Гвалиор индия. A.В.Хуторской в Гвалиоре. Индия. Перемещение по городу

По преданию город Гвалиор был основан в VIII веке, когда правителя Сурай Сена излечил отшельник Гвалипа, от имени которого и пошло название. Первоначально город располагался на высокой горе, но по мере разрастания спустился к ее подножию. Но первые постройки – форт Гвалиора – до сих пор возвышаются над городом.

История Гвалиора

Основатель Могольской империи Бабур назвал эту крепость жемчужиной индии. По своему укреплению, это одна из мощнейших крепостей Индии. Извивы десятиметровой стены форта простираются на три километра.

Гвалиорский форт повидал за свою историю множество важных событий и кровопролитных сражений, его захватывали и отвоевывали. С 1398 года он переходит к династии Томаров, которая размещает здесь свою резиденцию. В 1518 году форт Гвалиор захватывают мусульмане с Ибрагимом Лоди. А немного позднее инициатива уже переходит к основателю Великих Моголов – Бабуру. В 1754 году крепость занимается маратхскими князьями. И лишь с начала XIX века в ней оседает династия Скиндиев, которой форт принадлежит и в наше время. Форт Гвалиор стал свидетелем знаменитого сипайского восстания 1857-1858 годов, но все же не устоял перед натиском британских войск. В память об этом событии в крепости установлен мемориал Джанси Рани, погибшей героини, участвовавшей в восстании.

Архитектура форта

Но сама крепость это лишь внешняя оболочка великого культурного наследия. Внутри форта расположено три храма и шесть дворцов. Эти сооружения по большей части разрушены, и от них остались только руины. Но в наше время после взятия объект под охрану здесь ведутся восстановительные работы.

Постройки форта Гвалиор были сооружены в разные периоды, но, тем не менее, в целом они образуют стройный и красивый ансамбль, достойный восхищения. Поднимаясь по извилистой дороге к воротам, можно увидеть джайнские скульптуры XV века, изображающие Бахубали (учитель джайнизма). Самая высокая из этих каменных статуй достигает высоты 17 метров.

Отдельное внимание можно уделить древним храмам форта. Так храм Тели Ка Мандир был построен в X веке. Это самое высокое здание в Гвалиорском форте имеет высоту 95 метров, и посвящено богу Вишну. Здесь же стоит и другой храм, Баху Ка Мандир, построенный уже в XI столетии также для Вишну.

Основные постройки форта в Гвалиоре относятся к времени правления Ман Сингха из династии Томаров. В 1486-1517 годах по его инициативе прошла постройка дворца для его жены Мригнаяни. Сейчас здесь находится Археологический музей, со многими экспонатами индуистской и джайнской культур.

Позже им же был построен еще дворец Ман Мандир, предназначенный для обучения жен музыке и проведения концертов – музыкальный павильон. Стены украшены мозаикой с изображениями животных и цветов. Время сильно разрушило внутреннее убранство дворца, поэтому сложно осознать всю его красоту в былые времена. Именно здесь пел Тан Зен, являющийся любимым певцом шаха Акбара Великого. В саду находится мавзолей этого певца и музыканта, а в ноябре-декабре здесь проводится музыкальный фестиваль.

Обратной стороной Ман Мандира стали его подземелье. Здесь располагалась тюрьма, и кто знает, сколько она хранит ужасных историй. Так, например, здесь был заточен и убит Мурад, являющийся братом императора Ауранзеба.

В крепости имеются резервуар для воды и источники. Так по легенде водой из «Солнечного ключа» был вылечен Сурай Сен, основатель города.

Жемчужина Индии форт Гвалиор действительно является интересным местом. Здесь сплетены нити легенд, истории и искусства многих народов. Неудивительно, что это место пользуется большой популярностью у туристов.

Раскинувшийся по обеим сторонам главной железнодорожной линии Дели—Мумбаи Гвалиор является самым большим городом северного Мадхья Прадеш, а также местом, где находится самый живописный в Индии форт на вершине холма. Старая цитадель из песчаника, с храмами и дворцами, расположенная на самом краю плато с отвесными склонами, возвышается над облаком бензиновых испарений, уличной суетой и кубическими бетонными зданиями. Если вы уже побывали в Археологическом музее, вырубленном в скале Джайнском колоссе у подножия утеса, следующей достопримечательностью города, которую ни в коем случае нельзя пропустить, является образец невероятного китча - дворец Джай Вилас, принадлежащий местной правящей семье Скиндиа. Ее влияние ощущается везде: от внушительного здания больницы и Чхатри (Chhatris) (мемориальных залов) на севере Джияджи Чоук (Jiyaji Chowk) до близлежащего музея Сарод Гхар (Sarod Ghar), который является свидетельством существующей в городе давней традиции королевского покровительства классической музыки.

Несмотря на его близость к Агре, которая находится в 119 км к северу, Гвалиор посещает мало иностранцев; по правде говоря, этому городу с его невыразительным современным центром и песчаным базаром явно не хватает того очарования, которое отличает города соседнего Раджастхана. Тем не менее, здесь вполне стоит остановиться на день, особенно в конце ноября или начале декабря, когда на территории Могольских гробниц Гвалиорского музея проходит один из самых интересных в Индии фестивалей классической музыки.

Исторические факты

Дарственная надпись, извлеченная из земли на территории ныне не существующего храма Солнца доказывает, что Гвалиор первоначально, в 6 веке до н. э., был завоеван с севера. Местная легенда, однако, приписывает заслугу создания форта принцу кучвахов Сурадж Сену (Suraj Sen), которого, согласно преданию, в 10 веке излечил от проказы отшельник Гвалипа (Gwalipa), по имени которого и был назван город. Водный резервуар, в котором свершилось чудо - Сурадж Кунд (Suraj Kund) - цел и по сей день, так же как и пара нарядных храмов Сасбаху Мандир (Sasbahu Mandirs), воздвигнутых кланом раджпутов. Сменившие Кучвахов Парихары, после одиннадцатимесячной осады, были жестоко свергнуты в 1232 г. Илтутмишем (Iltutmish). Перед тем как форт был окончательно сдан мусульманской армии, раджпутские женщины, оказавшиеся внутри, совершили массовое самоубийство, принеся себя в жертву. Впоследствии султан Дели дополнил картину этой кровавой резни, отдав приказ казнить перед своим шатром всех семьсот военнопленных, захваченных в битве.

