В какой Европейской стране вы хотели бы побывать? Общественный транспорт в дрездене Дневной билет для семьи

Этим заинтересовались: 81999 посетителей

Как пользоваться общественным транспортом Дрездена – полное руководство

Доброго времени суток! На связи .

Вы едете в Дрезден и хотите воспользоваться там общественным транспортом , чтобы посетить достопримечательности отдалённые от центра Дрездена? Или ваш отель находится не совсем в центре? А может быть вам просто хочется посмотреть, как устроен местный транспорт?

Тогда вы попали в яблочко! Здесь мы дадим вам полное руководство, как пользоваться транспортом Дрездена. Так что читайте нашу статью, применяйте и наслаждайтесь поездкой, вместо того, чтобы тратить время на бытовуху и изучение немецких автоматов по продаже билетов.

Итак, о чём пойдёт речь:

Какой в Дрездене транспорт?

Общественный транспорт в Дрездене хорошо развит. Он чистый, удобный и пунктуальный. В любую часть города вы можете добраться на трамвае (Straßenbahn) или автобусе (Bus). Для более быстрого перемещения можете также воспользоваться локальным поездом (S-Bahn). Метро в Дрездене нет.

Как скачать транспортную схему Дрездена?

Чтобы узнать, куда, на чём поехать в пределах Дрездена, вам нужна карта тарифной зоны Дрездена. По этой зоне вы сможете доехать до всех достопримечательностей Дрездена, до аэропорта и до .

Также схема транспортной карты тарифной зоны Дрездена вывешена почти на всех остановках и внутри самих трамваев и автобусов.

Если Вы хотите поехать в окрестности Дрездена, вам нужна карта тарифного союза Оберэльбе.

Где посмотреть расписание транспорта в Дрездене?

Расписание транспорта вывешено на каждой остановке. На крупных остановках время прибытия следующего трамвая/автобуса показано на электронных табло.

Вы можете узнать, когда идёт следующий трамвай и спланировать вашу поездку при помощи планировщика поездок на сайте Дрезденской транспортной компании (на английском).

Как купить билеты?

Билеты Вы можете купить в жёлтых автоматах на остановках и внутри трамваев, сервисных пунктах DVB (Дрезденская транспортная компания), а также у водителей автобуса:

Сервисный пункт DVB:


Автомат для продажи билетов в трамвае:

У автоматов внутри трамвая есть некоторые ограничения. Они принимают только монеты и здесь можно купить только билеты на тарифную зону Дрездена. Если вы едете за пределы Дрездена, покупайте билеты на остановках.

Билеты, которые вы купите внутри транспорта у водителя или в автомате сразу же пробиты. Вот как они выглядят:


А вот это автоматы на остановках:

Они принимают монеты и бумажные деньги и продают билеты на все тарифные зоны.

Для поездок по Дрездену вам будет достаточно тарифной зоны Дрездена (Tarifzone Dresden 10). По этой зоне вы сможете доехать до всех достопримечательностей Дрездена, до аэропорта и до . Чтобы купить этот билет, просто жмёте нужный тариф. Тарифы описаны ниже. Зелёные кнопки – на билеты по льготной цене.

Билеты из автоматов на остановках и сервисных пунктов необходимо пробить после посадки в автобус или трамвай. При поездке на поезде билеты пробиваются на платформе. Вставляете билет в автомат для пробивания. Он делает щелчок. Готово! Вот как эти штуки выглядят:

Как не пропустить нужную остановку?

Когда едешь в транспорте нового, а ещё и иностранного города встаёт вопрос: Как не пропустить нужную остановку? В этом плане нам очень помогает немецкая организованность: Следующая остановка не только сообщается заранее через динамики, но её еще можно посмотреть на вот таких табло, показывающих маршрут.


Очень удобно: заранее за несколько остановок видно, когда надо выходить. Так что смело садитесь, поезжайте и наслаждайтесь видами из окон.

Цены на общественный транспорт Дрездена и как сэкономить?

Цены на билеты отличаются в зависимости от того, на сколько тарифных зон они действительны. Для того, чтобы посмотреть достопримечательности Дрездена и доехать до аэропорта вам хватит одной зоны (Tarifzone Dresden 10).

По одному и тому же билету вы можете проехать на автобусе, трамвае или поезде (S-Bahn) в той тарифной зоне, для которой вы купили билет. Для поездки на фуникулёре, подвесной дороге и паромах нужны особые билеты.

Если вы хотите много ездить в течение дня, вам будет выгоден дневной билет. Он окупается с третьей поездки. Семьям и группам могут быть выгодны дневные билеты для семей или групп.

Ниже приведены цены на билеты для поездок по Дрездену (одна тарифная зона)

Билет Нем. название Действительно Цена Льготн. цена
Одна поездка Einzelfahrt 1 тарифная зона; макс. 1 час 2,30 € 1,60 € *
4 короткие поездки 4er-Karte Kurzstrecke 4 поездки, каждая макс. 4 остановки без пересадок 5,50 €
Дневной билет для 1 человека Tageskarte Einzelperson 1 тарифная зона; до 4.00 ч. утра следующего дня 6,00 € 5,00 € **
Ночной билет NachtTicket Тарифный союз; с 18.00 – 6.00 ч. 7,00 €

Льготн. цена действительна:

* для детей 6 – 14 лет (при контроле билетов нужно показать загранпаспорт, чтобы доказать ваш возраст)

** для детей 6 – 14 лет и пенсионеров с 61 лет (п ри ко нтроле билетов нужно показать загранпаспорт, чтобы доказать ваш возраст )

Дневной билет для семьи

Билет действителен для макс. 2 взрослых и макс. 4 детей (6 – 14 лет), либо для макс. 6 детей до 4.00 ч. утра следующего дня.

Дневной билет для группы до 5 человек

Билет действителен для макс. 5 взрослых до 4.00 ч. утра следующего дня по всему тарифному союзу.

