Топливные баки в самолете. Где находятся? Конструкция. Заправка самолета Какие самолеты летают на бензине

Топливный бак – это емкость, в которой хранится жидкое топливо, он размещается непосредственно на борту самолета. От топливных баков идут топливные провода к силовой установке, что и обеспечивает ее питание горючим. Также на борту самолета могут размещаться баки для снабжения горючим отопительных систем.

Турбовинтовые и турбореактивные двигатели самолетов в своей работе используют авиационный керосин с дополнительными присадками. Легкомоторная авиация, оснащенная поршневыми силовыми установками, в качестве горючего использует бензин с высоким октановым числом.

Топливный бак в крыле самолета

В современном самолетостроении используют кессон-баки, они имеют вид герметичных полостей. В основном они устанавливаются в крыльях, стабилизаторе и киле. Это мягкие баки, изготовленные из резиновых материалов, это позволяет сохранить их целостность при перегрузках и ударах. Кроме того, подобный материал очень надежен и эффективно занимает отведенное пространство.

Иногда используют баки-отсеки, которые выполняют как роль топливной емкости, так и роль силового элемента. Чтобы предотвратить проливание топлива из кессон-баков, на истребителях используют губчатый наполнитель по типу поролона.

Большие авиалайнеры, которые предназначены для дальних перелетов, имеют несколько топливных баков, которые дополнительно оснащаются насосами. Все топливные баки соединяются между собой системой топливных проводов, которые позволяют использовать топливо из любого бака или производить его перекачку. Перекачка топлива из одного бака в другой возможна благодаря осуществлению более эффективной центровки летательного аппарата. Топливо из расходных баков перекачивается в запасные соответственно с разработанной программы расхода горючего в полете.

Топливные баки изготовленные из стандартных алюминиевых канистр

Нужно отметить, что сам процесс заправки топлива в баки самолета происходит также в соответствии с планом центровки. Горючее подается в баки аппарата под давлением из специального заправщика через горловину, после чего оно распределяется между баками.

Каждый топливный бак в самолете имеет так называемую горловину слива, через которую можно слить все топливо. После каждой заправки проводится открытие данной горловины, что позволяет слить осевший на дне бака конденсат или воду. Естественно, в баке не должно быть никаких примесей, иначе это может послужить причиной отказа двигателя и аварии.

Также самолеты имеют системы аварийного сброса топлива прямо в воздухе. Данная система необходима при выполнении аварийных посадок, непосредственно после взлета, поскольку допустимая масса посадки летательного аппарата значительно меньше, нежели взлетная масса.

Топливный бак в лонжероне

Боевые самолеты, которым необходимо выполнять боевые операции на большом удалении от базы, могут оснащаться дополнительными баками подвесного типа. Они имеют обтекаемую форму для улучшения общей аэродинамики и подвешиваются к фюзеляжу или крылу самолета. После выработки всего горючего они сбрасываются. Также подобные устройства применяются для перегонки самолетов на другие аэродромы дислокации, они, как правило, установлены в середине корпуса.

Подвесные топливные баки

Безопасность топливных баков

Боевые самолеты и некоторые пассажирские машины используют нейтральный газ для заполнения баков, который подается по мере расходования горючего. В качестве газа используют углекислоту или азот. Это позволяет предотвратить пожар на борту или взрыв топливного бака из-за механических повреждений. Подобную схему заполнения газами топливного бака использовали еще во Второй мировой войне, только в качестве газа использовали охлажденный выхлоп из коллектора двигателя.

Какое используется топливо для самолетов? Чем, можно сказать, кормят эти летающие машины? Как его выбрать? В первую очередь, любое самолетное топливо должно быть качественным. От этого напрямую зависит работа самолета. Что касается видов топлива, их существует несколько.

Один из них - бензин для самолетов. Он имеет мало общего с автомобильным бензином. К нему применимы абсолютно иные требования и стандарты. Причина этого проста: от плохого бензина машина просто может не завестись. А вот самолет, скорее всего, упадет.

Существует ряд марок авиационного бензина. Одна из самых распространенных из них-Б-92/Б-91. Основная часть реактивных и пассажирских самолетов отправляется в полеты на керосине. Его существует несколько видов, но мы на них останавливаться не будем.

