые дни летнего сезона, 27 было задержано, по тринадцати из них опоздание составило больше 5 часов, максимальная задержка - 33 часа. Оказалось, что сразу несколько «Боингов» вышли из строя, а резервных самолётов у «ВИМа» не было. Хотя поломки были незначительными, на их устранение ушло время, и это привело к срыву всего графика чартеров».

Компания отказалась от части рейсов. С урезанным графиком компания начала работать без сбоев. Но тут же встал другой вопрос - как при сократившейся программе полётов окупить дорогие импортные лайнеры? Тогда«ВИМ-Авиа» открыла регулярные рейсы внутри страны, пустив самолёты из Москвы в Братск, Уфу и другие города. И здесь следует упомянуть оригинальный шаг Мурсекаева, который очень ярко его характеризует как предпринимателя. Чтобы беспрепятственно летать из Москвы в Читу (как отмечают эксперты, расстояние 6000 км, самое коммерчески выгодное для Boeing 757), он купил аэропорт Читы, потратив несколько миллионов долларов.

Удастся ли и в этот раз Мурсекаеву придумать ещё один оригинальный ход, чтобы выйти из сложившейся патовой ситуации? Ситуация осложняется и тем, что внимание на его авиакомпанию обратил Владимир Путин. «Мы сейчас с председателем правительства обсуждали это, я обращаю внимание курирующего транспорт вице-премьера - вы недостаточно внимания уделяете этой отрасли. Может быть, вы перегружены слишком? - раскритиковал он Дворковича и перешёл к Соколову. - И хочу министру сказать: я объявляю вам о неполном служебном соответствии. Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, тогда мы подумаем, что делать вот с этим неполным служебным соответствием, если не справитесь, то тоже подумаем. Прошу вас быстро и эффективно проблему закрыть. И не только эту проблему закрыть, а представить предложения по урегулированию ситуации в целом. По усилению нормативно-правового урегулирования этой сферы деятельности, по повышению ответственности перевозчиков. Они действенными должны быть, понятными и прозрачными», обратился в среду президент России к министру транспорта Максиму Соколову и вице-премьеру Аркадию Дворковичу.

Владелец «ВИМ-Авиа», в 1990-х годах начинавший дело со скупки чужих долгов, погорел на собственных

«Не думаю, что он куда-либо сбежал. Это не тот человек», — говорят об амбициозном бизнесмене в Татарстане. Сегодня, после жесткого выговора Путина кураторам авиаотрасли, следком РФ арестовал руководство «ВИМ-Авиа» и объявил, что Мурсекаев с женой уже покинул Россию. «БИЗНЕС Online» узнал, какой путь прошел барнаульский бизнесмен, чуть было не развернувший грузоперевозки в РТ, и как он запомнился коллегам виртуозной покупкой «Руслана» и удачными бегствами от банкротств.

В ситуацию пришлось вмешаться Владимиру Путину, который гневно отчитал Максима Соколова и Аркадия Дворковича за крах авиакомпании «ВИМ-Авиа» Фото: Денис Гришкин, РИА «Новости»

ПОЧТИ УЖЕ ТАТАРСТАНСКИЙ

Владелец скандальной авиакомпании «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев в последний год чуть было не связал свой бизнес с Татарстаном. В феврале 2016 года он перерегистрировал авиакомпанию из Москвы в Богатые Сабы, а еще развернуть в Казани международный грузовой хаб на пути Европа — Китай. Правда, на фоне текущих событий эти планы выглядят сказочными обещаниями — по официальному сообщению СК РФ, на днях Мурсекаев с женой Светланой , спасаясь от кредиторов и 40 тыс. разъяренных пассажиров, улетели из России, предположительно, в Стамбул. И в Татарстане приходу Мурсекаева уже вряд ли рады: завтра местная транспортная прокуратура обещает на пресс-конференции рассказать о зарплатных долгах и других прегрешениях «ВИМ-Авиа». Порядка миллиарда рублей, по нашим сведениям, компания «ВИМ-Авиа» должна банку «Зенит» «Татнефти». Возвращать эти долги, по всей видимости, уже нереально — по данным Росавиации, «ВИМ-Авиа» должна кредиторам порядка 7 млрд рублей (львиная доля из этой суммы — долг перед Сбербанком).

Вчера в ситуацию пришлось вмешаться лично президенту России Владимиру Путину , который собрал совещание с членами правительства и гневно министра транспорта РФ Максима Соколова и вице-премьера Аркадия Дворковича за крах авиакомпании. При этом Соколов получил выговор о неполном служебном соответствии. «Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, тогда мы подумаем с Дмитрием Анатольевичем [Медведевым], что делать с этим неполным служебным соответствием. Если не справитесь, то тоже подумаем», — сказал ему Путин. По некоторым сведениям, президент дал подчиненным три дня на полную нормализацию ситуации. Сегодня же, как сообщил СК РФ, были арестованы гендиректор «ВИМ-Авиа» Александр Кочнев и главбух Светлана Петренко , им предъявят обвинение.

