Древняя каппадокия. История Каппадокии – “Страна прекрасных лошадей”. В мировой культуре

Некоторое время назад стало появляться множество фотографий и рассказов о Каппадокии. Место становится всё более популярным у российских туристов и самостоятельных путешественников. Еще бы! Древние города с богатой историей, с причудливыми и красивыми пейзажами, с удивительными домами и замками вырезанными в скалах. В итоге мы тоже не смогли оставить Кападокию без внимания, тем более на майские праздники собирались в Турцию.

Вначале рассказа про замечательное место, добавлю ложку дёгтя в виде дороги проделанной нами из Алании в Невшехир (Nevsehir). Мы решили лететь на самолёте, так как дней взапасе было немного. Заранее нами был куплен, прямой перелёт, Турецкими авиалиниями из Алании в Невшехир. Время перелёта всего один час, что нас очень радовало. Перелёты были подобраны так что приезжали в Каппадокию мы рано утром, а уезжали вечером следующего дня. Но Турецкие авиалинии внесли в наши планы некоторую корректировку отменив прямой перелёт. Вместо него (причем нам не они нам предлагали, а мы сами спросили о такой возможности) мы взяли перелёт с пересадкой в Стамбуле, и время в пути составило 5 часов в одну сторону!

Каппадокия на карте (Kapadokya map)

Вот так, проделав долгий путь, уставшие и сонные (спасибо Турецким авиалиниям), потеряв часть времени отведенное на осмотр окрестностей Каппадокии, мы приземлились в аэропорту Невшехира. Из аэропорта можно добраться на шатл басе, можно договориться о трансфере с вашим отелем, а можно поехать на такси, что мы и сделали. Причем скооперировавшись с одиноким японцем разделили цену на всех.
Уже по дороге, подъезжая к городку Учисар (Uchisar), мы начали крутить головами и всматриваться в просторы, открывающиеся с холмов. Повсюду между скальных образований ютились домики, а в скалах просматривались окна, нам не терпелось рассмотреть всё это поближе!

Наш отель был в самом центре туристической Каппадокии городке Гёреме (Goreme). Выбирали город по принципу: "всё близко". А в отеле мы, конечно же, выбрали номер в пещере!

Правда он был не в конусе, а в большой каменной скале, около которой и расположился отель. Вот так выглядела наша комната. Очень аскетично и пахнет цементом:) Но зато атмосферно! Я боялась, что ночью будет сыро и прохладно, но горячая батарея легко развеяла мои опасения.

Заселившись, пошли в город на разведку. Гёреме совсем маленький городок со множеством запутанных улочек и с одной центральной улицей, на которой и кипит жизнь. Повсюду скалы - дома!

Нам надо было найти транспорт для передвижения по территории Каппадокии. Для этих целей мы выбрали мопед. Торговаться местные жители наотрез отказывались, и при попытках сбить цену со злостью говорили нам "проваливайте"! После Индонезии такое отношение казалось дикостью. Цены за китайские видавшие виды байки они конечно заломили не маленькие, но так как все между собой сговорились, деваться нам было некуда. Взяли железного коня в итоге за 60$ на два дня, у самого вежливого турка:)
И не теряя ни минуты поехали в древний Учисар (Uchisar).

И хотя ехать всего 3 км, преодолели это расстояние мы не быстро. Дорога поднялась на холм, и с него открылся вид на скалистую долину и национальный парк Гёреме, фотографировать хотелось на каждом шагу!
На одной из смотровых площадок была сувенирная лавка, а рядом вот такое симпатичное дерево, конечно с таким представлением товара хочется купить всё и сразу!

Каменные столбы в Каппадокии

Переходим дорогу и смотрим в другую сторону, вот это просторы!

Вдалеке Розовая и Красная долины. Каменные столбы, и где-то за скалами должна быть Долина Любви (Love Valley), она же Долина пенисов (Penis Valley) :)

История образования таких удивительных ландшафтов насчитывает десятки миллионов лет! В далёкие доисторические времена, когда здесь только начинали образовываться горы и вулканы, потоки лавы из недр земли залили всё пространство будущей Каппадокии. Затем уже извержения молодых вулканов добавляли ландшафту "стройматериалов" в виде застывшей лавы, туфа и пепла. А заключительные штрихи в создании скал, долин и ущелий внесли дожди, реки и резкие перепады температуры воздуха. Эти природные явления постепенно разрушали и вымывали часть породы, создавая при этом ту красоту, что мы видим сегодня!

