Районы Лиссабона – где лучше остановиться туристу. Районы Лиссабона — что посмотреть Alfama – историческая душа Лиссабона

Лиссабон — самая крайняя точка континентальной Европы. Туристы из России забираются сюда редко. Услышать родную речь за время поездки нам доводилось не часто. Для меня этот город и сама Португалия в целом стали большим открытием. Черепичные красные крыши, океан, Sweet wine — поехали по порядку.

Как добраться до Лиссабона

Добраться из Москвы до Лиссабона можно прямыми регулярными рейсами Tap Portugal, Ural Airlines и с недавнего времени Аэрофлотом.

Tap Portugal летает каждый день, рейсы у них самые удобные. Вылет из Москвы рано утром, вылет из Лиссабона поздно вечером. Стоимость порядка 30 000 руб на человека в две стороны. За 10-12 месяцев до даты вылета идет скидка 50%, можно купить билеты за 15 000 р.

Ural Airlines летает по четвергам и воскресеньям. Вылеты из Москвы и Лиссабона посреди дня. По факту теряешь день вылета и прилета из-за неудобного расписания. Стоимость также в районе 30 000 руб. на человека за билет туда-обратно. В начале года (январь-февраль) регулярно делают скидку на билеты с вылетом в летние месяцы, можно купить в пол цены.

Аэрофлот предлагает вылеты из Москвы по понедельникам и средам в районе 20:00. Вылеты из Лиссабона по вторникам и четвергам в 08:00 утра. Цена в районе 30 — 35 тысяч. Самые неудобные рейсы в плане времени. Придется потратиться на две лишние ночи в отеле.

Есть также разные варианты, которыми можно добраться до Лиссабона с пересадками. Я нормальных рейсов со стыковками не видел.

В нашем частном случае перелеты были с Ural Airlines. Билеты покупались в феврале на июль с дисконтом в 50%. Задержка рейса на 1-1,5 часа в Москве и Лиссабоне. самолеты возрастом 10-15 лет. Если бы не цена со скидкой, ни за что не полетел с ними. Однозначно стоит выбирать Tap Portugal на данном направлении.

Советую смотреть цены регулярно на Aviasales , как по мне самый адекватный агрегатор. Как только появится хороший вариант от авиакомпаний выше, стоит сразу брать билеты. По промо тарифам они уходят буквально за пару часов.

Районы Лиссабона

Лиссабон — это город смотровых площадок (Miradouro), узких улочек с причудливыми домами и грохочущие ретро трамваи. Строить грандиозные планы и маршруты здесь не нужно. Достаточно просто расставить на карте точки достопримечательностей и выделить для себя в какой день посетить тот или иной район Лиссабона. Идеальный вариант знакомства с городом — бесцельно бродить по улицам, натыкаясь на смотровые и достопримечательности.

Уделить внимание стоит следующим районам:

  1. Байру Альту — Шиаду (Bairro Alto — Chiado);
  2. Байша (Baixa);
  3. Алфама (Alfama);
  4. Белем (Belem).

На карте выше я отметил все основные смотровые площадки, а также ряд достопримечательностей, которые мы посетили и посмотрели. Структура отзыва такова: Район — фото к нему — небольшие комментарии и особенности, если таковые были.

Писать инструкцию по Лиссабону куда, как и когда идти бессмысленно, как и составлять себе подробный маршрут.

Для знакомства с Лиссабоном один день мы полностью потратили на Байру Алту — Шиаду + Байша, второй — Белем+Алфама.

Байру Алту — Шиаду и Байша (Bairro Alto — Chiado and Baixa)

На карте отмечено оранжевым цветом. Это центральные районы Лиссабона. За отправную точку можно брать площадь Россио.

Лучшие виды на город открываются со смотровой лифта Санта-Жуста

Оплачивается подъем на лифте картой Viva Viagem — проездным на общественный транспорт в Лиссабоне. Касс около лифта нет, поэтому нужно заранее позаботиться о билете.

Приходить к лифту Санта Жуста лучше всего к концу дня, часов в семь. В это время очередей практически нет.

Красные черепичные крыши на закате приводят в восторг. Пейзажи завораживают и уносят лет на 200-300 в прошлое.