В 1398 г. Гвалиор снова перешел к третьей раджпутской династии - Томарам, что ознаменовало начало «золотого века» города. При Ман Сингхе (Man Singh), взошедшем трон в 1486 г., на вершине холма были выстроены великолепные дворцы и укрепления, благодаря которым город получил впоследствии эпитет «жемчужины в ожерелье замков Индии». Неприятности с соседями постоянно, однако, преследовали правление раджпутов до самого 1517 г., когда Лодии из Дели подвергли форт осаде во второй раз. На сей раз они имели успех. Ман Сингх был сражен, а его сын, который сумел отражать атаки в течение еще двенадцати месяцев, в конце концов сдался. Впоследствии Гвалиором правил целый ряд мусульманских владык, в том числе Бабур, Гамаюн и Шер Шах, а потом он оказался под властью Акбара.

С начала периода упадка Моголов маратхи - конфедерация индуистских династий Декана региона - стала пробивать себе путь на север в образовавшийся вакуум власти. В 1754 г. Гвалиор стал базой четырех маратских кланов, Скиндиев. Двадцать шесть лет спустя, войска Британской Ост-Индской Компании захватили форт, совершив дерзкую ночную вылазку, использовав веревочные лестницы и набив носки ватой, чтобы заглушить звуки своего приближения. В течение всего нескольких часов цитадель была взята и Гвалиор превратился в британское вассальное государство, которым правила цепочка раджей-марионеток. Самый известный из них, невероятно богатый Джаяджи Рао Скиндиа (1843-86 гг.), остался верен британцам во время мятежа 1858 г., хотя 6500 человек его армии присоединились к войскам противоположной стороны, возглавляемым Тантиа Топиа и печально известной рани Джанси Лакшми Бай. Оба лидера были убиты в последующем за тем сражении, и махараджа вскоре вернулся к своей привычной роли хозяина самых грандиозных из когда-либо виданных в эпоху Радж вицекоролевских ужинов, королевских визитов и охотничьих походов на тигров. Скиндии остались влиятельны и после 1947 г. и все еще живут в Гвалиоре; нынешний махараджа занимает пост министра высокого ранга в партии Конгресса. Политические успехи, ссоры и свадьбы королевской семьи по-прежнему поставляют пищу для пересудов и ненасытных газетных сплетен. Уроженцем Гвалиора является и нынешний лидер страны Атал Бихари Ваджпайи.

Форт

Внушительный Гвалиорский форт (ежедневно с 8.00 до 18.00; 20 рупий) раскинулся вдоль 3-километрового песчаникового утеса на севере современного города. Его могучие укрепленные стены с башенками и бойницами окружают целых шесть дворцов, три храма, а также несколько водных резервуаров и цистерн, а кроме того, престижную общественную школу и новую сияющую сикхскую гурудвару.

На холм ведут два пути. На западе, вверх по крутому склону долины Урвахи (Urwahi), мимо высеченных в скалах джайнских статуй, проходит автомобильная дорога. Другой, более доступный вход расположен в северо-восточном углу утеса, к нему ведет длинный подъем со ступенями. Можно сочетать оба варианта пути - нанять рикшу до склона Урвахи, подняться вверх и пройти через плато, а затем спуститься через северо-восточный вход к музею и Джами Масджид, где легче найти рикшу или тонго чтобы вернуться в город.

Вы можете взять профессионального гида (примерно 180 рупий за 3 часа) у ворот Урвахи или у стойки с прохладительными напитками у входа в дворцовый комплекс. В Ман Мандире каждый вечер устраивают новое 45-минутное звуко-световое шоу (шоу на английском языке начинается в 19.30 нояб - фев, в 20.30 март - окт; 100 рупий для иностранцев, дети за полцены). Рассказчик ведет повествование об истории и культуре форта, которое дополняют выразительная индийская классическая музыка и очень профессиональные световые эффекты, которые окрашивают возвышающийся над вечерним смогом города дворец в прозрачные таинственные цвета.

Северо-восточный вход и музей

Северо-восточный подход в форт ведет через пять последовательно расположенных укрепленных ворот. Первые из них, ворота Аламгири (Alamgiri), были построены Матамад Ханом (Matamad Khan) в 1660 г. в честь могольского императора Аурангзеба. За маленьким двориком расположены ворота Бадалгарх (Badalgarh), названные так по имени дяди Ман Сингха - Бадала, известные также под названием «Хиндола» («Hindola») от слова hindol, или «качели», которые некогда там висели, они выполнены в том же индуистском стиле, что и дворец на вершине, с двумя круглыми башенками по бокам от входа.

Маленький двухэтажный Гуджури Махал (Gujuri Mahal), справа от ворот Бадалгарха, Ман Сингх построил для своей любимой рани Мригнаяни (Mrignayani) когда она еще была просто крестьянской девушкой, а он только добивался ее руки. Согласно легенде, впервые раджу поразила «кареокая» женщина из племени гуджур, когда он увидел ее борьбу с парой буйволов во время своей прогулки по лесу; но она не согласилась выйти за него замуж, пока он не снабдил свой новый дворец водой из колодца ее деревни, которая обладала сверхъестественной силой. В элегантном дворце из песчаника в настоящее время помещается Гвалиорский археологический музей (ежедневно кроме пятницы с 10.00 до 17.00; 2 рупии), в котором стоит посмотреть большую коллекцию скульптуры, надписей и живописи, несмотря на то, что пояснительные таблички по большей части бестолковы и неинформативны. Среди его экспонатов можно отметить пару капителей Ашоки в форме львов из Видиши, массивную перекладину с резным изображением «покорения Бали», а также эротический барельеф в галерее девять, на котором изображен принц, нежно снимающий со своей возлюбленной верхнюю часть сари. Однако, лучшим произведением является, безусловно, бесценная шалабханджика, маленькая, изумительно выполненная статуэтка, найденная в развалинах храма в Гьяраспуре (Gyaraspur). Выделяющуюся чувственными изгибами тела и величественным выражением лица, эту статую часто называют «Индийской Моной Лизой».