А через дорогу от замка нас привлек вот такой замысловатый пейзаж.

Достопримечательности Каппадокии. Учхисар

Лёгких и коротких путей мы не ищем, к замку решили ехать по длинной дороге, что бы рассмотреть всё получше со всех сторон. И не прогадали! Виды вокруг очень крутые!

Подъезжаем ближе. Строение, если замок так можно назвать, поражает! Рядом с ним ощущаешь себя муравьём, в скале повсюду окна - балконы и проходы, скала на сквозь пронизана коридорами, настоящий муравейник!

В замок можно зайти и подняться на крышу, но мы решаем оставить это на потом, а пока едем смотреть еще один древний город Ортахисар (Ortahisar). Надо выбрать место, где будем встречать закат!

От Учисара до Ортахисара ехать 15 км, мы держали курс на центр города, ведь там, как и в Учисаре есть скальный замок. Мы попетляли по городу и нашли отличное место с видом на замок рядом с одним из отелей. На наше счастье здесь была и небольшая кафешка, можно и фото сделать и покушать, остаёмся!

Мы сделали заказ в кафе, и как раз начался закат. Дима пошел фотографировать, солнце опускалось, а вид вокруг менялся! Замок красиво подсветился красным светом закатного солнца!

В какой-то момент облака вдалеке расползлись и открыли нам вид на вулкан Эрджияс. Это один из вулканов, благодаря извержениям которого и создавался необычный ландшафт Каппадокии.

Сытые, довольные удачным днём, мы вернулись в отель. Немного прогулялись по Гёреме, посмотрели, что есть в магазинчиках и отправились спать.
На следующее утро нас ждал полёт на воздушном шаре над Каппадокией ! Но, о том, как это, было мы расскажем отдельно, уж очень много красивых фотографий получилось!

Следующим днём, после полёта на шаре, мы немного прокатились вглубь скалистой долины национального парка Гёреме (Göreme Tarihi Milli Parki), вдруг, что то пропустили.

Посмотрели скалистые пейзажи, заехали на холм с него еще раз окинули взглядом всю долину Голубей (Pigeon valley) и цветные скалы Каппадокии.


Современная Каппадокия является крупным туристическим центром, который ежегодно посещает множество туристов. Добраться сюда можно с помощью автобуса из любого города Турции.

Где остановиться?





К услугам туристов предлагаются самые разнообразные гостиницы и отели, отвечающие вкусу и требованиям любого клиента. Здесь есть элитные отели, проживание в которых начинается от 269 евро за ночь, а есть и довольно простые гостиницы, дизайн которых напоминает устройство традиционного турецкого дома, с вполне доступными ценами.

Достопримечательности Каппадокии



В Каппадокии сохранилось около 350 христианских церквей, которые, в основном, относятся к 9-му-11-му векам нашей эры. Хотя встречаются и более древние. Все они вырублены прямо в скалах, а их убранство не поражает роскошью или размерами. В некоторых храмах роспись нанесена прямо на голые стены. В более позднее время техника росписи была усовершенствована, и фрески начали наносить на основу из гипса. Многие из них отлично сохранились, так как никогда не подвергались воздействию солнечного света.

В наше время в христианских храмах службы уже не проводятся, лишь раз в году, весной сюда приезжает Константинопольский Патриарх Варфоломей, который проводит молебен в некоторых церквах.



В долине Земляных Пирамид , которая находится в 17 километрах от города Невшехир, находится множество скальных церквей, среди которых , датируемая 11-м веком, первоначально возводимая как монастырь, церковь с пряжкой, считающаяся самой большой из наскальных храмов, церковь с сандалиями, состоящая из двух этажей, церковь с яблоками, получившая такое название благодаря яблоням, расположенным вокруг храма, Змеиная церковь, относящаяся к 11-му веку, церковь Святой Варвары и Девичий монастырь.



Подземные города наравне со скальными церквами являются главными достопримечательностями Каппадокии. Самым большим из них является Деринкую, глубина которого составляет 85 метров. Когда-то здесь одновременно проживало около 10 тысяч человек.



Еще один подземный город - Каймаклы, в котором на сегодняшний день пока что раскопано всего шесть подземных этажей.

