Памятников цивилизации майя расположен на территории гватемалы. Городской центр цивилизации майя Яшха. Гватемала. Происхождение и территория обитания

Трудно назвать еще одну древнюю цивилизацию столь высокоразвитую и могущественную для своего времени и вместе с тем загадочную и таинственную, как племя майя . Почему выдающиеся математики и астрономы, просвещенные жрецы и неустрашимые войны оказались совершенно не готовы противостоять более агрессивным народам устоять под натиском природных стихий, почему они бесконечно воевали между собой. Когда и откуда они появились? Ведь их солнечный календарь, просчитанный с исключительной точностью, фантастической для их современников, начинается задолго до ледникового периода. Что они знали о далеком прошлом, почему неожиданно покинули свои великолепные города, значительно превосходящие в то время европейские, почему они выродились и растеряли со временем богатейшие знания, дошедшие к ним из глубин тысячелетий? И, наконец, что означает их предсказание о закате «Пятого солнца» и смене цивилизации 23 декабря 2012 года.

Познакомившись предварительно с инками и ацтеками, посмотрев древние города майя в Мексике и , хотелось продолжить знакомство с историей Мезоамерики. Ученые утверждают, что становление цивилизации майя началось в провинции Петен, на территории современных Гватемалы и Гондураса, значительные памятники сохранились на территории Сальвадора и Белиза, есть следы пребывания майя в и . Обогнув горную цепь с потухшими и действующим вулканом, пускающим время от времени облако дыма в Гватемале, мы направляемся к границе с Сальвадором. От Антигуа ехать примерно четыре часа. Вот и пограничный пункт. Пока оформляют паспорта можно побродить по приграничной территории. Подбежали менялы с колонами – сальвадорскими деньгами, но они никому не нужны. В Сальвадоре все проблемы проще решать с помощью долларов. Жарко на солнце, но вместо мороженого, на такой же привычной тележке, продают апельсиновый сок. Апельсины сложены пирамидкой. Еле уловимый взмах мачете и очередной апельсин разделен строго на две половинки. Продавец руками тщательно выдавливает сок в высокий граненый фужер, а сверху добавляет сырое куриное яйцо. Коктейль не размешивается, он уже готов, нужно заплатить доллар. Торговля идет бойко, но паспорта уже оформлены, и можно отправляться дальше.

Сальвадор главным образом расположен на вулканическом нагорье - 600-700 метров над уровнем океана. Нагорье пересекают многочисленные реки и отроги гор, обрывающиеся крутыми уступами к океану. В межгорных впадинах, заполненных вулканическим пеплом – довольно много озер. Здесь часто происходят землетрясения и извержения вулканов. Реки, пересыхающие в сухой сезон, во время ливневых дождей превращаются в мутные потоки и часто выходят из берегов. Это бывает с мая по октябрь, когда по всей стране выпадают обильные осадки, принесенные ветрами с Тихого океана. Дубовые и сосновые леса чередуются с травянистыми саваннами и кустарниковыми зарослями. В Сальвадоре только одна хорошая дорога - Панамериканское шоссе, которое проходит вдоль всего континента.

Мы сворачиваем с магистрали и едем по двухполосной дороге. За ажурным мостом, наконец, пункт назначения. Это древнее поселение майя Хойя-де-Серен, которое находится в 15 км от столицы Сан Сальвадор у деревушки Санта-Тесла. На рубеже 600 года н.э. оно было погребено под пеплом вулканического извержения. Это «Американские Помпеи», только в данном случае все население деревни успело спастись. Слой пепла и вулканических шлаков достигает шести метров. Работы по расчистке ведутся сразу на нескольких огороженных участках и можно увидеть древнее поселение в его первозданном виде. Под пеплом сохранились дома, улицы и даже предметы быта племени майя в нетронутом виде, что существенно отличает эти раскопки от других более крупных исторических памятников, разграбленных за столетия вандалами.

В пяти километрах отсюда находится Сан Андрес – один из наиболее крупных памятников цивилизации майя на территории Сальвадора. Он охватывает более трех квадратных километров. Здесь расположен древний город майя. По оценкам ученых, в 650-900 годах н.э., когда город достиг своего расцвета и был столицей плодородной долины, именовавшейся Сапотитан, здесь проживало около 12 тысяч человек. Пока вскрыта лишь небольшая часть сооружений на возвышенности, причем, только боковые стены, а сами постройки напоминают скорее холмы или курганы, поросшие сочной травой. Здесь, совершенно свободно пасется отара овец и равнодушно ощипывает траву на древних реликвиях. Среди построек выделяется Акрополь с примыкающими к нему кварталами знати. Довольно значительна южная площадь – мощеная каменная платформа, на которой размещаются различные пирамиды и башенки. Обсерватории, характерной для некоторых городов майя здесь нет. С южной стороны платформы находится храм с алтарем, с восточной – погребальные пирамиды, с северной – рыночная площадь. С высоты города открывается великолепный вид на соседнюю долину и холмы. Территория комплекса вся в зелени: деревья, кустарники и высокая трава.

Майя добились больших успехов в математике. Они впервые в истории человечества применили идею учета местоположения цифр при записи больших чисел, почти на тысячу лет раньше, чем в Европе. Впервые в мире ввели понятие ноль, без которого нельзя оперировать большими числами, что было само по себе гениальным открытием, еще долгое время недоступным другим народам. У них была двадцатеричная система счисления, на которой и основан майяский календарь. В литературе говорится о том, что астрономы майя определили продолжительность года в 365, 242 дня, значительно более точно, чем это удалось создателям юлианского и современного григорианского календарей! Майя определили цикл вращения Луны вокруг Земли с точностью до: 29,53059 дня. Они изучали и другие планеты: Марс, Венеру, особое внимание уделяли созвездию Близнецов. Вычислили фазу обращения Венеры вокруг Солнца с ошибкой всего лишь на 14 секунд в год. И это все за несколько сот лет до того, как в Европе только узнали, что Земля круглая, что она вертится, и не сразу захотели в это поверить. Последний известный календарь майя датируется 903 годом нашей эры.

Майя были не только математиками и астрономами, но еще и астрологами. Они даже по современным меркам с удивительной точностью определяли те или иные астрономические события. Майя считали, что Вселенная существует в рамках великих циклов и утверждали, что до нашей цивилизации уже было четыре таких цикла. Сейчас пятый цикл, и человечество живет в эпоху «Пятого солнца». Все предшествующие культуры погибли во время великих катаклизмов, и лишь немногие люди остались в живых и поведали о том, что случилось. Первая цивилизация погибла из-за землетрясений, вторая – катастрофических циклонов, третья – от извержений вулканов, четвертая – от наводнения. Наша цивилизация, по их мнению, должна погибнуть из-за «движения Земли», что будет сопровождаться сильнейшим наводнением.

В северных и восточных областях Сальвадора места достаточно дикие и малолюдные. Даже конкистадоры не особенно хотели сюда заходить: с одной стороны из-за многочисленных вулканов на востоке за рекой Рио-Лемпа, с другой - пустынных холмистых пастбищ на севере. Народ в этих областях традиционно жил бедно, наиболее драматично разворачивались события недавней гражданской войны. В этих местах особенно активны были партизаны, и местное население до сих пор относится к любым «бледнолицым» недостаточно дружелюбно, поэтому туристам приезжать сюда еще рановато. Даже в достаточно спокойных областях Сальвадора у многих мужчин оружие: скорострельные винтовки, пистолеты или, по крайней мере, внушительное мачете. Что у них припасено дома остается только догадываться.

В результате отсталости, многолетней гражданской войны и других обстоятельств, туристический бизнес в Сальвадоре еще слабо развит, сюда приезжает немного туристов, поэтому на поиски следов цивилизации майя отправляемся в соседний Гондурас.

Паспорта на границе оформляют довольно долго, выстраивается даже небольшая очередь. Пока ждем, можно еще успеть сфотографировать мутный поток горной речки с моста, по которому мы подъехали к границе. Накрапывает мелкий дождь. Паспорта оформлены, переходим границу, но мужчины на противоположной стороне что-то нам кричат и оживленно машут руками. Наверно, нас не ждали в Гондурасе. Однако внимательно посмотрев на дорогу прямо перед собой, замечаем тонкую светло-зеленую змею, которая упала с дерева. Она быстро скользит по гравию и через некоторое время скрывается в кустах. Очевидно, это древесная змея и она ядовита. Все произошло неожиданно, только потом поняли, что нам повезло с задержкой на границе. Пройди мы по этому месту на минуту раньше, и она могла угодить кому-нибудь за шиворот.

Высокие горные массивы, поднимаются от самой границы с Сальвадором, достигая на западе страны отметок свыше 2700 метров. Глубокая тектоническая долина рассекает горную местность с севера на юг. В горах немного прохладней, на склонах растут сосны и дубы. Гондурас часто подвергается сильнейшим ураганам, что приводит к многочисленным жертвам и подрывает экономику, особенно сельское хозяйство. Гондурас необыкновенно богат на разнообразие растительного и животного мира. Здесь встречаются: медведи, обезьяны, тапиры, койоты, ягуары, пумы, рыси, крокодилы, игуаны и много других животных. Даже по сравнению с Сальвадором, Гондурас выглядит более экзотически. Дорога ведет по серпантину, вдоль обрывистых склонов с одной стороны и долины покрытой джунглями, с другой. Дождь и облачно. Облака стелятся внизу и сквозь просветы видны джунгли. Временами дорога становится опасной. Из-за обильных ливней накануне, - много оползней, которые загромождают шоссе. Дорожные рабочие пытаются их убрать, но появляются новые, порода со склонов осыпается. Из окна автобуса видно, как мелкие камешки сползают и катятся вниз. Прямо за нами срывается довольно увесистый кусок породы. Подпрыгнув и упав на асфальт, он раскалывается и захламляет дорогу. Наверно, убрать такой будет нелегко, но если бы он угодил в автобус, пришлось бы вызывать еще и спасателей.