Следующие ворота по пути на холм, ворота Ганеши, датируются серединой 5 века. Рядом находится старая голубятня, или кабутар кхана, а в отдалении - современное индуистское святилище, восстановленное из развалин ранее расположенного здесь храма, посвященного мудрецу Гвалипе, который в 1664 г. Мухамад Хан заменил мечетью. Перед тем как приблизиться к воротам Лакшман (Lakshman), вы пройдете мимо перестроенного храма «четверорукого» Вишну 9 века - Чатарбхундж Мандира (Chatarbhunj Mandir); мусульманского мемориала, воздвигнутого в память одного из придворных Ибрагима Лоди, погибшего во время осады Гвалиора в 1518 г.; а также лестницы, ведущей к высеченным в скалах джайнским статуям. Пятые и последние ворота, «слоновьи», Хатия Паур (Hathiya Paur), самые живописные из всех, образуют вход в Ман Мандир. Их симметричные башенки и нарядная голубая плитка хорошо сочетаются с остальной частью массивного каменного фасада.

Ман Мандир

Возвышаясь над северо-восточным входом в форт, Ман Мандир (ежедневно с 8.00 до 17.00; $ 5 ), является, пожалуй, одним из самых прекрасных в Индии индуистских дворцов раннего периода. Построенный между 1486 и 1517 гг. Томарским правителем Ман Сингхом, он известен также под названием Чит Мандир (Chit Mandir), или «раскрашенный храм», которое он получил благодаря богатой керамической мозаике, украшающей фасад. Лучше всего сохранившиеся фрагменты плитки, которые находятся на южной стороне дворца, можно хорошо рассмотреть со скамьи слева от главных ворот Хатия Паур. Роскошные бирюзовые, изумрудно-зеленые и желтые полосы орнамента украшают фигурки тигров, слонов, павлинов, банановых и пальмовых деревьев, а также крокодилов, размахивающих цветами.

Интерьер четырехэтажного дворца, напротив, очень прост. В некоторых из залов, однако, все же имеются прекрасные ажурные каменные перегородки джали, за которыми женщины, живущие во дворце, собирались чтобы послушать наставления великих учителей музыки. Круглые камеры на нижних этажах использовались когда-то в качестве дворцовых темниц. Узникам, заключенным здесь во времена Моголов, давали препарат, изготовленный из вареных маковых головок, называемый poust, что представляло собой жестокую, изощренную форму пытки, гарантирующую медленную и мучительную смерть от недоедания и пристрастия к наркотику.

Вокруг Ман Мандира

Викрам Мандир (Vikram Mandir, 1516 г.), расположенный рядом с Ман Мандиром, соединяется с главным дворцом Ман Сингха сетью проходов, спрятанных в толстых внешних стенах. Карам Мандир (Karam Mandir), двухэтажное индуистское строение с длинным залом с колоннадой посередине, находится дальше на севере, недалеко от остатков ныне заброшенных дворцов Джехангири (Jehangiri) и Шах Джахан (Shah Jahan). В дальнем северо-западном углу территории форта расположен большой Джаухар Кунд (Jauhar Kund), водяной бак, возле которого в 1232 г., чтобы избежать пленения наступающей армией Илтутмиша, женщины Парихарского двора совершили массовое самоубийство-жертвоприношение. В маленьком современном археологическом музее(ежедневно с 8.00 до 17.00; 2 рупии), расположенном на вершине кургана за Ман Мандиром, содержатся другие образцы скульптуры, в том числе прекрасная дверная рама из храма, а также обычная коллекция божеств, и небесных красавиц в соблазнительных позах.

Тели-ка-Мандир и Сурадж Кунд

Тридцатиметровой высоты Тели-ка-Мандир (Teli-ka-Mandir), расположенный на южной стороне плато, является самым старым из сохранившихся памятников форта. Датируемый серединой 8 века, он состоит из огромной прямоугольной башни святилища, венчаемый необычной крышей в виде сводчатой арки, форма которой, напоминающая лист дерева пипал, повторяет форму окон chaitya в гораздо более ранних высеченных в скалах буддистских пещерах. После подавления Гвалиорского Бунта в 1858 г. этот храм, посвященный Вишну, использовался британцами в качестве фабрики, где производили соду. В настоящее время здесь проводятся большие реставрационные работы.

За дорогой, начинающейся у ущелья Урвахи, сразу на севере от Тели-ка-Мандира, находится Сурадж Кунд (Suraj Kund), резервуар длиной в 100 м, магические воды которого предположительно излечили от проказы правителя 10 века Сурадж Сена, позднее известного под именем Сурадж Пал.

Сасбаху Мандиры и Сикхская Гурудвара

Храмы Сасбаху (Sasbahu), или «свекровь и сноха», расположены с восточного края форта, возле уродливой телевизионной мачты. В наибольшем из них имеется трехэтажная мандапа (зал для собраний), поддерживаемая четырьмя причудливо украшенными колоннами, а наименьший представляет собой открытый портик с пирамидальной крышей. Оба были воздвигнуты в конце 11 в. и посвящены, как и Тели-ка-Мандир, богу Вишну.

Огромное, с золотыми шпилями и белым куполом мраморное здание на юге - современная Сикхская гурудвара. Построенный чтобы увековечить память сикхского героя, плененного в форте, храм привлекает нескончаемый поток паломников, большинство из которых приезжает в специально переоборудованных в общественное транспортное средство грузовиках из Панджаба. Вдоль дороги, ведущей к храму, вы увидите группы мужчин, облаченных в традиционные наряды сикхских воинов - длинные голубые курта и массивные тюрбаны, с кинжалами и копьями через плечо, вереницей проходящие мимо подобно солдатам-пехотинцам давно забытой эпохи. Прохладный мраморный дворик гурудвары, наполненный заунывной религиозной музыкой, представляет собой прекрасное колоритное место, где можно передохнуть от жары. Перед тем как войти, удостоверьтесь, что ваши руки, ноги и голова прикрыты, снимите носки и обувь, и сполосните ноги в баке у подножия ступенек. Курение и жевание табака внутри комплекса строго воспрещено.