В татарстанский суд уже поступило заявление о банкротстве авиакомпании от Мосстройбанка, который представляет агентство по страхованию вкладов (АСВ). Однако позднее АСВ сообщило, что отзовет иск, «учитывая возникшую социальную напряженность».

Московский источник «БИЗНЕС Online» на авиационном рынке не сомневается в том, что Мурсекаев мог покинуть Россию. По его словам, на рынке знают бурный и спонтанный стиль работы Рашида Мавияевича, а его личность характеризуют скорее как темную лошадку. Татарстанские же коллеги, что интересно, в целом отзываются о нем благожелательно. «Много лет знакомы. Руководитель интересный, толковый, но, к сожалению, не рассчитал свои финансовые силы, — сказал нам, в частности, председатель совета директоров „Тулпар Аэро Групп“ Азат Хаким . — Я не думаю, что он куда-либо сбежал. Это не тот человек. Он ничего такого не делал мошеннического. Это просто ошибка управления». «Я желаю только добра данной авиакомпании, тем более что я лично знаю ее руководителя и хотел бы, чтобы они быстрее вышли из этой ситуации», — говорит гендиректор «ЮВТ Аэро» Петр Трубаев .

«БИЗНЕС Online» попытался собрать предысторию создания рухнувшей авиакомпании и очертить путь взлета и падения опального бизнесмена.

По данным Росавиации, «ВИМ-Авиа» должна кредиторам порядка 7 млрд рублей (львиная доля из этой суммы — долг перед Сбербанком) Фото: Александр Тарасенков, РИА «Новости»

СКУПКА ДОЛГОВ И «МОРЕ – ВОЗДУХ»

52-летний Мурсекаев — барнаульский бизнесмен как минимум с 20-летним стажем. В авиационную отрасль он пришел не сразу: как указывает отраслевой портал www.aviaport.ru , в 1990-х годах занимался финансами и лизингом. В первой половине 1990-х, по информации Forbes , вместе с земляком из Барнаула Сергеем Недорослевым (он был связан с Сергеем Чемезовым ) занимался поставками ширпотреба и продуктов питания из Азии в счет долгов за российское оружие и авиатехнику. Одновременно их компания «Белуха» скупала акции оборонных и авиационных заводов. Именно так в 2000 году Мурсекаев занял пост члена совета директоров сразу на двух предприятиях — Дальневосточном морском пароходстве и Нижегородском авиастроительном заводе «Сокол», а год спустя стал членом совета директоров еще одного авиазавода — Улан-Удэнского.

Но к началу нулевых тандем Недорослева и Мурсекаева распался. Первый занялся станкостроением в интересах «Ростеха», а второй начал выстраивать собственный бизнес. В ходе скупки долгов Инкомбанка Мурсекаев получил пакет акций Морбанка — отраслевого банка минтранса. После этого он консолидировал 68% акций Дальневосточного морского пароходства (ДВМП), а затем продал свой пакет ДВМП группе «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова за $60 миллионов.

«ВИМ-Авиа», зарегистрированная в Богатых Сабах, имеет в поселке офис — он представляет собой одноэтажное здание с красной табличкой с названием авиакомпании Фото: «БИЗНЕС Online»

В 2003 году Мурсекаев решился вступить на рынок воздушных перевозок с привлечением иностранных судов. Он купил 12 подержанных Boeing у авиаперевозчика Condor немецкой компании Lufthansa, потратив на это, по оценкам экспертов, $160 млн, и начал активно заключать соглашения с туроператорами. Кстати, по сведениям Бориса Рыбака , директора консалтинговой компании «Инфомост», в финансировании этой сделки помогал татарстанский банк «Зенит». Бизнесмен стартовал весьма амбициозно: уже через два года, в первом полугодии 2005 года, «ВИМ-Авиа» перевезла 680 тыс. человек и заняла 6-е место среди всех российских авиакомпаний, уступив лишь крупнякам вроде «Аэрофлота», «Сибири» и «КрасЭйра». Ежегодную выручку компании за это время аналитики оценивали более чем в $60 миллионов.

Здание «ВИМ-Авиа» находится на территории ОАО «Сабинское МПП ЖКХ» и огорожено зеленым забором, на котором висит амбарный замок Фото: «БИЗНЕС Online»

Собственно название «ВИМ-Авиа» — аббревиатура от имени первоначального создателя авиакомпании, Виктор Иванович Меркулов, у которого Мурсекаев впоследствии выкупил бизнес. Виктор Меркулов — бывший заместитель генерального директора грузового авиаперевозчика «Волга-Днепр», вместе с ним в 2000 году Мурсекаев провернул весьма удачную сделку с покупкой и перепродажей грузового самолета «Руслан» обанкротившейся авиакомпании, после которой (а бои с конкурентами за самолет шли аж два года) его зауважало бизнес-сообщество.