Дрезден – столица Саксонии и город с населением 536 000 человек. Общественный транспорт в городе хорошо развит и включает в себя трамвай, автобус и электричку. В этой статье вы узнаете как пользоваться общественным транспортом Дрездена, сколько стоит проезд и наглядно увидите карты трамвайных и автобусных маршрутов

Ниже вы видите тарифные зоны Дрездена. Стоимость проезда зависит от того, в какой зоне вы перемещаетесь. Если вы будете ездить только по Дрездену, то вам понадобится информация про зону 10, про остальное даже не думайте.

Стоимость проезда в Дрездене

Все цены в таблице ниже указаны указаны на проезд в пределах одной зоны 10 (центральная часть Дрездена). Стоимость билетов для двух других зон уточняйте на сайте общественного транспорта Дрездена.

  • Билет на одну поездку (Einzelfahrt ): взрослый билет € 2,30, детский билет € 1,60.
  • Проездной на 1 день (Tageskarte ): взрослый билет € 6,00, детский билет € 5,00.
  • Групповой проездной на 1 день (максимум 4 человека) (Kleingruppenkarte ): € 15,00.
  • Семейный проездной на 1 день (2 взрослые и 5 детей) (Familientageskarte ): € 9,00.
  • Проездной на 1 неделю: взрослый проездной € 21,00, детский проездной € 16,00.
  • Проездной на 1 месяц: взрослый проездной € 59, детский проездной € 44,30.
  • Проездной на 1 год: взрослый проездной € 565,80, детский проездной € 424,20.

Билет на одну поездку Einzelfahrt дает вам право проезда на 1 час, в течение этого времени вы можете делать хоть сколько пересадок на любой вид транспорта. Билет действителен только после того, как вы его прокомпостировали в специальном автомате, компостировать нужно все типы билетов. Если вы не оплатите проезд, то вас ждет штраф в размере € 60, причем контролеры никогда не войдут в ваше положение, если вы не поняли, как покупать билет или купили не тот билет, штраф будет выписан в любом случае.

Где купить билеты

Билеты на проезд продаются в билетных автоматах на 145 остановках, 50 из этих автоматов принимают кредитные карты и наличные, в остальных автоматах можно расплатиться только наличными. Во всех трамваях установлены автоматы по продаже билетов, в некоторых можно расплатиться только мелочью, также в этих автоматах продаются не все типы билетов, обычно можно купить только билет на одну поездку или проездной на день.

В автобусе билет можно купить у водителя.

Кроме того, билеты продаются во многих отелях, в табачных и газетных киосках. Просто подойдите к продавцу и спросите: можно ли у вас купить билет на автобус: «Kann Ich hier Busticket kaufen?».

На официальном сайте общественного транспорта Дрездена Dvb.de вы можете скачать актуальные карты трамваев, электричек. На сайте вы узнаете цену на все типы билетов для всех зон, расписание всех маршрутов, сможете проложить оптимальный маршрут из пункта А в пункт Б и даже узнать основную информацию про главные достопримечательности Дрездена. На скриншоте ниже вы видите? как я проложил маршрут от Главного железнодорожного вокзала Дрездена до остановки Bautzner Straße / Rothenburger Straße, сайт выдал информацию о том, на какой трамвай необходимо сесть, где выйти и сколько времени займет дорога.

Самый главный и удобный вид транспорта в Дрездене – это трамвай. Первые трамваи появились в Дрездене аж в 1872 году, и в настоящее время в городе отлично развита трамвайная маршрутная сесть, которая состоит из 13 маршрутов, 154 трамвайных остановок, 210 километров путей. Трамвайный парк Дрездена составляют в основном современные трамваи Flexity Classic Bombardier.

Протяженность маршрутов составляет от 11 до 38 км. Время в пути на различных маршрутах между конечными пунктами варьируется от 35 до 80 минут. В зависимости от маршрута трамваи ездят примерно с 4 утра до полуночи с интервалами 3-15 минут. В выходные и праздничные дни интервалы движения транспорта увеличиваются. Некоторые трамвайные маршруты ездят круглосуточно.

Почти на каждой трамвайной и автобусной остановке вы можете найти автомат по продаже билетов, номера маршрутов, расписание движения транспорта, карту города и иногда электронное табло, которое показывает время приезда трамвая определенного маршрута.

На карте ниже вы видите все трамвайные маршруты Дрездена, некоторые важные автобусные маршруты и схему электричек, которые довезут вас до пригорода.

При выборе отеля в Дрездене учитывайте его удобное расположение до основных достопримечательностей, магазинов и трамвайных линий. Я бы советовал селиться где-нибудь недалеко от трамвайной остановки Altmarkt, например, в хорошем четырехзвездочном отеле Steigenberger Hotel de Saxe или в отеле недалеко от главного вокзала Дрездена Pullman Dresden Newa .

Почти в любую часть города можно доехать на трамвае, но в городе есть отдаленные районы, до которых можно добраться на автобусе. Автобусная сеть Дрездена состоит из 27 маршрутов. В автобусной сети довольно легко разобраться, на каждой автобусной остановке вы найдете ту же информацию, что и на трамвайной. В городе есть как дневные, так и ночные автобусные маршруты. Дневные курсируют примерно с 4 утра до 22.00, с интервалами примерно 10-15 минут, которые зависят от времени суток и дня недели. Автобусы в Дрездене новые и современные.

Водный транспорт

В Дрездене развита паромная переправа через Эльбу по следующим маршрутам: Johannstadt – Neustadt, Niederpoyritz – Laubegast, Kleinzschachwitz – Pillnitz.

Стоимость проезда в одну сторону: взрослый билет € 1,50, детский билет € 1,00. Туда-обратно: взрослый билет € 2,00, детский билет € 1,50. Время переправы занимает всего лишь 3 минуты.