Высеченные в скалах джайнские скульптуры

Отвесные утесы из песчаника вокруг форта скрывают несколько внушительных высеченных в скалах джайнских скульптур. Изготовленные в период между 7 и 15 веками, большая часть фигур представляют собой панно медового цвета с изображениями 24 джайнских учителей, или тиртханкаров, «создателей брода», показанных в характерных позах: в положении стоя с руками, плотно прижатыми к бокам, или сидящими скрестив ноги, повернув ладони кверху, безмятежно вглядываясь вдаль. Многие из них лишились своих лиц и гениталий, когда борющаяся с утвердившимися верованиями армия могольского императора Бабура обрушилась на город в 1527 г.

Наибольшая из двух основных групп расположена вдоль юго-западного пути в форт, по сторонам ущелья Урвахи. Самое большое изображение, сбоку от дороги около Ворот Урвахи, представляет собой портрет Адинатха, высотой в 19 м, с декоративно украшенными грудными сосками, курчавыми волосами и отвислыми мочками ушей, стоящего на цветке лотоса рядом с несколькими меньшими статуями. Молящиеся оставляют цветы и благовония у его колоссальных стоп. Группа хорошо сохранилась и статуи, включая слонов и небесных дев - апсар, более или менее целы. Немного дальше от форта, на другой стороне дороги, еще одна компания тиртханкаров возвышается над естественным обрывом в узкое ущелье. Все они, кроме гордой троицы, расположившейся под легкой сенью деревьев, утратили свои лица.

Третья коллекция находится в юго-восточном углу плато, на узком карнизе, выступающем над городом. Чтобы попасть сюда, ступайте по дороге, идущей на север из Гвалиора вдоль подножия скалы от Пхул Багха (Phool Bagh), возле мемориала Рани Джанси (Rani Jhansi), до тех пор, пока не увидите мощеную дорожку, извивающуюся вверх по склону холма из-за ряда домов слева. И снова тиртханкары, обозначенные номерами, стоят вырезанные в стене скалы на краю глубокой впадины. Одного из немногих, сохранивших лицо после мусульманского нашествия, № 10, и по сей день посещает как святыню маленькая джайнская община Гвалиора. Искупавшись в источнике пещеры 1, прихожане оставляют приношения из цветов и риса у гигантских стоп статуи.

Старый город и южная часть форта

В узких, пыльных улочках преимущественно мусульманского старого города Гвалиора, сеть которых покрывает северную и северо-восточные стороны холма, находится целый ряд интересных исламских памятников. Джами Масджид (Jami Masjid) стоит рядом с Гуджури Махал, возле главного входа в форт. Эту прекрасно сохранившуюся мечеть, воздвигнутую в 1661 г. Мухамад Ханом из добытого в каменоломне на вершине плато песчаника, украшают два стройных минарета и три луковицеобразных купола, увенчанных золотыми шпилями.

Однако, самый знаменитый мусульманский памятник города расположен среди голых равнин и зарослей кустарника бугенвилии в 1 км дальше на запад. Датируемая 16 веком гробница Гхауса Мухаммеда (Ghaus Muhammed), афганского принца, помогшего Бабуру захватить Гвалиорский форт, представляет собой прекрасный образец ранней могольской архитектуры, а также популярное местное святилище. На каждом из четырех его углов расположен элегантный шестиугольный павильон; большой центральный купол был когда-то отделан синей глазурованной плиткой. Стены гробницы украшены восхитительными ажурными каменными панно джали, чьи сложные геометрические орнаменты лучше всего рассматривать изнутри наполненного ароматом благовоний помещения.

Вторая и наименьшая из расположенных в садах гробница принадлежит знаменитому могольскому певцу и музыканту Тансену (Tansen), одному из «Девяти Драгоценностей» двора императора Акбара. Каждый год здесь собираются на Гвалиорский ежегодный музыкальный фестиваль (нояб - дек) музыканты и другие деятели искусств со всей Индии. В другое время, на террасе перед гробницей проходят импровизированные концерты gawwali, исламских религиозных песнопений в сопровождении фисгармонии. Местное поверье утверждает, что листья тамариндового дерева, растущего на цоколе неподалеку, оказывают благотворное воздействие на певческий голос, это хорошо объясняет почему нижние ветви дерева их лишены. Чтобы добраться сюда от станции наймите рикшу (15 рупий) или садитесь в темпо, следующий в Хазиру (Hazira) (2 рупии).

Дворец Джай Вилас

К югу от форта, в самом сердце района, где проживают представители высшего класса Гвалиора, расположен дворец Джай Вилас (Jai Vilas) (ежедневно кроме среды с 9.30 до 17.00; вход для иностранцев 175 рупий; фотосъемка - 25 рупий, видеосъемка - 75 рупий. Гиды берут приблизительно 50 рупий за экскурсию). Он представляет собой одну из самых грандиозных и эксцентрических реликвий Индии 19 века, хотя крайне высокая стоимость билетов и полное отсутствие каких бы то ни было пояснительных табличек и вообще информации делают посещение его не вполне неудовлетворительным.

Дворец был построен в 1875 г. во времена правления махараджи Джаяджи Рао Скиндиа. Желая, чтобы его резиденция превзошла дома колониальных властителей в самой Британии, он отправил своего друга, полковника Майкла Файлоуза (Michael Filose) - «Микул Саиба», потомка итальянского миссионера, в великое путешествие по Европе, в котором тот должен был снискать вдохновение. Примерно год спустя Файлоуз возвратился с большим грузом мебели, тканей, картин, гобеленов и хрусталя, а также проектом дома, богато позаимствовавшим от Букингемского Дворца, Версаля, греческих руин и величавых зданий итальянского барокко. В результате получилась невероятная смесь дорической, тосканской и коринфской архитектуры с самым бесстыдно-переходящим-все-границы интерьером, какой только вообразить разве что где-нибудь в Голливуде.