ДЕМПИНГ, ПРОРЫВНАЯ СТРАТЕГИЯ И ДОЛГИ

Кстати, с самого старта проекта «ВИМ-Авиа» проявился бизнес-стиль Мурсекаева — молниеносные, зачастую спонтанные решения, «рывковый» захват рынка. В 2005 году, заходя на рынок чартеров, «ВИМ-Авиа» активно демпинговала, привлекая клиентуру, и «сорвалась» — задержала более половины своих рейсов. Причем туроператоров извещала об этом всего за два-три дня, приводя партнеров в искреннее возмущение. Чтобы привести свою чартерную программу в порядок, авиакомпания вынуждена была снять примерно 25% рейсов, запланированных на лето. После этого полеты стабилизировались. Но закупленные самолеты нужно было окупать — Мурсекаев открыл внутренние регулярные рейсы. Чтобы летать из Москвы в Читу без препятствий, бизнесмен купил аэропорт Читы, потратив на это несколько миллионов долларов.

После этого с десяток лет компания оставалась заметным игроком рынка, лишь периодически получая нагоняи от регуляторов. Так, в 2007 году руководитель Росавиации Евгений Бачурин называл «ВИМ-Авиа» одной из авиакомпаний, чаще всего задерживающих вылеты чартерных рейсов, после чего перевозчик существенно нарастил долю регулярных рейсов в России и сгладил полетную программу. В 2011 году «ВИМ-Авиа» получила подтверждение международной IATA о включении в регистр операторов IOSA, признающее безопасность предоставляемых авиакомпанией услуг на рынке внутренних и международных авиаперевозок. Тогда же «ВИМ-Авиа» и лично Мурсекаев учредили авиакомпанию «Башкортостан», в 2015 году она была продана бизнесмену Сергею Галану .

Следующий скандал вокруг бизнеса Мурсекаева разгорелся в 2014–2015 годах, когда всплыли миллиардные долги «ВИМ-Авиа» перед банками. В конце 2014 года ВТБ выиграл в суде взыскание с перевозчика $2,8 млн и впоследствии пытался инициировать банкротство, однако два раза банкротное дело было прекращено. В 2015 году обанкротить авиакомпанию решил и Сбербанк, чтобы вернуть долг в 4,3 млрд рублей, но дело также прекратили.

В 2016 году «ВИМ-Авиа» снова стала задерживать и внутрироссийские, и международные полеты, она была вызвана на ковер в Росавиацию — на компанию подали 100 исков в прокуратуру. Для нормализации ситуации авиакомпания начала пополнять воздушный парк дальнемагистральными самолетами. И вот теперь, год спустя, у «ВИМ-Авиа» — 40 тыс. «брошенных» в аэропортах мира пассажиров и 7 млрд рублей долгов.

« ВСЕГДА ПРОИЗВОДИЛ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРИЛИЧНОГО ЧЕЛОВЕКА И УДАЧЛИВОГО БИЗНЕСМЕНА»

О личности Мурсекаева и его бизнесе порассуждали эксперты «БИЗНЕС Online».

Борис Рыбак — директор консалтинговой компании «Инфомост»:

— Я не очень хорошо знаю Мурсекаева, но он всегда производил впечатление приличного человека и удачливого бизнесмена. Несмотря на то что родился не в Татарстане, будучи татарином, он имел определенные связи в республике. У него там были не только авиационные проекты. Еще первую сделку с покупкой 12 Boeing, с чего и началась история «ВИМ-Авиа», Мурсекаеву помог профинансировать банк «Зенит». Я не удивлюсь, если у владельца компании в Татарстане еще и родственники живут. То, что начались задержания сотрудников перевозчика, на мой взгляд, говорит о том, что Мурсекаев и в самом деле уехал из страны, хотя погранслужба этого факта до сих пор не подтвердила. Что касается судьбы этой до сих пор успешной компании, то все зависит от правительства. Если оно поддержит перевозчика и даст госгарантии, то перекрутятся, так как своих собственных оборотных средств у «ВИМ-Авиа» нет. Но, судя по накалу страстей, я не вижу, что их пытаются спасти. Все может закончиться тем, что этот перевозчик уйдет с рынка вслед за «Трансаэро».

Азат Хаким — председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп»:

— Рашид Мурсекаев — это крупный авиационный менеджер. И в авиации, так или иначе, мы всех друг друга знаем. Я с ним познакомился в 2003 году. Понятно, что по роду своей работы я очень часто с ним встречался. Мы взаимодействовали, я в свое время даже давал ему в аренду самолеты. Мы вели неплохие партнерские отношения. Я ничего плохого о нем сказать не могу. Во всяком случае, в отношениях со мной всегда все было порядочно, особых проблем не возникало. Да, были рабочие моменты, но они решались. Он нестандартный авиационный менеджер, потому что принимал нестандартные решения. Так, в частности, в 2004 году он ввез 12 самолетов Boeing-757, поставив их на российскую регистрацию и заплатив таможенную пошлину. Никто до этого так не делал. Все остальные пользовались разными схемами, чтобы уйти от платежей. Это он сделал первым. Для всех остальных это был непонятный и рискованный шаг. Но, в принципе, он оказался правым. О том, что авиакомпания пришла в Татарстан, я узнал только из СМИ.