Майя охотились, используя стрелы и копья с кремневыми и обсидиановыми наконечниками, устраивали ловушки, использовали обученных собак, но, несмотря на богатство окружающего животного мира, основным источником пищи было земледелие. В лагунах вдоль побережья они охотились на ламантинов с помощью гарпунов, ловили игуан, черепах, рыбу. Шкуры более крупных животных, убитых во время охоты, не имели такого важного значения для изготовления одежды, как у других народов. Жаркий и влажный климат диктовал свою моду. Сцены охоты практически не нашли отражения в многочисленных рисунках на археологических памятниках в Мезоамерике.

Самым известным и уникальным археологическим памятником в Гондурасе является Копан – старинный город майя. Он расположен на западе страны, рядом с границей Гватемалы. Этот город возник на рубеже нашей эры, а его расцвет приходится на VII-VIII век. После заката цивилизации майя в IX веке, город был заброшен и почти полностью скрыт землей и джунглями. Площадь Копана 24 кв. километра, на которой расположены многочисленные архитектурные и скульптурные памятники классического периода майя и Археологический музей. Копан был основным центром развития майяской науки и прежде всего астрономии. Найденные в Копане астрономические таблицы своей точностью превосходят все другие календари майя.

К сожалению, еще на подъезде к этому уникальному месту, нас застает дождь, а во время экскурсии он переходит в ливень. При входе продают плащи и зонтики. Зонтик можно взять напрокат за доллар. На главной площади древнего города «Пляса-Принсипаль» между величественными стелами, изображающими правителей Копана, образовалась огромная лужа, по которой и приходится ходить. На площадь спускается знаменитая иероглифическая лестница, покрытая непрерывной полосой вырезанных на семидесяти двух ее ступенях пиктограмм, повествующих об истории правления царей Копана. Это - самая длинная «надпись» майя в Центральной Америке, насчитывающая 1250 непрерывно сменяющих друг друга иероглифов. Она частично разрушена и в настоящее время восстанавливается. Лестница находится под навесом и у ее основания, представилась возможность отряхнуться от воды и послушать объяснение экскурсовода.

Дальше, поднимаемся на пирамиду по скользким от воды ступеням среди джунглей, и с ее вершины открывается великолепная панорама на площадь со стелами, утопающими в воде, с небольшой пирамидой в центре, на поле майя для игры в мяч, храмы и другие постройки. Чувствуется, что во времена расцвета – это был богатый город. На всей территории Копана около 200 построек, в том числе 38 резных стел, разбросанных по всему комплексу. Выделяется главный храм, с высеченными на его стенах большими барельефами, Священный Камень, на котором совершались жертвоприношения, Акрополь. В основном, здания построены из зеленоватого вулканического камня, а лепные украшения из особой пластической массы, в состав которой входили гипс, известь, песок и вода. На стенах и скульптурах видны следы краски. Подземная часть Копана испещрена многочисленными туннелями и траншеями. По ним можно добраться до внутреннего храма. Около 1300 лет назад строители майя аккуратно засыпали небольшой храм песком, а над ним построили другую культовую пирамиду. Работы по расчистке подземной части Копана начались совсем недавно, и здесь еще будет много открытий.

Города майя есть в Гватемале, Сальвадоре, Белизе и Гондурасе.

В Мексике города майя уже давно являются местом паломничества. Вокруг них построено множество роскошных курортов, и все отели и туристические агентства предлагают совершить экскурсию на руины. Но храмы майя можно увидеть и в других странах: Гватемале, Сальвадоре, Белизе и Гондурасе.

Города майя в Гватемале

В этой стране два главных памятника майя - Тикаль и Эль-Мирадор.

Самым популярным является Тикаль. Он находится в национальном парке в районе Эль-Петен, и в 1979 году был внесен в список ЮНЕСКО. Более 1000 лет назад Тикаль был огромным городом. Самое удивительное, что рядом с ним нет никаких источников пресной воды. Жители Тикаля использовали только дождевую воду, которую собирали в каменных резервуарах. Сельское хозяйство полностью зависело от погодных условий, а перенаселенность привела к вырубке лесов, эрозии почвы и постепенному снижению урожаев, что могло быть причиной упадка города в 9 веке.

Сотни храмов и других зданий превратились в руины и заросли лесом. Город много лет был скрыт в джунглях, но о нем не забывали местные жители и разные авантюристы. В 1956 году ученые из университета штата Пенсильвания начали археологические раскопки, в ходе которых были восстановлены многие сооружения Тикаля. Сейчас работы проводятся под контролем правительства Гватемалы, и археологи подозревают, что в этой местности их ждет еще немало сюрпризов.

В Национальном парке Тикаля 5 больших храмов, высота которых достигает 70 метров. Наряду с королевскими дворцами здесь есть жилые дома, административные здания и многочисленные каменные изваяния.

Для того чтобы посмотреть на удивительные памятники, надо приобрести входной билет в парк, который стоит $20. Пешеходные тропы ведут к храмовым комплексам, а Центр посетителей предлагает еду и питье. Большинство туров начинаются в городе Флорес , где находится аэропорт, а также в деревне Эль Ремате, расположенной на полпути между Флоресом и руинами Тикаля. В Эль Ремате живут 350 семей, которые могут предоставить жилье, и есть несколько отелей с парковками и магазинами сувениров.

Эль-Мирадор - точка отсчета цивилизации майя

Эль-Мирадор находится в девственном тропическом лесу и считается колыбелью цивилизации майя. Он охватывает огромную территорию в 100 кв. км, но, к сожалению, не является туристическим объектом. Там работают только археологические экспедиции, которым удалось откопать монументальные пирамиды Данта и Тигре. Правительство Гватемалы собирается сделать комплекс более доступным, но на это понадобятся годы.

Ближайшим населенным пунктом является деревня Кармелита , откуда можно отправиться в пятидневный поход на лошадях к месту назначения.

Памятник Хойя-де-Серен в Сальвадоре

Всего в нескольких минутах езды от Сан-Сальвадора находятся руины Хойя-де-Серен - города, который был погребен под слоем вулканического пепла, подобно Помпеям.

Музей Хойя-де-Серен - еще один памятник майя в Сальвадоре!

Раскопки показали, что это произошло практически мгновенно, так как в жилищах сохранились даже остатки пищи. Хойя-де-Серен обнаружили в 1976 году при строительстве зернохранилища, и с тех пор археологи восстановили 18 различных сооружений: жилые дома, склады, баню и даже ресторан (или кухню).

Если другие памятники майя представляют собой величественные дворцы и пирамиды, то в Хойя-де-Серен можно изучать повседневную жизнь простых земледельцев.

Белиз и город майя - Ламанаи

Путешествие в город Ламанаи является не менее захватывающим, чем осмотр самих памятников. «Ламанаи» на языке майя означает «крокодил погружается в воду», и поездка по реке Нью-Ривер полностью оправдывает это название. Майя жили здесь вплоть до 17 века и оставили более 700 структур, 3 огромных храма и множество каменных сооружений.

Города майя в Гондурасе - Копан

Город Копан - один из самых интересных памятников майя.

Он отличается тем, что здесь много больших каменных стел, на одной стороне которых изображены человеческие лица, а на другой вырезаны замысловатые иероглифы. Археологи нашли 4,5 тысячи таких структур и до сих пор продолжают открывать новые артефакты. Самым известным памятником Копана является Иероглифическая Лестница, состоящая из 63 ступенек.

Копан доступен для туристов (билет в парк стоит $15). За дополнительную плату можно посетить два туннеля, в которых обнаружены более ранние постройки майя.

Комплекс находится в 170 км от Сан-Педро-Сула - международного аэропорта, куда прибывают все туристы. Историки утверждают, что именно Копан представляет собой идеальный город древней цивилизации майя.

Веретенников А.М. ::: Города майя и ацтеков

По мнению большинства исследователей, культура майя яв­ляется одним из величайших достижений человечества в древ­ности. Эта цивилизация просуществовала почти тысячу лет. Индейцы майя были первым развитым народом Америки, с ко­торым столкнулись испанцы в ходе завоевания земель Запад­ного полушария.

К моменту прихода европейцев майя занимали обширную территорию. В ее пределах ученые обычно выделяют три куль­турно-географические области. Так, например, северная охваты­вала весь полуостров Юкатан, который представлял собой плос­кую известняковую равнину с кустарниковой растительностью. Местами она пересекалась цепями невысоких каменистых хол­мов. Отсутствие рек, ручьев и озер, бедные почвы сознавали трудности для занятия земледелием. Не совсем благоприятной для проживания была и южная область, которая включала в себя горные районы и Тихоокеанское побережье Южной Мексики и Гватемалы. Более выгодной по своим природным условиям явля­лась центральная область, охватывавшая северную часть Гватемалы и прилегающие с запада территории, где располагаются сейчас такие мексиканские штаты, как Чьяпас, Табаско и Кампече. Центральная область - это холмистая известняковая низмен­ность. Большая ее часть покрыта влажными тропическими леса­ми, которые чередуются с травянистыми саваннами, болотисты­ми низинами и озерами.

В таких трудных условиях и были построены индейцами майя сначала скромные хижины из дерева и глины, а впоследствии большие каменные города. Несмотря на то что орудия труда были крайне примитивными и изготавливались только из дере­ва, кости и камня, майя сумели достичь поразительного совер­шенства в архитектуре, скульптуре, живописи, в производстве керамики.