Известен и Озконак, который еще не очищен полностью, поэтому не установлена точная площадь этого подземного города.
Вырубать города в скалах начали еще в первом тысячелетии до нашей эры. Таким образом местные жители скрывались от многочисленных врагов. В этих городах отлично работает система вентиляции. На нижних этажах может быть даже очень холодно, поэтому при посещении этих достопримечательностей стоит захватить какую-то теплую одежду.


Посещать Каппадокию лучше всего весной, в начале лета и осенью, то есть в то время года, когда здесь нет изнуряющей жары. Музеи работают ежедневно, с 8 утра до пяти вечера. Стоимость входного билета в подземный город составляет 15 лир, то есть около 8 долларов.



Каппадокия известна как центр гончарного производства. Здесь находится множество маленьких фабрик, производящих керамическую посуду и сувениры. За небольшие деньги можно приобрести прекрасную настенную тарелку или глиняный кувшин, которые долгие годы будет напоминать о путешествии в чудесную страну Каппадокию.

Каппадо́кия (греч. Καππαδοκία, лат. Cappadocia, тур. Kapadokya, перс. کاپادوکیه‎, Katpatuka - «Страна прекрасных лошадей») - историческое название местности на востоке Малой Азии на территории современной Турции (часть земель провинций Невшехир, Кайсери, Аксарай и Нигде), употребляющееся со времён античности вплоть до наших дней. Характеризуется чрезвычайно интересным ландшафтом вулканического происхождения, подземными городами, созданными в 1 тыс. до н. э. и обширными пещерными монастырями, ведущими свою историю со времён ранних христиан. Национальный парк Гёреме и пещерные поселения Каппадокии входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Местоположение
В различные периоды времени границы Каппадокии менялись. В настоящее время под этим названием принято понимать её основное ядро. Область находится в центре п-ва Малая Азия, не имея выходов к морю. Это по большей части ровное, лишенное растительности плоскогорье с континентальным климатом, редкими реками, которое находится на высоте 1000 м над уровнем моря. С юга оно ограничено горами Эрджияс (Erciyes Dag, 3916 м, греч. назв. Аргеос) и Хасан (Hasan Dag, 3253 м) (хребет Тавр) и простирается на север рядами долин к реке Кызыл-Ирмак и солёному озеру Туз.

Из рек Каппадокии главными были Галис (ныне Кызыл-Ирмак) и Ирис (ныне Ешильырмак) с многоводным притоком Ликос (совр. Келькит). Бывшие исторические области Малой Азии, окружавшие Каппадокию, таковы: с севера Понт, с северо-востока - Армения, на востоке Месопотамия, на юге Сирия и Киликия.

Эти территории в древности были известны как Каппадокия Великая или Средиземноморская. Периодически в состав Каппадокии включались земли, выходящие к Чёрному морю, они назывались Каппадокия Малая, Понтийская или Верхняя, (хотя в истории они больше известны под самостоятельным названием Понт, являвшимся время от времени независимым государством).

Язык и население

Во времена античности регион был населён индоевропейскими племенами иранского происхождения (иранские народы[источник?]. Каппадокия, особенно античная и средневековая, имеет довольно богатую языковую историю из-за того что регион лежал на перекрёстке нескольких важных миграционных потоков как индоевропейских, так и неиндоевропейских народов. Причём для средневековой Кападдокии характерна постепенная ассимиляция индоевропейских носителей (греки, армяне, курды) неиндоевропейскими (турки).

После захвата региона Александром Македонским в 4 в. до н. э. в Каппадокии наступает эллинистический период, то есть имеет место прогрессивная ассимиляция или эллинизация местного населения. Тем не менее, ни во времена античности, ни во времена Византии, когда здесь распространяется особая форма греческого языка - византийский язык - полной ассимиляции автохтонного населения не происходит. Так, вероятно, из-за того что греки составляли не более трети местного населения и не проводили агрессивной лингвистической политики, греческий язык являлся лишь лингва франка региона. В 1923 г. по Лозаннскому договору состоялся Греко-турецкий обмен населением, по которому все грекоязычное население покинуло данные земли.