Семья Скиндиа, которая и поныне занимает часть дворца, открыла два его крыла для посещений публики. Желая сохранить атмосферу семейного дома, они развесили бесчисленные фотографии богато разодетых членов своего клана где только возможно по всему первому крылу, которое представляет собой музей, в котором собраны наиболее ценные и необычные предметы, накопленные правителями Гвалиора. В десятках комнат и коридоров со скрипучими деревянными полами пылятся неисчислимые могольские картины, персидские ковры, золотые и серебряные украшения, а также антикварная мебель, которая перед Французской революцией украшала поместье Людовика XVI. Вы увидите качели из венецианского стекла, которые королевская семья использовала чтобы отпраздновать день рождения Кришны, комнату, полную чучел тигров и фотографий на основе сепии, на которых изображен горделиво позирующий махараджа, окруженный рядами британских гостей с трубками и в тропических шлемах. И наконец, одна комната наверху целиком посвящена эротике. Чоукидар радостно укажет на главный ее экспонат, мраморную статую женщины, уступающую пылким любовным домогательствам лебедя.

Самое экстравагантное крыло дворца расположено напротив музея через двор. Зал для торжественных приемов, где махараджа развлекал важных гостей, в том числе и Принца Уэльского (позднее Эдуарда VII), который посетил Гвалиор в 1875 г. В банкетном зале на первом этаже выставлен серебряный игрушечный поезд, который Джайаджи Рао Скиндиа использовал, чтобы развозить гостям бренди и сигары после ужина; махараджа потешался над теми, кто ему не нравился, не останавливая этот электрический локомотив, когда он к ним приближался. Широкая лестница из бельгийского стекла ведет из вестибюля в гаргантюанский зал для собраний наверху. С потолка свисают самые большие в мире люстры. Будучи весом более трех с половиной тонн каждая, они не могли быть закреплены, пока крепость крыши не проверили при помощи восьми слонов - это занятие потребовало сооружения 500-метровой земляной насыпи. Ковер, покрывающий пол в зале соответственно огромен. Он был соткан заключенными Гвалиорской тюрьмы, на что ушло двенадцать лет, и является самым большим ковром ручной работы в Азии.

Сарод Гхар

Затерянный в западной части города новый музей Сарод Гхар (Sarod Ghar) (вт - воскр с 10.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00; вход бесплатный; www.sarod.com) находится на Ustad Hafiz Ali Khan Marg, Jiwaji Ganj. Возьмите либо рикшу прямо до самого здания, либо поезжайте на темпо (3 рупии) до Дживаджи, в пяти минутах ходьбы на север от Джайаджи Чоук (по кольцу). Музей расположен в красивом доме, принадлежавшем предкам семьи Багнаш, который сам по себе заслуживает того, чтобы его посетить. Его стены из розового песчаника идеально симметричны, а мраморный дворик, окруженный изящной скульптурой, и сейчас используется для музыкальных концертов (читайте объявления в газетах или обращайтесь за информацией в туристический офис MPTDC). Предками семьи Багнаш были афганские торговцы лошадьми, которые поселились в Индии и положили начало династии музыкальных виртуозов, среди которых можно назвать Устад Хафиз Али Хана и его сына Устад Амджад Али Хана.

Музей хранит богатое музыкальное наследие, которым современный Гвалиор по праву гордится, начиная от прославленного Тансена, который играл при дворе могольского императора Акбара, до первой официальной школы индийской музыки, учрежденной во дворце Ман Сингха. В 19 и 20 веках, раджи Скиндиа оставались верны местной традиции оказывать королевское покровительство искусствам; расцвели музыкальные таланты семьи Багнаш, а Гулам Али Хан Багнаш создал новый инструмент - сарод. Сочетая резкое звучание рабаба с более плавным и мелодичным характером ситара, который используется для исполнения классических раг Индии, сарод представляет собой деревянный щипковый инструмент с большим коническим, в форме колокола основанием и длинным горлышком. В верхнем конце горлышка, за настроечными винтами, расположена тамба - второй, маленький колокольчик, который производит высокие чистые ноты.

Музыка сарода разносится по музею, а информационные галереи рассказывают о развитии инструмента. В последней галерее представлена целая коллекция классических индийских музыкальных инструментов, подаренных известными артистами. Здесь можно увидеть комплект табла (барабанов), скрипку - очень похожую на европейскую, но которую приставляют не к подбородку, а к груди, а также сур-мандал (арфу). Имеется также маленький магазинчик, где вы можете приобрести книги и записи концертов индийской классической музыки.

Скиндиа Чхатри

Если у вас появился интерес к кичливой семье Скиндиа, два монументальных песчаниковых чхатри (мавзолея), расположенные в нескольких минутах езды на темпо на север от Джайаджи Чоук, являют собой еще один яркий пример выставленного на показ богатства и самомнения. Хотя они представляют собой всего лишь бледную тень выдающихся мавзолеев в Шивпури, причудливая резьба по камню и нарядные картины, изображающие жизнь маратского королевского двора 19 века, заслуживают того, чтобы на них взглянуть. Если чхатри закрыты, там есть чоукидар, который откроет их.

Вы входите во двор и сразу справа от вас находится самый большой мавзолей. Построенный в 1817 г., чтобы увековечить память махараджи Джаяджи Рао Скиндиа, он весьма замечателен своими украшенными наружными панелями с изображениями переплетающихся цветов. Внутренняя часть представляет собой большой зал, традиционно используемый для музыкальных концертов, хотя пыль и голуби порядочно его попортили, а облаченная в одежды мраморное изваяние махараджи смотрит в темную пустоту.