Я не думаю, что он куда-либо сбежал. Это не тот человек. Он ничего такого не делал мошеннического. Это просто ошибка управления — не рассчитал свои силы. Я в последний раз с ним общался где-то полгода назад — до того, как начались проблемы у авиакомпании. У него были вопросы по интерьерам. Мы обсуждали, как мы можем им помочь по интерьерным делам. Но потом как-то уже и больше не встретились. Никакого мошенничества, на мой взгляд, здесь нет. Это просто ошибка управления. Ну «Трансаэро» попало в связи со скачком курса доллара, у «ЮТэйр» было сложное финансовое положение. Это бизнес, это всегда риск. Он просто не оценил риски.

Андрей Крамаренко — научный сотрудник НИУ ВШЭ, эксперт по рынку авиаперевозок:

— Судьба «ВИМ-Авиа» уже решена. У компании была большая дебиторская задолженность. Но это только один из факторов возникшей проблемы. Основная причина банкротства — превышение расходов над доходами. Это говорит о том, что у авиаперевозчика был не самый лучший менеджмент. Да и особенности российского рынка также способствуют банкротству авиакомпаний. Хотя в свое время у «Трансаэро» были куда более худшие показатели. Однако компания на протяжении длительного времени осуществляла деятельность, так как у Плешаковых были влиятельные покровители. Мурсекаев этим похвастаться не может. В Татарстане у него тоже, судя по всему, сегодня нет серьезных связей и тесных дружеских отношений, в противном случае банк «Зенит» дал бы ему кредит. Что касается задержаний представителей руководства компании, то, на мой взгляд, следственный комитет просто решил подзаработать очков на скандальной истории, в которую вмешался даже президент. Не думаю, что дело закончится реальными посадками. Но менеджменту все же придется отдуваться за руководителя компании, который (пока идет процесс банкротства) быстро сделал ноги, так как замаячила реальная перспектива провести несколько месяцев в СИЗО.

Сотрудник пресс-службы компании «ВИМ-Авиа» Алена Панарина сообщила РБК, что передвижения собственников она не комментирует.

По данным «СПАРК-Интерфакса», Светлане Мурсекаевой принадлежит 99% «ВИМ-Авиа», Рашиду Мурсекаеву — 1% (ранее 20% авиакомпании принадлежало лихтенштейнскому «Геркулес Партнерс Фонду Близнецы-Близнецы II»).

25 сентября после массовых задержек рейсов «ВИМ-Авиа» и появившейся информации о том, что у авиакомпании нет средств для оплаты топлива, Мурсекаев признал, что «у авиакомпании сложилась сложная экономическая ситуация, оборотные средства закончились и финансирование заморожено». «Поскольку авиакомпания не может осуществлять полеты без дополнительного финансирования, изучаем возможности для введения внешнего антикризисного управления», — говорил в интервью «России 24» Мурсекаев.

В понедельник, 25 сентября, в отношении неназванных должностных лиц «ВИМ-Авиа» по ч. 4 ст. 159 УК России (мошенничество). Они подозреваются в том, что получили 1 млн руб. за счет реализации билетов, зная при этом, что денег для закупки топлива и выполнения рейсов у авиакомпании нет.

Вечером 27 сентября расследование в отношении должностных лиц «ВИМ-Авиа» по поручению главы Следственного комитета Александра Бастрыкина по расследованию особо важных дел.

Ситуация с «ВИМ-Авиа» в среду с членами правительства, которое проводил президент Владимир Путин. Глава государства выразил недоумение тем фактом, что авиакомпания, по словам чиновников, соответствует всем критериям, но при этом работать не может.

Рашид Мурсекаев в начале 1990-х годов занимался поставками продуктов питания из Азии в счет долгов за поставки российского оружия вместе с Сергеем Недорослевым (сейчас — председатель совета директоров группы компаний «Каскол»). Партнеры учредили компанию «Белуха», которая скупала акции оборонных и авиационных предприятий. Впоследствии Мурсекаев занялся самостоятельным бизнесом — консолидировал 68% акций Дальневосточного морского пароходства, которые в 2002 году продал Сергею Генералову за $60 млн. В 2002 году Мурсекаев стал партнером основателя «ВИМ-Авиа» — Виктора Меркулова, а в 2003 году выкупил у него 75% в авиаперевозчике. В 2003 году, как писал Forbes , Мурсекаев потратил на закупку 12 подержанных самолетов Boeing $160 млн.​

Авиакомпания «ВИМ-Авиа»

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» была создана в октябре 2002 года. Первые рейсы перевозчик осуществлял в основном на азиатском направлении (Вьетнам, Китай, Таиланд). Парк авиакомпании состоит из Boeing 777-300, 777-200, 767-300, 757-200 и Аirbus 319-111, 330-200. По данным ЕГРЮЛ, учредители ООО «ВИМ-Авиа» — Рашид (1%) и Светлана (99%) Мурсекаевы. Также они числятся учредителями признанного в июле 2017 года банкротом ПАО «Инвест Холдинг».