Развитие древнейшей цивилизации майя продолжалось почти десять веков. В конце VIII века майя достигли высочайшей степе­ни культурного развития. К этому времени индейцами были воз­ведены изящные храмы, гигантские дороги-дамбы, многочислен­ные пирамиды и дворцы. В течение столетий росли и расширялись старые селения и города, возникали новые. Все это продолжалось почти до конца I тысячелетия н. э. В IX веке на процветающих землях и в белокаменных городах майя произошла какая-то ка­тастрофа. В результате архитектурное строительство в городах полностью прекратилось. Искусные скульпторы не возводили больше громадные каменные стелы с ликами правителей и богов, а умелые резчики по камню не украшали их вычурными и изящными иероглифами.

Крупнейшие майяские центры стали приходить в запустение. Жители покидали их. Всего за несколько десятилетий города древних майя были надежно укрыты от людских глаз, попав в цепкие объятия буйно разросшихся вечнозеленых джунглей. Опустевшие плошали и брошенные здания покрылись лесной зеленью. Лианы и корни деревьев разрушали фундаменты и пе­рекрытия массивных строений, а низкорастущий кустарник за­полнил все свободные части пространства, где совсем недавно пролегали улицы и дороги-дамбы. Именно в этом и заключается одна из величайших загадок культуры-феномена, к которой при­числяют древнейшую цивилизацию майя. Города классического периода, возведенные в I тысячелетии н. э., еще в доколумбовый период поглотили джунгли. И когда в конце XV века на земли Америки ступили люди Колумба, а в начале XVI столетия сюда прибыли первые экспедиции конкистадоров, о древней цивили­зации майя забыли даже ближайшие потомки людей, некогда живших там.

В истории майя действительно немало загадок. И самая первая из них - это тайна происхождения этого народа. Из множества гипотез наиболее существенной и обоснованной в современной науке по изучению древнейших цивилизаций считается доктрина известнейшего мексиканского археолога, большого знатока в об­ласти культуры майя Альберто Руса Луилье. Как и некоторые другие исследователи, он считает, что в период между II тысяче­летием до н. э. и IV веком н. э. и произошло формирование майя как народности. Исследователь назвал этот период прото-классическим и дал ему следующую характеристику: «Значитель­ные успехи в земледелии обеспечили существование центров с постоянным населением. Оседлая жизнь привела к изобрете­нию и развитию керамики, а также к формированию искусства скульптуры, поражающей, несмотря на простоту, своей удиви­тельной мощью. Появились платформы и первые пирамиды, на которых возвышались храмы из дерева с пальмовой крышей.

Религиозные верования ограничивались поклонением отдель­ным богам, которые воплощали силы природы. В этот период культура майя ощутимо отличалась от прочих, зарождавшихся на Мексиканском нагорье („архаичная" культура), на Атлантиче­ском побережье (культура ольмеков) и на юге Мексики (сапотеки и миштеки)... Отдельно следует отметить строительство плат­форм и не столь многочисленных в те времена пирамид. Подобные памятники обнаруживаются практически по всей тер­ритории майя».

По мнению ученых, придерживающихся точки зрения А. Руса, в конце II тысячелетия до н. э. майя из горных и предгорных районов приступили к широкой колонизации слабо заселенных лесных равнин Северной Гватемалы и Юкатана, которые отно­сятся к северной и центральным областям региона. Обнаружен­ные в этой местности глиняные статуэтки изображают людей, имеющих характерные крючковидные носы и искусственно де­формированную лобную часть черепа. Майя добивались прида­ния подобной формы голове тем, что новорожденному младенцу прикреплялись на лоб и на затылок плоские дощечки. Деформи­рованный таким образом череп являлся главным отличительным признаком людей, принадлежавших к племени. Данные черты были ярко выражены во внешности майя вплоть до завоевания их страны испанцами в XVI веке.

Неоспоримым свидетельством того, что горные майя несколь­ко опережали в своем развитии собратьев из лесной равнинной зоны, является тот факт, что обнаруженный археологами в горах Сальвадора в начале 90-х годов XX столетия крупный центр древних майя (его возведение относится к концу I тысячелетия до н. э.) был предшественником будущих многолюдных горо­дов, которые возникли на территории региона майя уже в I ты­сячелетии н. э. Этот центр (Чальчуапу) имел ряд каменных хра­мов, которые стояли на вершинах ступенчатых пирамид и были окружены широкими мощеными площадями и множеством ка­менных скульптур. В центральной части горной Гватемалы, на са­мой окраине столицы этой латиноамериканской страны, и сегодня можно видеть отдельные земляные холмы пирамидальной формы. Это остатки некогда крупного поселения майя. Археологи назвали его Каминальуйю («холм мертвых»). Возникновение поселения датирует примерно II тысячелетием до н. э.

Культура, предшествовавшая классическому периоду цивилиза­ции майя (специалисты именуют ее протоклассической), I тысяче­летию н. э., по мнению большинства исследователей, конечно же, намного скромнее и отличается множеством качественных показа­телей. Однако преемственность между ними определяется доволь­но четко. Это особенно заметно при сличении следующих харак­терных признаков: монументальная каменная архитектура со ступенчатым (ложным) сводом, обязательное наличие резных ка­менных стел со скульптурными изображениями и надписями, иероглифическая письменность, царские гробницы с заупокойными храмами под ними, планировка основных архитектурных комплек­сов вокруг прямоугольных дворов и площадей, которые сориенти­рованы по сторонам света. Все эти черты, свойственные доклассическим памятникам архитектуры, несомненно, послужили основой для последующего развития и расцвета майяской культуры.

Первые сведения о цивилизации майя историки стали нахо­дить в архивах и библиотеках среди немногих дошедших до нас письменных свидетельств. Среди них и повествования самих индейцев, записанные на их родном языке, но буквами латинского алфавита вскоре после прихода на земли Западного полушария кон­кистадоров. Таковыми, например, являются эпос майя-киче «Пополь-Вух», книги юкатанских индейцев «Чилам-Балам».

Фундаментальный труд, посвященный этно­су индейцев, написал живший в XVI веке и не раз бывавший в Новом Свете испанский епис­коп Диего де Ланда. Подробный отчет о пре­бывании в городе Гватемале, адресованный испанскому королю Филиппу II, оставил коро­левский чиновник Диего Гарсиа де Паласио, который по делам службы побывал здесь в 1576 году. Во время своего путешествия он обнаружил на бере­гу реки Копан величественные руины какого-то древнего города. В отчете де Паласио писал: «Я со всем тщанием пытался выяс­нить у местных индейцев: нет ли в древних преданиях сведений о людях, живших когда-то в этом городе. Но у них не оказалось книг с описанием их древней истории... Правда, они сообщили мне, что в древние времена сюда пришел с Юкатана великий правитель, который построил все эти здания, но затем, бросив все, вернулся в родные края».

Город Копан был возведен в классический период древней ци­вилизации майя, примерно в середине VII века. По описаниям, которые оставили в XVI веке Г. Паласио, а позднее, в середине XIX столетия, Дж. Стефенсон, Копан был обнаружен на западе Гондураса, неподалеку от гватемальской границы, департаментов Сакапа и Чикимула. Так называемый городской центр Копана занимает площадь 30 га. Местная архитектура отличалась тем, что в ней отсутство­вали большие пирамиды и высоко вознесенные храмы с огромными «кровельными гребнями». Копан производит впечатление огромного акрополя, в состав которого входило несколько пирамид, платформ, тер­рас, храмов и дворов. Они распола­гались на территории города группа­ми. Одна из главных достопримечательностей - лестница, ведущая в акрополь. Она состоит из 63 скульптурных ступеней и имеет около 2500 иероглифов. Особенно выделяются храмы. Возведение трех из них исследователи относят к 756-771 годам. Один из храмов посвящался Венере.

Огромный интерес представляет центральная площадь. На ней воздвигнуты девять монолитов, которые служат основанием для алтарей, отличающихся изящной отделкой. По мнению ученых, в Копане находилась одна из наиболее крупных астрономических обсерваторий, которыми располагали древнейшие города майя. Американский археолог С. Морли предполагал, что числен­ность населения Копана в период его наивысшего расцвета до­стигала 200 тысяч человек. Однако, по мнению других иссле­дователей, ученый несколько завысил число жителей. Тем не менее Копан считался в древние времена наиболее выдающим­ся центром цивилизации майя.

К северу от Копана, уже на гватемальской территории, находит­ся город Киригуа. Он не столь впечатляющ по размерам, однако представляет большой интерес как памятник древнейшей цивили­зации. На его территории археологам удалось обнаружить изуми­тельные стелы, покрытые рельефными изображениями. Одна из них достигает десятиметровой высоты и по своим размерам пре­восходит все остальные монолиты, обнаруженные на территории Мезоамерики.

В конце XVIII века в глубине джунглей Чьяпаса (Мексика) был найден еще один древний город майя - Паленке, покинутый жителями в конце I тысячелетия н. э. (X век). Его причудливые белокаменные руины, затерявшиеся в густой мексиканской сельве (сельва - название влажных тропических лесов в странах Южной и Центральной Америки), обнаружили индейцы и сооб­щили об этом местному священнику. От него о находке узнали чиновники испанской администрации. Примерно в это же время (1773) Паленке посетил капитан ис­панской армии Антонио дель Рио. Он одним из первых достаточно обстоятельно обследовал централь­ную часть гигантского города и дал описание его архитектурных памят­ников. Спустя полстолетия (1822) отчет испанского офицера был пе­реведен на английский язык и из­дан в Великобритании. Составлен­ный в весьма занимательной форме, этот документ, однако, не вызвал заметной реакции в научных кругах Европы. Лишь через 17 jet, попавшись на глаза американскому исследователю Джону Ллой­ду Стивенсу, повествование испанца вдохновило его на поиски забытых городов майя.

