Модификации самолетов су. П.О.Сухой: реактивный прорыв в завтра. Средства наведения самолета

В марте 1940 года в Москве было образовано опытно-конструкторское бюро Сухого, которым за эти семьдесят с лишним лет было создано множество самолетов, часть из которых давно стала легендарной. И сегодня мы расскажем про десяток самых лучших серийных самолетов, выпущенных под маркой Су…

Су-2
Следует отметить, что история ОКБ Сухого началась далеко не в 1940 году. Еще в октябре 1930 года Павел Осипович Сухой возглавил коллектив конструкторов, который за последующее десятилетие создал несколько достаточно известных летательных аппаратов, таких как серийные И-4 и И-14, а также легендарный АНТ-25, самолет Чкалова, известный как РД (Рекорд дальности).
Однако первым детищем бюро, получившем название в честь создателя, стал Су-2 (изначально ББ-1, «ближний бомбардировщик»).


Бомбардировщик Су-2
Сухой с самолетом Су-2 стал победителем конкурса авиаконструкторов, объявленного в СССР в 1936 году. Все три поданных на это соревнование заявки были примерно равнозначны, так что комиссия позволила проектировщикам (Сухой, Поликарпов и Неман) создать пилотные экземпляры своих детищ. Лучше и быстрее всего с задачей справилась команда Сухого – они представили самолет всего через полгода.


Бомбардировщик Су-2
Этот успех стал одной из причин, почему группу конструкторов, бывшую в составе ЦАГИ, выделили в отдельное бюро, ставшее затем ОКБ Сухого. Серийный выпуск Су-2 начался в 1940 году, этот бомбардировщик стал одним из самых известных советских самолетов времен Великой Отечественной войны.
Су-7
После создания вполне успешного Су-2 ОКБ Сухого разработало несколько опытных моделей самолетов, которые так и не были запущены в серийное производство. Недовольство результатами конструкторского бюро было усугублено аварией Су-15, и в 1949 году предприятие было распущено. Но в 1953 его восстановили.



Первым успешным самолетом возрожденного КБ Сухого стал реактивный истребитель-бомбардировщик Су-7, впервые поднявшийся в небо в 1955, а в серийное производство попавший в 1958. На долгие годы он стал одним из самых известных отечественных военных летательных аппаратов, был принят на вооружение, помимо СССР, девятью странами мира на разных континентах.


Истребитель-бомбардировщик Су-7
В Египте до сих пор стоят памятники самолету Су-7, отлично себя зарекомендовавшему во время войн с Израилем и Ливией.
Су-17
Еще одним легендарным советским истребителем-бомбардировщиком стал Су-17, разработанный в ОКБ Сухого в середине шестидесятых годов. Это первый отечественный самолет с крылом изменяемой геометрии, которое может менять стреловидность (угол отклонения крыла по отношению к оси симметрии летательного аппарата) прямо во время полета, что позволяет увеличить эффективность летательного аппарата.


Истребитель Су-17
За основу для Су-17 был взят хорошо себя зарекомендовавший, но не очень эффективный самолет Су-7, который существенно доработали, изменив переднюю часть фюзеляжа, шасси и хвост, а крыло было разработано с нуля.


Истребитель Су-17
В отличие от Су-7, который практически не использовался в качестве истребителя, новый самолет вполне мог вести успешный воздушный бой с самыми лучшими и современными на то время западными аналогами.
В итоге Су-17 хорошо себя показал в конфликтах на Ближнем Востоке, а также в Афганистане, где он использовался в течение всех десяти лет военной кампании. Он и до сих пор состоит на вооружении у восьми стран мира.
Су-24
В 1970 году впервые в небо поднялся советский бомбардировщик Су-24, который был призван окончательно заменить устаревший Су-7. Так появился всепогодный самолет с крылом изменяемой геометрии, рабочая лошадка советской, а теперь и российской армии, которая эксплуатируется до сих пор (до 2020 года).


Бомбардировщик Су-24
Появившийся на вооружении нашей армии в 1975 году, бомбардировщик Су-24 ограниченно применялся во время войны в Афганистане. Большая часть случаев его боевого применения приходилась на локальные конфликты девяностых годов, в том числе, на обе Чеченские кампании, Карабах и Таджикистан. Су-24 также активно использовался во время войны в Южной Осетии в 2008 году.


Бомбардировщик Су-24
Су-25 Грач
Поначалу самолет Су-25, сейчас известный по прозвищу Грач, получил кличку Конек-Горбунок. Причиной тому стала достаточно необычная форма фюзеляжа, выступ с кабиной пилота на которой чем-то напоминает горб. Пилоты, впервые увидевшие этого горбуна, очень скептически относились к новинке, но, сев на штурвал и почувствовав мощь штурмовика, они кардинально меняли свое мнение о Су-25.


