Усадьба Грачевка (Архитектор Кекушев). Усадьба "Грачёвка" Усадьба грачевка как попасть на территорию

Адрес: ул. Клинская, 2

Как добраться до Грачевки: от ст. метро Речной вокзал авт. № 188 до остановки Больница.

Усадьба Грачевка (первоначальное название Ховрино) начинает историю с далекого 15 века, когда вотчину на реке Лихоборке получил во владение сурожский купец Стефан Ховра (Ховрин), а, возможно, его сын.

Подробностей о том, что происходило в Ховрине в те далекие времена практически не сохранилось. Известно только что в конце 16 века в имении Василием Третьяковым-Ховрином была построена церковь Великомученика Георгия. Эта церковь до наших дней не сохранилась, ее сожгли во время Великой смуты. Затем усадьба несколько раз переходила от одних владельцев к другим. С 1646 по 1682 год она была собственностью стольника В.Б.Шереметьева, в конце 17 века Ховрино принадлежало А.В. Голицыной, затем А.В. Пронской, А.В. Пожарской.

В 1700 году указом императора Петра I усадьба Ховрино была подарена генерал-фельдмаршалу графу Федору Алексеевичу Головину. Головин являлся потомком рода Ховриных, а также был одним из сподвижников царя. После смерти графа имение унаследовала его вдова, которая построила каменную Знаменскую церковь на старом ховринском кладбище.

При Головиных была заложена основа регулярной осевой планировки усадьбы. При них же был высажен липовый парк и плодовый сад. С двух сторон усадьбу ограничивали деревенские улицы. Церковь располагалась справа от господских построек. На кладбище, которое окружало церковь, с конца 15 века хоронили местных жителей.

В 1811 году усадьбы Ховрино приобрел князь Оболенский. Когда в 1812 году разразилась война, Ховрино было разграблено и сожжено. Знаменскую церковь, как и многие московские храмы, наполеоновские солдаты осквернили.

Посте окончания войны Оболенский не смог восстановить усадьбу, и в 1818 году он продал Ховрино Н.А. и Г.Д. Столыпиным. Столыпины возродили усадьбу, несколько видоизменив первоначальный архитектурный план. На реке Лихоборке они устроили большой пруд, а парк вокруг дома стал более компактным.

В 1851 году владельцами усадьбы стали Жемчужниковы. Приближалось предреформенное время, изменявшее привычный порядок вещей. Ховринский парк разделила николаевская железная дорога, которая открыла дачникам доступ в деревню Ховрино. Поместью повезло, оно не попало в руки перекупщиков, и его не распродали по частям, в 1859 году его приобрел московский миллионер Евграф Владимирович Молчанов. После того, как в Ховрино построили железнодорожную платформу, оно стало превращаться в классический дачный поселок. В дачах Молчановых жили посостоятельнее, а в крестьянских избах летом проживали артисты, мелкие чиновники и бедная интеллигенция. Здесь отдыхал П.И. Чайковский, бывали В.А. Гиляровский и А.Н. Толстой. Многие художники любили работать в Ховрине.

Для усадьбы началось самое благодатное время за всю историю ее существования. Молчанов развернул здесь грандиозное строительство, о котором писали в газетах: "На голом почти, но красивом месте, благодаря красивым прудам и речке, был разбит парк. На тройках привозили сюда громадные деревья разных пород: кедры, пихты, лиственницы, сосны, тополя, всевозможные кустарники и проч. Запестрели клумбы цветов, выросли красивые беседки, мостики, гроты. Громадный трёхэтажный дом был отделан заново, выстроены и ещё несколько новых флигелей... Заведена была большая ферма, построены хозяйственные службы и водокачка."

Перестройкой усадьбы занимался знаменитый архитектор Михаил Быковский. Храм на берегу пруда снесли, а для новой церкви выбрали сухую возвышенность недалеко от дороги. Проект новой Знаменской церкви за подписью Быковского от 14 мая 1868 года сохранился в Центральном историческом архиве Москвы. Под строительство нового храма Молчанов отдал участок в месте поворота дороги от усадьбы к селу Дергунину, именно здесь хотел установить новую церковь Быковский. Сейчас здесь сходятся под углом Клинская и Фестивальная улицы.