Еще раз отмечу, что в Лиссабоне нужно просто неторопливо бродить по улицам и рассматривать архитектуру, местных жителей.

Алфама (Alfama)

Старейший район Лиссабона. Здесь сохранились средневековые постройки и хаотичная планировка улиц того времени.

Алфама расположена на склоне. Ходить приходится постоянно то в гору, то под гору, минуя многочисленные лестницы и ступени. Из-за плотной застройки солнце не может пробиться к узким улицам. Находиться здесь комфортно даже днем в летний зной.

В этом районе расположено очень много смотровых площадок, посещать которые, желательно, уже ближе к вечеру, когда солнце не такое злое.

То же самое можно сказать и о замке Святого Георгия (Castelo de S. Jorge). Приходить сюда нужно к закрытию. Стоимость входа на человека что-то порядка 8 евро. Виды с замка впечатляющие.

по Алфаме мы ходили с двух часов дня и до заката. Времени хватило, чтобы обойти все вьюпоинты, а также пару раз заблудиться в узких улочках. Замок посещали около 6ти вечера.

Белем (Belem)

Район находится в удалении от центра Лиссабона. Чтобы добраться до него, потребуется воспользоваться городским транспортом. Рядом с площадью коммерции (см. карту выше) можно сесть на трамвай №15E, который прямиком доставит до Белема.

Самая главная достопримечательность здесь — башня Белем (Torre de Belem)

Самой главной нашей ошибкой за время посещения Лиссабона было пойти внутрь башни. В июле в адскую жару находится там нереально. Палящее солнце плавит кожу и мозги. К тому, же виды с башни ни о чем, смотреть внутри также не на что. Вход стоит 6 евро с человека, не советую заходить внутрь. Вполне достаточно посмотреть снаружи на башню.

В Белеме расположено известное кафе Pasteis de Belem (см. карту), в котором выпекают одноименный десерт. Любой путеводитель непременно направит туриста сюда. Рецепт этих корзинок бережно хранится и не разглашается из поколения в поколение. Оригинальное пирожное можно попробовать только здесь.

При посещении этого кафе советую проходить в глубь помещения, которое имеет много залов. В основном весь народ толпится в первых двух залах и поначалу хочется уйти, слишком уж много людей, суета. В дальних залах можно спокойно найти свободный столик и попробовать это чудо. Очень вкусно.

Потратить время в Белеме можно еще на монастырь Jeronimos Monastery. Вход свободный. История этого места впечатляет.

В каком районе Лиссабона остановиться

Лучше всего в Лиссабоне остановиться в районе Шиаду . Это самый центр города. Отсюда можно пешком добраться до любой смотровой или достопримечательности (кроме Белема). Для поездок за город рядом расположена станция Россио. Также можно рассмотреть районы Байру-Альту или Альфаму .

На задворках Европы: Португалия. Часть 1. Лиссабон. Байрру-Алту и Шиаду May 17th, 2011


Ба́йрру-А́лту (порт. Bairro Alto) расположен на высоком холме к западу от , что обусловило его название (в буквальном переводе— «высокий район»). Район был застроен к концу XVI века. В разрушительном лиссабонском землетрясении пострадал сильно, хотя и меньше, чем расположенная ниже . Поскольку Байрру-Алту является одним из самых высоких районов города, здесь есть несколько смотровых площадок с живописными видами на город, главные из которых - Мирадору-ди-Санта-Катарина и Мирадору-ди-Сан-Педро-ди-Алькантра.
Если Вы помните, в нашей экскурсии по Байше мы дважды имели возможность попасть с вами в этот район, во-первых, с помощью лифта Санта-Жушта; и потом, будучи на Авенида да Либердаде, с помощью подъёмника Элевадор-да-Глория. Но тогда у нас еще были «дела» в Байше, и мы этого не сделали. Так сделаем это сейчас?;)
«Современный Байрру-Алту— район шоппинга, развлечений и ночной жизни. », - так характеризуют этот район путеводители. Именно ночной, это я отмечу. ;) И хотя, что ни дверь — то ресторан, но в дневное время обедать здесь вам не придется, все закрыто до вечера...
Расположенный рядом район Шиаду (Chiado) считается более элегантным, говорят,что именно сюда состоятельные португальцы приезжают за покупками. Магазины известных мировых марок располагаются в Лисссобоне, помимо роскошной Avenida da Liberdade, еще и здесь. Это информация для шоппиголиков. ;)