Штурмовик Су-25
Су-25 – это бронированный штурмовой самолет, который предназначен для воздушной поддержки сухопутный войск в любое время суток и при любых метеоусловиях. Примерно 7 процентов его массы приходится на системы защиты летательного аппарата в боевых условиях. В зависимости от задач, Су-25 может быть укомплектован 32 разными видами оружия, некоторые из которых могут использоваться одновременно.


Штурмовик Су-25
Впервые опробованный в бою в 1980 году, штурмовик Су-25 с тех пор успел поучаствовать в пятнадцати разных конфликтах по всему миру. Сейчас он находится на вооружении у семнадцати стран. Всего выпущено 1320 его единиц, но производство до сих пор ведется.
Су-27
Высокоманевренный истребитель Су-27 давно признан одним из лучших боевых самолетов, произведенных в Советском Союзе. Он имеет отличные летные и боевые характеристики и превосходит ближайшего «конкурента» МиГ-29 по дальности полета и возможной нагрузке.


Истребитель Су-27
Невероятно удачная конструкция Су-27 позволила создать на его основе множество модификаций, некоторые из которых стали самостоятельными моделями. Несмотря на свои восхитительные боевые качества, Су-27 – это, скорее, самолет сдерживания, и случаи его боевого применения не так уж часты. Самый известный конфликт, в котором одна из сторон его применяла, - это война между Эфиопией и Эритреей в 1999-2000 годах.


Истребитель Су-27
Зато Су-27 регулярно используется для создания новых авиационных рекордов и демонстрации фигур высшего пилотажа. Это главный самолет группы «Русские витязи».
Су-30
Су-30 – это сильно модернизированный вариант уже упоминавшегося в этом обзоре легендарного отечественного истребителя Су-27. Он создан для управления групповыми боевыми воздушными действиями, а также для прикрытия наземных операций.


Истребитель Су-30
Это самолет, который призван обеспечить господство одной из сторон конфликта в воздухе. Он также может выполнять роль разведчика. Су-30 является первым в мире серийным сверхманевренным самолетом.
В отличие от своего предшественника, Су-30 имеет возможность дозаправки в воздухе.


Истребитель Су-30
Из более чем 450 экземпляров истребителя Су-30 лишь три находятся на вооружении российской армии. Это, в первую очередь, экспортный продукт – самолет стоит на вооружении у Китая, Индии, Вьетнама, Венесуэлы, Индонезии, Алжира, Уганды и Малайзии.
Су-34
Еще одна модификация Су-27. Истребитель-бомбардировщик Су-34 был создан в конце восьмидесятых – начале девяностых в качестве самолета, который мог был наносить высокоточные удары с воздуха, в том числе, и при помощи ядерного оружия.



Впервые самолет Су-34 поднялся в воздух еще в 1990 году, но его серийное производство началось в 2006. А официально взят на вооружение он был лишь в 2013, хотя несколько его экземпляров успело принять участие в конфликте с Грузией 2008 года.


Истребитель-бомбардировщик Су-34
За свою необычную форму носовой части, очень напоминающую клюв, истребитель-бомбардировщик Су-34 получил прозвище «Утенок».
Су-35
Су-35, на данный момент, это самый лучший и современный боевой самолет российской армии, запущенный в серийное производство. Очередная модификация советского самолета Су-27 на несколько голов превосходит своего «прародителя», являясь многофункциональным сверхманевренным истребителем.


Истребитель Су-35
Это первый отечественный военный самолет поколения 4++, что означает его полную идентичность летательным аппаратам пятого поколения за исключением стелс-технологии.


Истребитель Су-35.
Ожидается, что уже в самом скором будущем Су-35 заменит самолеты Су-27 в качестве основного транспорта пилотажной группы «Русские витязи».

Наверняка кому-то из читателей известен легендарный советский перехватчик-истребитель Су-9, первый в с треугольным крылом, который около 15 лет был самым быстрым и высотным военным самолетом своего класса в Советском Союзе. В этой статье мы поговорим о его современном мирном тезке - пассажирском самолете Su9, детище того же конструкторского бюро

"Сухой Суперджет-100"

Полное - (в русском варианте - "Сухой Суперджет-100"). В обозначении Международной организации гражданской авиации - Был разработан корпорацией "Гражданские самолеты Сухого" при помощи иностранных коллег. Производитель - Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (КнААЗ). Программа разработки обошлась в 44 млрд рублей. Стоимость одной машины "Сухой Суперджет-100" - около 28 млн долларов.

На июнь 2017 года пассажирских самолетов Su9, фото которых вы видите в статье, произведено 139 (из них 136 летных). И это за период 2008-2017 гг. Из них:

  • 98 успешно летают;
  • 112 переданы заказчикам.