Финансовые показатели
В 2016 году компания показала чистую прибыль 89 млн руб. при выручке 17,174 млрд руб. Стоимость активов по состоянию на 31 декабря 2016 года составила 10,481 млрд руб., а чистый финансовый долг — 7,007 млрд руб. (источник: ГМЦ Росстата).

Объемы перевозок
По данным Росавиации, в 2016 году компания «ВИМ-Авиа» перевезла 2,076 млн пассажиров, показав прирост по этому показателю на 30% и заняв девятое место в отрасли. В самой компании такой рост связывали с введением в строй новых воздушных судов (четыре Boeing 737-500, два Boeing 767-300, шесть Boeing 777-200 и один Airbus A330-200). С января по август 2017 года количество перевезенных пассажиров продолжило расти по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — на 31,4%. Тем не менее компания опустилась на десятое место, пропустив вперед «Северный ветер».

Проблемы авиакомпании
В 2016 году у компании возникли проблемы с осуществлением пассажирских перевозок. «ВИМ-Авиа» допускала массовые многочасовые задержки рейсов. В июле 2016 года Росавиация предупредила «ВИМ-Авиа» о возможности ограничения сертификата эксплуатанта в связи с массовыми задержками и дала ей неделю на решение всех проблем. Пресс-секретарь перевозчика отмечала , что задержки были связаны с высоким сезоном и попыткой государственного переворота в Турции. На следующий день после вынесения предупреждения в компании заявили о стабилизации ситуации с перевозками и сообщили, что проблемы удалось решить благодаря вводу новых судов.

В 2017 году компания вновь столкнулась с проблемами, когда после задержек в начале июня несколько десятков рейсов было отменено. Представитель Ространснадзора тогда объяснил срыв чартерной программы задержками с ремонтом самолетов. Количество пострадавших из-за проблем «ВИМ-Авиа» в июне 2017 года оценивалось приблизительно в 30 тыс. человек. В итоге доля задержанных рейсов у авиакомпании в этом месяце составила 13,56%. В июле—августе проблемы остались : за июль доля задержанных рейсов составила 13,83%, а в августе — 19,45%. В сентябре авиакомпания задержала более 40% рейсов.​

В январе—сентябре 2017 года управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу провело в авиакомпании семь проверок, преимущественно по обращению граждан.

Хоровод денег. Как семья владельца "ВИМ-авиа" сбрасывала активы перед крахом

Консалтинговую фирму Рашида Мурсекаева за месяц до краха авиабизнеса обанкротил его знакомый Сергей Галан , а дочь Мурсекаева продала Галану свою топливную компанию. Следователи по делу "ВИМ-авиа" выясняют, как совладельцы довели авиакомпанию до краха и куда они могли спрятать активы и деньги. Не исключено, что Рашид Мурсекаев догадывался о скором крахе авиабизнеса и загодя выводил активы, в том числе через родственников и доверенных лиц. По одной из версий, деньги шли в Люксембург – там у зятя Мурсекаева (или у его полного тёзки) обнаружился офшор. А дочь Мурсекаева продала свою топливную фирму с миллиардными оборотами за несколько недель до коллапса "ВИМ-авиа". Месяцем раньше обанкротили фирму, которая создавалась для управления финансами перевозчика. В обоих историях участвовал давний деловой партнёр Мурсекаевых Сергей Галан.

Крепкие узы семейного бизнеса

Большая часть фирм Рашида Мурсекаева завязана на семью. Даже в "ВИМ-авиа" основной владелец не он, а супруга Светлана. Две его сестры, к примеру, владели компаниями, действующими на рынке недвижимости.

Рашид Мурсекаев

А в 2014-м в бизнес подалась и дочь бизнесмена. Анна Амбросова (Мурсекаева) ещё на четвёртом курсе МГИМО основала топливную компанию "ФТ интернешнл". Уже через два года после создания "ФТ интернешнл" зарабатывала 2,5 млрд в год. Вторым совладельцем стал муж Анны, 25-летний выпускник Высшей школы экономики Николай Амбросов. Он – сын давнего делового партнёра Мурсекаева, Евгения Амбросова . Вместе они в начале нулевых управляли крупным морским хабом России – "Дальневосточным морским пароходством". Предположительно, топливная фирма дочери зарабатывала в том числе и на продаже керосина в аэропорту Братск в Иркутской области. Этим аэропортом давно владеет семья Мурсекаевых – сначала через контору "Инвест холдинг", а теперь через "ВИМ-авиа".

Братск – маленький, но важный хаб, который используют трансатлантические рейсы для дозаправки, а российское МЧС – для тушения пожаров в тайге и для наблюдательных полётов. "ВИМ-авиа" же он был нужен как перевалочный пункт для дозаправки и техобслуживания своих китайских рейсов: они начинали свой бизнес с чартерных рейсов в Китай. А этот аэродром на полпути из Москвы в Китай. На нём, говорят эксперты, можно зарабатывать за счёт продажи топлива.