Ответы на самые типичные вопросы

Поршневые самолеты (те, у которых наличествует пропеллер) летают на авиационном бензине. Автомобиль на нем, теоретически поедет, но не так быстро, как хотелось бы. На чем летают реактивные самолеты, уже было сказано. Как быстро может поехать автомобиль на таком топливе? Со скоростью 0 км /ч, то есть не поедет вообще. Есть только одно исключение - если прикрутить двигатель от реактивного самолета к автомобилю. Такое возможно на самом деле, подобный эксперимент уже проводился. Автор и исполнитель данного эксперимента получил премию Дарвина. Но это, конечно, скорее исключение, чем правило.

Как получают бензин?

Это топливо получают из сырой нефти. Нефть - это известная основной части людей черная жидкость, которая добывается из земных недр. Что содержится в этой жидкости? В нефти содержатся углеводороды, атомы углерода соединяется в цепочки разного размера и длины. В результате этих соединений образуются различные вещества.

Почему основная часть самолетов летает на керосине?

Почему для заправки большинства самолетов используют керосин? Этому существует опять же несколько причин:

Более низкая цена. Он намного дешевле бензина. Керосин имеет свойство гореть плавно, если можно так сказать про этот процесс.

Что нам важно в автомобилях? И неважно, грузовые они или легковые. Важно, чтобы была возможность резкого переключения двигателя, скоростей. А на что рассчитан самолет? Чтобы достаточно медленно его запустить, и длительное время поддерживать движение турбин на заданной заранее скорости. Разумеется, если речь идет о пассажирских самолетах. Если говорить о легкомоторной авиации, то она преимущественно предназначается для перевозки действительно огромных грузов. Для этого вида авиации подходит бензин. Он отлично подойдет для того типа турбин, которые применяются в легкомоторной авиации. Самый главный вопрос - у кого купить топливо для самолетов? От его качества так много зависит… Лучшим вариантом будет покупка этого топлива у нас. Мы за качество отвечаем.

Рядового пассажира вопрос заправки самолетов волнует мало. Тем временем этот фактор влияет на отдельные характеристики полета, включая безопасность и конечную стоимость билета. Рассказываем, какие воздушные суда летают на авиационном керосине, какие – на «родственнике» привычного автомобилистам бензина, и какова цена авиагорючего.

Авиатопливо

Двигатели существующих моделей, в зависимости от наличия окислителя, необходимого для процесса горения, делятся на 2 большие подгруппы: ракетные и воздушные. Обе включают еще более десятка классов, но несмотря на это разнообразие, в авиации используется всего 2 вида топлива:

  • авиационный бензин
  • авиакеросин

Первый похож на обычную «пищу» для автомобилей. Отличают его отдельные характеристики вроде октанового числа и высокие требования к качеству, если речь не идет о знакомом на земле А-95. Предназначен авиабензин для поршневых двигателей. Раньше им заправляли Ту-22 и Ту-16. Со снижением распространения воздушных аппаратов с поршневыми двигателями бензин чаще применяют в техническом обслуживании самолетов.

Подавляющее большинство современных лайнеров «питается» разновидностями авиакеросина или, как еще его называют, реактивного топлива. Подходит оно для турбореактивных и подобных двигателей. Качественные характеристики топлива отличаются в зависимости от его предназначения. В России встречаются 6 видов.

  1. Т1 используется редко по двум причинам: этот керосин производится из дефицитных сортов нефти и сокращает срок работы двигателя, при нагревании покрывая детали вязким слоем.
  2. Т2 при необходимости выступает заменой предыдущему. Довольно легкая разновидность, подходит для использования на низких высотах.
  3. Т-6 и его «дублер» Т-8В – тяжелое дорогостоящее топливо для военных целей, применяется в сверхзвуковой авиации. Летают на нем истребители вроде МиГ-35.
  4. ТС-1 – ведущий вариант для заправки пассажирских самолетов, дозвуковых военных или сверхзвуковых на коротких маршрутах. Для длительных перелетов на сверхзвуке не подходит – для этих целей слишком легкое и испаряется при перегреве.
  5. РТ отличается высоким качеством, по некоторым характеристикам не имеет аналогов в мире. Этим авиатопливом заправляют сверхзвуковые суда ВКС РФ вроде Су-27.