Построенный Быковским храм был небольших размеров, но он ничем не напоминал сельскую церковь. В нем ясно прослеживались черты нескольких архитектурных стилей. Московское барокко в нем гармонично сочеталось с итальянским ренессансом и византийскими орнаментами.

В плане Знаменская церковь представляет собой традиционный восьмерик на четверике. Восьмерик окружают четыре звонницы. Пять куполов увенчаны золочеными маковками. По фасадам проходит белокаменный арочный фриз, на осях фасадов расположены четыре горельефа, на которых изображены: Богоматерь (Знамение), Спаситель, Николай Чудотворец и небесный покровитель Молчанова - мученик Евграф. Западную паперть украшало венецианское окно и аркада. До окончания строительства церкви Молчанов не дожил, он умер в 1969 году. В 1879 году его вдова продала Ховрино, но не перестала заботиться о Знаменской церкви.

Новым владельцем усадьбы стал купец С.Е. Панов, жестокий самодур, безжалостно притеснявший крестьян, прозванный "диким барином". Дело чуть не дошло до того, что жители села чуть не убили его. В архиве сохранилась жалоба Панова на священника Иоанна Поморцева, защищавшего местных крестьян, которые, будучи на грани отчаяния, подожгли барский дом.

После смерти Панова усадьбу приобрел купец первой гильдии Митрофан Семенович Грачев, от фамилии которого произошло второе название усадьбы, под которым она известна и сейчас. Грачев перепланировал территорию и перестроил усадьбу. В 1900 году в усадьбе появился удивительный дворец, построенный выдающимся архитектором Л.Н. Кекушевым. Прообразом здания стало известное казино в Монте-Карло. С того времени усадьбу стали называть Грачевкой. Грачев умер в 1899 году, и хозяйкой Грачевки вплоть до Октябрьской революции оставалась его вдова Варвара Николаевна.

В 1918 году хозяев из усадьбы выгнали, а во дворце и хозяйственных постройках разместился рабфак Петровской сельскохозяйственной академии. Затем, в 1928 году на территории усадьбы Грачево работал санаторий, а в годы Великой Отечественной войны - госпиталь.

Начиная с 1947 года и по нынешнее время в главном доме усадьбы Грачевка находится больница. В 1947 году Грачевку и парк передали Московской областной клинике физических методов лечения. В 1952 году больницу переименовали в Московскую областную больницу с прежним физиотерапевтическим профилем, а после 2004 года больница носит название "Московский областной клинический центр восстановительной медицины и реабилитации".

С 1960 года Ховрино и усадьба Грачевка находятся в городской черте. Частные дома снесли, кладбище ликвидировали, а реку Лихоборку заключили в трубу. Усадебный пруд спустили, значительный ущерб был причинен и парку. Лишь главному дому и другим строениям повезло - они сохранились довольно неплохо, чему в немалой степени способствует руководство МОКЦВМиР, заботясь об уникальном историческом и архитектурном памятнике.

Чуть не погибла Знаменская церковь. Она сильно пострадала от пожара и была обезглавлена. Кроме того, она находилась в месте, на котором должны были построить эстакаду скоростной трассы. Благодаря тому, что трассу здесь так и не построили, церковь уцелела. В 1991 году церковь иконы Божией Матери "Знамение" был возвращён церкви. Восстанавливали храм в течение десяти лет. В 2005 году церковь освятили и сейчас она является действующей.