Фуникулер

Не все знают, что на Дрезден можно полюбоваться с интересных смотровых площадок, на которые вас доставит фуникулер. Обзорные площадки находятся на высоте 647 метров и 274 метра. Фуникулеры в районе Лошвиц (Loschwitz) работают уже 100 лет. Schwebebahn 274 метр а – это один из интересных типов фуникулера, а именно подвесная дорога, фактически это монорельс, но вагон ездит под рельсом. Standseilbahn 647 метров – это классический фуникулер, открытый ещё в 1895 году.

  • Цена билета на фуникулер в одну сторону: взрослый билет € 4,00, детский билет € 2,60.
  • Цена билета на фуникулер туда-обратно: взрослый билет € 6,00, детский билет € 3,00.

Электрички и вокзалы

В Дрездене, как и в других городах Германии, развита сеть наземных поездов – электричек. Т.е. по городу можно передвигаться на поездах. К электричкам относится три маршрута: S1, S2 и S3. Запомните, в Германии электрички (пригородные поезда) всегда обозначаются буквой S. В Дрездене и в пригородах вы найдете примерно 47 остановок. В пределах Дрездена можно передвигаться по обычным билетам, если едете в другой город, то покупайте билеты лучше в железнодорожных кассах или в автоматах на жд вокзалах.

Главный вокзал Дрездена (Dresden HBF или Dresden Dresden Hauptbahnhof) – это самый крупный хаб общественного транспорта Дрездена. Через него проходят множество основных трамвайных и автобусных маршрутов. На этот вокзал приезжают поезда со всей Европы и Германии, например, поезда из Берлина, Праги, Вены, Нюрнберга. Также к этому вокзалу приезжают международные автобусы, в том числе автобусы из Праги, Берлина .

Хочу сразу предупредить, что билеты на автобусные международные направления вам обойдутся гораздо дешевле, чем на поезд. Билеты на автобусы по всей Европе можно купить на сайте . На сайте сравниваются цены на билеты у всех компаний по одинаковым направлениям и вам не нужно тратить время на поиски нужной автобусной компании. Сайт на русском языке, оплату можно производить картой в любой валюте: Евро, чешские кроны, рубли и гривны. Цены на билеты на Infobus такие же, как на официальных сайтах автобусных компаний, вы не переплатите ни копейки. Учтите, что на популярные направления дешевые билеты разбирают очень быстро, особенно летом, поэтому не откладывайте покупку.

Такси в Дрездене

Такси входят в транспортную систему Дрездена. Такси может ездить по специальным выделенным полосам для автобусов. При поездках на такси стоить учитывать:

  • По телефону заказывать такси дороже, т.к. вам нужно будет заплатить за платный разговор.
  • Большинство такси можно заказать только на немецком языке.
  • При расчете называемая таксистом сумма должна совпасть с суммой на счётчике, вам должны выдать чек и сдачу.
  • В такси лучше садиться в специально отведенных для стоянки такси местах с соответствующим обозначением TAXI, хоть они не всегда расположены в удобном месте.

Информация о стоимости проезда на такси в Дрездене. Цена на проезд в такси не зависит от количества пассажиров, а зависит от времени суток и от количества пробок в городе. Стоимость посадки: € 2,8. Цена проезда за 1 км: € 1,5 — € 2,0.

Также учтите, что счетчик в такси будет насчитывать плату при простое в пробке, на светофорах и любой другой остановке.

June 26th, 2012

На сегодняшний день нет более экологичного, бесшумного и удобного вида городского транспорта, чем трамвай. Трамвайные линии и бегущие по ним вагончики трамваев украсят и добавят атмосферы любому городу. В трамвай я влюблен еще с бессознательного возраста. Когда в конце 80-х мы с родителями жили в Шверине, прямо под окном нашего балкона проходила трамвайная линия по которой бегали красные чешские "Татры", распространенные в странах социалистического лагеря. Родители рассказывали, что я при их виде приходил в дикий восторг и оживление, показывал на трамвайчики пальцем и кричал: "вазя!"

Мне повезло жить в городе, в котором трамваи являются неотъемлемой частью городского пейзажа и сегодня я расскажу об истории трамваев Дрездена а также покажу фотографии с посещения дрезденского трамвайного музея.


История трамваев Дрездена берет свое начало 26 сентября 1872 года, когда в Дрездене была открыта первая конно-железная городская дорога, соединившая одну из площадей в центре города Pirnaischen Platz с зажиточным районом города Blasewitz. В ближайшие годы линия была расширена и 6 июля 1893 года в Дрездене был запущен первый электрический трамвай. Электрифицирована была часть линии от центральной площади Schloßplatz до района Blasewitz. Полная электрификация всех построенных на то время линий заняла почти 10 лет. Первые трамваи строились по образу вагончиков конно-железной дороги, а те в свою очередь использовались как прицепные вагоны к трамваям.

Двухэтажный вагончик дрезденской конно-железной дороги 1872г. (фото: http://www.deutschefotothek.de)

Построенный в 1895 году в Кёльне трамвай на конечной станции Schillerplatz в районе Blasewitz 1900г. (фото: Dresdner Verkehrsbetriebe AG)

Вернемся в дрезденский музей трамваев и начнем обзор с самого старого экземпляра коллекции.

309-тый был построен в 1902 году в Дрездене где и эксплуатировался включительно по 1965 год. Всего было построено 11 машин этой серии. Но из-за короткого рессорного хода подвески эти трамваи обладали жестким и неравномерным ходом, что существенно сужало их потребительские качества. Из-за чего большинство трамваев этой серии были переделаны в спецвагоны для эксплуатации в трамвайном хозяйстве или преждевременно распилены на металлолом.

Этот трамвай состоит из двух частей: моторного вагона и прицепного вагона, они отличаются также компоновкой салона.