Ситуация резко меняется после 1071 года, когда выигранная битва при Манзикерте открывает туркам ворота в Малую Азию. Массовый наплыв тюркских кочевников и их доминирующее военное положение приводят к исламизации, а затем и к ассимиляции большинства местных народов турками. Большинство греков при этом переходит на турецкий язык, а точнее его особый караманский диалект (см. «Караманлиды»). В среде тех немногих греческих крестьян, которые сохраняют способность общаться на среднегреческом, при сильном турецком влиянии развивается так называемый каппадокийский язык, существовавший до середины XX века. Из существовавших национальных меньшинство следует отметить карманлидов и катаонов (жителей Ю.Катаонии).

По имеющимся данным, в 1813 году, армяне все еще составляли ок.60% населения Кесарии, а в области горы Эрджияс, насчитывалось 34 армянских села.

С преобразованием империи в 1919 г. регион оказался в составе Турецкой республики (официально с 1923 года). В результате административной реформы регион оказался поделённым между административными провинциями Невшехир, Кайсери, Аксарай и Нигде. Из событий мировой истории, повлиявших на её судьбу следует отметить Греко-турецкий обмен населением 1923 года, когда эти земли покинуло грекоговорящее население, жившее там веками, а остались лишь турки. Кроме того, региона коснулось истребление армян. В настоящий момент, несмотря на многовековую историю армян и даже нескольких армянских князей в Каппадокии, представители этой нации в регионе не проживают. Кроме того, ни в одном путеводителе по Каппадокии, выпущенном в Турции, нет ни слова об армянах и армянском владычестве на данной территории.

Армяне в Каппадокии
В истории этого края важную роль сыграла политика Византии в отношении армян в Каппадокии. Гранича на северо-востоке с Малой Арменией, а на востоке - с Великой, Каппадокия издавна испытывала демографическое влияние этой нации, но в этот период оно приобрело особый размах. Византийская империя в условиях борьбы с Багдадским халифатом занималась насильственным переселением армян из Армении в Малую Азию. Имела место и обычная, достаточно интенсивная эмиграция из захваченной арабами Армении, вызванная той же войной. Переселение на византийские территории осуществлялось, главным образом в Каппадокию (VII-IX вв.), а также в Месопотамию, Киликию и Сирию. «Так, например, византийский полководец Лев в 688 г. разорил 25 округов Армении и выселил оттуда в Малую Азию 8000 семейств. В 747 г., в 751 г., в 752 г. армяне были переселены в Малую Азию из Мелитены и Карина (Эрзерума)». Пик, вызванный агрессией Византии и вторжением сельджуков, пришёлся на XI в. К примеру, в 1020-1021 гг. император Василий II переселил из Ванской области в Себастию (Малая Азия) 15 тысяч армянских семейств. Византийские императоры, уничтожив Васпураканское, Анийское и другие армянские царства, предоставили Багратидам, Арцрунидам и другим царским и княжеским родам новые владения на территории империи. Эти правители концентрировали в своих руках власть по мере ослабления самой Византии, вдоль восточной границы которой возникли армянские княжества на землях, обитаемых армянами, в том числе и в Каппадокии.
Одним из подобных вассальных государств стало Арцрунидское царство, которое возникло в Себастии в 1016-1020 гг. при царе Сенекериме, когда этот правитель вместе с третью всего населения своей Васпураканской области покинул свои земли и переселился в верховья Кызыл-Ирмака. Это первое вассальное армянское царство, возникшее в Каппадокии, в состав которого входили Себастия, а также ряд городов и уездов между Понтийскими горами и Ефратом. Византия надеялась использовать его как один из барьеров против сельджуков. Армяне титуловали Сенекерима «царём Армении», тогда как Константинополь даровал ему лишь титул «патрика» (11-й ранг в правительственной иерархии Византии), «полководца» Каппадокии или «дука Месопотамии и стратега Каппадокии». После смерти этого правителя в 1026 году при его наследниках государство продолжало расширять свои границы, пока не было захвачено сельджуками в 1080 году.

В 1045 г. в Каппадокии было образовано Багратидское царство. Оно было основано в 1044 г., когда, захватив царство, Константин Мономах даровал его правителю Гагику II два города (или даже замка) - Пизу и Колонпалат. Гагик II же распространил свою власть на Кесарию, Цамндав и Хавартанек, получив их в качестве приданого за внучку царя Сенекерима, дочь Давида Арцруни. Это вассальное государство просуществовало до 1079 г., когда Гагик был убит греческими феодалами.