Как происходит заправка

Заправка лайнеров гражданской авиации осуществляется на земле. Баки наполняют до того, как пассажиры поднимутся на борт. Весь процесс представляет собой сложную, но хорошо отлаженную систему. В работе задействованы десятки людей, компьютер и несколько единиц техники, а топливо проходит длительный путь.

Начинается все на нефтеперерабатывающих заводах. Оттуда авиакеросин доставляют на склады ГСМ на территории аэропортов в железнодорожных цистернах или по трубопроводу, если расстояние между объектами это позволяет. «Пища» для самолетов переливается в специальные резервуары, а после распределяется по емкостям пунктов налива.

Заправляют лайнеры с помощью колонок или автомобилей-топливозаправщиков (ТЗК), отдавая преимущество последним. Машины заполняются у пунктов налива. Здесь же берется контрольная проба топлива. Ее цель – подтвердить качество и характеристики материала, определенные на предыдущих этапах проверки. Если все в порядке, наполненные ТЗК подъезжают к лайнеру.


Техник в это время сливает отстой, убеждаясь в отсутствии воды в баках, а диспетчер подает запрос на количество горючего. Далее в дело вступают специалисты заправочной станции. Они контролируют подъезд ТЗК к авиатранспорту, соединяют машины насосной установкой и тросом заземления. Специалисты следят за процедурой, давлением и соответствием названого количества керосина.

Процесс этот не очень быстрый – баки , наполняются примерно час. За этот промежуток времени сменяются до 6 топливозаправщиков. Через 15 минут после наполнения техник еще раз проверяет отстой на содержание воды, и на этом процедура заканчивается.

Некоторые военные суда способны набирать топливо в воздухе, во время полета. Людей и техники в процессе задействовано сравнительно мало, но процедура сама по себе опаснее наземной. Для заполнения одного из судов самолеты сближаются примерно на 20 метров и сильно рискуют.

Наполнить в воздухе можно подавляющее большинство единиц авиатехники ВКС РФ: бомбардировщики вроде , Ту-95, истребители МиГ-29, МиГ-31, Су-27 и штурмовики типа Су-24М. Передает горючее специальный борт-заправщик или военные транспортные самолеты, оснащенные необходимым оборудованием. В России эту роль чаще всего играет Ил-87М.


Для осуществления процедуры нуждающийся в «подпитке» самолет пристраивается за заправщиком. За управление процессом отвечает оператор. Скорость и высота судов регулируется световым сигналом в задней части впереди идущего.

Когда условия соблюдены, оператор направляет телескопическую трубу или шланг с конусом к соседнему летательному аппарату. С помощью контроллеров специалист подсоединяет заправщик к приемнику с датчиком. После этого защитные клапаны открываются, и горючее с огромной скоростью перекачивается из одной машины в другую.

На заправку уходит существенно меньше времени, чем на земле. Истребители наполняются примерно за 6 минут, танкеры – за 45. По завершении клапаны вновь закрываются, и второй замедляет ход, отцепляясь от соединения.

Посмотрите, как происходит дозаправка в воздухе на примере МиГ-31. В качестве заправщика на видео используется упомянутый Ил-78.

Сколько стоит заправить самолет

Стоимость бака горючего для конкретного лайнера зависит от множества факторов. Влияет на это тип техники, вместимость топливной емкости, расход, дальность перелета, количество посадок и даже погодные условия. При определении объема в аэропортах обычно складывают авиакеросин, который потребуется для:

  • перелета из одной точки в другую;
  • дороги до самого отдаленного по плану запасного места посадки в случае форс-мажора;
  • 30-минутного ожидания посадки на высоте 460 метров;
  • непредвиденных обстоятельств.

Посчитать точное количество горючего и цену самостоятельно вряд ли получится, числа можно представить лишь примерно. Чтобы залить бак «Боинга-737-300» «до краев» потребуется 23170 литров. С учетом средней в марте 2018 года цены на авиакеросин в России в 49390 рублей за тонну общая стоимость заправки лайнера составит примерно 835303 рубля.

9 фактов о заправке воздушных судов

Несмотря на обилие технических особенностей, тема полна и увлекательными для обывателей фактами. Мы собрали малую часть из них – 9 самых, на наш взгляд, интересных.