Историческая справка:


Начало 15 в. – хозяином вотчины становится Григорий Ховра
16-17 в.в. - усадьбой владели Третьяковы
1646-1682 г.г. - стольник В.Б.Шереметьев приобретает усадьбу конец 17 в. – владельцами Ховрино были: А.В.Голицына, А.В.Пронская, А.В.Пожарская
1700-1758 г.г. – усадьбу приобрели Головины
1811-1818 г.г. – хозяева Ховрино - Оболенские
1818-1851 г.г. – усадьбу покупают Н.А. и Г.Д.Столыпины
1851 г. - владельцами усадьбы стали Жемчужниковы
1859 г. - усадьбу приобрел московский миллионер Евграф Владимирович Молчанов
1868 г. – архитектором Быковским в усадьбе была построена Знаменская церковь
1879-1892 – вдова Молчанова продала усадьбу купцу С.Е.Панову
1895-1918 – усадьбой владели купцы Грачевы
1900 г. - в усадьбе появился удивительный дворец, построенный выдающимся архитектором Л.А. Кекушевым
1928 г. - на территории усадьбы Грачево работал санаторий
1947 г. – с этого времени и по наши дни в главном доме усадьбы Грачевка располагается больница Наверное, на окраине Москвы не очень ожидаемо увидеть роскошные особняки и усадьбы, но тем не менее, мы прогулялись вокруг одной из самых удивительных усадеб - Грачевки.


История основания усадьбы связана со старинным и знатным родом Ховриных-Головиных. На рубеже XIV - XV веков в Москву из Сурожа приехал купец Стефан (или Степан) Васильевич и приобрел землю на берегу реки-Москвы. В 1370 году он пожертвовал ее для построения Симонова монастыря, в котором перед кончиною принял иночество. А в 1389 году Степан Васильевич представился великому Князю Василию Дмитриевичу.
Его сына Григория, принимавшего активное участие в жизни Москвы, прозвали "Ховра", т.е. неопрятный, не чистоплотный человек, от него и пошла фамилия Ховрин. Григорий продолжал дело отца и помогал обители Симонова монастыря, на его деньги была построена соборная церковь во имя Успения Божией Матери. В последствии в монастыре будут многочисленные захоронения бояр Головиных.
Сын Григория - Владимир - был приближенным Василия Темного и казначеем у Великого князя Иоанна III. Он также не забывал семейных традиций и основал церковь «Воздвижения Святого Креста Господня, на дворе в Кремле» (предположительно, это был Крестовоздвиженский монастырь). У Владимира было четыре сына, которых он назвал Иванами, и только прозвища разные дал: Хозюк, Голова, Третьяк, Четверта. Иваны Голова и Третьяк дали начала родам Головиных и Третьяковых.
Представители рода Ховриных занимали должности при великих князьях. Владимир Григорьевич и Иван Владимирович Голова субсидировали строительство Успенского собора в Кремле. Будучи богатыми людьми Головины и Ховрины приобрели деревни под Москвой. Одна из них находилась на высоком безлесом берегу небольшой речки Лихоборки, притока Яузы.. В писцовых книгах Ховрино упоминается за 1585 год и принадлежит правнуку Ивана Третьякова - Семену. После его смерти село переходит к его брату Фомичу.
В Смутное время деревня деревня была уничтожена, о чем свидетельствуют писцовые книги: «вотчина пустошь, что была деревня Ховрина »
После Третьяковых Ховриным владел Василий Борисович Шереметьев - близкий боярин царя Алексея Михайловича. К 1646 году Ховрино насчитывало 9 крестьянских хозяйств, не считая дворов причта. Шереметьевым был построен деревянный храм Святителя Николая с Георгиевским приделом, и затем летняя холодная церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». Страдавший многими недугами, Василий Шереметев вскоре умер, и вотчина перешла в государственную казну. Василий Борисович передал деревню в приданое Афимье Васильевне Голицыной, которая передала имение сестрам своей матери. После их смерти имение попадает в Казну.