Цамндавское царство возникло в 1065 г. из владений, дарованных Гагику, царю Карса, сыну Абаса, взамен потерянных им земель. Ими оказались города Цамндав (бывший Кидн) и Ларисса. Это государственное образование существовало до убийства Гагика в 1081 г. византийцами.

Кроме этих трёх армянских царей на данные земли переселились многочисленные армянские княжеские роды вместе со своими вассалами и подданными. Важным источником по этой теме является сочинения Смбата Спарапета.

Арабский историк Абу Аль Фарадж отзывается об армянских поселенцах X века в Сивасе следующим образом: «Сивас, в Каппадокии, доминировал армянами, чьё число увеличилось настолько, что они стали жизненно важными членами имперской армии. Армяне использовались в сильно укреплённых крепостях, отвоёванных у арабов в качестве часовых. Они отличались как опытные солдаты пехоты в имперской армии и постоянно боролись с выдающейся храбростью и успехом у Римлян, другими словами Византийцев». В результате дальнейших военных кампаний Византии, расселение армян продолжилось как в Каппадокии, так и в восточном направлении - в Киликию и в гористые области северной Сирии и Месопотамии - вплоть до эпохи образования государств крестоносцев.
Каменные столбы

Именно таким образом были образованы знаменитые «каменные столбы» перибаджалары (тур. Peri bacaları, «камины фей», англ. fairy chimney) - останцы в виде каменных грибов и каменных столбов причудливых форм и очертаний. Геологический разрез этих образований выглядит следующим образом:
наверху расположены базальты и андезиты
а внизу - туфы
Ранее базальты и андезиты покрывали туфовую основу полностью, теперь же благодаря процессу разрушения увидеть эти их можно только в отдельных частях скал: они нависают крупными блоками («шляпками») на конусообразных туфовых столбах. Под ними видна четкая горизонтальная линия, обозначающая границу скалы и туфа. Шейка туфового конуса со временем постепенно утончается, благодаря чему в какой-то момент эта «шляпка» будет обрушена. Не защищённые сверху останцы разрушаются полностью. Процесс их образования и разрушения, проявившийся в четвертичном периоде, продолжается и до наших дней.

Туфовые конусы высятся либо сплошной стеной, либо отдельными группами. Некоторые из этих скал достигают высоты 40 м. Этот вид образований считается присущим исключительно Каппадокии: 18-ти километровая территория Кызыл-Ирмака, Дамса-Чайы (на востоке), Невшехир-Чайы (на западе), а на юге 288 кв.м. между Ойлы и Кермильскими горами. Типичная форма - «грибы», хотя есть и более экзотические формы. Так, в окрестностях Гёреме находится т. н. Love Valley (Нижняя долина, она же Долина пенисов, Penis Valley), скальные образования которых имеют очевидные формы фаллосов.

В окрестностях г. Кула в Эгейском регионе Турции имеется по аналогии названная область «Куладоккия», площадью 37,5 гектар, образовавшаяся схожим образом из вулканических пород.

Климат и растительность

Климат Каппадокии умеренно континентальный, с жарким и сухим летом и холодной зимой. Зимой (с декабря по февраль) температура в ночные часы понижается до отрицательных значений (0...-15), днем бывает слабо положительной (от 1 до 5 тепла). Самое жаркое время года с июня по сентябрь (ночью +15...+20 , днем около 30 градусов). Самый засушливый месяц - август, в нем месячное количество осадков всего 10 мм, а число дней с дождем в среднем не более 3. Больше всего осадков выпадает в апреле и мае (40-50 мм), в них наблюдается 12-13 дней с осадками. Растительности мало, но почва прекрасно подходит для выращивания винограда (один из немногих регионов в Турции). Горное плато отличается континентальным климатом, неблагоприятным для произрастания южных злаков и плодовых деревьев.

История
История Каппадокии ведёт своё начало с 5 тыс. до н. э. Все это время регион находился на перекрёстке цивилизаций, входя поочерёдно в состав Хеттской, Персидской, Римской и Османской империй и иных государственных образований, и служа ареной многочисленных войн.

В 302 г. до н. э., воспользовавшись помощью приютивших его армян, Ариарат II разбил македонского полководца Аминту и, изгнав войска греков, восстановил владения, хотя страна все ещё оставалась в зоне влияния Селевкидов. Первое время Каппадокия признавала над собой власть понтийских царей, хотя фактически была независима. Окончательный раздел между двумя царствами произошёл около 255 г. до н. э., когда Ариарат III принял царский титул.