Пульт управления трамваем:

Салон моторного вагона с продольным расположением скамеек:

Весь салон полностью деревянный и очень уютный:

Интерьер прицепного вагона, здесь уже более привычная для современных трамваев компоновка салона:

В первые десятилетия 20-го века в Дрездене активно развивается трамвайная сеть. Все больше районов города соединяются с центром трамвайным сообщением. Трамвай становится доминантным видом общественного транспорта в Дрездене.

В 1931-м году дрезденское трамвайное предприятие получает новые, на то время самые современные трамваи которые благодаря своим многочисленным техническим новшествам открыли новую эпоху в трамваестроении. Они получили имя "Щука" за характерную обтекаемую форму сильно зауженную по краям, которая придавала трамваю сходство с одноименной рыбой и помогала проще разминаться со встречным движением на поворотах.

"Щука" на мосту Augustusbrücke 1937 год. (фото: Dresdner Verkehrsbetriebe AG )

"Щука" во многом была революционным трамваем. Впервые водитель трамвая получил сидячее место. До этого водители вынуждены работать стоя. Пассажирский салон укомплектовывался сиденьями обтянутыми кожей, а не деревянными лавочками, как это было прежде. Трамвай предоставлял на то время совершенно новый уровень комфорта для пассажиров. Это было время массового распространения автомобилей и чтобы выдерживать конкуренцию с автомобилем трамвай должен был не уступать ему по уровню комфорта.

"Щуке" принадлежит установленный мировой рекорд скорости среди трамваев. Во время тестового заезда трамвай разогнался до 98 км/час. Последняя "Щука" эксплуатировалась на линии №1 до 1972 года.

После бомбардировок Дрездена 13 и 14 февраля 1945 года 75% контактной сети было уничтожено. Также значительная часть путей была разрушена. Трамвайное сообщение в городе было возобновлено 12 мая 1945 года. Но из-за сильно поврежденного бомбардировками центра города восстановить трамвайные линии в центре удалось лишь к концу лета 1945-го. Часть трамвайных путей на окраинах города были разобраны на материалы для восстановления центральных трамвайных линий. Трамвайный парк понес также сильные потери, так 8 "Щук" были полностью уничтожены. Из-за нехватки средств в послевоенное время на новые трамваи перевозки на линии осуществлялись по большей части уцелевшими трамваями 1910-1930-хх годов выпуска.

Трамвайное сообщение на улицах разрушенного старого города, 1949 год. (фото: федеральный архив)

Трамвай фирмы MAN 1925 года выпуска на заново отстроенных центральных улицах, 1958 год. (фото: федеральный архив)

В 50-х годах город начал закупать новые более современные трамваи. Так в 1956 году в эксплуатацию были введены новые ГДР-овские трамваи Gotha ET 54 и ET 57, построенные на вагоностроительной фабрике города Готта. В последующие годы город закупал различные модели трамваев вагоностроительной фабрики Готта, которые к началу 60-х составляли основной парк дрезденского трамвайного предприятия.

"Щука" слева и Gotha ET 54 в правой части снимка:

Место водителя Gotha ET 54

В 1964 году в Дрездене в течении нескольких лет проходят испытания чехословацкого Трамвая Татра Т3. Дрезден стал своего рода тестовым полигоном для обкатки этих трамваев с целью определить пригодность этой модели к эксплуатации на восточно-германских трамвайных линиях. Из-за ширины этих трамваев 2,5 метра их применение было возможным лишь на отдельных участках, так как трамвайные линии восточной Германии были рассчитаны на меньшую ширину вагонов. В 1967 году в Дрезден для дальнейших испытаний поставляется прототип трамвая Тatra Т4D (специально разработанная модификация трамвая Тatra Т3 для восточной Германии с шириной 2,2 метра.) После успешных испытаний в 1968 году трамвайный парк Дрездена начинает пополняться новыми современными Tatra T4D, а позже эти трамваи закупают и другие крупные города ГДР такие как Лейпциг, Магдебург, Халле и Шверин.

Tatra T3 и его модификации стал самым массово производимым трамваем в мире и поставлялся во многие страны соц. лагеря. Всего с 1960 по 1989 год был выпущен 13 991 трамвай.

Некоторые Татры прошедшие модернизацию в 90-х годах до сих пор можно увидеть не улицах Дрездена. Это так называемые студенческие шаттлы (Studentenshuttle) - они осуществляют перевозки только по будням в периоды занятий в университетах города с интервалом примерно раз в два часа.

Первый прототип Татра Т4 1967-го года во дворе музейного депо.

Именно эта модель трамвая впечатлила мое детское воображение в конце 80-х в Шверине. Я до сих пор считаю этот трамвай одним из самых красивых представителей этого вида транспорта.

Татры 4D на улицах социалистического Дрездена. 1982 год. (фото: федеральный архив)

В 1986 году в Дрездене начались испытания прототипа новой чехословацкой модели Tatra T6A2D. И хотя в 1989 году в Дрезден был поставлен еще один трамвай этой модели, но в связи с изменениями в обществе переход на этот тип трамвая в Дрездене так и не состоялся. Один экземпляр Tatra T6A2D был в 1990 году переделан для экскурсий по городу и в 2000 году был передан дрезденскому музею трамваев.

Tatra T6A2D во дворе музейного депо.

После объединения Германии дрезденский трамвайный парк, состоящий на то время преимущественно из чехословацких Татр Т4D, был существенно модернизирован и перекрашен в цвета городского флага - сочетания черного с желтым. В модернизированные Татры были установлены электронные информационные табло и мягкие сидения, были улучшены системы вентиляции и отопления. Также было установлено новое электронное управление трамваями на основе тиристоров.

С 1995 по 1998 год Дрезден закупает 60 современных немецких низкопольных многосекционных трамваев NGT6DD. А с 2003 по 2010 год дрезденское транспортное предприятие приобретает еще 43 новейших 45-метровых низкопольных трамваев NGT D12DDС. Все трамвайные перевозки на сегодняшний день осуществляются в Дрездене парком из 166 современных низкопольных трамваев. Модернизированные Татры Т4D курсируют только на так называемой "студенческой линии Е3", во время больших футбольных матчей и прочих крупных городских мероприятиях в качестве дополнительных трамваев.