Но Ховрино вскоре вернулось к первоначальным владельцам. Петр I за заслуги перед государством в 1700 году подарил село Ховрино Федору Алексеевичу Головину - опекуну молодого Петра.
В честь Федора Алексеевича даже была выбита серебряная медаль, он же был первым, кто был удостоен ордена Андрея Первозванного.
Но Ф.А. Головин, так и не увидел села - скончался по дороге из Москвы в Киев. Ховрино перешло по наследству к его сыну Николаю, будущему адмиралу и президенту Адмиралтейств-коллегии, да так и осталось примерно на сто лет в руках Головиных, пока в 1811 году внучка Николая Федоровича Екатерина Петровна Барятинская не продала имение Н.П. Оболенскому.
В Отечественную войну 1812 года село сильно пострадало. Французы разграбили село, усадьба сгорела, церковь осквернили. В 1818 году село было разделено между Н.А. Столыпиной, младшей сестрой Е.А Арсеньевой (бабушкой Лермонтова), и полковником Л.И. Жемчужниковым.
После разорения, причиненного войсками Наполеона, в 1820-1830-х годах в Ховрине была существенно изменена топография местности: на Лихоборке появилась запруда, позволившая устроить перед домом огромный пруд длиной более 900 м, зеркало которого перед домом в ширину составляло примерно 70 м.
Столыпина умирает в 1851 году, а Петр Лукич Жемчужников в 1859 продает Ховрино московскому миллионеру Евграфу Владимировичу Молчанову.

Вид Ховрино на карте 1856 года


Молчанов устраивает здесь свою подмосковную усадьбу на широкую ногу: разбивает парк, сажает ценные породы деревьев, ставит беседки, гроты, отделывает трехэтажный дом и выстраивает несколько флигелей. О строительстве усадьбы при нём написал в "Подмосковных прогулках" журналист А. Ярцев: "На голом почти, но красивом месте, благодаря красивым прудам и речке, был разбит парк. На тройках привозили сюда громадные деревья разных пород: кедры, пихты, лиственницы, сосны, тополя, всевозможные кустарники и проч. Запестрели клумбы цветов, выросли красивые беседки, мостики, гроты. Громадный трёхэтажный дом был отделан заново, выстроены и ещё несколько новых флигелей... Заведена была большая ферма, построены хозяйственные службы и водокачка. "
В 1868 - 70 годах Михаил Доримедонтович Быковский возводит новую каменную церковь Знамения, на строительство которой Молчанов выделяет 50 000 рублей.
Немного отвлечемся от истории усадьбы и расскажем о церкви. Деньги Молчанова не пропали даром, ризница Знаменской церкви считалась в округе богатейшей. Стены были облицованы искусственным мрамором светлых тонов, что скрадывало недостаток освещения интерьера. Низкий одноярусный иконостас также был отделан искусственным мрамором.
В конце XIX века Ховрино и его окрестности стали популярным дачным местом. Здесь любили отдыхать многие писатели, художники, поэты. 28 сентября 1897 года в ховринской церкви Знамения венчались поэт Валерий Брюсов и Иоанна Рунт. В советское время церковь была закрыта и разорена, в ней разместилась сначала фабрика для слепых, а затем склад. Конечно, все богатое убранство было утеряно.
В 1991 году храм иконы Божией Матери «Знамение» был возвращён верующим. Назначенный в Ховрино священником Георгий Полозов со своими помощниками поднял храм из руин.

В 1994 году полностью обновлён нижний храм во имя Николая Чудотворца. В верхнем Знаменском храме весной 1997 года был сделан мраморный пол и возобновлён искусственный мрамор на стенах.


Молчанов был большой благотворитель: при его содействии открывается платформа Ховрино. Именно после этого Ховрино стало настоящим дачным местом. В молчановские дачи приезжала публика побогаче, в сельских домах летом жили мелкие чиновники, артисты, интеллигенция.
Старых фотографий вокзала нам найти не удалось, поэтому, полагаясь на исследовательскую интуицию, мы пошли исследовать окрестности современной платформы Ховрино. Одно из зданий вполне может быть вокзалом.
И соседние здания тоже имеют стилистику железнодорожных, так что, возможно, они тоже имеют отношение к станции.
Но вернемся к истории усадьбы. После смерти Е.В. Молчанова его вдова Елизавета Иосифона в 1879 году продала почти все поместье купцу С.Е. Панову, оставив себе 10 десятин земли с лесом и домами-дачами.
С.Е. Панов был подрядчиком, разбогатевшим на строительстве железных дорог, порой имел дело и с уголовниками. Поэтому часто фигурировал в газетах, в основном, в связи со скандалам: «Владелец Ховрина - купец, знаете, небось его? - нанял на Хитровом рынке рабочих для набивки погребов льдом; пришли они, покончили свою работу и отправились за получением денег, а хозяин-то, имея в руках железный аршин, и начал отмеривать по плечам заработанную плату, а те ведь народ озорной, принялись ему отплачивать тем же, да такую баталию устроили, страсть! »