– Основной заработок там – заправка вертолётов и самолётов, – считает руководитель консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак .

Несмотря на хорошие финансовые показатели, в августе этого года Анна Амбросова с мужем неожиданно решили продать "ФТ Интернешнл". Интересно, что у авиакомпании отца к тому времени как раз начинались проблемы с долгами за авиационный керосин. Если предположить, что Мурсекаевы догадывались о скором коллапсе и готовились к бегству за границу, то этот шаг выглядит как избавление от российских активов. Особенно учитывая личность покупателя. Им стал московский бизнесмен Сергей Галан – давний знакомый семьи. Офисы его фирм даже расположены в том же бизнес-центре, что и у Мурсекаевых.

Интересно, что за месяц до выкупа "ФТ Интернешнл" Галан через подконтрольный ему "Технополис" обанкротил ту самую компанию Мурсекаевых, которая изначально владела аэропортом Братск. Речь об "Инвест холдинге". Мурсекаевы создали его 10 лет назад для управления активами и ценными бумагами, словом, для управленческой и операционной поддержки "ВИМ-авиа". Согласно базе Kartoteka.ru, в прошлом году "Инвест холдинг" показал чистую прибыль в 9 млн рублей. Однако почему-то ему не хватило миллиона на то, чтобы вовремя погасить некие обязательства перед "Технополисом". В судебных материалах не говорится, за что именно задолжал "Инвест холдинг".

Офшорные широты

Интерес у следствия могут вызвать и зарубежные активы семьи. Одно время авиакомпанией на 20% владела фирма из Лихтенштейна под названием Hercules Partners Fund . Это может говорить как минимум о том, что у Мурсекаевых там есть связи, а как максимум – что туда выводилась часть прибыли.

А сейчас благодаря базе данных Mossack Foneska удалось выяснить, что человек с таким же именем и фамилией, как у зятя Мурсекаева, связан с офшором в Люксембурге. Это фирма под названием Aloma S.A. Николай Амбросов – её бенефициар. А владелец акций – некая структура под названием The Bearer. Примечательно, что одно из значений этого слова – "опора авиационного двигателя". Следствию предстоит выяснить, действительно ли фирму контролирует зять Мурсекаева или просто его однофамилец. Для этого в Люксембург могут отправить запрос по линии Интерпола.

Aloma выбрала своим банком-корреспондентом крупнейший французский Credit Agricole. "Банк-корреспондент" означает, что через него осуществлялись все расчёты, и, скорее всего, в нём же хранятся средства компании. Она расположена в том же здании, которое занимает люксембургский филиал банка.

Эксперты разделились

Одни эксперты говорят, что весь этот путь банкротств, смен владельцев и офшоров мог служить для вывода активов. Мурсекаевы понимали, что авиакомпании может скоро прийти крышка, и готовили почву для отхода. Так, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов уверен, что владельцы "ВИМ-авиа" и не планировали спасать авиакомпанию.

– Владельцы "ВИМ-авиа" действовали по известной мошеннической схеме. Набрали кредитов под гарантии имущества (лайнеров) в четырёх банках (по предварительным данным следствия, это Сбербанк, "Абсолют банк", "ВТБ" и "Зенит"), – рассказал Лайфу Кирилл Кабанов. По словам председателя НАК, скорее всего, большинство денежных средств банков Мурсекаевы вывели за границу. И процесс этот начался не сейчас, а года три назад, когда владельцы начали оформлять кредиты в крупных российских банках, считает Кабанов.

– Есть вопросы к надзирающим органам, которые плохо контролировали движение средств с банковских счетов авиакомпании, – отмечает глава НАКа.

Впрочем, другие специалисты полагают, что Мурсекаевы не планировали спешно покидать страну. По мнению эксперта, главного редактора журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексея Синицкого , скорее всего, причиной краха "ВИМ-авиа" стала нехватка оборотных средств из-за желания заработать максимум в высокий сезон.

– Владельцы не рассчитали свои финансовые возможности. Денег, которые авиакомпания получила за проданные билеты в осенне-зимний сезон, оказалось недостаточно, чтобы расплатиться с кредиторами, – предполагает Синицкий. – Мог возникнуть кассовый разрыв, и дальше всё просто посыпалось.

Синицкий уверен: Мурсекаевы надеялись, что их поддержат кредитами банки, а аэропорт Домодедово продолжит обслуживать в долг.

– Осень – финансово всегда сложное время года, и владельцы "ВИМ-авиа" не смогли найти выхода из сложившейся ситуации, – резюмирует собеседник. – Но, похоже, они до последнего боролись за живучесть компании и заранее не планировали уезжать из России.