В 1839 году Стивенс снарядил экспедицию и отправился в глубь тропических лесов Гондураса. В составе экспедиции находился близкий приятель исследователя, постоянный спут­ник в его многочисленных странствиях, английский художник Ф. Казервуд.

Преодолевая всевозможные трудности, Стивенс и участники экспедиции побывали не только в Паленке, но и посетили руины таких майяских городов, как Копан, Ушмаль, и целого ряда дру­гих, обнаруженных испанскими конкистадорами, миссионерами, королевскими чиновниками еще в середине XVI века.

Возвратившись из путешествия, Джон Стивене вскоре издал книгу, в которой в увлекательной и яркой форме изложил ре­зультаты своих наблюдений. Документальную достоверность из­данию придавали блистательно исполненные рисунки художника Казервуда. Энергичного и талантливого исследователя Дж. Стивенса с полным основанием считают первооткрывателем древ­ностей майя, человеком, который сумел пробить брешь в стене забвения доколумбовой истории Мезоамерики. Его находки произвели огромный эффект на ученых Европы и США. Именно это обстоятельство привело к тему, что в конце XIX века на терри­тории майя начались первые археологические раскопки. В распо­ряжение специалистов попал богатейший материал, который бесстрастно и объективно отражал картину прошлого. В начале XX столетия научные учреждения Мексики, США, а также от­дельных стран Европы приступили к систематическому изуче­нию наиболее важных памятников культуры майя.

Одним из самых блестящих городов древнейшей цивилизации майя классического периода многие исследователи считают архи­тектурный комплекс Паленке. Его история насчитывает почти десять веков. Он существовал с конца I тысячелетия до н. э. до конца I тысячелетия н. э. Название этого города, как и почти всех других древних городов майя, носит условный характер. В их выборе современные исследователи чаще всего руководство­вались чисто случайными признаками. Паленке в переводе с ис­панского означает «изгородь», «ограда», «огороженное место».

В конце 40-х годов XX столетия мексиканский археолог Альберто Рус Луилье возглавил крупную археологическую экспеди­цию Национального института антропологии и истории Мекси­ки, занимавшуюся раскопками Паленке. В самом начале раскопок ученый обратил внимание на необычный пол одного из храмов этого древнего города. Он был выложен крупными каменными плитами. Когда в процессе раскопок одну из плит удалось при­поднять, то был обнаружен тоннель и несколько ступеней камен­ной лестницы, ведущей вниз, в глубину гигантской пирамиды. Однако и тоннель, и все последующие ступени лестницы были завалены огромными глыбами камня, забиты щебнем и землей. Четыре года потребовалось участникам экспедиции для того, что­бы преодолеть возникшую на их пути преграду. Но вот на­ступило 15 июня 1952 года. Тоннель наконец-то был рас­чищен и в самом конце упи­рался в подобие какой-то камеры, вход в которую засло­нял огромный треугольный камень. Его вес, как выясни­лось позже, составил более тонны. Перед этой своеобраз­ной дверью лежали скелеты пяти юношей и одной девуш­ки. В ходе последующих исследований удалось установить, что их смерть имела насильственный характер. Альберто Рус пришел к выводу, что тела погибших были принесены в жертву по како­му-то особенно важному случаю. Когда рабочим удалось сдви­нуть с места эту огромную треугольную дверь, догадка ученого подтвердилась. Камень закрывал вход в гробницу. Она была весьма значительных размеров - 9 м в длину и 4 м в ширину. Посередине склепа стоял массивный каменный саркофаг. Сверху он был накрыт огромной плитой срезными изображениями и иероглифическими надписями. Внутри саркофага археологи об­наружили скелет высокого мужчины средних лет. На лицевой части черепа лежала прекрасно сохра­нившаяся изящная мозаичная маска, инкрустированная нефритом, обсиди­аном и перламутром.

Уникальная для мезоамериканской культуры пирамида выполняла функ­ции мавзолея, в котором покоились, как выяснили ученые, останки одного из могущественных представителей древнего города. Сооружение, где был обнаружен саркофаг, известно в археологии под названием «храм Надписей».

Полагаясь на собственную интуицию, отменное знание ма­териала, который был накоплен к этому времени в изучении древнейшей цивилизации, Альберто Рус пришел к выводу, что гениальные майяские архитекторы решили скрыть от лишних глаз мавзолей, где покоился великий иерарх, погребенный вместе со своей многочисленной свитой, и поместили сарко­фаг в основании пирамиды.

Ученый-археолог оставил очень яркое повествование о том, как совершалось это открытие, позволившее разгадать одну из главных тайн тысячелетней давности. Исследователь писал: «В 1949 году под руинами одного из зданий дворца Паленке мы обнаружили великолепную каменную плиту, на ко­торой просматривались 262 иероглифа и изображение сцены подношений. Персонажи и знаки выполнены очень глубоким рельефом. Паленскому ис­кусству присуши удивительное чувство композиции, тонкость и строгость. На­чальная дата предложена в фигурном варианте, то есть в виде фигур людей и животных, когда первые означают числа, а вторые - периоды. Таким образом майя подчеркивали теснейшую связь между че­ловеком и временем».

Проведенные исследования позволили установить, что гигантский склеп, обнаруженный внутри пирамиды и являющийся основанием храма Надписей, - одно из грандиозных достижений майя в области архитектуры и скульптуры. Так, например, размер покрывающей саркофаг плиты со­ставляет 8 м 2 . Сам он представляет собой монолитный блок, объем которого состав­ляет 7 м 3 . Этот блок, в свою очередь, установлен на шести каменных подпорках. По единодушному мне­нию коллег Руса, которые непосредственно принимали участие в этих раскопках, все детали саркофага, украшенные рельефными изображениями, несут хронологическую информацию и опреде­ленную символику и выполнены с большим мастерством.

В архитектурный комплекс Паленке, помимо этой главной на­ходки, ставшей, по сути, сенсацией, входили еше три пирамиды с храмами Солнца, Креста и Лиственного Креста.

Этот городской центр, его архитектура и скульптура отлича­лись своеобразными чертами, которые были присуши майяскому классическому периоду.

Наиболее распространенным строительным материалом был камень. Здания возводились в основном из известняка. Вырублен­ную из скал породу пережигали, получая таким образом известь.

Майя смешивали ее с песком, добавляли воду и приготов­ляли из этих компонентов це­ментирующий раствор.

В соединении с каменной пылью он давал разновид­ность еще одного великолепного строительного материала - штука (что-то вроде совре­менной шпаклевки, приготовленной из смеси гипса и мела). Штуком покрывали стены и потолки. Используя необыкновен­ную пластичность этого материала, майя виртуозно изготавли­вали лепные украшения, которые наносили на стены и колонны зданий, их основания, фризы. Применяя острый резец, очевид­но из обсидиана (стекла вулканического происхождения), на плиты, покрытые штуком, наносились легко прочерченными линиями контуры с образами божеств, иероглифические надпи­си. Известковые камни применялись также для изготовления различных украшений, посуды. Из известняка делали косяки, притолоки, стелы, ал­тари, статуи.

Основными чертами городского центра в Паленке являлось наличие портика с тремя, а иногда пятью вхо­дами. Они были образованы посредством возведения широких колонн. Внутри центрального задне­го помещения, которое представляло собой как бы отдельную архитектурную единицу, находилось святилище. Оно выполняло функцию по охране символа того культа, которому был посвящен храм. Маленькие помещения, которые находились по бокам от святилища, являлись кельями жрецов.

В Паленке, как и во всех других обнаруженных при раскопках дворцах и храмах майя, по обе стороны от входов на стене или колонне можно встретить подобия каменных колец. Это или ку­сок камня, вставленный в небольшую выемку, или маленький каменный же цилиндр, встроенный вертикально в пространство между двумя камнями.

Подобные приспособления служили для крепления веревок, на которые подвешивался занавес. Он выполнял функцию своеоб­разной двери и укрывал помещение от дождей и ветров, спасал от холодов. Древние зодчие майя в конструкции зданий исполь­зовали также выступающие навесы, на которых укрепляли спе­циальные карнизы. Во время ливней вода стекала по ним, минуя стены или колонны, украшенные рельефами из штука, предохра­няя их тем самым от размывания и быстрого разрушения.

Большой интерес представляет эволюция, которую совершили в градостроительстве индейцы майя. Их первые постройки, воз­веденные с ритуальными целями или как жилища жрецов и вож­дей, были не чем иным, как простыми хижинами, имевшими разные размеры. Фундаментом для них в это время (IV-II века до н. э.) служили платформы различной высоты, облицованные камнем и штуком. В более поздний доклассический период (ближе к I тысячелетию н. э.) основания для зданий стали превращаться в ступенчатые пирамиды, которые создавались путем наложения одной платформы на другую. Однако даже в этот период храм, венчавший пирамиду, несмотря на то что ее основание украша­ли богатые алебастровые маски, вое же представлял собой обык­новенную хижину с пальмовой кровлей. И только в классиче­ский период развития, начиная с первых веков нашей эры, на смену пальмовой крыше при­шел каменный свод. Он полу­чил название ложной арки или майяского свода. Это архитек­турное новшество не изобрете­ние майя. Свои жилища и здания подобным образом накрывали некоторые народы Старого Света, например микенцы, на не­сколько тысячелетий раньше, чем возникли первые ростки куль­туры древней индейской цивилизации.

Майяский свод имел особенность. Он возводился путем сбли­жения стен, начиная с определенной высоты. Ряды камней при этом накладывались один на другой так, чтобы каждый последу­ющий выступал над предыдущим. Когда отверстие вверху стано­вилось совсем небольшим, его закрывали плитой. Новый свод был значительно прочнее. Ведь он строился из камня и не подда­вался, в отличие от дерева, губительному и разрушительному воз­действию влажного тропического климата. Этот тип перекрытий обеспечивал острый угол свода, большую его высоту и огром­ную массивность стен, на которые данный свод опирался. В то же время внутренний, полезный объем зданий был очень мал по сравнению с внешним. Из-за ложного свода архитектурные сооружения имели небольшую ширину помещений при до­статочной длине.