На сегодня Sukhoi Superjet 100 можно увидеть в рейсах и авиапарках нескольких российских и зарубежных авиакомпаний:

  • В России: "Аэрофлот", "Якутия", "Россия", "Газпром-авиа", "Ямал", "Азимут", "ИрАэро", "РусДжет", в авиапарке МВД и МЧС страны.
  • В Казахстане: пограничная служба системы национальной безопасности страны.
  • В Ирландии: CityJet.
  • В Мексике: Interjet.
  • В Таиланде: Королевские ВВС страны.

За всю историю эксплуатации пассажирских самолетов Su9 с их участием произошло три аварии:

  • 2012 год: врезался в гору во время показательного полета близ Джакарты. Погибло 45 человек.
  • 2013 год: в Кефлавике во время испытаний при посадке не вышло шасси. Жертв нет.
  • 2015 год: поврежден при буксировке в международном аэропорту Мехико. Обошлось без жертв.

Характеристики пассажирского самолета Su9

Основные характеристики единицы данной авиатехники:

  • Длина самолета: 29,94 м.
  • Размах крыла: 27,8 м.
  • Высота машины: 10,28 м.
  • Диаметр фюзеляжа: 3,24 м.
  • Наибольшая взлетная/посадочная масса: 45880-49450 кг (в зависимости от модификации)/41000 кг.
  • Вес пустого самолета: 24 250 кг.
  • Максимальный вес загрузки: 12 245 кг.
  • Наивысшая скорость машины: 860 км/ч.
  • Крейсерская скорость самолета: 830 км/ч.
  • Наибольшая высота полета: 12 200 м.
  • Максимальная дальность полета без дозаправки: 3048-4578 км.
  • Максимальное количество пассажиров на борту: 98-108 человек.
  • Экипаж: 2+2.
  • Общий объем багажных отделений: 21,7 м 3 .
  • Длина пробега: 1630 м.
  • Длина разбега: 1731-2052 м.
  • Предельный запас топлива: 15 805 л.

Схему пассажирского самолета Su9 вы можете разглядеть на фото далее.

История создания самолета

Кратко коснемся истории создания самолета "Сухой Суперджет-100":

  • 2003 год: победителем конкурса по выбору экспертного совета стал проект RRJ.
  • В феврале 2006 года стартовала сборка первого образца.
  • 26 сентября 2007 года первый опытный экземпляр был успешно презентован в Комсомольске-на-Амуре.
  • В 2009 году состоялся первый опытный полет пассажирского самолета Su9.
  • В феврале 2011 года машина была сертифицирована Межгосударственным авиационным комитетом.
  • В апреле 2011 года первый серийный Sukhoi SuperJet-100 был передан в эксплуатацию армянской авиакорпорации "Армавия". Он получил личное имя - "Юрий Гагарин".

Модификации Sukhoi SuperJet-100

Рассмотрим особенности модификаций пассажирского самолета Su9.

Модель Особенности
100В Базовый вариант машины.
100В-VIP Административно-деловая модификация гражданского самолета. Данные версии эксплуатируются в "России" и "Русджете".
100LR Данный самолет отличает то, что дальность его полета увеличена конструкторами до 4578 км.
100LR-VIP Административно-деловая версия машины предыдущей комплектации. Ее особенности: конвертируемый салон для пассажиров, адаптированный для перевозки лежачих больных.
100SV (Stretched Version) Коммерческая эксплуатация такого самолета станет возможной только к 2020 году, но работы по его проектированию и созданию ведутся с 2015 года. Самолет будет отличать удлиненный фюзеляж - машина сможет перевозить 110-125 человек. Максимальная взлетная масса при этом будет равна 55 тоннам. Не исключено, что для самолета будет разработано новое крыло с улучшенными аэродинамическими характеристиками.
Business Jet Высококомфортабельная версия самолета, предназначенная для перевозки важных лиц. Производится только по индивидуальным заявкам.
Sportjet by Sukhoi Модель находится пока в стадии разработки - о результатах можно будет говорить в 2018 году. Модификация разрабатывается специально для перевозки спортивных команд.

"Сухой Суперджет-100" - надежный и комфортный пассажирский самолет, разработанный группой российских и зарубежных конструкторов. Машина имеет отличные характеристики и ряд модификаций для различных категорий пассажиров.

Су-27 – это советский (российский) многоцелевой истребитель четвертого поколения, созданный в ОКБ Сухого в 70-х годах прошлого столетия. Основная задача этой машины – завоевание господства в воздухе.

Прототип Су-27 впервые поднялся в воздух в 1977 году, а в 1984 году серийные истребители начали поступать в войска. Официально эксплуатация Су-27 началась в 1985 году, она продолжается и в наши дни. Более того, на основе этой замечательной машины разработана целая линейка модификаций. Всего существует более десяти разновидностей этого истребителя.