  1. Топливные резервуары в аэропортах по требованиям безопасности окружает вода. При возникновении возгорания жидкость из баков пойдет на тушение пожара.
  2. Несмотря на популярность авиакеросина, ему активно ищут замену. Причины у этого 2: вред для экологии и сокращение запасов нефти. Один из самых перспективных «преемников» на сегодня – газ.
  3. В 80-х годах полк ракетоносцев Ту-22 за одну летную смену расходовал столько горючего, что его стоимость была соразмерна расходам всей Белорусской ССР на автомобильное топливо.
  4. Считается, что идея дозаправки в воздухе родилась в России. Запатентовали ее в США, но сделал это русский эмигрант Александр Прокофьев-Северский.
  5. Благодаря дозаправке стали возможны беспосадочные кругосветные путешествия. Первый подобный перелет состоялся в 1949 году, воздушная машина находилась в воздухе 94 часа.
  6. Одна полная заправка «Боинга-787» позволяет преодолеть расстояние в 16000 километров. Первый же летательный аппарат братьев Райт передвигался лишь на 35 метров.
  7. Сброшенное при аварийной посадке топливо испаряется раньше, чем достигнет поверхности Земли.
  8. Автопилот помогает экономить топливо, поскольку расчеты компьютера точнее тех, что способен произвести человек. Именно поэтому функция используется на большей части пути, исключая взлет и посадку.
  9. В рунете популярна байка о том, как авиатопливо времен Второй Мировой помогло разгромить вражеский авиапарк в 1941. Однажды под Ленинградом военные сбили немецкий «Мессершмитт», и в руки любопытного химика попали образцы горючего. Ученый выяснил, что температура замерзания топлива в самолетах врага -40°С, тогда как наше выдерживало до -60°С, и предложил военным план. Для его осуществления пришлось ждать несколько месяцев, пока на улице не похолодало. Но как только температура упала до нужного значения, в воздух поднялась вся авиация СССР, базирующаяся в том районе. У немецких судов взлететь не вышло – керосин замерз, и бой был выигран.

Заправка самолетов – процесс сложный, но слаженный, продуманный до мелочей и интересный. Если представится возможность попасть в аэропорт на экскурсию и проследить за процессом, постарайтесь не упустить этот шанс. Хотя бы на земле посмотрите, как обеспечивается безопасность и контроль горючего на всех этапах, ведь за наполнением баков в воздухе получится наблюдать лишь на видеозаписях.

Как обещала, сегодня показываю и рассказываю про то, как заправляют самолеты на примере "Роснефти" в аэропорту Внуково.

Топливо поступает на приемный склад ГСМ двумя способами:

Железнодорожным транспортом.
Все начинается с терминала железной дороги, куда приходят составы с авиационным керосином, который доставляется из ближайших к Внуково нефтеперерабатывающих заводов в Рязани и заводов Самарской группы и ЯНОС (Ярославль);

По кольцевому трубопроводу напрямую с НПЗ.

2.

3. Из цистерн и по трубопроводу топливо перекачивается вот в эти огромные 5-тысячные (м3) резервуары.

4. Вид с самолета на ТЗК Роснефти и аэропорта Внуково. Внизу тысячные резервуары, пятитысячники остались за двигателем.

5. В каждом таком резервуаре максимально находится 4,25 тысяч литров авиационного керосина. Внизу трубная обвязка - она служит для приема и выдачи авиатоплива.

6. На крыше 5-тысячного резервуара размещен логотип Внуково.

7. По трубопроводу авиакеросин попадает в расходные емкости.

8. Переезжаем на предперонный пункт налива, где в бело-красных полосатых пунктах налива происходит непосредственная заправка керосина в топливозаправщики.

9. Шланг присоединяется к штуцеру топливозаправщика.

В ТЗК процедура происходит следующим образом. Через специальный кран сливается около 10 литров керосина и в чистую банку берется проба для более детального анализа.

11. Сначала происходит визуальный контроль - керосин раскручивается в банке по спирали до образования воронки и осматривается на предмет пузырьков или осадка.

12. Второй этап проходит с помощью специального приспособления (ПОЗ-Т).
ПОЗ-Т два раза промывается керосином, а затем проводится тест. Использованный керосин потом сливается в подземный резервуар.