К началу III века до н. э. Каппадокия была разделена на 10 провинций, названия которых сохранены Страбоном. Пять из них находились на Тавре: Мелитена, Катаония, Киликия, Тианитида и Гарсавритида. Названия других пяти были: Лавинсена, Саргаравсена, Саравена, Хаманена, и Моримена.

Ариарат III Благочестивый в 193 до н. э. участвовал в войне против римлян в союзе с Антиохом, за что должен был выплатить часть возложенной на Сирию контрибуции. С тех пор он стал верным союзником пергамцев и римлян. Дружба с римлянами, как отмечает Тит Ливий, была заключена в 189-187 гг. В 182 до н. э. его ссора с Фарнаком Понтийским развязала общую войну всех малоазиатских государств. Фарнак напал на Каппадокию, но цари Пергама Евмен и Аттал неожиданно выступили на стороне Ариарата.

В борьбе против этой коалиции Фарнак потерпел поражение и в 179 г. до н. э. был вынужден подписать мир на невыгодных для себя условиях: расторгнуть все неравноправные договоры с галатами, возвратить Пафлагонию и захваченную часть Каппадокии, а также выплатить победителям 1200 талантов контрибуции.

Как отмечает Тит Ливий, в 160 - 153 гг. царь Ариарат, с помощью хитрости и силы изгнанный из своего царства Деметрием, волею Сената был восстановлен на престоле. Свои армянские владения Ариарата вынудили уступить вновь возникшим государствам - Великой Армении и Софене.

В смутное время после смерти Ариарата IV (156 - 131) Каппадокия оказалась во власти Понта, что произошло благодаря активной деятельности вышеупомян""утого понтийского царя Фарнака I.

Ариарат V Филопатор воевал с Аристоником Пергамским, поднявшим в 133 г. до н. э. восстание против римлян, и погиб в этой войне, зато к владениям его наследников благодарными римлянами были присоединены Ликаония и Киликия.

Вдова Ариарата V Филопатора Лаодика (Ниса?), чтобы продлить время своего правления, убила одного за другим пятерых своих сыновей (пасынков?). В 130-129 гг. до н. э. власть в стране фактически оставалась в её руках, чтобы затем перейти к её шестому сыну Ариарату VI. Царь соседнего Понта Митридат V Эвергет ввёл в Каппадокию войска, «чтобы поддержать малолетнего наследника», а затем женил его на своей дочери Лаодике.

Как отмечают историки, одним из источников дохода страны являлась работорговля, которую организовали цари Каппадокии и Вифинии, заполняя, например, невольничий рынок острова Делос, поставлявшего рабов в Рим.. О каппадокийских рабах упоминают поэты Гораций, Персий, Марциал, Ювенал.













. Жители Каппадокии, вместе с другими, присутствовали в Иерусалиме в день Пятидесятницы (Деян. 2, 9). Вместе с другими областями, Каппадокия упоминается an. Петром в первом соборном послании (1 Пет. 1, 1).

В -III веках Каппадокия превращается в центр Христианства , когда гонимые по всей Империи христиане получили возможность укрыться в подземных и скальных жилищах этой отдаленной области (см., например, житие мч. Маманта). Расцвет Христианства в регионе связан и с монашеством, важную роль в формировании которого сыграла деятельность свт. Василия Великого , епископа Кесарии Каппадокийской.

Вторая волна христианской иммиграции связана с эпохой иконоборчества . Прокатившееся в основном по крупным городам Империи, оно привело в каппадокийские скалы тысячи иконопочитателей. Укрывшиеся здесь мастера-иконописцы положили начало каппадокийской иконописной школе, расцвет которой, как и каппадокийского христианства в целом, приходится на - в.в. Тогда в «Стране церквей» монастыри и храмы обустраивались в многочисленных подземных и скальных городах (например, знаменитый комплекс скальных церквей Корама (тур. Гёреме) расположен на площади 200 кв. км). В случае опасности их обитатели не только прятались в многочисленных скальных лабиринтах, но и закладывали камнями умышлено вырубленные на большой высоте окна и входы.