Современный дрезденский трамвайный парк:

Краткую историю дрезденского трамвая я рассказал. Теперь пару слов о самом музее. Он располагается на территории действующего трамвайного депо и занимает довольно обширную территорию с несколькими залами:

В музее есть небольшая закусочная где можно перекусить в перерыве между осмотром экспонатов:

Помимо непосредственно самих трамваев в музее представлены множество других экспонатов от табличек, указателей, вывесок, фонарей...

...проездных документов...

...униформы персонала...

...миниатюрных моделей дрезденских трамваев разных временных эпох...

и небольших миниатюрных инсталляций:

Компьютеризированное рабочее место работника транспортного предприятия в середине 80-х годов:

И конечно же трамваи. Много трамваев:

В отдельном павильоне собраны исторические автомобили и автобусы дрезденского транспортного предприятия. В основной своей массе это машины периода ГДР:

Я посетил музей трамваев в день открытых дверей и поэтому автобусы, которые должны были тоже находиться в автомобильном павильоне, были на выезде - катали посетителей музея. Также в этот день была возможность прокатиться по городу на одном из трех музейных трамваев. Две Татры, фотографии которых я привел выше, для меня особого интереса не представляли, а вот в удовольствии прокатиться на трамвае фирмы MAN 1913 года выпуска я не мог себе отказать.

Место водителя и пульт управления трамваем:

Поехали...

По дороге часто пересекались с другими курсирующими музейными трамваями...

... и автобусами.

Кондуктор:

Трамвай совершив кружок по старому городу вернулся обратно к депо:

и пошел на новый заход:

и напоследок парочку фотографий из трамвайного парка:

При подготовке статьи были использованы следующие источники.

Тропинка была перегорожена металлической сеткой по непонятной для нас причине - скорее всего из-за погодных условий. Вскоре к нам присоединилась молодая пара - парень и девушка также были огорчены невозможностью продолжить движение. Молодой человек каким-то образом смог протиснуться в узкую щель между двумя металлическими заграждениями и пошёл дальше на разведку - мы же не стали дожидаться результатов его поиска и развернулись обратно.

В принципе, сама по себе прогулка по лесу доставляет много удовольствия. Отойдя в сторону с тропинки, я обнаружил черничник - на кустах отсутствовали ягоды, но не было сомнения, что в этом году здесь был хороший урожай. Природа очень сильно напомнила мне Нижегородскую область России - сосновый лес, чистый свежий воздух, грибы-ягоды. На секунду задумавшись, можно забыть, что находишься в Германии, а не на Родине.


Путь обратно занял ещё минут 30, почти дойдя до курорта Ратен, сворачиваем налево и вскоре обнаруживаем Amselsee. Это озеро спряталось между скальных пород в глубине леса и было создано искусственно в 20 веке путём постройки дамбы. Сейчас вода выливается через небольшое отверстие диаметром 50 сантиметров, а на случай резкого повышения уровня в озере есть специальные механизмы сброса.

Все желающие могут напрокат взять лодку или катамаран, получасовая аренда стоит 3 € и 4.5 € соответственно. Мы арендовали обычную лодку и не спеша направились к центру озера, Ире очень понравилось управляться с вёслами, поэтому я перебрался на корму и фотографировал соседние суда, уточек и природу. Полчаса пролетели незаметно и вот мы уже пришвартовались к причалу, поблагодарили работника проката за помощь (он удерживал лодку, пока мы из неё выбирались на берег) и отправились к парому. По пути мы заметили небольшие искусственные водоёмы, в которых, как оказалось, разводят форель. Тут же неподалёку находятся кафе, в которых по вашему желанию только что пойманную рыбу поджарят, сварят или приготовят иным способом. В туристические сезон в кафе практически нет свободных мест, мы здесь обедать не планировали, поэтому прошли мимо заведений.


Невозможно описать, насколько красивы и уютны маленькие немецкие деревеньки, такие как курорт Ратен. Многие дома с характерными крышами оранжевого цвета утопают в цветах и зелени. Повсеместно устроены палисадники, на окнах стоят горшки с растениям, везде маленькие фигурки гномов и других сказочных персонажей. Люди живут спокойно и размерено, никуда не торопятся.

А вот нам пришлось поторопиться: паром очень быстро заполнился людьми и последние несколько человек не смогли на него попасть: работник переправы прям у них перед носом закрыл проход канатом. А мы уже через пару минут оказались на другом берегу и отправились на железнодорожную станцию. Так как время было примерно 16 часов, мы решили посетить ещё один населённый пункт - Бад Шандау (Bad Schandau). Следующая за ним станция - Шёна (Schöna) является конечной остановкой электрички S1, дальше начинается Чехия. В Чехию мы в этот день не собирались, а вышли на станции Бад Шандау.

В Интернете я узнал, что где-то здесь находится единственный в мире “лесной трамвай”. Электрифицированные пути проложены вдоль речушки Kirnitzsch, посреди леса. Поисками этого туристического аттракциона мы и решили заняться, для этого нам опять нужно было попасть на противоположный берег. Мы не знали, что наш дневной проездной билет действует на паром в Бад Шандау, это выяснилось уже вечером в гостинице. Совершив досадный промах, приобретаем билет туда-обратно за 2 € на каждого и совершаем 5-минутную прогулку по Эльбе.