Ссоры Панова с местными крестьянами порой принимали самые тяжелые формы. Пожары не были в селе редкостью, как поговаривали от поджогов. Ховринцы угрожали сжечь владельца. В 1884 году усадебный дом сгорел. Ущерб был оценен в 10000 рублей. В 1887 году эти места посещал П.И. Чайковский: «Пошли далее в Ховрино. Завтрак в лесу около пустой дачи. Грязь и мерзость ».

В 1895 году усадьбу приобрел купец первой гильдии Митрофан Семёнович Грачев, решивший её существенно обновить, выстроив новый главный дом. Личность владельца весьма интересна и загадочна, поэтому стоит немного о ней рассказать.
Несмотря на принадлежность к известному купеческому семейству, происхождение состояния Митрофана Семёновича выяснить пока не удается. Тем не менее известно, что он был весьма богат и занимался благотворительностью: он состоял почетным членом советов двух детских приютов - Ее Императорского Высочества великой княгини Елизаветы Федоровны и принца П.Г. Ольденбургского.
Отсутствие достоверной информации о богатстве Грачёва с лихвой покрывают легенды, причем все они связаны с картами. По одной версии он выиграл Ховрино в карты, по другой, как представляется более убедительной, - история была такова. В молодости Митрофан Семенович служил приказчиком у богатого помещика, бравшего его с собой в заграничные поездки. Однажды в знаменитом игорном доме в Монте-Карло он выиграл целое состояние, после чего его жизнь круто изменилась. В память об этом событии он построил в Ховрино дом - копию того казино в Монте-Карло, где ему улыбнулась удача. Проверить правда это или красивая сказка, очень трудно, и единственным доказательством подлинности событий является сам дом, выглядящий сказкой, но вполне реально украшающий Москву и в наши дни.

Проектирование и строительство нового дома в усадьбе Ховрино, которая стала называться с этого времени по имени нового владельца Грачёвкой, М.С. Грачёв заказал Льву Кекушеву в 1898-1899 годы. Наблюдение за строительством вел уже знакомый Грачёву Г.А. Кайзер, перестроивший еще в 1873 году вместе с П.П. Зыковым его особняк на Поварской. В 1900 году дом был завершен.

Явным прототипом усадебного дома является казино в Монте-Карло, но Кекушев мастерски адаптировал его архитектурные формы к облику, масштабу и устройству подмосковного загородного дома. Казино построено знаменитым французским зодчим Шарлем Гарнье в 1878 году в стиле необарокко, в котором использованы мотивы французского и итальянского ренессанса.

Сравнение усадебного дома в Грачёвке с казино в Монте-Карло все-таки убеждает в том, что именно оно было задано владельцем Кекушеву в качестве образца.


У построек много общего: башня с небольшим бельведером, чешуйчатые граненые куполки с люкарнами, пилястровый ордер, скульптурный декор - вазы, женские фигуры, рельефные маски.

В центре паркового фасада дома расположены три арочных проема первого этажа, над которыми находятся три овальных окна (в Монте-Карло - круглых), за этими арками в Грачевке расположен парадный зал, украшенный зеркалами и мраморным камином, а в Монте-Карло - главная зала праздненств.

Но есть и отличия, самое очевидное - асимметрия ховринского дома. Фактически все парадные помещения дома так или иначе выделены в самостоятельные объемы, в этом уже проявляется "рука мастера" Льва Кекушева.