Во второй можно попасть через желто-белую арку в левой части двора, он представляет собой более компактную и тонко отделанную версию первого. Он был построен в 1843 г. для новопреставившегося махараджи Джанакаджи Скиндиа, его скульптуры и барельефы изображают лихорадочный стиль жизни короля. Там есть маленькие каменные слоники, каждый несет на спине украшенный драгоценными каменьями и крытый уникальной разновидностью шелка балдахин, они бредут один за другим вокруг платформы, символизируя власть махараджи. Дверь охраняют два солдата с торжественными лицами и со всеми маратхскими регалиями. В противовес воинственной репутации маратских правителей, на ряде панелей снаружи показаны сцены из жизни Кришны, окруженного своими многочисленными жаждущими наслаждений красавицами. Внутри живописные фрески изображают принцесс и придворные танцы, там же стоят и мраморные, в человеческий рост статуи махараджи и трех его жен.

Легенда гласит, что в VIII в. отшельник по имени Гвалипа (Gwalipa) исцелил вождя раджпутов Сураджа Сена от проказы водой из резервуара Сурадж Кунд (Suraj Kund; который до сих пор находится в форте Гвалиор) . Дав вождю новое имя - Сухан Пал, - отшельник предсказал, что наследники Сухана сохранят власть до тех пор, пока будут носить фамилию Пал. Так и было с 83 наследниками Сухана; 84-й вождь сменил имя на Тедж Каран и действительно потерял свое царство.

В 1398 г. к власти пришла династия Томар. Форт Гвалиор стал местом постоянных боев с соседними правителями и достиг наибольшего расцвета при радже Ман Сингхе (Man Singh; правил в 1486-1516) . Последовали два века под властью моголов, которые завершились взятием форта маратхами в 1754 г.

В последующие 50 лет форт несколько раз переходил из рук в руки, в том числе дважды к британцам, пока им не завладела семья Синдия.

Во время первой войны за независимость (Индийского бунта) в 1857 г. махараджа Джаяджирао остался верен британцам, но его войска восстали, и в середине 1858 г. форт стал сценой последних событий восстания. Недалеко отсюда британцы одержали победу над лидером восстания Тантиа Топи, а во время последней атаки на форт была убита рани (жена) Джханси.

Достопримечательности

Форт Гвалиор

Восхитительно выстроенный на трехкилометровом плато с видом на Гвалиор, этот орт на вершине холма - внушительное, но красивое сооружение, и самая привлекательная его часть - дворец Ман Сингх (Man Singh) с круглыми башнями, покрытый бирюзовой черепицей. .

Дворец Ман Сингх

Этот дворец в имперском стиле - одна из самых необычно украшенных достопримечательностей в Индии; на внешних стенах есть бордюры с желтыми утками! Они, а еще тигры, слоны и крокодилы, выложенные желтой, голубой и зеленой мозаикой, придают дворцу совершенно уникальный вид «Чит Мандир» (разукрашенный дворец) .

Построенный правителем из династии Томар, Ман Сингхом, между 1486 и 1516 гг., этот прекрасный образец ранней индусской архитектуры состоит из двух открытых дворов, окруженных двумя уровнями покоев. Под землей находятся еще два этажа, предназначенные для жаркой летней погоды и соединенные «разговорными трубами», встроенными прямо в стены. Моголы использовали их в качестве тюремных камер.

Каменные скульптуры

Скульптуры, высеченные в скале, встречаются в нескольких местах плато, в том числе по пути к воротам в Гвалиор, но самые впечатляющие - верхние фигуры на западной стороне форта, между воротами Урвай и внутренними стенами форта. В основном, вырезанные в отвесной скале в середине XV века, скульптуры представляют собой обнаженные фигуры тиртханкаров (24 гуру джайнизма) . В 1527 г. они были испорчены мусульманской армией, но после этого восстановлены.

Существует более 30 изображений, включая роскошную 17-метровую скульптуру во весь рост первого тиртханкара, Адинатха (Adinath) .

Тели-ка-Мандир

Этот 30-метровый храм VIII в., использовавшийся британцами после первой войны за независимость как завод по производству напитков и кофейный магазин - самое старое здание во всем архитектурном ансамбле.

Современная златоверхая гурдвара (храм сикхов) поблизости посвящена герою сикхов гуру Хар Гобинду (Har Gobind) , который сидел в тюрьме во дворце Ман Сингх с 1617 по 1619 гг.

Храмы Сасбаху

Сасбаху, напоминающие архитектуру майя, или храмы «Мачеха» и «Падчерица», датируются IX-XI вв. Храм «Мачеха», посвященный Вишну, снабжен четырьмя гигантскими столбами, поддерживающими тяжелую крышу с резьбой. Храм «Падчерица» меньше по размеру, посвящен Шиве и тоже украшен скульптурами.

Восточный вход

На восточном входе целая череда ворот разделяет потертые ступеньки лестницы, ведущей к форту. Первые ворота, через которые вы проходите внизу, называются ворота Гвалиор (или Аламгири /Alamgiri Gate; 1660) . Вторые ворота - Бансур (Bansur; ворота Лучника /Archer"s Gate) , разрушены, поэтому следуютщие - ворота Бадалгарх (Badalgarh) , названные в честь Бадал Сингха (Badal Singh) , дяди Ман Сингха (Man Singh) .

Дальше - ворота Ганеши, построенные в XV в. За ними - Кабутар Хана (Kabutar Khana) , небольшая голубятня, и маленький индуистский храм с четырьмя столбами, посвященный отшельнику Гвалипе, в честь которого названы форт и город.

Вы пройдете мимо храма Вишну IX в, известного как Чатарбхудж Мандир (Chatarbhuj Mandir; храм Четырехрукого) , прежде чем придете к пятым воротам, Хатхия Паур (Hathiya Paur; ворота Слонов) , после которых открывается вход во дворец (поскольку шестые ворота, ворота Хавы, больше не существуют) .

Археологический музей штата

Этот музей (индийцы/иностранцы 10/100 рупий, фотосъемка/видеосъемка 50/200 рупий; 10.00-17.00 вт-вс) находится в Гуджари-Махале (Gujari Mahal) , за воротами Гвалиор на территории форта. Построенный в XV в. Ман Сингхом для его любимой рани (жены) , сегодня дворец пришел в упадок. Здесь есть огромная коллекция индусских и джайнских скульптур, в том числе знаменитая Салабханджика (потрясающе тонко вырезанная женская фигура) , и копии фресок из пещер Багх (Bagh Caves) .