Сегодня самолет Су-27 — это один из основных истребителей российских ВВС , кроме того, эта машина эта машина стоит на вооружении военно-воздушных сил стран СНГ, Индии, Китая, Вьетнама, Анголы и других стран.

Истребитель Су-27 – одна из наиболее удачных машин, созданных конструкторами ОКБ Сухого, и один из лучших истребителей четвертого поколения в мире. А еще можно сказать, что это просто очень красивый самолет, завораживающий своим изяществом и особой грацией. Авиаконструкторы говорят, что только красивый самолет хорошо летает, и истребитель Су-27 – наглядное подтверждение этого правила.

Также следует отметить, что эта машина обладает великолепными летно-техническими характеристиками: на счету Су-27 несколько мировых рекордов.

История крылатой машины

В начале 60-х годов появилось новое поколение истребителей, имевших в своей компоновке ряд сходных признаков, что определяло весьма близкие характеристики этих машин. Они имели максимальную скорость примерно в два раза превышающую звуковую, потолок – 18-20 км, оснащались довольно совершенными бортовыми РЛС и мощным ракетным вооружением.

В то время считалось, что боевые реактивные самолеты все больше будут походить на скоростные многоразовые ракеты, боестолкновения в воздухе будут проходить на средних и дальних дистанциях, а воздушные свалки времен прошедшей войны окончательно канули в Лету. Эти истребители имели крыло с тонким профилем и высокой удельной нагрузкой, что давало ощутимые преимущества на сверхзвуке, однако значительно снижало маневренность и увеличивало взлетную и посадочную скорость. Основной упор делался на использование ракетного вооружения.

Американцы очень быстро поняли ошибочность данной тенденции, их опыт использования авиации во Вьетнамской войне показал, что ближний маневренный бой рано списывать со счетов. «Фантомы» имели определенное преимущество на средних и дальних дистанциях, но гарантировано проигрывали более манёвренным истребителям МиГ-21 в ближнем бою.

Примерно с середины 60-х годов на Западе началась гонка к созданию истребителя четвертого поколения. Лидером в ней были американцы. Новый истребитель должен был заменить надежные, но устаревшие «Фантомы». В 1966 году было принято решение о развертывании в США программы FX (Fighter Experimental).

Первые чертежи новой машины появились в 1969 году, в будущем она получила наименование F-15 «Игл». В 1974 году в войска стали поступать первые серийные самолеты F-15A и F-15B.

За ходом американских разработок внимательно следили в Советском Союзе. Информация, поступавшая по разным каналам, тщательно анализировалась. Работа над советским истребителем четвертого поколения началась еще в 1969 году — но она велась в инициативном порядке. Только в 1971 году последовал соответствующий приказ о начале государственной программы разработки нового истребителя, который должен был стать советским ответом американскому F-15.

Был объявлен конкурс, участие в котором приняли ведущие авиационные КБ Советского Союза. Любопытно, что генеральный конструктор Сухой изначально не планировал заниматься новой машиной, потому что его ОКБ и так было перегружено работой: в то время испытывались первые предсерийные образцы Су-24 , шла разработка ракетоносца Т-4 , штурмовика Су-25 , разрабатывались новые модификации Су-17 и Су-15 .

Кроме того, Павел Осипович считал, что существующий уровень развития отечественной радиоэлектроники не позволяет создать истребитель с требуемыми характеристиками. При этом следует отметить, что именно конструкторы ОКБ Сухого первыми в инициативном порядке начали работать над обликом нового истребителя.

Первый вариант нового самолета был создан в КБ Сухого еще в 1970 году. Это был истребитель с интегральной компоновкой, крылом умеренной стреловидности и выраженными корневыми наплывами. Самолет изначально проектировался как статически неустойчивый, его устойчивость в полете должна была обеспечиваться ЭДСУ.

В 1971 году военные сформулировали требования к новому истребителю. Они не стали оригинальничать: просто взяли основные характеристики F-15 и добавили к ним по 10%. Машина должна была обладать высокой маневренностью, скоростью, иметь мощное вооружение и большую дальность полета, иметь совершенный комплекс БРЭО.

В 1972 году состоялись два технических совета, на которых ОКБ Яковлева, Сухого и Микояна представили свои наработки по новой машине. По их результатам ОКБ Яковлева выбыло из конкурса. В то же время микояновцы предложили разрабатывать не один, а сразу два истребителя: легкий и тяжелый — но при этом максимально унифицировать их оборудование. Это должно было ускорить производство и удешевить серийные машины.

В это же время в США была принята аналогичная концепция: в качестве легкого истребителя выступал F-16 , а тяжелого – F-15. Поэтому и в СССР решили поступить так же.