Перекрытия открытых веранд второго этажа поддерживали скульптуры кариатид, выполненные из цинкового сплава. сохранилась лишь одна из веранд - малая, с балконом в сторону главного входа; большая веранда потеряла свой первоначальный облик. Портик кариатид вызывает ассоциации со знаменитым портиком афинского Эрехтейона. Кариатиды держат в руках символы искусств - лиры и свитки.


Аналогично решены и парковые скульптуры, украшающие лестничные спуски от дома к парку.

У подножья парковых террас установлены четыре пары лежащих львов - "автограф" архитектора Льва Кекушева.

Пышное убранство интерьера сохранили вестибюль и две парадные залы анфилады. На центральной оси расположен двухсветный танцевальный зал. Попасть внутрь усадьбы весьма затруднительно (там находится больница), поэтому получить представление об интерьерах можно только по фотографиям из книг.

Большой (танцевальный) зал усадьбы


Камин в танцевальном зале и одна из фигурок путти в украшении зала


Плафон потолка Большого зала


Лепной десюдепорт над дверью в Большом зале


Камин в Медальонной гостиной

Перила парадной лестницы и литые ограждения лестницы, ведущей в подвал


Парадный вестибюль главного дома

Свыше 40 лет с момента застройки района расположены автостоянки на территории Ленинградского района - на углу улицы Фестивальной, ведущей к метро Речной вокзал, и Зеленоградской, привозящей пассажиров к станции Ховрино. Гаражи были построены на территории бывших военных складов, окаймляя в качестве забора церковь с воскресной школой и усадьбу Грачевка, бывшую госпиталем во времена войны. Эти зеленые строения являются защитниками района от насыщенных транспортных артерий, по которым кипит жизнь трех районов.

Железным клином проекта трассы Москва-Питер влетел съезд с северо-восточной хорды на улицу Фестивальная, раскалывая единое, цельное пространство жизни под громкие фанфары о связанности. При этом, коренных жителей, пользователей 22 гаражных автостоянок не пожелали спросить - есть ли необходимость делать еще одну связку? С непонятным упорством навязанные через каждые 2,5 километра переезды через Октябрьскую железную дорогу, запроектированы таким образом, что четко вырисовывается строительство внутренней МКАД сквозь спальные районы.

Никто не пожелал задаться и вопросами о том, есть ли необходимость проводить и по Зеленоградской улице эстакадный уровень Северо-восточной магистрали - так как она не висит в воздухе, а строится на опорах, конфискуя внутрирайонные дороги. И где в конечном счете окажутся припаркованными автомобили, кроме своих дворов плотно застроенного района - все эти проблемы повисли в воздухе неразрешимым дамокловым мечом. Вывод только один: машины расположатся на внутриквартальной дорожной сети. Именно такое решение очевидно, любому жителю района - в том числе жителям улицы Клинской, на которую перевели рейсовые автобусы и переместились транспортные средства, после освобождения гаражей вдоль железной дороги в соответствии с предписанием департамента строительства.

Отмечу успехи столичной власти на поприще взаимодействия с гражданами, выразившиеся в регулярных нападениях на функционирующие автостоянки, от территории которых (под строительство вредного для района съезда с хорды) требуется выделить лишь часть гаражных мест, и то на 11 месяцев. Но редкая нетерпеливость и бескомпромиссность именно в нашем районе достигает апогея и сдвигает вековой пласт жизни граждан с их интересами в никуда. Иными словами - требуется освободить их территорию здесь и сейчас, не предлагая ничего взамен, при этом в районе есть заброшенная годами криминализируемая территория больницы на улице Клинской, которую 4 декабря 2012 года продавали по начальной цене для торгов – 1,795 миллиарда рублей так и не предложив многочисленным автовладельцам в качестве компенсации. http://www.m24.ru/articles/7989

Особую благодарность проявят и два соседних района, в сторону которых сдвинулись все проблемы в связи с принятием постановления правительства Москвы № 818 от 25 декабря 2012 года во время запланированных выборов мэра. По-видимому, граждане не та земельная статья расходов, которую предусмотрели в этом веке власти города...