Дворец Джай Вилас и музей Синдия

индийцы/иностранцы 40/230 рупий,
фотосъемка/видеосъемка 50/100 рупий;
10.00-17.30 чт-вт

Музей занимает 35 комнат роскошного дворца Джай Вилас. Дворец был построен махараджей Джаяджирао (Jayajirao) в 1874 г. силами заключенных из форта. Преступники двенадцать лет ткали ковер для холла, один из самых больших в Азии.

Позолота зала для приемов (дурбара) весит полтонны. Рассказывают, что к потолку подвешивали восемь слонов, чтобы проверить, сможет ли потолок выдержать две 12,5-мётровые люстры весом в 3,5 тонны, с 250 светильниками, - они считаются самыми большими в мире.

В комнатах полно причудливых вещей: мебель из бельгийского стекла, чучела тигров и женский бассейн с собственной лодкой. В трапезной с обилием арок выставлен главный экспонат дворца - железная дорога с серебряным поездом, который после обеда развозил по столу бренди и сигары.

Обратите внимание: северные и южные ворота закрыты, поэтому вам придется заходить во дворец через западные ворота.

Могила Тансена

Втиснутая в продуваемые улочки старого города в том же комплексе, что и роскошная могила Муххамеда Гауса (Mohammed Gaus) , находится маленькая и скромная могила Тансена - любимого певца Акбара (Akbar) . Тансен считается отцом классической музыки Индостана. Говорят, если пожевать листья тамариндового дерева, которое растет на могиле, голос станет лучше. Здесь устраивают бесплатные концерты во время четырехдневного музыкального фестиваля Тансена в ноябре-декабре.

Экскурсии

Милый желтенький туристический автобус UP Tourism, Gwalior или Darshan, собирает пассажиров на экскурсию по городу (75 рупий с человека; 10.30-18.00) , которая длится весь день и включает осмотр всех основных достопримечательностей, включая форт Гвалиор и дворец Джай Вилас. Все справки в туристическом офисе в Tansen Residency.

Мраморные кенотафы Шивпури

Из Гвалиора можно съездить на один день в старую летнюю резиденцию Синдия - город Шивпури. В этом нечасто посещаемом месте находятся чхатри (кенотафы) семьи Синдия - огромные мемориалы умершим махараджам и махарани.

Два километра пешком от автобусной стоянки (авторикша 15 рупий) - и вы попадаете в сады; (посещение 40 рупий, фотосъемка/видеосъемка 10/40 рупий; 8.00-12.00 и 15.00-18.00) представляют собой великолепные мраморные строения с павильонами в могольском стиле и сикхарами (шпилями индуистских храмов) , установленные друг напротив друга. Между ними пруд и целая сеть дорожек для прогулок. Чхатри в честь мадхорао Синдия (Madhorao Scindia) , построенный между 1926 и 1932 гг., изысканно инкрустирован пьетра дура с замысловатым рисунком.

Автобусы регулярно отправляются со станции Шивпури в Гвалиор (80 рупий, 2,5 часа) и Джханси (Jhansi; 70 рупий, 3 часа) - значит, вам не нужно возвращаться тем же путем.

Транспорт в Гвалиоре

Fun Stop Cyber Zone (MLB RD; 30 рупий в час; 9.00-22.00) Выход в интернет и вебкамеры для Skype.

MP Tourism Tancen Residency (2340370; 6A Gandhi Rd; 10.00-17.00 пн-сб) Железнодорожный вокзал (4040777; 9.00-19.30) Организует автобусные экскурсии по Гвалиору на день. Очень полезный офис.

Почта (Station Rd; 9.00-17.00 пн-пт, 9.00-13.30 сб)

State Bank of India (2336291; Bada Chowk; 10.30-16.00 пн-пт, 10.30-13.30 сб)

Обмен дорожных чеков; в фойе железнодорожного вокзала есть банкомат.

Перемещение по городу

Здесь в огромном количестве есть велорикши (10-20 рупий) и авторикши (20-40 рупий) . Темпо (авторикши на больших машинах; 2-6 рупий) , которые выглядят довольно зловеще, курсируют по фиксированным маршрутам. Машина в аэропорт будет стоить от 100 до 150 рупий.

Дорога в Гвалиор и обратно

Самолет

Air India (2376872; MLB Rd; 10.00-17.00 пн-сб) выполняет рейсы в Дели (от 4500 рупий, вторник, четверг и суббота) .

Автобус

От станции на Линк-роуд (Link Rd) ходят следующие автобусы:

  • Агра – 85 рупий, 3,5 часа, регулярно с 4.30 до 21
  • Джайпур – сидячий/спальный 250/330 рупий, 10 часов, восемь в день, 6.30, 7.15,18.30, 19.30
  • Джханси – 67 рупий, 3 часа, часто, круглосуточно
  • Кхаджурахо – 190 рупий, 7 часов, один в день, 8.30
  • Шивпури – 80 рупий,2,5 часа, часто, с 5 до 22

Поезд

До вокзала Cantonment в Агре и до Джханси (для пересадки в Орчху или Кхаджурахо) ходят более 20 поездов ежедневно, а в Дели и Бхопал - более десяти.

Форта был построен Ман Сингхом (1486-1516) и являет собой наиболее интересный пример ранней индуистской архитектуры.
Другой дворец, еще больше размером, был пристроен в 1516г. К этим двум дворцам могольские императоры Джахангир и Шах Джахан добавили два своих. В результате получился ансамбль, несравнимый по своей красочности с чем бы то ни было в центральной Индии.