На наши вопросы по поводу трамвая прохожие не давали вразумительных ответов, многие сами были туристами и такой информацией не обладали. Подвыпивший местный житель махнул рукой в направлении от реки и мы поняли, что лучше ориентироваться по указателям. С огромным трудом, сделав приличный крюк, отыскиваем конечную остановку Kirnitzschtalbahn - так называется местная линия. Здесь нас ждёт ещё одно разочарование - трамвай только что ушёл, а ближайший и последний рейс на сегодня до Лихтенхайнского водопада будет только через час. Я было уже хотел развернуться и пойти обратно, но Ира уговорила дождаться.


Ожидая транспорт, мы наблюдали за молодой семейной парой с маленьким ребенком. Юная мать решила произвести гигиенические процедуры своему чаду и не нашла ничего лучшего, как искупать его в холодном ручье - той самой реке Kirnitzsch. Нужно отметить, что ребёнок ни разу не заплакал, а после того, как его вытерли и переодели - начал куражиться и веселиться. Его мама также делала различные выкрутасы на траве - все были довольны.

Просидев на скамейке минут 40, мы в итоге смогли прокатиться на лесном трамвае и посетить водопад. Туристов на последнем рейсе было очень мало, в вагоне кроме нас всего несколько человек. На конечной станции в лесу также было не многолюдно. Так как мы не знали далеко ли находится интересующий нас объект, то спросили у водителя, хватит ли нам времени (рейс обратно был через 20 минут)? На что он рассмеялся и уверил, что достаточно 1 минуты, чтобы дойти до угла дома. На самом деле, пройдя 30 метров мы увидели небольшой водопад: видимо дождей не было давно и он утратил былую силу.


Возвращаясь обратно я подумал о том, что немцы стараются сохранить памятники, исторические объекты, придать им новую жизнь и превратить в туристические достопримечательности. Несколько раз лесной трамвай Kirnitzschtalbahn был под угрозой закрытия, однако жители отстояли его. В России проще что-то закрыть, снести, тем или иным образом спрятать от людей. Так, размышляя об особенностях отношения к истории, мы добрались до вокзала Бад Шандау, откуда поехали на электричке в Дрезден.


Центр современного Дрездена представляет собой странное зрелище – бессистемно раскиданные разномастные здания, большие пустыри, плохо организованные площади, по сути являющиеся теми же пустырями.


Нет, конечно, восстановлены знаменитые дрезденские постройки: Цвингер, королевский дворец, Брюльская терраса, вот даже спустя 60 лет – Frauenkirche. Но это капля в море большого города.


Глядя на центр Дрездена, задаешься вопросом: а существовал ли хоть какой-нибудь послевоенный градостроительный план? участвовали ли, вообще, в этой стихийной застройке архитекторы? зачем так истерзали тело города, сломав историческую сетку улиц?


А ведь Дрезден был одним из красивейших городов Германии. Был. До 13 февраля 1945 года.


У нас дома есть удивительные DVD-фильмы «Старый Дрезден из окна трамвая». Уж не знаем, для каких целей они предназначались, но сохранились архивные кинопленки со съемками дрезденских улиц, сделанные в 1920-х годах из кабины вагоновожатого на нескольких трамвайных маршрутах, причем на протяжении всей трассы от начальной точки маршрута до конечной остановки.


Только представьте себе, вы сидите в трамвае, а мимо проплывают неширокие людные улицы с плотной многоэтажной застройкой, бульвары, нарядные площади…


Воодушевившись увиденным в фильмах, мы сделали попытку отыскать хоть какие-нибудь крохи и, призвав на помощь фантазию, совершить прогулку по несуществующему Дрездену.


Эпоха грюндерства в Германии сопровождалась строительным бумом. Как грибы после дождя появлялись общественные здания, банки, церкви, доходные дома. Солидные и крепкие, перегруженные декором и скульптурой, они продолжили традиции существующей в городе ренессансно-барочной архитектуры.


В районе Aussere Neustadt сохранился образец комплексной застройки площади Martin-Luther-Platz (1879-98 г.г., Ernst Giese & Bernhard Paul Weidner). В центре площади размером 75х160 м в скверике возвышается церковь Мартина Лютера / Martin-Luther-Kirche.




По периметру площади плечом к плечу стоят 4-х и 5-этажные жилые дома.





В принципе, кварталы эпохи грюндерства Дрездена не сильно отличаются от аналогичных во многих европейских городах.















Недалеко от площади есть улица Bautzner-Strasse / Баутцнер-штрассе.






В одном из домов этой улицы находится знаменитый «Молочный магазин братьев Пфунд», основанный в 1891 г. и сохранивший вид, который он получил в 1910 г. В 1997 г. магазин занесен в Книгу рекордов Гиннеса как «лучший и красивейший молочный магазин мира».



И это не случайно. Только представьте себе интерьер с 250 (!!!) квадратных метров расписанной вручную плитки производства Villeroy & Boch!


Одно плохо – в магазине не приветствуется фотографирование, а потому в нашем архиве есть только один снимок с улицы и пара кадров внутри.







Даже уличная арка, ведущая во двор, тоже отделана плиткой.






Для иллюстрации удивительных интерьеров молочной Пфунд приведем несколько фотографий из купленной брошюрки.




Во время реставрационных работ:




Так выглядели почти пустые прилавки во время экономического кризиса в ГДР в середине 70-х.




А так выглядит эта молочная сегодня.





Детали интерьера:




















В те же 1870-1880-е годы строится престижный район вилл, так называемый «Швейцарский квартал», остатки которого можно разыскать среди дрезденских «хрущевок» (Leubnitzer Strasse, Altenzeller Strasse).























Когда-то в этом солидном районе находились и дипломатические резиденции.


Бывшее здание Российской дипмиссии (Lucasstrasse, 6) построено в 1897 году (арх. Ludwig Wilhelm Lippold).




В нескольких минутах ходьбы от нее стоит Русская православная церковь (Fritz-Löffler-Strasse, 19). Храм построил в 1872-74 г.г. архитектор Harald Julius von Bosse, он же Гаральд Эрнестович Боссе, оставивший значительный след в архитектуре Санкт-Петербурга.