У майяского свода был еще один су­щественный недостаток. Он позволял перекрывать, в силу особенностей своей конструкции, только узкие простран­ства. Однако в отдельных случаях древ­ние зодчие все же сумели возвести такие перекрытия в могильном склепе храма Надписей в Паленке и в поперечных коридорах, разделяющих центральное здание Дворца губернатора и боковые пристройки в Ушмале. Для увели­чения внутренней площади майяские архитекторы перегородили помещение посередине продольной стеной. В центре она имела дверь. В подобной архитектурной постройке здание перекрыва­лось уже двумя ложными сводами, опиравшимися одним кон­цом на серединную, а другим на внешнюю стену.

В классический период майя ввели новшество в строитель­ство оснований (фундаментов) своих храмов, ритуальных зда­ний и дворцов. От использо­вания простых платформ они перешли к так называемым пирамидам. Однако в отличие от древних египтян майя никогда не стремились к достижению действительно пирамидального геометрического объема. Накладывая платформы одна на дру­гую, они получали в результате усеченную форму. На ее четы­рехгранной вершине возводился небольшой, чаше всего двух- или трехкомнатный храм. Число уступов, или членений, на кото­рое делилось тело пирамиды, могло быть самым разнообразным. От подножия пирамиды к двери святилища обычно вела длин­ная, крутая и широкая лестница. Если пирамида была очень больших размеров, то такие лестницы располагались по всем ее четырем сторонам. Конфигурация подобных пирамид обычно использовалась для возведения культовых построек на вершинах больших холмов. У народности майя любая возвышенность была обожествлением сил природы. По верованиям индейцев, именно на холме обитали дожди, ветры, реки. Они считали, что чем выше холм, тем ближе к небу. Поэтому храм должен был устремляться к небесам, туда, где обитают боги.

Характерным архитектурным образцом майяского храма пери­ода расцвета цивилизации (вторая половина VII века) археологи и исследователи считают известный храм Солнца в Паленке. Он воздвигнут на невысокой пирамиде, которая разделена на пять этажей-ступеней. Сам храм расположен на усеченной верхушке пирамиды. Это продолговатое, небольших размеров здание, ко­торое имеет внутреннюю продольную стену. К правому и лево­му торцам примыкают два узких отрезка фасадной стены, а меж­ду ними поставлены еще два прямоугольных столба. Таким образом, фасад представляет собой нечто вроде портика. Его столбы украшены штуковыми рельефами. Фасадная стена проре­зана тремя дверями, ведущими в помещение, где расположено маленькое святилище. На задней его стене помещен барельеф, изображающий маску бога солнца. Эта маска подвешена на двух скрещенных копьях. Возле них в позе поклонения изображены две человеческие фигуры. Именно эта скульптурная деталь свя­тилища дала повод некоторым исследователям назвать это зда­ние в Паленке храмом Солнца.

Плоскую крышу храма венчает кровельный гребень. Он, как и во многих других культовых постройках майя, достигает зна­чительной высоты. Гребень состоит из двух сходящихся в верх­ней части под острым углом стен, которые имеют многочислен­ные отверстия, напоминающие окна. Поверхность стен гребня покрыта богатым геометрическим орнаментом, в центре которого находится изображение мифического чудовища. По утверждению специалистов, гребень не имел никакой конструктивной функции и служил лишь для увеличения общей высоты здания. Храм Солнца, с точки зрения архитекторов, отличает уравновешен­ность всех его частей, благородство и простота очертаний. Это один из наиболее выразительных и впечатляющих памятников зодчества майя.

Основные черты майяской архитектуры, связанные с возведе­нием культовых сооружений, можно проследить и на примере других городских центров, существовавших в VII-IX веках, - Тикаля, Пьедрас Неграс, Ушмаля, Йашчилана, Копана, Киригуа. Различия можно обнаружить только в деталях. Так, например, храмовые пирамиды Тикаля, крупнейшего города классического периода, были очень высокими, но имели сравнительно неболь­шое основание. По внешнему виду они напоминали башни. Са­мая высокая из них - пирамида храма IV имеет высоту 45 м, а вместе с храмом и декоративным гребнем возносится более чем на 70 м. (Для сравнения - это примерная высота современного двадцатиэтажного здания.)

Майяские строители пре­красно чувствовали окружаю­щий ландшафт. Они умело располагали здания на при­родных террасах. Архитектур­ные композиции непринуж­денно и свободно вписывались в горный рельеф. Современных архитекторов поражает планировка майяских поселений. Древ­ние градостроители добивались удивительной уравновешенности отдельных частей возведенных ансамблей, их гармоничного сочетания. Важную роль играл при этом цветовой контраст построек и окружающей природы. Зодчие майя покрывали стены зданий белым или алым штуком. На фоне голубого неба или яркой зе­леной тропической растительности, окружавшей сооружения, это производило особый эффект.

Вторым основным типом архитектурных сооружений майя являлось узкое, вытянутое в длину здание. Внутри оно, как пра­вило, делилось на несколько помещений. По предположению ис­следователей, эти помещения (в археологической литературе они условно называются дворца­ми) служили жилищами для наиболее знатных членов общества и жрецов. Для их по­стройки использовались из­весть и камень. Дворцы в один или несколько этажей почти всегда возво­дились на террасе или платформе. Обыч­но здания группировались около какого-нибудь свободного пространства таким образом, что внутри комплекса оказывал­ся большой, замкнутый со всех сторон двор (или площадь). Фундамент дворца размещался на стилобате (искусственно созданном возвышении), но высота его была значительно ниже, чем у храмовых сооружений. Ярчайший пример подобной постройки - дворцовый комплекс в Па­ленке. Он представляет собой целую груп­пу зданий. Все они располагаются вокруг двух больших и двух малых дворов. Комплекс размешен на гро­мадной (104 х 60 м) платформе, поднимающейся от поверхности земли примерно на 10 м. К подножию платформы ведет лестни­ца, при помощи которой можно попасть на территорию боль­ших дворов. Каждое здание имеет продолговатую форму. Сере­дину его рассекает сплошная продольная стена, которая делит помещение на две параллельно расположенные узкие комнаты, перекрытые лажными сводами. В одном из малых дворов разме­щена четырехэтажная, в форме квадрата башня. По мнению ис­следователей, она, возможно, выполняла функцию обсерватории. У древних майя существовал еще и третий тип сооружений. В современной археологии их именуют стадионами или здания­ми для игры в мяч. Подробное описание этой культовой игры дает в своей книге «Искусство Древней Америки» известный российский исследователь-майянист Р. В. Кинжалов: «Куль­товая игра в мяч имела ши­рокое распространение среди индейских народов Централь­ной Америки. Сущность ее состояла в том, что представители соперничавших команд должны были прогнать массивный тяжелый мяч из сырого ка­учука через большое каменное кольцо, укрепленное верти­кально в одной из стен стадиона. Игра усложнялась тем, что ладонями и ступнями ног к мячу прикасаться запрещалось - мяч мог быть послан ударом локтя, колена или туловища». Далее ученый дает характеристику сооружения: «Эти стадионы представляли собой обычно две массивные, идущие парал­лельно друг другу стены, между ними и помешалась площад­ка для игры. Зрители располагались на верхушках стен (их ширина предусматривала такую возможность)... Подняться на стадион позволяла лестница, располагавшаяся с внешней сто­роны стен».

Временем наивысшего рас­цвета классической цивилиза­ции майя современные ученые считают вторую половину I тысячелетия н. э., то есть VII-VIII века. Кроме таких крупнейших центров, а очень часто их называют в археологиче­ской литературе мини-государ­ствами, как Копан, Паленке, мощное развитие получают го­рода Киригуа, Тикаль, Бонампак, Пьедрас Неграс и многие другие.

В X веке в расселении на­родов Центральной Америки произошел целый ряд значительных изменений. Коснулись они и племен майя. По причине загадочной катастрофы, точного объяснения которой не существует и по сей день, древние города, расположенные на террито­рии Гватемалы и Британского Гондураса, - Паленке, Пьедерас Неграс, Йашчилан, Копан, Киригуа, Тикаль - были оставлены людьми, новым местом расселения майя становится в этот пери­од времени (конец IX - начало Х века) полуостров Юкатан. Прибывшие на этот полуостров тольтеки встали во главе ряда новых государственных объединений майя. Наиболее значитель­ными из них были государства с центрами в Чичен-Ице, Ушмале и Майяпане. Именно в искусстве этих центров, в особенности на памятниках Чичен-Ицы, и сказалось тольтекское влияние. Этот город был расположен на абсолютно ровной местности и представлял собой почти правильный прямоугольник длиной 3 км и шириной 1 км. Сердцем Чичен-Ицы был священный ступенчатый водоем (карстовый колодец - сенот). Именно он и дал название городу. В переводе оно означает «устье колодца Ица».

Расцвет Чичен-Ицы связан с приходом на Юкатан мексикано-тольтекских переселен­цев под предводительством их вождя Кецалькоатля (Кукулькана). По мнению А. Руса, вре­мя господства тольтеков на Юкатане было эпохой всеобщего раб­ства народа майя. Отличительной чертой архитектуры этого периода у зодчих майя является обширное применение колонн, которые очень часто оформлялись в виде туловищ пернатых змей. Это не было случайностью. Пернатая змея символизирова­ла у тольтеков их верховного бога - Кецалькоатля. В пантеон богов майя он вошел под именем Кукулькана. Именно ему был посвящен главный храм Чичен-Ицы, известный под названием Эль-Кастильо (в переводе с исп. - «кремль»).