Эскизное проектирование истребителя было завершено в 1975 году, прототип машины получил обозначение Т-10, его первый полет состоялся в мае 1977 года.

До 1979 года было построено несколько предсерийных самолетов. Летные испытания и отработка оборудования показали, что летно-технические характеристики Т-10 значительно уступают ТТХ своего потенциального противника – американского истребителя F-15. Кроме того, было много проблем с радиоэлектронным оборудованием нового самолета, нормально не работала его РЛС. Т-10 не соответствовал техническому заданию. Создатели самолета столкнулись с нелегкой дилеммой: либо попытаться «довести» существующий самолет и начать его серийное производство, либо полностью переделать машину. При этом решение нужно было найти в максимально сжатые сроки. Конструкторы остановились на втором варианте.

В кратчайшее время был создан практически новый самолет, он получил обозначение Т-10С, и уже в апреле 1981 года он поднялся в небо. Эта машина имела крыло трапециевидной формы со скругленными корневыми наплывами и другим расположением двигателей. Было изменено также расположение носовой стойки шасси и тормозных щитков, проведены другие доработки.

Серийное производство нового самолета началось в 1981 году на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре, хотя государственные испытания машины официально завершились только в 1985 году. Официально на вооружение этот самолет был принят в 1990 году, после окончательной доработки и устранения всех дефектов, выявленных в ходе эксплуатации.

Устройство Су-27

Су-27 выполнен по интегральной аэродинамической схеме – его крыло плавно сопряжено с фюзеляжем, образуя единое целое. На самолетах с подобной компоновкой фюзеляж отсутствует как таковой: подъемную силу создают не только крылья, но и корпус машины.

Крыло самолета оснащено корневыми наплывами с большой стреловидностью, это значительно улучшает аэродинамические характеристики истребителя на больших углах атаки, по передней кромке стреловидность крыла — 42°. Крыло Су-27 оснащено флаперонами и двухсекционными носками крыла.

Горизонтально оперение самолета цельноповоротное, вертикальное – двухкилевое.

Фюзеляж Су-27 можно разделить на три части: переднюю, среднюю и хвостовую.

В передней части самолета находится бортовая РЛС, кабина пилота, носовая стойка шасси и некоторые системы электронного оборудования. Полностью герметизированная кабина пилота содержит кресло-катапульта К-36 ДМ, в двухместных модификациях истребителя кресла пилотов расположены тандемом.

Средняя часть фюзеляжа содержит центроплан крыла, топливные баки, отсек вооружения и тормозной щиток. Здесь же находятся стойки основного шасси. В хвостовой части истребителя находятся два двигателя, отсек оборудования, центральная балка с топливным баком и тормозные парашюты.

Шасси самолета трехопорное, с передней стойкой. Все три стойки имеют по одному колесу. Передняя стойка шасси убирается в фюзеляж, а основные – в центроплан крыла.

Силовая установка истребителя состоит из двух двухконтурных ТРДДФ АЛ-31Ф с форсажной камерой.

Топливная система истребителя состоит из пяти баков, в которые вмещается 9400 кг топлива. Благодаря внушительному объему топлива Су-27 обладает значительным боевым радиусом, максимальная дальность полета составляет 3900 км.

В состав пилотажно-навигационного комплекса Су-27 входят: система инерциальной курсовертикали ИКВ-72, доплеровский измеритель скорости, радиокомпас, система навигации «Радикал», самолетный ответчик СО-72, вычислитель «Маневр», а также система автоматического управления, пилотажные приборы и радиовысотомер.

Бортовой комплекс обороны самолета состоит из станции предупреждения об облучении и системы выброса помех.

На самолете установлен комплекс РЛПК-27 «Меч», система единой индикации СЕИ-31, комплекс распознавания воздушных объектов и система управления оружием. Цели типа «истребитель» могут обнаруживаться в передней полусфере до 100 км, в задней – до 40 км. Су-27 может одновременно вести до десяти целей и атаковать одну из них. РПЛК-27 дополняет оптико-электронной прицельной системой ОЭПС-27, которая состоит из лазерного дальномера и теплопеленгатора.

Су-27 вооружен автоматической пушкой ГШ-301 калибра 30 мм (боекомплект 150 снарядов), а также различным ракетным вооружением. Пушка установлена в правом наплыве крыла. Самолет имеет десять узлов подвески. Ракетное вооружение самолета включает в себя ракеты различных классов. Максимальная боевая нагрузка самолета – 6 тыс. кг.

Применение Су-27

Су-27 начали поступать в строевые части в 1984 году, на Западе об этом самолете заговорили в 1987 году после инцидента, который едва не закончился трагедией. Су-27 ВВС СССР столкнулся с норвежским патрульным самолетом «Орион» над Баренцевым морем. Оба самолета получили незначительные повреждения и смогли вернуться на базы.