До Второй мировой войны в этом районе были еще англиканская и американская церкви, но восстановили, по понятным соображениям, только русскую. Правда сейчас она оказалась стоящей на «островке» посреди широкой автомобильной магистрали.


А вот евангелическую церковь Св. Луки / Lucaskirche (Lucasplatz, 1891 г., арх. Georg Weidenbach) в 1960-е годы восстановили в упрощенном виде.





Рядом с церковью Св. Луки находится странный объект – полуразрушенные внешние стены, крыши нет, внутри лес деревьев, а на стене – знак памятника архитектуры…











Впрочем, нашего человека таким состоянием памятника не удивишь!


К началу 20-го века Дрезден обзавелся новыми вокзалами. На месте Богемского вокзала появился монументальный Главный вокзал / Hauptbahnhof (1892-97 г.г., арх. Ernst Giese, Paul Weidner).






Внушительный фасад из песчаника венчает стеклянный купол.








Наверху – скульптурная группа «Саксония».




Сбоку к зданию вокзала примыкал Королевский павильон, позже переоборудованный под кинотеатр.






На месте Силезского вокзала выросло здание вокзала Нойштадт / Bahnhof Neustadt (Schlesischer Platz, 1, 1898-1901 г.г., арх. Osmar Dürichen).




Кстати, оба вокзала были и остаются сквозными. Чтобы железнодорожные пути не стали препятствием для уличного движения и трамваев, рельсы уложены на высоких виадуках.




Рядом с вокзалом Нойштадт сохранился металлический виадук - ровесник вокзала.


В 1899 году в дрезденском районе Нойштадт на месте военных казарм появился Крытый рынок / Markthalle Neustadt (Ritterstrasse/Metzer Strasse, арх. Edmund Bräter). Здание отреставрировано в 2000 г.





















На другом берегу Эльбы, у моста Мариенбрюкке / Marienbruecke, находятся построенные в 1907 г. здания производства и складов Табачной фабрики «Йенидце» / Jenidze (Weißeritzstr., 3, арх. Hermann Martin Hammitzsch). Сегодня здесь размещается отель, а в стеклянном куполе устраиваются концерты чтецов сказок!























Фрагмент ограды:



Вход с внутреннего двора:





Оформление входов в здание с улицы:












Окна на разных этажах – разные.




Во второй половине 19-го века началось активное строительство зданий для правительственных и муниципальных учреждений.


Министерство финансов (Carolaplatz, 1, 1890-94 г.г., арх. Otto Wanckel):




























Государственная канцелярия (Archivstrasse, 1, 1900-04 г.г., арх. Edmund Waldow, Heinrich Tscharmann):












Здание Полицейского управления (Schießgasse, 7, 1895-1900 г.г., арх. Julius Temper):













С фасада над входом в здание на пешеходов смотрят три персонажа.








Особенно впечатляет третий персонаж …




Новая Ратуша / Neues Rathaus (Dr.- Külz-Ring, 1905-1910 г.г., арх. Karl Roth, Edmund Bräter):





Комплекс Главного государственного архива / Hauptstaatsarchiv (Archivstrasse, 14, 1911-1915 г.г., арх. Ottomar Reichelt, Heinrich Koch) состоит из трёх зданий: хранилища, архивного управления и входного павильона.






Архивное управление и входной павильон - типичные представители эклектичного стиля.





А вот самое замечательное из всего комплекса здание хранилища – это уже порождение новых архитектурных тенденций.




Необычная форма здания обусловлена пятиугольным участком, отведенным для строительства.




Четкое вертикальное деление фасадов, широкие ленты окон, минималистский декор придают постройке основательность, но без ощущения тяжеловесности.





Пожарная часть «Нойштадт» / Feuerwache Neustadt (Louisenstrasse, 16, 1916 г., арх. Hans Erlwein) представляет собой длинное симметричное здание с двумя ризалитами и невысокой каланчой на крыше.







Между арками первого этажа медальоны с изображениями Молнии, Ветра, Воды, Стража и Поджигателя.










На фронтоне ризалитов барельефы «Пожар» и «Засуха».




Задний фасад здания пожарной части, выходящий на параллельную улицу, выглядит совсем скромно.





Построенный в 1911-13 г.г. Драматический театр / Schauspielhaus (Theaterstrasse, 2, арх. William Lossow, Hans Max Kühne) мало напоминает пышную Оперу: гладкие оштукатуренные стены плюс немного скульптуры.






Судя по сохранившимся или восстановленным дрезденским зданиям конца 19 – начала 20 в.в., излюбленными направлениями были необарокко и неоренессанс. Встреча с представителями саксонского югендштиля в районе Äußere Neustadt оказалась полной неожиданностью.



Три соседних доходных дома (Katharinenstrasse, 1,3,5) построил в 1902-03 г.г. один и тот же архитектор Friedrich Wilhelm Hertzsch.


Дом №1:

























Дом №3:









Дом № 5:



























Потом была обнаружена вилла с декором в стиле югенд (Zeunerstrasse, 82/84).
















Эта вилла стоит среди остатков построенного в начале 20-го века района малоэтажной застройки.





После Первой мировой войны буйство дрезденского архитектурного декора было укрощено, изобилие сменилось минимализмом. Эти изменения отчетливо прослеживаются в комплексе зданий Дрезденского Технического университета.




Огромный, похожий на замок корпус Георга Шуманна / Georg-Schumann-Bau (Münchner Platz, 1-3, 1902-1907 г.г., арх. Oskar Kramer) изначально был построен для Земельного суда, а университету отошел уже во времена ГДР.











Тоже совсем не маленький корпус Байера / Beyer-Bau (Georg-Bähr-Strasse, 1) построен в 1910-1913 г.г. Мартином Дюльфером (Martin Dülfer).






На фасаде облицовочный кирпич чередуется с цветным песчаником.