Улетел, но не обещал вернуться

Планировали Мурсекаевы покидать страну или нет, но они это сделали. По данным СК, семья вылетела из России в начале прошлой недели. Предположительно, они улетели в Турцию сразу после того, как публично объявили о доследственной проверке СК. Турция обычно довольно охотно сотрудничает с российским силовыми структурами. Поэтому Лайф в предыдущем материале о "ВИМ-авиа" предположил, что семья может из Турции перебраться в ОАЭ, Великобританию или в Узбекистан.

В России у них остались некоторые недвижимые активы. Так, Светлана Мурсекаева прописана в апартаментах в двух шагах от Арбата. Долями в этой квартире владеют сын Мурсекаева Рашид и дочь Анна. Доходный дом в Скатертном переулке построили в начале прошлого века, а в нулевых отреставрировали и сделали клубным. Теперь в нём всего 12 квартир, каждая в среднем по 200 квадратных метров и ценой не ниже 200 млн. От Арбата по московским пробкам дети Мурсекаевых добирались до места своей учёбы. Оба поступили в МГИМО. Причём Рашида рекомендовали к зачислению всего с 65 баллами за ЕГЭ по русскому языку.

Мурсекаев-младший, в отличие от сестры, ещё не закончил учёбу. По пути в университет он порой нарушает правила дорожного движения. Он лихачит, ездит по встречке и проявляет неуважение к другим водителям. В начале 2017-го он не уступил дорогу машине со спецсигналами. Об этом говорится в материалах столичных судов. Правда, там не сказано, кому точно Рашид не уступал дорогу – "скорой" или полиции. Лайф по судебной базе насчитал у него четыре штрафа на сумму 18 тысяч. Он не оплачивал их вовремя, отчего сумма штрафа удваивалась и ложилась на парня долговым бременем.

В этом смысле Мурсекаев-младший пошёл по стопам отца. Проблемы у Мурсекаева-старшего начались тоже из-за долгов. Это привело к коллапсу его бизнеса, уголовным делам, а тысячи наших соотечественников не могли вовремя вернуться домой. Первая волна претензий обрушилась на его компанию в мае: перевозчик задержал десятки чартерных рейсов по всей стране. Тогда компания оправдывалась тем, что якобы не все самолёты успели вернуться с планового обслуживания.

Вторая волна оказалась для компании и последней. Поставщики топлива и аэропорты заявили, что "ВИМ-авиа" задолжала им более полумиллиарда и больше заливать горючку в долг они не намерены. А в августе-сентябре к "ВИМ-авиа" стали предъявлять претензии все ведомства: Ространснадзор, Росавиация, Роструд, Генпрокуратура, Следственный комитет. Ространснадзор пенял на то, что компания нарушала условия и сроки обслуживания самолётов. Генпрокуратура и Роструд обнаружили космические – более чем в 200 млн – долги по зарплате.

А Следственный комитет вообще возбудил на бухгалтера и гендиректора уголовное дело о мошенничестве. Следствие считает, что авиакомпания знала о нехватке средств на топливо для полётов, но всё равно продавала пассажирам билеты. Из-за этого имущественный вред был нанесён как минимум 2997 пассажирам. Всего же на курортах за рубежом и в РФ из-за коллапса застряло более 40 тыс. пассажиров . Ещё когда претензии СК были на стадии доследственной проверки, семья Мурсекаевых и сбежала за границу.

В пятницу президент Владимир Путин заявил курирующему транспорт вице-премьеру Аркадию Дворковичу , что тот не справляется с ситуацией. А к министру транспорта Максиму Соколову вообще применил дисциплинарные меры – подписал указ о неполном служебном соответствии. Президент раскритиковал подход Минтранса к выработке критериев, по которым ведомство оценивает работу перевозчика.

Скандал вокруг «ВИМ-Авиа» высветил всю сущность капитализма

Путин устроил РАЗНОС министрам из-за проблемы с "ВИМ-Авиа" 28.09.2017

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

История краха авиакомпании «ВИМ-Авиа» привлекает всеобщее внимание не только из-за того, под ударом оказались десятки тысяч авиапассажиров, но еще и потому, что делом заинтересовался президент России Владимир Путин , и заинтересовался настолько, что даже объявил о неполном служебном соответствии главе Минтранса Максиму Соколову и высказал критические замечания в адрес вице-премьера Аркадия Дворковича , курирующего авиатранспорт.

Критика из уст президента прозвучала на фоне серии отставок губернаторов и сообщений в СМИ, что ротация кадров в высших эшелонах власти, возможно, будет продолжена.

По последним данным, правоохранительные органы задержали гендиректора и главного бухгалтера авиакомпании по делу о мошенничестве, в ближайшее время им будут предъявлены обвинения, за которыми последует обращение в суд для избрания задержанным меры пресечения. При этом совладельцы компании бежали за границу.

Как сообщила журналистам официальный представитель Следственного комитета РФ Светлана Петренко , задержаны - генеральный директор «ВИМ-Авиа» Александр Кочнев и главный бухгалтер Екатерина Пантелеева .

«Совладельцы компании Рашид и Светлана Мурсекаевы поспешно покинули страну и, по имеющимся у следствия данным, находятся за границей. В связи с этим принимаются меры к установлению их местонахождения», - отметила Петренко.