Это архитектурное сооружение представляет собой массивную высокую пирамиду, состоящую из девяти уступов. На каждой ее стороне расположена широкая лестница, состоящая из 91 ступе­ни и окаймленная балюстрадами. Вершину пирамиды венчает храм. Он почти полностью повторяет планы древнейших майяских храмов (например, уже описанного нами храма Солнца в Паленке). Однако имеется и отличие. У пирамиды Кукулькана в середине дверного проема самого храма находятся две массив­ные колонны, изображающие туловища оперенных змей. За счет введения этих архитектурных элементов, весьма характерных для тольтеков, проем значительно расширяется и делится на три рав­ные части. Внутри храма, в святилища Кастильо, находится еще одна пара таких же колонн. Крыт храма не имеет кровельного гребня. Храм-пирамида поражает зрителя своим монументальным величием и просто­той форм. Являясь центром архитектурного ансамбля города, он виден отовсюду. В ка­кой точке Чичен-Ицы ни находился бы путешественник, в поле его зрения неизменно попадает эта грандиозная постройка.

Другое, не менее значительное строение в Чичен-Ице - храм Воинов. Это назва­ние он получил потому, что на наружных рельефах и внутренних росписях имеются многочисленные изоб­ражения воинов. Основанием для храма также служит пирамида, однако она значительно ниже, чем у Эль-Кастильо, и здесь пост­роена только одна лестница. Внутри храма имеется четыре ряда колонн, поддерживающих своды. Помимо рельефов, снаружи стены сооружения украшены геометрическим орнаментом и горельефными масками Кукулькана. Отличительной особенно­стью храма Воинов является обширная колоннада, располо­женная у подножия пирамиды со стороны лестницы. Четы­рехгранные массивные стол­бы, образующие колоннаду, также покрыты рельефами.

Большой интерес представ­ляет круглая башня Караколь (от исп. carakol - «улитка»). Свое название это строение получило из-за витой, подобно рако­вине улитки, лестницы. Это архитектурное сооружение распола­гается на двух находящихся одна над другой террасах. Его высо­та достигает 13 м. Небольшие, прямоугольной формы окна, прорезанные в толще стен, направлены на важные астрономи­ческие пункты в соответствии со сторонами света и, очевидно, помогали вести тщательное наблюдение за небом. По предполо­жению исследователей, это здание выполняло функцию астрономической обсерватории.

В другом городе Юкатана - Ушмале - майяские зодчие воз­вели такие шедевры архитектурного искусства, как пирамида Волшебника, или, как ее еще называют, пирамида Прорицателя, Дворец правителя, женский «монастырь». Эти постройки богато декорированы. В отличие от более ранних сооружений декор, представлен­ный главным образом геометрическим орнаментом и заимствованными из тольтекского искусства фигурами пер­натых змей, заполняет всю поверхность стены. Архитекторы и скульпторы майя стали применять новую технику. Очень часто фасадные стены они по­крывали своеобразной каменной моза­икой. Она представляла собой тщатель­но обработанные каменные пластины, на которые была нанесена тончайшая резьба. Археологи подсчитали, что на облицовку Двор­ца правителя пошло более 20 тысяч каменных пластин, которые были тщательно подогнаны друг к другу.

Археологам и исследователям удалось установить, что жилища простых людей являлись резким контрастом по отношению к постройкам, которые возводились для знати (жрецов, правителей городов, гражданских вождей), ритуальных и культовых це­лей, дома простых людей, как указывал в своем описании, составленном еще в XVI веке, ис­панский епископ Ланда, были «деревянные, крытые травой». Обычно такие дома распола­гались в удалении от других зданий. Они занимали небла­гоприятные в топографическом отношении места. Возводились жилища прямо на уровне земли или на платформе очень малой высоты. Основанием для дома служили каменная кладка или же просто ряд грубых, необра­ботанных булыжников. Пол в таком жилище делался из утрам­бованной земли или покрывался известью. Дом, как правило, имел прямоугольную форму, иногда его торцы закруглялись. Земледельцы и рыбаки возводили стены из деревянных кольев, плотно прижимая их друг к другу и связывая лианами. Каркас кровли покоился на четырех глубоко врытых столбах. Горизон­тально положенные балки и поперечины индейцы покрывали листьями пальмы или сухой травой. Крыша была двух типов: двускатная и четырехскатная. И в том и в другом случае она завершалась коньком. Вот как описывает внутреннее распо­ложение жилища простого че­ловека епископ Ланда: «... делают стену посредине и вдоль, которая разделяет весь дом, и в этой стене оставляют не­сколько дверей на ту половину, которую называют спиной дома, где у них кровати, а дру­гую часть белят очень искусно известью... и эта половина - приемная и место для гостей, и у нее нет двери, а вся она от­крыта на длину дома...»

Археологи установили, что большая часть домов была ориен­тирована фасадом на восток. Однако в ходе раскопок обнаруже­но, что окна домов могли смотреть и на север, и на юг, в очень редких случаях - на запад. В некоторых поселениях жилища простых людей образовывали вместе с прилегающими землями (возможно, огородами) подобие усадьбы. Она была окружена ог­радой из грубых камней, улаженных без раствора. Между дома­ми прокладывались мощеные улицы и неровные дорожки. По обнаруженным в ходе раскопок предметам домашнего обихода видно, что кухней простым людям служила небольшая деревянная пристройка, примыкавшая непосредственно к дому или стоявшая в нескольких метрах от основного жилья.

По свидетельствам, содержа­щимся в самых ранних источ­никах, народы майя хоронили мертвых «внутри их домов или за ними» и «обычно оставляли дом и забрасывали его после похорон».

Архитектура - одно из са­мых красноречивых свиде­тельств зрелости любой культуры, народа или племени. Поэтому если говорить о жи­телях Мезоамерики и, в частности, о древнейшей цивилизации майя, то ее основные градостроительные принципы отличаются строгим соблюдением пропорций. Монументальность своих по­строек зодчие майя умели подчеркнуть обилием свободного про­странства вокруг них, расположением подъездных дорог и пло­щадей. В городах майя строили не только пирамиды и дворцы, но и астрономические обсерватории, пло­щадки для ритуальной игры в мяч, колоннады, монументальные лест­ницы, грандиозные триумфальные арки. Многообразие архитектурных и градостроительных форм майяских зодчих значительно превосходит по своему уровню архитектуру других народов доколумбовой Америки - инков, ацтеков, тольтеков. Майя со­здали архитектуру, равной которой не было во всей индейской Америке.

По поводу характера майя­ских городов велось немало споров. Некоторые из американских археологов предпола­гали, что майяские города были лишь культовыми центрами, а из этого следует, что в них не могло проживать большое количество людей. Однако по­следние находки опровергают эту точку зрения. Известный фран­цузский ученый-майянист Поль Риве утверждает, что это были на­стоящие города, в которых проживали большие группы людей. Исследователь при этом делал оговорку: многочисленные «низшие» леди обитали не в городском центре, а в предместьях. В самом го­роде размешались дворцы, «монастыри», обсерватории, площадки для игры в мяч, своего рода залы для ритуальных танцев, широкие лестницы, великолепные дороги и, конечно же, храмы, возведенные на высоких пирамидах. На окраине городов, по мнению ученого, в маленьких домах, а точнее, даже в лачугах, окруженных садами или заборами, ютился простой люд. Число обитателей майяских городов было необычайно высоким. По предположению археоло­га Сильвануса Морли, майяские города второй категории (американские исследователи делят майяские города по количеству сохранившихся архитектурных памятников на четыре категории) насчитывали примерно по 50 тысяч жителей. К та­ким городам американисты относят 19 майяских центров, в том числе Вашактун, Кобу, Калакмуль, Накум, Паленке, Йашчилан, Эцну, Киригуа.

Население майяских горо­дов первой категории - таких, как Копан, Тикаль, Ушмаль и особенно крупного из них Чичен-Ицы, - по мнению совре­менных ученых, равнялось примерно 200 тысячам человек. В первой половине минувшего тысячелетия города майя значи­тельно превосходили по численности и плотности населения та­кие крупнейшие европейские центры, как Париж, Венеция, Лис­сабон, Прага.

Высокого уровня достигло скульптурное искусство народ­ности майя. Оно имело свои ха­рактерные черты, и его легко можно отличить от искусства других народов Мезоамерики. Однако в домайяскую эпоху ис­следователи не исключают влия­ния на искусство майя в области ваяния других индейских культур Древней Мексики, в частности прославленных создателей гигантских голов - ольмеков.

Это племя проживало на восточ­ном побережье Мексики. Обнару­женные во время раскопок предметы позволили ученым выдвинуть гипо­тезу о том, что в древние времена, возможно даже раньше, чем майя, здесь существовала какая-то весьма примечательная культура.

Скульптурные памятники ольмеков, найденные в середине 50-х годов XX столетия при раскопках в мексиканских городах Трес-Сапотес, Ла-Вента, Серро-де-лас-Месас и Сан-Лоренсо (под­линные ольмекские названия этих крупных центров бывшего Ольмекона, к сожалению, не сохранились), представляют собой гигантские головы. По мнению специалистов, они отличаются реалистическими и в то же время индивидуальными чертами.