«Объемные» («гранёные») окна:



Скульптура:






Завершает здание высокая башня обсерватории.









Честно говоря, мы специально отправились к Техническому университету, чтобы посмотреть работы Мартина Дюльфера дрезденского периода. До этого нам были хорошо известны его мюнхенские постройки.


Мартин Дюльфер / Martin Dülfer , ведущий и очень успешный архитектор мюнхенского югендштиля, в 1906 году переехал в Дрезден, где возглавил кафедру Высшего Технического училища (так раньше назывался Технический университет). Архитектор скончался в Дрездене в 1942 году в возрасте 83 лет. Его вдова погибла во время бомбежки в феврале 1945 года, тогда же сгорел и весь личный архив архитектора, его проекты и чертежи.


Корпус Фритца Фёрстера / Fritz-Förster-Bau (Mommsenstrasse, 6) построен в 1917-1926 г.г. тем же Мартином Дюльфером, а кажется, что совсем другим человеком.






Здание имеет строгие геометрические формы.



Фасад, расчлененный лопатками, облицован клинкерным кирпичом.







Скромные украшения в виде «плетенок» из кирпича.




И только извилистый орнамент напоминает о былом увлечении архитектора модерном.





Хороший образец дрезденской архитектуры 1920-х годов – «Городской Совет на Театральной улице» / Stadthaus Theaterstrasse (Theaterstrasse, 11-13, 1922-23 г.г., арх. Ludwig Wirth) - закругленное шестиэтажное здание, облицованное темным искусственным камнем.






Первый дрезденский «бизнес-центр» - Hochhaus (Albert-Platz, 2a, арх. Hermann Paulick) – возведен в 1929 году.




Одно из лучших дрезденских зданий этого периода – Немецкий музей гигиены / Deutsches Hygiene-Museum (Lingnerplatz, 1, 1928-30 г.г., арх. Wilhelm Kreis).










Хотя все эти постройки разрознены и разбросаны, все же они дают представление о том, как выглядел Дрезден до февраля 1945 года – большой, богатый, хорошо обустроенный город, за несколько часов превратившийся в ничто …


К сожалению, восстать из пепла Дрездену так и не удалось. Какие-то градостроительные планы в 1950-е годы всё-таки были, даже началась их реализация.


В 1952 году перед архитекторами была поставлена задача создания обширной площади для демонстраций. Выбор пал на старейшую площадь Дрездена Altmarkt / Старый Рынок. Площадь увеличили в три раза, в результате чего с карты города исчезли прилегающие к ней улицы.


Вдоль западной и восточной сторон площади построили семиэтажные жилые дома с магазинами и ресторанами в нижних этажах (Altmarkt, 1953-56 г.г., арх. Herbert Schneider, Johannes Rascher).







Западную сторону площади замыкает бывшее здание универмага «Центрум» / “Centrum” (Altmarkt, 25, 1956 г., арх. Alexander Künzer).






На северной стороне площади предполагалось строительство высотки по типу московской, но проект осуществлен не был.



На её месте в 1962-69 г.г. появился Дворец Культуры / Kulturpalast (Schloßstrasse, 2, арх. Wolfgang Hänsch, Herbert Löschau, Heinz Zimmermann), компактое здание из стекла и бетона.




На фасаде, обращенном к Schloßstrasse, большое панно «Путь кумачового стяга» / “Weg der roten Fahne”.












Южная сторона площади оставалась незастроенной до 2000-х годов.


На месте узкой улицы, проходящей через центр города с запада на восток, проложили широкую магистраль (Wilsdruffer Strasse). Видимо, на этой улице планировалось создание единого ансамбля, но успели застроить всего несколько участков, а остальное бросили на произвол судьбы.




В разных частях города в 1950-е годы появилось несколько неплохих по архитектуре зданий. Например, Высшее училище техники и экономики, бывшее Высшее училище транспорта (Friedrich-List-Platz, 1, 1954-60 г.г., арх. Richard Paulik, Friedrich Wilhelm Wurm).








Но «погоды» в городе они не сделали.


Кстати, на площади Albert-Platz сохранился еще один свидетель той эпохи – павильон-остановка.




В 1960-е годы сделали еще одну попытку создать парадный ансамбль, обустроив торгово-пешеходную улицу – Prager Strasse / Пражская.



Когда-то это была самая нарядная улица Дрездена: красивые дома, дорогие модные магазины, изысканные кафе. Сейчас по одной стороне торцом к улице стоят три панельных здания отелей. Между ними – низкие «стекляшки» с магазинами и заведениями общепита.




По другой стороне на 240 метров протянулся кажущийся бесконечным монотонный 12-этажный жилой дом.





Слегка оживляет пейзаж фонтан.



Весьма неординарное здание на Prager Strasse – Круглый кинотеатр / Rundkino (1970-72 г.г., арх. Gerhard Landgraf, Waltraud Heischkel), оказавшийся в результате нового строительного ажиотажа на полузадворках.






Круглая ротонда диаметром 50 метров и высотой 20 метров вносит приятное разнообразие в мир прямых углов. Первый этаж здания – стеклянный. На уровне второго этажа – навесной орнамент из металлического профиля.




Верх здания напоминает зебру – светлые полосы из белого эмалированного металла чередуются с темной поверхностью стен, оптически увеличивая высоту здания.


Увы, одно здание вид улицы не спасает...


В 2010-х в ансамбль Prager Strasse очень удачно вписался комплекс зданий торговой галереи "Centrum".




В 1970-е и 1980-е дрезденские архитекторы и строители, вообще, кажется, пустились во все тяжкие.




Потом грянуло объединение двух Германий, и созданные на волне хлынувшего в Дрезден капитала новостройки 1990-х и 2000-х внесли еще больший хаос.



Результат плачевен - пока Дрезден остается абсолютно безликим городом. «Король умер». И пока нет никакой надежды когда-нибудь продолжить: «Да здравствует Король!»