13. Внутрь ПОЗ-Т устанавливаются специальные индикаторы (ИКТ), через которые протягивается авиакеросин на протяжении 8-10 секунд.
Если в керосине содержится вода или механические примеси, на индикаторе выступят три пятна. При наличии механических примесей появятся 3 черных пятна, при наличии воды - три синих пятна.

14. Всё чисто, пора заправлять самолёт!

15. Во Внуково "Роснефть" заправляет авиакомпании "Трансаэро", "Россия", "Турецкие авиалинии", "Нордвингз", "Якутия", "ЮТэйр", Lufthansa, Fly Dubai, Hainan Airlines, Air Arabia, а также Федеральных потребителей.

16. Мне повезло, в съемочное утро заправляли Боинг-747 "Трансаэро".

17. Такой большой самолет могут одновременно обслуживать сразу два заправщика.

18. Топливозаправщик, в зависимости от размера цистерны, может вместить 60 тысяч литров.

19. С другой стороны еще один.

20. Это новый заправщик - за кабиной у него подъемная платформа, чтобы удобно подбираться к крылу для подсоединения топливного шланга.

21. На заправщиках установлены по 2 независимых наконечника нижней заправки, так быстрее будет идти процесс...

22. Фюзеляжный Пульт Контроля и Управления Заправкой
Из показаний: тумблер задачи количества топлива, тумблер включения/отключения автоматического режима заправки, а также органы управления клапанами в случае ручной заправки.

23. Заправочный модуль топливозаправщика.

24. Заправка 747-го длится около часа, самолет берёт на борт до 241140 литров керосина и, чтобы полностью его заправить, понадобится 6 заправщиков.

25. Дальность с максимальной нагрузкой 14200 км. Почти до Мельбурна (14400), Буэнос-Айреса 13500, Сантьяго (Чили) 14100. Практически весь мир - за исключением западного берега Австралии.

26. Оператор заправочной станции контролирует подъезд и отъезд топливозаправщика, помогает машине правильно встать под крыло, контролирует перепады на фильтр-элементах, управляет насосной установкой, а также осуществляет контроль качества топлива.

27. Пока заправляют 747-й, проедемся по аэропорту и посмотрим, где еще "кормят" самолеты.

28. Вот нашли Боинг-737 и это снова "Трансаэро".

29 Здесь крыло пониже и шланг подсоединяют с помощью стремянки.

30. Что самое интересное - информация о том, сколько топлива в какой самолет залить теперь происходит не на бумаге, а через современные средства связи.

31. В нашем случае это специально обученный телефон с программой, на который диспетчер отправляет все данные о количестве топлива для конкретного самолета.

32. А работнику остается только контролировать показания датчиков.

33. Вот например устройство, на которое нужно нажимать каждые полторы минуты для безопасности.

34. Это дифманометр. Он служит индикатором перепада давления. Если значение отклоняется от нормы - фильтры нужно менять.

35. Суперджет "Газпрома" закончили заправлять, жаль, мы не успели. Его обычно заправляют 16 минут.

36. "Роснефть" является одним из лидеров на рынке авиационного топлива РФ. Реализацией авиатоплива, производимого на 9 НПЗ "Роснефти", занимается специализированное дочернее общество Компании - ООО "РН-Аэро".

37. С 2008 года предприятие осуществляет реализацию авиационного топлива, а также оказывает полный комплекс услуг по поставке авиационного керосина и организации заправки воздушных судов в аэропортах России и зарубежья.

38. Сеть присутствия ООО "РН-Аэро" по заправке воздушных судов на территории РФ увеличилась до 29 аэропортов, включая 13 собственных ТЗК.

39. Заправщики с узнаваемым логотипом компании можно увидеть в столичных аэропортах Внуково и Шереметьево...

40. ...аэропортах Екатеринбурга, Владивостока, Ростова-на-Дону, Сочи, Краснодара, Анапы, Геленджика, Абакана, Красноярска, Иркутска.

Вот такая красота.

А знаете ли вы, как заправляют самолеты, на которых мы летаем?