Величественность пропорций, избранная мастером, лишь под­тверждает высокий класс и уверенную технику исполнения. Ученых поразил тот факт, что ни в одном из этих ольмекских городов, а точнее, мест, где проводились культовые ри­туалы, не было своего кам­ня. Поэтому остатков храмов и дворцов в них не обнаруже­но. Большинство археологов пришло к мнению, что ольмеки доставляли базальт (твердая порода вулканического проис­хождения) для изготовления гигантских голов, больших сарко­фагов и алтарей, а также каменных стел из чрезвычайно отдаленных пунктов. Лишь спустя некоторое время исследова­тели выяснили, что строительный материал вырубался ольмеками в вице плит весом от 20 до 60 т из массы застывшего вулкана, который известен в наши дни под названием Сан-Мартин-Пахапан. Удаленность его от центров ольмекского культа, то есть от места проведения ритуалов, где были об­наружены предметы, составляет 125 км. Можно предположить, ка­ких трудов стоило представителям древней цивилизации доставить эти блоки к местам поклонения своим божествам. Ведь ни одно из доколумбовых индей­ских племен не имело ни ма­лейшего представления о повозках и уж тем более не знало тяглового скота. По версии ученых, многотонные блоки переправлялись на плотах: сначала по морю, а затем по реке Тонала. Большинство исследо­вателей пришло к выводу о том, что эти изваяния имели культо­вое назначение. Свидетельством являются небольшие чашеобраз­ные углубления на головах статуй, которые, по всей видимости, служили вместилищами для жертвенной крови.

Самая большая из скульптур обнаружена в городе Ла-Вента. Сна имеет высоту 2,5 м и весит более 30 т. Монумент изобража­ет голову юноши с широким и как бы сплющенным посередине носом, большими толстыми губами и миндалевидными глазами, которые прикрыты тяжелыми веками. На голову юноши надет плотно прилегающий шлем с наушниками. Его верхнюю часть украшает рельефный узор, Археологи сразу отметили интересный факт: вокруг этого изваяния и подобных ему не было обнаружено при раскопках никаких других скульптурных фрагментов тела. По этому поводу существует твердое убеждение исследовате­лей в том, что ольмекские ваяте­ли первоначально задумывали создание скульптуры совершенно без туловища. Установлено, что материалом для памятника послужила огром­ная базальтовая глыба. Из нее и был изготовлен монумент.

К числу интересных памятников ольмекской культуры относятся ал­тари. Они представляют собой укра­шенные рельефами монолиты, кото­рые служили, очевидно, площадкой для жертвоприношений. Особый ин­терес вызывает у археологов монументальный алтарь, также обнару­женный в Ла-Венте. Скульптура изготовлена из серо-зеленого базальта. На передней стороне высечено горельефное изображе­ние мужской фигуры (около 1 м в высоту), появляющейся из глубокой ниши. При более детальном изучении монумента можно обнару­жить, что эта ниша не что иное, как раскрытая пасть ягуара. Атрибутика эле­ментов одежды, головной убор, украше­ния позволяют сделать вывод о том, что это или верховный жрец, или прави­тель. На слегка вытянутых вперед ру­ках персонажа покоится мертвое тело ребенка. Исследователи и археологи считают, что на этом алтаре запечатлена какая-то торжественная религиозная церемония. Вероятнее всего, она связана с куль­том подземных богов. Служение этому культу требовало, чтобы в жертву прино­сились дети.

Еще один из замечательных образцов ольмекской круглой скульптуры хранится в настоящее время в одной из частных коллекций памятников искусства в городе Мехико. Это небольшая базальтовая ста­туя изображает сидящего с поджатыми но­гами и слегка наклоненным вперед туловищем человека. В кругу специалистов принято считать, что в скульптуре запечатлен иг­рок в мяч. В этом произведении ольмекскому ваятелю удалось правдиво и жизненно передать пропорции тела, его динамику, сосредоточенность и внимание на лице. Исследователи по праву относят этот памятник к одному из наивысших достижений всей древнеамериканской скульптуры.

Ольмекские скульпторы известны также как оригинальные ма­стера мелкой пластики. Во время раскопок было обнаружено несколько небольших по размеру статуэток, изготовленных из различных минеральных пород камня: нефрита, серпентина, жа­деита. Характерной чертой этих изделий является непропорцио­нальная крупная голова с большим ртом и толстыми нижней и верхней губами, напоминающими пасть хищного зверя. По мнению исследователей, это фигурки какого-то ольмекского божества, связанного с культом ягуара. Одна из таких статуэток, изображавших ягуароподобное существо, хранится в Государ­ственном Эрмитаже. Исследователи считают, что ягуар был основной темой ольмекских изваяний и, безусловно, являлся главным персонажем весьма развитого культа. Вероятнее всего, представители этой древнейшей цивилизации отождествляли себя с этим коварным и сильным зверем.

Описанные памятники ольмекской скульптуры дают представле­ние о том, что в этом виде искусства предшественники майя были более примитивны в трактовке тем. В целом же ольмекские мастера ваяния не уступали по уровню майяским скульпторам, а в некото­рых случаях (например, в изображениях лиц, исполненных с боль­шой реалистичностью) даже превзошли их.

Не менее 60 тысяч строений цивилизации майя, скрытых в джунглях, обнаружили ученые на севере Гватемалы. Среди объектов, найденных с помощью оптического датчика лидара с самолета, - руины домов, дворцов и пирамид, широких дорог, резервуаров для воды и оросительные каналы, укрепленные поселения и широкие дороги. Находка стала крупным прорывом в археологии майя и может говорить о том, что на этой территории некогда проживало до 10 миллионов человек.

Технология лидара позволила исследователям "удалить" полог тропического леса с аэрофотоснимков ныне незаселенной территории, и обнаруженные развалины показали, что сеть доколумбовой цивилизации была гораздо более сложной и взаимосвязанной, чем это считалось ранее, пишет National Geographic 1 февраля.

"Полученные с помощью лидара снимки дают понять, что весь этот регион был системой поселений, масштабы и плотность населения которой были сильно недооценены", - рассказал Томас Гаррисон, археолог американского Итака-колледжа, специализирующийся на использовании цифровых технологий для археологических исследований. Гаррисон является участником проекта, инициированного гватемальским фондом "Панукам", который содействует научным исследованиям и сохранению культурного наследия страны.

В рамках проекта составлена карта территории более 2100 квадратных километров биосферного заповедника майя в департаменте Петен Гватемалы, что позволило подготовить самый крупный набор лидарных данных, когда-либо полученных для археологических исследований.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что цивилизация майя на пике своего развития была сопоставима с такими сложными культурами, как Древняя Греция или Китай. Помимо сотен ранее известных объектов, лидарные изображения показали приподнятые над уровнем земли ("эстакадные") дороги, которые соединяли городские центры с карьерами. Сложные ирригационные и террасные системы, способные прокормить огромное число рабочих, полностью изменяли ландшафт. Приподнятые дороги были хорошо проходимы даже в сезон дождей и использовались, судя по всему, как торговые пути и для других видов взаимодействия между городами.

Представители майя не знали колеса и не использовали тягловую силу, но, по словам археолога Тулейнского университета Марчелло Кануто, также участвующего в проекте, это была цивилизация, которая буквально двигала горы.

"У нас на Западе бытовало мнение, что сложные цивилизации не могут существовать в тропиках: тропики - это место, где цивилизации умирают. Однако теперь мы должны учитывать, что сложные общества, возможно, сформировались в тропиках и вышли оттуда", - отметил Кануто.

Как пояснил археолог Тулейнского университета Франсиско Эстрада-Белли, лидар произвел революцию в археологии наподобие той, что сделал космический телескоп Хаббла в астрономии.

В ходе исследования удалось получить уникальное представление о характере поселений, взаимосвязи между городами и военных сооружениях в долинах майя. На своем пике развития майя (приблизительно 250 - 900 годы) цивилизация располагалась на территории примерно в два раза больше средневековой Англии, но была гораздо более густонаселенной. Согласно предварительным оценкам специалистов, на этой территории могло проживать около 10 миллионов человек.

Среди самых удивительных находок - повсеместно установленные оборонительные стены, валы, террасы и крепости. Это свидетельствует о том, что войны происходили не только в конце существования цивилизации.

Примечательно, что снимки также выявили многочисленные ямы, вырытые мародерами. Обнаруженные объекты являются новыми для археологов, но не для черных копателей, орудующих тут немалое время, посетовала президент фонда "Панукам" Марианна Эрнандес.

Исследование является первым этапом трехлетнего проекта, в ходе которого будет обследовано более 14 тысяч квадратных километров низменности Гватемалы, которая является частью территории доколумбового поселения, простирающегося на север до Мексиканского залива.

Цивилизация майя достигла расцвета в 300 - 900 годы нашей эры, а к моменту открытия Америки пришла в упадок. Города и поселения майя находились на территории таких современных государств, как Белиз, Гондурас, Гватемала, Мексика и Сальвадор.

Пика своего урбанизма и масштабного строительства большинство городов-государств майя достигли в классический период с 250 до 900 годов нашей эры. Наиболее заметными памятниками этого периода являются древние храмы, которые были построены почти в каждом крупном городе. По неизвестным до сих пор причинам большинство центров майя пришло в запустение в течение нескольких последующих столетий. А к моменту прибытия конкистадоров цивилизация майя была уже в глубочайшем упадке. Есть несколько версий возможной причины гибели цивилизации, среди которых истощение почвы, потеря водных источников и эрозия, землетрясения, болезни, а также вероятные военные вторжения других высокоразвитых культур. Некоторые города майя имеющие высочайшую историческую и культурную ценность включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Особый туристический интерес сегодня представляет древняя архитектура, каменные скульптуры, барельефы и стилизованные религиозные росписи на стенах домов. А так же сохранившиеся массивные дворцы, древние храмы и пирамиды.

Мы уже рассказывали Вам о впечатляющих руинах Империи Инков, сегодня Вы сможете познакомиться с самыми интересными древними городами цивилизации майя.