Среди главных достопримечательностей Байрру-Алту следует отметить Монастырь Кармо (Carmo Convent) с археологическим музеем. Монастырь Кармо распложен на холме в районе Шиаду (Chiado), возвышаясь над площадью Росиу в Байши, и обращен лицом на холм с замком св. Георга. Одной стороной монастырь на лифт Санта-Жушта.Это средневековый монастырь, который был разрушен во время землетрясения 1755 года, когда навсегда была потеряна библиотека, насчитвающая 5 000 книг. Сохранившиеся до сих пор руины готической церкви Кармо (Carmo Church or Igreja do Carmo) являются главным напоминанием землетрясения, разрушевшего город.Монастырь позже был реконструирован и в конце концов стал использоваться как казармы. Церковь так и не была полностью восстановлена и стала складом для хранения древесины, а в 1864 году ее пожертвовали Ассоциации португалиских археологов, которые сделали из ее руин археологический музей (Museu Arqueológico do Carmo or Carmo Archaeological Museum)., открытый для посетителей.
Монастырь Кармо был основан португальским рыцарем Нуно Алварешем Перейра (Nuno Álvares Pereira) в 1389 году для ордена Кармелитов. Альвареш Перейра был Констеблем Португалии, это звание в те времена давало высшую после короля военную власть. На службе у королоя Жуана Первого (King John I) Алвареш Перейра командовал португальской армией в Битве Алжубарота (Battle of Aljubarrota) в 1385 году, в которой Португалия гарантирвала себе независимость, одержав победу над Кастилийской армией.
Первыми жильцами монастыря стали Кармелиты из Моуры (Moura), южной Португалии, которые вошли в монастырь в 1392 году. В 1404 году праведный Альвареш Перейра пожертвовал монастырю все свое богатство, а в 1423 году стал там монахом.

Выходим на оживленную торговую улицу Шиаду - улицу Rua Garret , названную в честь знаменитого писателя из Порту, которая приведет нас к знаменитому литературному кафе «Бразилейра» (Brasileira) прямо посреди тротуара с его вечным посетителем Фернандо Песоа (знаменитый португальский поэт, любил здесь бывать) — его бронзовая фигура навечно застыла за одним из столиков кафе.

Напротив кафе небольшая площадь Ларгу-ду-Шиаду с бронзовой статуей того, кто согласно городской хронике дал имя этому району.А речь идет об образе Антониу Рибейры, монаха XVIвека, жившего в этом районе, который добился определенной известности благодаря своим способностям в поэзии и хитрости, за что и получил прозвище «шиаду», что с португальского означает «хитрый». Кстати, неслучайно лицо бронзовой статуи такое хитрющее! ;))

Расположенная поблизости церковь Мучеников возвышается на месте, где располагался лагерь крестоносцев, содействовавших королю Афонсу Энрикушу в завоевании у мавров Лиссабона.

Сразу за кафе следует площадь Луиша ди Камоэнса (Praca Luis de Camoes) c памятником знаменитому поэту в центре. Признаюсь Вам, я - человек далекий от поэзии вообще, не говоря уже о португальской, так что если бы не мой любимый фильм «Покровские ворота», то это имя вообще бы ничего мне не говорило, а так сделаем вид, что мы немного в курсе. ;)