Путеводитель по архитектурным стилям

Тогда владение принадлежало москвоведу Д.И. Никифорову, и особняк состоял из двух отдельных зданий. В 1879 усадьбу купил текстильный фабрикант М.С. Грачев. В 1885-1889 годах он перестроил здание по проекту Г.А. Кайзера в стиле эклектики. Тогда-то объединили два дома, а центральную часть здания украсил медальон с вензелем хозяина «МСГ».

Грачевы владели усадьбой до 1917 года. Известно, что в 1921–1925 годах здание использовали как лазарет для немецких военнопленных. Затем до 1941 тут жили сотрудники посольства Германии. В холодные зимы отапливать усадьбу было непросто, поэтому немецкие дипломаты не любили этот дом.

С 1944 года в усадьбе Грачева размещается посольство Норвегии. Норвежские власти вложили немало сил, чтобы вернуть дому былое великолепие.

В то время здание было развалиной с рассохшимся паркетом и плохими санитарными условиями. Не было даже отопления. И в этих условиях предстояло жить норвежским дипломатам с семьями.

А в 1960-х усадьбу Грачевых планировали снести, чтобы построить новую городскую магистраль. Однако за здание вступилась общественность и видные деятели искусства, в числе которых был художник Илья Глазунов.

В 2000-2001 годах восстановили первоначальное оформление помещений и сделали капитальный ремонт дома Грачевых. Примечательно, что в интерьерах сохранилось множество уникальных элементов и предметов первоначального убранства.

Сейчас посетители заходят через главный вход и по шикарной мраморной лестнице поднимаются на второй этаж мимо старинных скульптур. Можно осмотреть роскошный бальный «Зеркальный зал» с позолоченными люстрами и потолочной картиной. Здесь на рояле фирмы «Бехштайн» играл Сергей Прокофьев, а 17 мая 2009 года сразу после победы на «Евровидение» выступал Александр Рыбак. На потолке малого «Зеленого зала» красуются аллегории «Четыре времени года». А красный «Каминный зал» считается самой гармоничной комнатой усадьбы Грачева.

Говорят, что... ...Россия договорилась с Норвегией обменяться зданиями, где располагалось посольство Германии. Поэтому норвежской дипломатической миссии выделили усадьбу Грачева. Аналогично здание посольства России в Осло также ранее занимали представители Германии.
...Митрофан Грачев в 1895 году в своей усадьбе выстроил копию казино Монте-Карло. С тех пор по Москве пошли слухи, что свои богатства он выиграл в рулетку.

Усадьба Грачевых на фотографиях разных лет:

Ховрино не самый богатый на достопримечательности район Москвы, на ум разве что сразу приходит известная ховринская больница - место паломничества неформалов и просто людей, любящих поиграть в сталкеров) Но есть в этом районе и как минимум ещё одна достопримечательность, которую нельзя обходить вниманием и к которой собственно я и отправился - это старинная усадьба Грачёвка.

Выйдя из метро Речной вокзал, надо повернуть направо и идти или ехать до Клинской улицы. Сама усадьба в наши дни превратилась в Московскую областную больницу восстановительного лечения.

По хорошему, все исторические объекты должны быть свободными для посещения людей, интересующихся архитектурой, историей и просто любящих такие места, но в России всё иначе, большинство таких мест, особенно в Москве, отданы на попечение гос. служб и там находятся посольства и прочие места, закрытые для публичного входа. Так обстоит дело и с этой усадьбой-больницей, на входе охрана, которая спрашивает кто-куда и зачем? Но видимо здесь менее жёсткий контроль, чем в иных местах и мой ответ что я с организации гос.архитектура их вполне устроил и меня пропустили.

На территории усадьбы прогуливаются пациенты, изредка на меня поглядывали искоса, видать не часто в эту тишину и спокойствие вторгается человек с фотокамерой) Какая-то дама даже кинула мне в спину "Как его только пустили...". Но у меня вопрос к ней, как их пустили, а другим людям запретили смотреть на такую красоту? Произведения искусства, в том числе и архитектурные, ещё раз повторяю, должны быть открыты для всех!