Древние города майя - ФОТО

1. Тикаль, Гватемала.
Руины Тикаль находятся на территории одноименного национального парка. И это, пожалуй, один из крупнейших археологических объектов цивилизации майя в Центральной Америке. Именно это место стало вдохновителем, а потом нашло отражение в фильме Мела Гибсона «Апокалипсис». Поездка в Тикаль в финансовом плане довольно дорогое удовольствие, по сравнению с другими направлениями к руинам цивилизации Майя. Но сохранившиеся пирамиды, каменные королевские дворцы, картины и фрески стоят того, чтобы их увидеть. В 1979 году национальный парк Тикаль был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кстати, будьте на чеку, в густых лесах, окружающих парк, водятся хищные ягуары.



2. Чичен-Ица, Мексика.
Большой доколумбовый город Чичен-Ица расположен в мексиканском штате Юкатан. Этот крупный разрушенный город, судя по всему, был одним из Толланов - место почитания мифологического божества Кетцалькоатля (пернатый змей). Об этом свидетельствуют изображения, найденные на стадионе для игры в мяч. Чичен-Ица известна большим разнообразием архитектурных стилей. Этот город был привлекателен для жителей, поскольку здесь имелось два глубоких сенота, обеспечивавших население водой круглый год. Один из таких природных колодцев - Священный сенот - место жертвоприношений и паломничества древних Майя. Чичен-Ица очень популярна среди туристов, ежегодно ее посещают более 1,2 миллиона человек.



3. Паленке, Мексика.
Этот майянский город процветал на юге Мексики в 7 веке до нашей эры. После падения город был надолго поглощен джунглями, прежде чем вновь открыт и превращен в знаменитое место археологических раскопок. Паленке расположен на реке Усумасинта в 130 км к югу от Сьюдад-дель-Кармен. Он значительно меньше Тикаля, но зато может похвастаться своей архитектурой, сохранившимися скульптурами и барельефами древних майя. Многочисленные иероглифические надписи на памятниках позволили экспертам восстановить большую часть истории Паленке. Эти же эксперты и археологи утверждают, что в настоящий момент раскопано и изучено только 10% территории древнего города. Остальная часть находится поблизости, но скрыта под землей, в зарослях густых джунглей.



4. Калакмуль, Мексика.
Древние руины города Калакмуль скрыты в джунглях мексиканского штата Кампече. Это один из крупнейших городов майя. На территории около 20 квадратных километров обнаружено более 6500 зданий. Самые большие пирамиды достигают высоты 50 метров и ширины основания в 140 метров. В классический период наблюдалась эпоха рассвета Калакмуля. В это время он находился в жестком соперничестве с Тикалем, это противостояние можно сравнить с выяснением политических амбиций двух сверхдержав. Получивший название Змеиное Королевство, Калакмуль распространил свое активное влияние в радиусе нескольких сотен километров. Об этом свидетельствуют характерные каменные эмблемы с изображением змеиной головы, найденные в небольших майянских деревнях.



5. Ушмаль, Мексика.
Руины майя Ушмаль находятся в 62 километрах от Мерида, административного центра штата Юкатан. Руины славятся своими размерами и отделкой зданий. Но о них мало что известно, поскольку значительных археологических исследований здесь не проводилось. Ушмаль был основан в 500 годах нашей эры. Большинство сохранившихся зданий относится к 800 - 900 годам, пирамиды и различные сооружения можно наблюдать в почти первозданном виде. Преобладающий здесь архитектурный стиль пуук отличается многообразием украшений на фасадах зданий.



6. Ламанай, Белиз.
Руины расположены на берегу лагуны в округе Ориндж-Уолк в северо-центральной части Белиза. В переводе с языка майя название города, насчитывающего трех тысячелетнюю историю, означает «утонувший крокодил». В отличие от других майянских городов Ламанай был еще заселен, когда в 16 веке сюда вторглись испанские конкистадоры. Во время раскопок проводимых в 1970-х годах в центре внимания были три значительные структуры: Храм Маски, Храм Ягуара и Высокий храм. Чтобы оказаться среди этих развалин, расположенных глубоко в джунглях, необходимо присоединиться к организованной водной экскурсии из города Ориндж-Уолк. Здесь существует небольшой музей демонстрирующий древние артефакты и рассказывающий об истории Майя.



7. Шунантунич, Белиз .
Название этого древнего археологического памятника в переводе означает «Каменная женщина». Оно связано с историей белизцев, согласно которой, в этих местах якобы с 1892 года периодически появляется призрак женщины. Призрак в белых одеждах с пламенно-красными глазами поднимается по лестнице на вершину главного храма и растворяется сквозь стену. Расположены руины в районе деревни San Jose Succotz на западе страны. В этой деревне нужно воспользоваться небольшим паромом, чтобы переправится через реку Мопан. Добравшись до руин, не откажите себе в возможности подняться на вершину Шунантуничского дворца - огромной пирамиды, с которой открывается потрясающий вид на долину реки.



8. Тулум, Мексика.
Город-крепость Тулум, служивший портом для города Коба, расположен на восточном побережье полуострова Юкатан. Он был построен в 1200 годах, во времена, когда цивилизация майя уже находилась в упадке. Поэтому ему не хватает некоторой элегантности и изящества в архитектуре, характерной для классического периода развития. Но уникальное место расположения на берегу Карибского моря, близость многочисленных пляжей и мексиканских курортов, сделало портовый майянский город Тулум очень популярным среди туристов.



9. Коба, Мексика.
Большой город древних майя, служивший домом для 50 тысяч жителей на пике своего развития, расположен в 90 километрах восточнее Чичен-Ицы, примерно в 40 км к западу от Карибского моря и в 44 километрах северо-восточнее Тулума. Все направления сегодня связаны между собой современными удобными автодорогами. Большинство объектов были построены в период между 500 и 900 годами. В городе есть несколько высоких пирамид. Самая высокая пирамида Эль-Кастильо, относящаяся к группе зданий Нохоч-Мул, достигает высоты 42 метров. На вершину храма, где расположен небольшой алтарь, служивший местом жертвоприношений, ведут 120 ступеней, по которым желающие могут совершить восхождение.



10. Алтун-Ха, Белиз.
Церемониальный и торговый центр майя Алтун-Ха находится в 50 километрах от города Белиз. Эта область, удаленная всего на 10 километров от Карибского побережья, известна своим богатым животным миром. Типичные обитатели здешних лесов это броненосцы, тапиры, агути, лисы, тайры и белохвостые олени. Помимо впечатляющей дикой природы Алтун-Ха известен артефактами, найденными здесь археологами из Королевского музея Онтарио. Среди них огромное нефритовое изваяние изображающее голову бога солнца Кинич Ахау. Эта находка считается сегодня национальным достоянием Белиза.



11. Караколь, Белиз.
Крупный центр археологических раскопок Караколь расположен в 40 километрах к югу от Шунантунича в округе Кайо. Руины простираются на высоте 500 метров над уровнем моря на плато Вака. Караколь в настоящее время известен как один из самых важнейших политических центров цивилизации Майя в классический период. В свое время Караколь простирался на площади более 200 квадратных километров. Это больше территории современного Белиза - самого большого города в стране. Еще более удивительно, что нынешнее количество жителей Белиза составляет лишь половину своих древних предшественников.



12. Йашчилан, Мексика.
Потрясающие руины майя расположены на берегу реки Усумасинта в юго-восточном мексиканском штате Чьяпас. Йашчилан был в свое время мощным городом-государством, и составлял своеобразную конкуренцию таким городам как Паленке и Тикаль. Йашчилан известен большим количеством хорошо сохранившихся каменных декорированных элементов украшающих дверные и оконные проемы главного храма. На них, а так же на различных статуях присутствуют иероглифические тексты, рассказывающие о правящей династии и истории города. Имена некоторых правителей звучали угрожающе: Лунный Череп и Птица Ягуар господствовали в Йашчилане в пятом веке.



13. Киригуа, Гватемала.
В департаменте Исабаль на юго-востоке Гватемалы есть трехкилометровая зона археологических раскопок Киригуа. В классический период развития цивилизации майя этот древний город находился на пересечении нескольких важных торговых путей. Интересной достопримечательностью этого места является Акрополь, строительство которого началось в 550 году. Археологический парк Киригуа известен высокими каменными монументами. Учитывая, что город расположен на месте трансформного геологического разлома и в древности был подвержен крупным землетрясениям и наводнениям, его стоит посетить, чтобы увидеть сохранившиеся памятники и оценить градостроительные навыки древних майя.



14. Копан, Гондурас.
Археологический памятник цивилизации майя Копан расположен в западной части Гондураса на границе с Гватемалой. Этот относительно небольшой город известен серией хорошо сохранившихся архитектурных артефактов. Некоторые стелы, скульптурные украшения и барельефы относятся к числу самых лучших свидетельств искусства древней Мезоамерики. Некоторые каменные сооружения Копана датируются 9 веком до нашей эры. Самый высокий храм достигает высоты 30 метров. Рассвет городища приходится на 5 век, в это время здесь проживало около 20 тысяч жителей.



15. Кахаль Печ, Белиз.
Руины Кахаль Печ расположены недалеко от города Сан-Игнасио в районе Кайо на стратегической возвышенности у слиянии рек Макал и Мопан. Большинство основных дат строительства относятся к классическому периоду, но существующие свидетельства говорят о непрерывном проживании в этих местах еще с 1200 годов до нашей эры. Город представляет собой сосредоточение на небольшой территории 34 каменных структур, расположенных вокруг центрального акрополя. Самый высокий храм составляет около 25 метров в высоту. Кахаль Печ, как и многие другие города, был заброшен в 9-м веке нашей эры по неизвестным причинам.



Это лишь небольшая часть того огромного историко-культурного наследия, которое оставила после себя загадочная цивилизация. Всего же в северном регионе Центральной Америки было обнаружено более 400 крупных археологических памятников, и свыше 4000 мелких, но не менее интересных древних поселений, относящихся к народам и культурам цивилизации майя существовавшей более 2500 лет.