Кроме того, увеличение православного населения Каппадокии было обусловлено и созданием фем – административно-военных округов с особыми формами пограничных армейских подразделений из акритов (аналог русских богатырей и российского казачества), стражей границ Византийской империи, которым на праве собственности (без права перепродажи) передавались императорские земели на условиях несения наследственной военной службы. Кроме того, акриты полностью освобождались от налогообложения. Указанные меры способствовали притоку православного населения на границы, демографическому росту и формированию множества военных поселений на восточной границе империи. В настоящее время все многочисленные населенные пункты Каппадокии, Ликаонии, Понта, Киликии, названия которых включают слова hisar, kale, kermen «крепость», находятся вблизи разрушенных акритских крепостей.

В дальнейшем, под турецким господством подавляющее большинство христианских церквей было превращено в мечети. Православные христиане Каппадокии на столетия попали в невыносимые условия и многие переходили в ислам, чтобы выжить. Христианам запрещалось использовать греческий язык, они обязаны были селиться в бедных районах и бедно одеваться, не ездить на лошадях, отходить в сторону и склонять голову при встрече с турками, платить обычные налоги по повышенным по сравнению с мусульманами ставкам, а также ряд дополнительных, и т.п. Наказания для нарушителей были ужасны.

Но несмотря на все это Каппадокия оставалась преимущественно православным регионом вплоть до в., когда при принудительном обмене населением христиане покинули Каппадокию.

Епархиальное деление

Со в. митрополит Кесарийский носил титул экзарха.

В г., в связи с разделением Каппадокии, создается митрополия Тианская (Христопольская) в Каппадокии Второй, в которую входят епископии Доарсая (Δοάρων), Колонийская (Kολωνείας), Кивистрская (Kυβίστρων), Назианзийсая, Парнасская (Παρνασσού), Фаустинопольская (Φαουστινοπόλεως) и Сасимская, с в. Лулская (Λούλου), и в XII в. - Валвиссийская (Bαλβίσσης).

Кесарийская митрополия остается в Каппадокии Первой, к ней относятся епископии Василико-Фермийская (Bασιλικών Θερμών), Камулианская (Kαμουλιανών), Кискисская (Kισκισού), Нисская (Nύσσης) и Феодосиопольская (Θεοδοσιουπόλεως). В начале в. добавляются Эполийская (Aιπολίων), Арагенская (Aραγένης), Ариарафейская (Aριαραθείας), Дасмендрская (Δασμένδρου), Евайсская (Eυαϊσσης), Свято-Прокопийская (Aγίου Προκοπίου), Севериадская (Σεβηριάδος), Сирихаская (Σιριχάς), Совесская (Σοβέσου), Трифилийская (Tριφυλίου) и Дзамандская (Tζαμανδού), а в XIV в. епископия Тамисская (Tαμίσου).

В г. на период существования провинция Каппадокия Третья в Мокиссусе (Юстинианополис) создается отдельная митрополия , к котрой отходят епископии Доарская (Δοάρων), Колонийская (Kολωνείας), Назианзийская, Парнасская (Παρνασσού), а позднее Матианская (Mατιανής) и Сумандрская (Σουμάνδρου).

География

Из городов византийской Каппадокии немногие уцелели, поскольку арабы уничтожали не только население, но и срывали города. Аналогичным образом поступали поначалу и турки - кочевники отдавали предпочтение проживанию в открытой степи. Лишь в XX в. большинство географических названий с более чем тысячелетней историей изменены на новые турецкие. Из городов (в том числе подземных и скальных) на территории Каппадокии наиболее известны:

  • Каппадокия Вторая:
    • Тиана (Τύανα, иначе Χριστούπολις, совр. Кемерхисар, Kemerhisar) - разрушена арабами в 931 г.,
    • Назианз (Ναζιανζός, между совр. дер. Берклар, Berkalar (бывш. Nenizi) и Гюлагач, Gülagaç) - уничтожен, известен деятельностью свт.

История Каппадокии, уходит в глубь веков. В течение многих столетий люди устремлялись в Малую Азию, а отсюда рассеивались по всему свету. Европейские и азиатские завоеватели пересекали эту землю из конца в конец, оставляя после себя уникальные культурные памятники, многие из которых дошли до наших дней. Правда, нередко лишь в виде развалин. Но и последние способны заговорить и немного рассказать, например, о древнем могущественном государстве на территории современной Каппадокии - царстве хеттов. Именно с Хеттов и начинается история Каппадокии.