До распада Советского Союза большая часть Су-27 находилась на вооружении войск ПВО. Долгое время эта машина считалась одной из самых маневренных в мире, истребитель регулярно демонстрировался на различных авиасалонах и шоу. Фигуры высшего пилотажа (например, всемирно известная «Кобра Пугачева»), которые может исполнять Су-27, неизменно приводят зрителей в восторг и изумление.

После распада СССР Су-27 стал одним из основных истребителей российских ВВС. Сегодня в составе военно-воздушных сил РФ примерно 400 подобных машин. На базе Су-27 создано множество модификаций, последние из которых намного совершеннее базовой модели. Истребитель Су-27СМ относится уже к поколению 4++.

В отличие от своего американского аналога F-15, истребитель Су-27 практически не применялся в реальных боевых действиях.

Один Су-27 ВВС РФ был сбит зенитной ракетой в ходе грузино-абхазского конфликта в 1993 году.

Су-27 ВВС Эфиопии использовались во время эфиопо-эритрейского конфликта, где они записали на свой счет три МиГ-29 противника.

Российские Су-27 участвовали в российско-грузинском конфликте 2008 года.

Истребителю Су-27 так и не удалось сойтись в настоящем воздушном бою со своим основным конкурентом — F-15. Однако между этими самолетами неоднократно проводились учебные поединки. В ближнем бою Су-27 имеет значительное преимущество: российская машина более маневренна и отличает высокой тяговооруженностью. А вот авионика у «американца» лучше, поэтому на дальних дистанциях шансы F-15 выглядят предпочтительней.

Во время учений «Коуп Индия 2004» в учебных поединках участвовали американские F-15 и Су-27 ВВС Индии. Американцы проиграли более двух третьих боев. Индийские пилоты старались приблизиться к противнику на максимально близкое расстояние, на дистанцию пушечного залпа.

Характеристики

Длина, м 21,935
Высота, м 5,932
Масса, кг
пустого самолета 16300
нормальная взлетная 22500
максимальная взлетная 30000
максимальная 9400
Двигатель 2 ТРДД АЛ-31Ф
Максимальная тяга, кН
бесфорсажная 2 х 74,53
форсажная 2 х 122,58
Макс. скорость, км/ч: 2500
Практический потолок, м 18500
Практическая дальность, км 3680
Вооружение: 30-мм пушка ГШ-301; боевая нагрузка – 6 тыс. кг, 10 узлов подвески.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Еще до революции, когда авиастроение только начинало развиваться, великий князь Александр Михайлович высказался насчет отечественных самолетостроителей-энтузиастов: «Пуще всего не следует увлекаться мыслью создания воздушного флота по планам наших изобретателей. Комитет [воздушного флота] нисколько не обязан тратить бешеные деньги на всякие фантазии только потому, что эти фантазии родились в России. Трудами братьев Райт, Сантаса Дюмона, Блерио, Фармана, Вуазена и других аэропланы доведены в настоящее время до возможного при нынешнем состоянии техники совершенства. И остается воспользоваться этими готовыми результатами».

Похоже, именно такой подход к авиастроению взят на вооружение в современной России. Остается только добавить к злободневно звучащим словам великого князя немного новомодных терминов вроде конкурентоспособности западных аналогов да заменить имена иностранных самолетостроителей на названия современных иностранных авиационных компаний «Боинг», «Эйрбас», «Бомбардье» и т.д.

Как известно, Советская власть придерживалась на этот счет прямо противоположного мнения. Не так уж много времени прошло с момента высказывания Александра Михайловича, но когда летом 1937 года экипаж Чкалова, совершив перелет через Северный полюс, приземлился на североамериканском континенте, на вопросы журналистов, кто строил самолет и чей на нем установлен мотор, наши летчики с полным правом могли гордо ответить: «Все в самолете советское». Самолет, на котором был совершен поразивший мир перелет, назывался АНТ-25, а его созданием в туполевском КБ занимался как раз замечательный советский конструктор, именем которого впоследствии будут называться лучшие отечественные военные самолеты, – Павел Осипович Сухой.
В 1930-е годы на самолетах, подготовленных коллективом под руководством Сухого, были установлены рекорды экипажей Чкалова и Громова. На доработанном варианте дальнего бомбардировщика ДБ-2, самолете «Родина» свой беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток совершили Гризодубова, Осипенко и Раскова. Данное самолету экипажем имя «Родина» «выражает мысли и чувства создателей машины: рабочих, инженеров, конструкторов», признавался в единственном за всю жизнь интервью конструктор Сухой.