Хроника событий

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» и раньше попадала в поле зрения контролирующих органов из-за нередких задержек своих рейсов, особенно чартерных (компания специализировалась на курортных направлениях, в основном по России, а также на полетах в Турцию и Грецию). Ситуация с задержками вылетов обострилась 23 сентября.

На этом фоне руководство авиаперевозчика заявило, что у «ВИМ-Авиа» не хватает средств для продолжения полетов из-за огромных долгов за топливо и за использование инфраструктуры аэропортов, и что компания прекращает свою деятельность.

В дело вмешались Минтранс и Росавиация, которые попытались разрешить ситуацию. Тем временем прокуратура начала проверку, а 25 сентября Следственный комитет возбудил уголовное дело.

Уголовное дело

СК РФ возбудил уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). Следователи подозревают руководство компании в хищении более миллиона рублей у пассажиров. По версии следствия, в «ВИМ-Авиа» знали о нехватке денег на обслуживание самолетов в аэропортах и на топливо, но при этом продолжали продавать билеты.

27 сентября дело против руководства «ВИМ-Авиа» было передано в центральный аппарат Следственного комитета.

Компанией также занимается генпрокуратура, по данным которой, в «ВИМ-Авиа» задерживают зарплату сотрудникам.

Поскольку речь идет о большом количестве людей, которые приобрели билеты обанкротившейся авиакомпании, их судьбой занялось министерство транспорта. 27 сентября Минтранс договорился с аэропортами и компаниями, отвечающими за заправку самолетов авиатопливом, что до 15 октября все регулярные рейсы «ВИМ-Авиа» будут обслуживаться в полном объеме.

Впоследствии все рейсы «ВИМ-Авиа» передадут семи другим компаниям, которым на это выделят из бюджета 200 миллионов рублей. Пассажиров, купивших билеты «ВИМ-Авиа» на регулярные рейсы, будут перевозить «Уральские авиалинии», i-Fly, Red Wings, Nordstar, «Икар», «Северный ветер» и «Якутия».

Вывоз из-за рубежа пассажиров чартерных рейсов будет осуществлен за счет внебюджетных источников, сообщили в Росавиации.

По данным ведомства, на 27 сентября за границей, в основном в Турции, находятся около 38 тысяч клиентов «ВИМ-Авиа». Кроме того, по данным Ростуризма, в России застряли около трех тысяч туристов из Китая, также купивших билеты «ВИМ-Авиа».

Совладельцы «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев и его жена Светлана , также имеющая долю в авиакомпании, покинули Россию 26 сентября и, предположительно, скрываются где-то в Стамбуле. Об этом первым сообщил «Интерфакс» со ссылкой на собственные источники.

По данным издания, беглецы, находятся в Стамбуле и не выходят на связь со Следственным комитетом, который имеет к ним вопросы в связи с возбужденным уголовным делом о мошенничестве.

«Мурсекаев покинул страну еще во вторник , улетев из «Шереметьево»», - рассказал агентству источник.

По другим данным чета Мурсекаевых улетела в Турцию из «Внуково».

Позже информацию о возможном нахождении совладельцев компании в Стамбуле подтвердили другие издания.

Сообщалось, что 27 сентября Мурсекаев должен был участвовать в совещании с представителями Росавиации, на которое он так и не явился.

«Телеграммой [Мурсекаев] был приглашен на специальное совещание в связи с тем, что он давал обязательство из своих собственных средств произвести оплату текущих расходов для поддержания операционной деятельности [авиакомпании «ВИМ-Авиа»] в размере 50 миллионов рублей», - рассказал руководитель Росавиации Александр Нерадько .

По словам главы Росавиации, деньги владелец «ВИМ-Авиа» так и не перевел.

Ситуация с десятым по числу перевозимых пассажиров авиаперевозчиком возмутила президента России Владимира Путина , который сделал достаточно резкие заявления в адрес министра транспорта Максима Соколова и курирующего транспортную отрасль вице-премьера Аркадия Дворковича .

Главе Минтранса Максиму Соколову президент даже заявил о «неполном служебном соответствии».

«Максим Юрьевич [Соколов] мне сказал, что эта компания [«ВИМ-Авиа»] полностью соответствовала всем критериям», - сказал Путин на совещании правительства.

«Если вы выработали такие критерии, то чего они стоят, если за ними ничего не видно? Я объявляю вам о неполном служебном соответствии», - заявил президент, обращаясь непосредственно к Соколову.

Путин также потребовал от главы Минтранса «быстро и эффективно закрыть проблему», отметив, что по результатам работы решит, что делать с объявленным «неполным служебным соответствием».

Кроме того, президент подверг критике вице-премьера Аркадия Дворковича за то, что тот уделяет транспортной отрасли «недостаточно внимания».

Критика президента прозвучала на фоне серии отставок губернаторов и сообщений в СМИ, что ротация в высших эшелонах власти, возможно, будет продолжена.