1. Сегодня показываю и рассказываю про то, как заправляют самолеты на примере «Роснефти» в аэропорту Внуково. Самолетное топливо поступает на приемный склад ГСМ двумя способами:

железнодорожным транспортом. Все начинается с терминала железной дороги, куда приходят составы с авиационным керосином, который доставляется из ближайших к Внуково нефтеперерабатывающих заводов в Рязани и заводов Самарской группы и ЯНОС (Ярославль);
по кольцевому трубопроводу напрямую с НПЗ.

2. Из цистерн и по трубопроводу топливо перекачивается вот в эти огромные 5-тысячные (м3) резервуары.

3. В каждом таком резервуаре максимально находится 4,25 тысяч литров авиационного керосина. Внизу трубная обвязка - она служит для приема и выдачи авиатоплива.

4. На крыше 5-тысячного резервуара размещен логотип Внуково.

5. По трубопроводу авиакеросин попадает в расходные емкости.

6. Переезжаем на предперонный пункт налива, где в бело-красных полосатых пунктах налива происходит непосредственная заправка керосина в топливозаправщики.

7. Шланг присоединяется к штуцеру топливозаправщика.

8. Далее следует процедура контроля качества. Хотя, на самом деле контроль качества осуществляет на всем пути производства, что называется - от скважины до бака. В ТЗК процедура происходит следующим образом: через специальный кран сливается около 10 литров керосина и в чистую банку берется проба для более детального анализа. Процесс довольно сложный, это вам не зарегистрироваться в вконтакте , тем более в помощь пользователям есть подробные инструкции.

9. Сначала происходит визуальный контроль - керосин раскручивается в банке по спирали до образования воронки и осматривается на предмет пузырьков или осадка.

10. Второй этап проходит с помощью специального приспособления (ПОЗ-Т). ПОЗ-Т два раза промывается керосином, а затем проводится тест. Использованный керосин потом сливается в подземный резервуар.

11. Внутрь ПОЗ-Т устанавливаются специальные индикаторы (ИКТ), через которые протягивается авиакеросин на протяжении 8-10 секунд. Если в керосине содержится вода или механические примеси, на индикаторе выступят три пятна. При наличии механических примесей появятся 3 черных пятна, при наличии воды - три синих пятна.

12. Всё чисто, пора заправлять самолёт!

13. Во Внуково «Роснефть» заправляет авиакомпании «Трансаэро», «Россия», «Турецкие авиалинии», «Нордвингз», «Якутия», «ЮТэйр», Lufthansa, Fly Dubai, Hainan Airlines, Air Arabia, а также Федеральных потребителей.

14. Мне повезло, в съемочное утро заправляли Боинг-747.

15. Такой большой самолет могут одновременно обслуживать сразу два заправщика.

16. Топливозаправщик, в зависимости от размера цистерны, может вместить 60 тысяч литров.

17. Это новый заправщик - за кабиной у него подъемная платформа, чтобы удобно подбираться к крылу для подсоединения топливного шланга.

18. На заправщиках установлены по 2 независимых наконечника нижней заправки, так быстрее будет идти процесс...

19. Фюзеляжный Пульт Контроля и Управления Заправкой. Из показаний: тумблер задачи количества топлива, тумблер включения/отключения автоматического режима заправки, а также органы управления клапанами в случае ручной заправки.

21. Заправка 747-го длится около часа, самолет берёт на борт до 241 140 литров керосина и, чтобы полностью его заправить, понадобится 6 заправщиков.

22. Дальность с максимальной нагрузкой - 14 200 км. Почти до Мельбурна (14 400), Буэнос-Айреса 13 500, Сантьяго (Чили) 14 100. Практически весь мир - за исключением западного берега Австралии.

23. Оператор заправочной станции контролирует подъезд и отъезд топливозаправщика, помогает машине правильно встать под крыло, контролирует перепады на фильтр-элементах, управляет насосной установкой, а также осуществляет контроль качества топлива.

24. Пока заправляют 747-й, проедемся по аэропорту и посмотрим, где еще «кормят» самолеты.

25. Здесь крыло пониже и шланг подсоединяют с помощью стремянки.

26. Что самое интересное - информация о том, сколько топлива в какой самолет залить, теперь происходит не на бумаге, а через современные средства связи.

27. В нашем случае это специально обученный телефон с программой, на который диспетчер отправляет все данные о количестве топлива для конкретного самолета.

28. А работнику остается только контролировать показания датчиков.