Самостоятельное конструкторское бюро под руководством Сухого создается в 1939 году, и первым серийным самолетом марки «Су» становится Су-2. «На этих самолетах мы сражались под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, на Курской дуге», – вспоминали впоследствии летчики боевые подвиги Су-2 в Великой Отечественной войне. «Легкий самолет, послушный умелой руке, летучий, маневренный, достаточно скоростной. А главное, многоцелевой: разведчик, бомбардировщик, штурмовик, самолет «свободной охоты», самолет групповых полетов и одиночного боя, с просторной штурманской салон-кабиной, невероятно живучий и безотказный», – характеризовал детище Сухого Герой Советского Союза М.Лашин. Слово «живучесть» летчики вообще употребляют, отзываясь о Су-2, особенно часто, с благодарностью вспоминая о том, как он «снова спас нам жизнь».

Еще до войны Сухому дается задание создать штурмовик. Чуть раньше такая же задача была поставлена перед Ильюшиным, разработавшим в итоге знаменитый Ил-2. «Испытывая штурмовик Сухого, я обнаружил, что его скорость и маневренность выше, чем у Ил-2», – утверждал летчик А.К.Долгов. Несмотря на официальное признание превосходства Су-6 над Илом, в серию штурмовик Сухого не пошел: Ил-2 уже стоял на вооружении и успешно справлялся со своими задачами, и в тяжелейших военных условиях направлять средства на организацию производства нового самолета страна себе позволить не могла. Тем не менее заслуги Сухого не остались незамеченными руководством страны: конструктору была присуждена Сталинская премия первой степени, денежную часть которой Сухой направил в Фонд обороны.

Так сложилась, что эта судьба – так и не выйти в серию – постигла в тот период и другие отличные самолеты Сухого. В 1949 году он переживает тяжелейший момент: его КБ расформировывают, и Сухой вновь возвращается под крыло Туполева. «Я самолетчик и останусь им в любой ситуации. Без авиации я не могу представить свою жизнь», – сказал он тогда.

Отдельное конструкторское бюро было вновь создано в 1953-м. Считанные дни спустя Сухой уже познакомил своих соратников с основными параметрами двух новых самолетов. КБ Сухого приступает к созданию фронтового истребителя со стреловидным крылом и истребителя-перехватчика с треугольным крылом. То, что делал Сухой, было настолько ново, что многим заявленные технические характеристики задуманных самолетов казались невероятными. В адрес команды Сухого неоднократно звучали недоуменные комментарии: «Сухой и вы все – большие фантазеры». Тем не менее он сумел доказать, что может создавать самые лучшие, самые современные самолеты. Вскоре все встало на свои места: «Уж если у кого учиться новому и интересному, так это у Сухого», – признался однажды конструктор Лавочкин.

В 1956-м впервые в нашей стране на самолете Сухого была достигнута скорость, превышающая две скорости звука. Абсолютный мировой рекорд скорости полета на стокилометровом замкнутом маршруте (2092 км/ч) был установлен летчиком Адриановым на Т-405 того же КБ. Это далеко не единственное достижение мирового уровня на самолетах Сухого: так, В.С.Ильюшин на самолете Т-431 установил рекорд высоты полета в 28852 м, он же стал автором абсолютного рекорда высоты горизонтального полета (21 270 м). Павел Сухой считается одним из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации. Истребитель Су-7, истребитель-перехватчик Су-9, истребитель-бомбардировщик Су-7Б – вот несколько примеров спроектированных в послевоенный период Сухим самолетов. Первый в СССР самолет с крылом обратной стреловидности был также детищем Сухого –
Су-17. В общей сложности конструктор разработал полсотни оригинальных конструкций самолетов, более трех десятков их них были построены и испытаны.

Биографы Павла Осиповича отзываются о нем как о человеке крайне сдержанном, замкнутом, не дающем воли эмоциям, порой казавшемся некоторым даже точно соответствующим своей фамилии – «сухим», и одновременно в высшей степени скромном. И вместе с тем за внешним обликом скрывалась и чуткая забота о работавших рядом с ним людях, и удивительно богатый внутренний мир. Создатель великолепных боевых самолетов прекрасно разбирался в литературе и живописи, тщательно следил за последними техническими новинками, читая в подлиннике иностранные технические журналы (кстати, и художественную литературу), – он отлично владел тремя современными европейскими языками, а также знал латынь.

Маленький штрих: однажды Сухому доложили, что для него получена льготная путевка в санаторий. Конструктор заявил, что воспользуется путевкой, но только полностью оплатив ее. По его представлениям, льготные путевки должны были доставаться в первую очередь рабочим. Когда читаешь такое о советском руководителе, это совсем не кажется удивительным или редким, напротив – очень закономерно. Но в какое жуткое противоречие это поведение входит с отношением к рабочим современных «эффективных топ-менеджеров».