Каппадокия в составе Хеттской и Персидской империй

В XVII веке до н. э. его властитель Хаттусили I сделал своей столицей город Хаттушаш , который потомки его украсили храмами и скальным святилищем Язылыкая . Держава скотоводов, писцов и солдат просуществовала около тысячи лет. Шесть веков боевые колесницы хеттов ужасали народы Малой Азии. Их стремительный бег едва смогли остановить Вавилон и Древний Египет. Но царства не вечны - около 1200 г. до н. э. империя хеттов пала под натиском “морских народов” и фригийцев, оставив нам лишь развалины циклопических стен и бесценную коллекцию клинописи.

Пришедшая им на смену персидская эпоха , растянувшаяся до вторжения Александра Македонского в 336 г. до н. э., также небогата историческими памятниками. Персы больше известны своими разрушениями, а не строительством. Хотя в Каппадокии , где селилась знать, их культура просуществовала на несколько столетий дольше, чем на остальной части древней Анатолии . И кстати, само название восходит к персидскому “катпатука” , что значит “Страна прекрасных лошадей” .

Греко-Римский период в Каппадокии

Александр Великий промелькнул в истории подобно метеору. За невероятно короткое время - одиннадцать лет со дня вторжения и до своей смерти - он сумел не только освободить Анатолию от персов, но и способствовал стремительному распространению греческой культуры. Не избежали этой участи и государства Каппадокии - греческий язык и литература стали постепенно вытеснять анатолийские языки. Сначала зажиточные классы, а затем и крестьяне начали пользоваться греческим в качестве основного средства общения. Конец непрерывным междоусобным войнам, начавшимся после смерти Александра Македонского , положил Рим , который со 190 г. до н. э. медленно, но верно присоединял Анатолию к своей огромной империи.

В 17 году н. э. Тиберий сделал всю область Тогда же центральный город Мацака стал называться Цезарией или Кесарией. Сегодня это город Кайсери . Говоря о Каппадокии , невозможно оставить в стороне . Зародившись в римской Палестине, оно удивительно быстро закрепилось в этих местах, что в значительной степени было результатом миссионерской деятельности Святых Петра и Павла, живших и проповедовавших в то время на землях Анатолии.

Византийский период в Каппадокии

Как “страна церквей”, как духовный центр всей Анатолии просуществовала вплоть до XI века. Византийская империя дряхлела. Бесчисленные набеги тюркских племен подрывали ее могущество. При императоре Романе IV Диогене в 1071 г. произошло решающее сражение с армией турок-сельджуков Несмотря на огромное численное превосходство над нерегулярной турецкой конницей, византийские войска были разгромлены. Сам Диоген попал в плен и купил жизнь за счет части своих земель. К их числу принадлежала … Надо отдать справедливость - сельджуки были довольно терпимы к христианам и христианству, и монастыри вполне могли продолжать существование. Однако связи с греческим миром были разорваны, коммуны стали распадаться, и большая часть их обитателей занялась земледелием.

История Каппадокии во времена Сельджуков и Османов

Сельджуки исповедовали ислам, и с их появлением на территорию Каппадокии пришла новая религия. Именно с этого момента последователи Магомета начали победное шествие по всей Анатолии, сделав временной столицей город Конью , входивший тогда в состав каппадокийских земель. Султан Аладдин Кейкубат собрал в нем выдающихся художников, ученых и теологов своего времени. А чуть позже в городе возвели первые мечети и медресе. Но культурный подъем закончился внезапно и несчастливо: в поисках “последнего моря” в Анатолию забрели неразборчивые орды Чингисхана. В те времена, когда монголы хозяйничали в Анатолии, отряд отступавших сельджуков, под командованием султана Аладдина, неожиданно был атакован ими и полностью окружен. На выручку изумленному Аладдину пришли не известные никому ранее воины. Монголы отступили, а благодарный султан немедленно поинтересовался именем командира храбрых всадников. “Эртогрул, отец Османа”, - ответил воин. Так описывает легенда появление Эртогрула с четырьмястами сорока четырьмя всадниками и собственно, всей Османской империи… В конце XIII века османы стали последними завоевателями Анатолии. Великая Османская империя просуществовала до 1923 г. (до основания ), а Каппадокия в ее составе неспешно и неотвратимо превращалась из арены бурных исторических событий в мирную и тихую провинцию. Но изумлять мир не перестала…