Это вид на усадьбу со стороны Клинской улицы, но с другой стороны ещё интереснее, туда я ещё пойду, пока же начал присматривать к лицевому облику. Статуй в оформлении дома хватает, вот например 4 женщины не дают упасть балкону.

Изящный шпиль на куполе.

Обращаясь к истории, можно проследить что усадьба ведёт своё исчисление аж с 15 века, много за это время она увидела...особенно запомнится 1812-ый год, который не прошёл стороной это место и Ховрино было разграблено и сожжено французской армией.
В 1895 г., после смерти "дикого барина" Панова, усадьбу приобрёл 1-ой гильдии купец Митрофан Семёнович Грачёв. Он в очередной раз перепланировал, заново перестроил усадьбу. В 1900 году на месте сожжённого дома по проекту выдающегося архитектора Л.А. Кекушева был выстроен великолепный дворец, прообразом которого стал знаменитый игорный дом в Монте-Карло. Ходили легенды, что владелец Ховрина выиграл целое состояние в карты. Вновь отстроенную усадьбу с тех пор называют Грачёвкой.

Удалось мне попасть и внутрь.

Внутри конечно красиво, но сказывается наличие в этом месте больницы.

Потолки красиво обрамлены.

Прямо у входа стоит антикварный шкаф.

С не менее антикварными книгами.

Можно подняться на верх, но я уже не стал пренебрегать гостеприимством, всё же это закрытое учреждение.

М.С. Грачёв умер в 1899 г. Хозяйкой усадьбы вплоть до революции была его вдова Варвара Николаевна. В 1918 г. Грачёвых из усадьбы выгнали, во дворце и службах разместился рабфак Петровской сельскохозяйственной академии (будущей ТСХА). В 1947 году территория усадьбы “Грачевка” и прилегающий парк площадью 32.0 Га переданы Московской областной клинике физических методов лечения.

Теперь переходим к самому интересному - виду усадьбы со стороны Зеленоградской улицы.

С этой стороны архитектура более разнообразная и интересная, фасад украшен многочисленными скульптурами.

Впечатление от "Монте-карловской" усадьбы портит разве что висящее в окнах бельё.

Не многая усадьба может обойтись без льва)

Или кувшина.

Или женщины) В данном случае античных времён.



На территории усадьбы сохранилось ещё несколько построек, которые успешно преобразованы под хоз. нужды и отделения больницы.

Сохранилось несколько снимков усадьбы прошлых лет. Вот так например выглядело это место в 1901 году.

В промежуток между 1973 и 1975 годом есть небольшая фото-подборка. Видно что в это время усадьба была в запустение. Идеальное место для съёмки фильма ужасов.

И напоследок, привет из детства)

Краткая историческая справка

Владельцы усадьбы :
начало XVв. - Григорий Ховра
Вторая половина XVI- первая половина XVII в. - Третьяковы
1646-1682 - стольник В.Б.Шереметьев
конец XVII в. - А.В.Голицына, А.В.Пронская, А.В.Пожарская
1700-1758 - Головины
до 1811 - Е.П. Гольтштейн-Бек (в замужестве княгиня Барятинская)
1811-1818 - Оболенские
1818-1851 Н.А. и Г.Д.Столыпины
1859-1879 - Молчановы
1879-1892 - купец С.Е.Панов
1895-1917 - купцы Грачевы

Архитектура усадьбы :
господский дом Г.А.Кайзер по проекту Л.Н.Кекушева построен при Грачевых.

Местоположение усадьбы, проезд :
Москва, ул. Клинская, 2
От М. Речной вокзал авт. №188 до остановки "Больница"

Сохранность усадьбы:
Господский дом, кухонный флигель, флигель, конюшня, каретный сарай, оранжерея, служебный флигель, церковь Знамения божьей матери (действующая), парк.