…Когда видишь в небе во время выступлений самолеты марки «Су», всякий раз испытываешь целую гамму чувств. Это всегда восторг от красоты боевой птицы, совершенства ее линий, восхищение мощью самолета и мастерством летчика, казалось бы, с легкостью проделывающего на тяжелой машине фигуры, от которых захватывает дух. Гордость, что это совершенство линий – результат напряженной работы наших авиастроителей; а еще – благодарность «сушкам» за то, что всю свою жизнь они честно берегли покой нашей страны, и ощущение, что, когда на вооружение начали поступать такие самолеты, нам действительно был не страшен никакой враг. Для нашего глаза они совсем не хищные, а наоборот, даже родные, а боятся пусть их другие! Вы никогда не замечали, насколько устрашающе в отличие от наших выглядят западные боевые самолеты – может, еще и потому, что знаешь, что на их счету и Югославия, и Ирак?.. И все же одновременно и с гордостью, и с восхищением сложно избавиться от щемящего чувства досады – что опять, в который раз, советские достижения обращаются себе на пользу властью, все советское проклинающей и разрушающей и потому не имеющей на них никакого морального права. Используются, чтобы рокотом еще работающих советских моторов «Русских витязей» заглушить все сомнения в нынешней нашей обороноспособности. А между тем как об общеизвестном факте применительно к военному авиастроению сегодня говорится о том, что «мы удерживаем промышленность только за счет экспортных поставок» и как свидетельство великого прогресса подается обещание, что в 2015 году 40% объема производства боевых самолетов будет ориентировано на внутренний рынок.

Двигателестроитель Люлька, с которым работал Сухой, особенно подчеркивал, на какой риск шел конструктор, приступив к созданию в только что воссозданном КБ невероятного по тем временам самолета: «Для этого нужна, я не боюсь таких высоких слов, большая смелость конструктора, настоящего патриота своей Родины». Слова о патриотизме тут отнюдь не случайны: Сухой работал в условиях, когда против СССР велась холодная война, и наличие у СССР современнейших боевых самолетов было крайне веским аргументом в противостоянии с НАТО. Аргументом, которого нам так не хватает теперь.

Т-4 («сотка») - ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец ОКБ им. Сухого.


- 22 августа 1972 года шеф-пилот Герой Советского Союза В.С.Ильюшин вместе с заслуженным штурманом СССР А.Алфёровым поднял Т-4 в воздух. Полет продолжался 40 мин. В девятом испытательном полете 6 августа 1973 года машина перешла звуковой барьер на высоте 12100 м.
На снимке: подготовка к полету.


- Третий экземпляр самолета (АНТ-37бис), выпущенный в феврале 1936 г., был назван «Родина». Все работы были произведены бригадой П.О.Сухого – фактического автора этого самолета. Конструкция и оборудование самолета «Родина» были более совершенными, чем в предыдущих военных и рекордных самолетах.
На самолете «Родина» был установлен жен-ский рекорд дальности полета. 24–25 сентября 1938 г. летчицы В.С.Гризодубова, П.Д.Осипенко и М.М.Раскова совершили полет по маршруту Москва – поселок Керби протяженностью 5908 км за 26 ч 29 мин. летного времени.


На снимке: П.О.Сухой среди членов экипажа самолета «Родина» (М.Раскова, В.Гризодубова, П.Осипенко).

    Самолёт вертикального взлета и посадки Як 141 … Википедия

    Основная статья: Галилео (программа) В основном каждый выпуск состоит из четырёх шести сюжетов и одного эксперимента в студии. Сюжеты могут быть как и из оригинальной немецкой версии, так и снятые уже русской командой. Содержание 1 1 сезон (март… … Википедия

    Приложение к статье Медаль Нестерова Содержание 1 Республика Бурятия … Википедия

    Эта страница информационный список. См. также основную статью: Новодевичье кладбище Содержание … Википедия

    - … Википедия

    Медаль «Золотая Звезда» Список граждан СССР, удостоенных звания Герой Советского Союза живших в Ростовской области, а также получивших это звание в годы … Википедия

    Здание ОКБ Сухого ОАО «ОКБ Сухого» одно из ведущих предприятий России по разработке авиационной техники. Входит в авиационный холдинг ОАО Компания «Сухой». Содержание 1 История 2 Разработки … Википедия

    Главная проходная ОКБ Сухого (Москва, ул. Поликарпова, 23а) ОАО «ОКБ Сухого» одно из ведущих предприятий России по разработке авиационной техники. Входит в авиационный холдинг ОАО «Компания „Сухой“» … Википедия

    Самолёт вертикального взлета и посадки фирмы McDonnell Douglas, штурмовик AV 8B+ Harrier II Самолёт вертикального взлёта и посадки, общепринятое сокращение СВВП или англ. VTOL Vertical Take Off and Landing самолёт, способный взлетать и садиться … Википедия