Среди дворцовых помещений есть знаменитая комната, "называемая «Барадари», которая поддерживается 12 колоннами и имеет форму квадрата со стороной в 15 м. Комната имеет каменную крышу и является одним из самых красивых залов на земле. Кроме того, здесь явственно видно влияние индуистской архитектуры на мусульманский стиль. От тех зданий, которые воздвиг император Бабур, правда, до настоящего времени сохранилось очень мало.
Территория форта также считается цитаделью архитектурного стиля «синдхия». В наше время на территории форта была построена крупная сикхская гурдвара.
О легендах и храмах можно прочитать в статье

Дворец Ман Мандир

Построен между 1486 и 1517 гг. Раджей Ман сингхом. Внешнее оформление дворца сохранилось плохо. Просторные комнаты с красивыми каменными стенами были когда-то музыкальными холлами, где царственные дамы наслаждались игрой искусных мастеров. Снизу, в округлых подземельях, томились государственные преступники Моголов. Император Аурангзеб заключил в тюрьму своего брата Мурада, который затем был казнен. Рядом находится пруд Джаухар, рядом с которым в соответствии с раджпутской традицией царицы устраивали акции массового самосожжения после того, как их супруги погибали на войне. Весь дворец как бы проникнут духом мужества и героизма.

Старый город

Старый город Гвальора, имеющий немалую площадь, но строившийся довольно нерегулярно, лежит на восточной стороне скалы. Здесь находится усыпальница суфийского святого Мохаммеда Гауса, построенная в начале правления могольского императора Акбара, и усыпальница Миана Тансена, великого певца, считающегося одной из «девяти жемчужин» двора Акбара. Близ центра города находится прекрасный дворец Джая Виласа, скопированный с французского Версальского дворца. В старом городе также есть музей.

Лашкар

Слово «лашкар» - персидского происхождения. Оно означает армию или военный лагерь. Первоначально здесь находились казармы, а затем тут была династии Синдхия. В центре Лашкара на улице Дживаджи-чоук находятся бывший дом оперы, банки, точки, торгующие чаем, кофе и соками, а также здание муниципального рынка. Кругом громкие базары.
Близ Дживиджи-чоук много ювелирных магазинов. В 10 км к северу протекает Тигхра, основной водный ресурс города.

Морар

Морар, который когда-то был отдельным городом, лежит в трех милях к востоку от Старого города. Когда-то это было британское военное поселение с резиденцией политагента, построенное в 1886 г, когда Гвальорская была возвращена Синдхиям. Солдаты из Морара были переведены в Джханси. Во время восстания 1857 г. Морар стал ареной одного из самых серьезных восстаний в центральной Индии. К 1900 г. Морар стал центром местной торговли. В Мораре находится второй в Индии храм Солнца. Кроме того, сейчас это одна из крупных резиденции индийскои .

Гопачал

На горе близ форта установлена уникальная статуя джайнского тиртханкара Паршванатха на лотосе. Это - крупнейшая в мире статуя из цельного куска камня. Создана между 1398 и 1536 гг. царями из династии Томаров.

Сарод

Музей музыки, находящийся в древнем доме легендарного Устада Хафиза Али Хана. Здесь хранятся инструменты знаменитых индийских мастеров прошлого. Здесь также имеется богатая коллекция фотографий и документов.

Размещено более 200 фото. Оглавление см. в конце страницы.

Гвалиор - княжество в Северной Индии, существовавшее до 1948 года. Этот форт, находящийся примерно в 400 км, от Дели в штате Мадхья-Прадеш, является архитектурным чудом, высеченным из склона горы. Стены, которыми обнесен форт Гвалиора, украшают огромные изваяния тиртханкаров секты джайнов. Длина форта около 2 км, шириной в некоторых местах 1 км.

На подъезде к форту прямо в скалах высеченны тиртханкары - Джайнские святые. Снял их из окна автобуса. Наш автобус на 10 человек был не слишком комфортабельным, но его главная ценность - стёкла, которые можно было открывать.

Выемки из породы были произведены так, что в каждой комнате или пещере можно увидеть изваяние сидящего или стоящего тиртханкара в позе медитации. Некоторые из скульптур выполнены таким образом, что через дверь видны лишь их ноги, а все остальное скрыто за пространством между дверью и балконом. Так что хотя эти изваяния - фигуры нагих людей, в соответствии с религией джайнов, их гениталии не видны снаружи проходящим. Согласно джайнистской вере нагота - это символ полного отрешения от мира.

Внутри форта постройки, которые интересны не только белым туристам.

Высота стен над землей около 100 метров, поэтому вид из крепости на лежащий под ней город открывается потрясающий.

Как всегда - основные туристы - сами индийцы, например, школьники.

Вдоль форта расположены затейливые постройки...

Внутри которых обязательно найдётся призывающий туристов к подаянию мальчишка с жалобными глазами.

Глядя на архитектурные чудеса, невольно вспоминаешь песочницу, где можно построить нечто похожее.

В Гвалиоре полно сикхов – одно из племён в Индии. Их отличительный признак - оранжевый тюрбан. Мужчины всегда носят с собой саблю, правда, не острую. В Дели мы побывали в великолепном сикхском храме. Его характерная особенность – две высокие желтые мачты, установленные перед входом, с мечами на верхушке – говорит о воинственности этого народа. Вера сикхов очень отличается от традиционных индуизма, буддизма и мусульманства. В ее основе лежит поклонение не богу, а святой книге, точнее мыслям, которые она проповедует. Поэтому основное место в храме занимает позолоченный и застекленный навес, в котором на мягких подушках и находится эта книга, а выше, над этим навесом находится служитель, который читает выдержки из нее.

Мне тоже пришлось примерить на себе оранжевый тюрбан.

Ну, и куда же без свастики. Да ещё на красных флагах... Очень непривычно такое сочетание для русских туристов.

В самом городе идёт обычная индийская жизнь. Например, гладильня распологается непосредственно на телеге под деревом.

Рядом - телефонная будка для любителей поболтать. Напомню, что телефонизация в Индии сплошная - связь есть в любой деревне.

Трудолюбие - черта индийцев.

Начиная и малых лет.

Так же, как и весёлый нрав.

В одном из сёл мы повстречали предвыборную процессию. Толпа людей приветствовала караван машин с избирающейся в правители женщиной. Люди закидывали машины лепестками цветов. Очень яркое, шумное и красочное действие.

А когда индусы заметили наш автобус с русскими туристами, их радости не было предела.

Дели - столица, в которой очень много велорикш, приставал и совсем нет высотных домов

Сариска - национальный парк, где в отеле рекомендуют на ночь закрывать окна, чтобы обезьяны ничего не утащили