Для любителей художественных музеев здесь тоже есть, где разгуляться.
Вашему вниманию - Музей Шиаду (Museu do Chiado) на Rua Serpa Pinto, 4, который обладает впечатляющей коллекцией живописи, графики и скульптуры с середины XIX века по 1960 год, включая работы наиболее известных португальских художников различных поколений и направлений - романтизм, натурализм, модернизм, сюрреализм и абстракционизм.
А также Национальный музей старого искусства , или Музей «Жанелаж вердеш» (Museu Janelas Verdes)- это один из важнейших музеев страны. Он расположен во дворце XVII века и в здании, стоящем на месте кармелитского монастыря XVI века, от которого осталась часовня. В собрании музея представлена живопись португальских художников Нуну Гонсалвеша (XV в.), Фрея Карлуша, Вашку Фернандеша, Грегориу Лопеша, Криштована Фигейреду (XVI в.) Виейры Портуэнсе и Домингуша Секейры (XVIII-XIX вв.), а также коллекция выдающихся европейских мастеров (Босх, Дюрер, Гольбейн, Лукас Кранах, Зурбаран, Пьетро делла Франческа, Рафаэль, Фрагонар, Курбе). Особую ценность музея составляет триптих Иеронима Босха на тему «Искушение Св. Антония». Интересная коллекция религиозной скульптуры от средневековья до барокко, а также прекрасные образцы прикладного искусства - португальская и восточная керамика, мебель, ковры. Особого упоминания заслуживает самое лучшее в Португалии собрание золотой и серебряной посуды, в том числе красивейшая серебряная столовая посуда португальской королевской семьи.

Квартал Шиаду, расположенный в западной части склона Байши, назван в честь францисканского монаха и поэта Антониу Рибейру (ок. 1520–1591) по прозвищу Chiado (лукавый, хитрый). В 1988 году квартал он привлёк к себе внимание всего мира, когда на восточном конце улицы Руа Гарретт (Rua Garrett) и на пешеходной зоне Руа ду Карму (Rua do Carmo) дотла сгорело несколько знаменитых старинных зданий. Под руководством известного архитектора Алвару Сиза Виэйра, были проведены восстановительные работы и реконструкция всего района. Сегодня район облюбовали художники, скульпторы, писатели, книготорговцы и прочие деятели искусств.

Кармелитская церковь (Igreja do Carmo)

В гору из квартала Байша в квартал Шиаду подняться на 32-метровую высоту можно на подъёмнике «Санта Жуста» или пешком. Воздушный мост ведёт прямо в центр квартала Шиаду мимо Кармелитской церкви. Готическая церковь монастыря кармелитов во время землетрясения 1755 года превратилась в развалины, в которых расположился Археологический музей (Museu Arqueológico). Устремлённые в небо рёбра рухнувшего свода завораживают не меньше, чем коллекция из римских саркофагов, вестготских колонн и скульптур Машаду ди Каштру, представленных в музее. Летом в руинах церкви проходят концерты.

Руа Гарретт (Rua Garrett)

Руа Гарретт является главной улицей квартала Шиаду. Здесь много магазинов и книжных лавок с хорошим ассортиментом. В доме № 73 расположен магазин Livreria Bertrand, открытая более 200 лет назад. Руа Гарретт заканчивается у площади Ларгу ду Шиаду (Largo do Chiado), на которой установлен памятник поэту Шиаду (Антониу Рибейру).

Кафе «A Brasileira» и кафе «Pasteleria Bertrand»

На Руа Гарретт находится знаменитое литературно-художественное кафе «А Бразилейра (A Brasileira), перед которым стоит бронзовый памятник поэту-лирику Фернанду Пессоа (1888-1935), умершему от цирроза печени и обретшему славу лишь после смерти. Кафе возникло на месте магазина по продаже бразильского кофе, основанного в 1905 году. Рядом с «A Brasileira» находится кафе «Pasteleria Bertrand», в котором подают очень вкусные пирожные и кофе.

Дом Фернанду Пессоа (Casa Fernando Pessoa)

Дом Фернанду Пессоа расположен на площади Ларгу ди Сан Карлуш дом № 4. В этом доме поэт родился, а дом, в котором он жил, находится в квартале Кампу ди Орики (Campo de Ourique). В доме размещаются библиотека и ресторан.

Национальный театр Сан Карлуш (Teatro Nacional de São Carlos)

Национальный оперный театр Сан Карлуш, расположенный на площади Ларгу ди Сан Карлуш (Largo de São Carlos), был основан в 1793 году на средства богатых португальских купцов. На протяжении всего XIX века этот театр был центром итальянской и португальской оперы. В театре выступало множество известных европейских оперных певцов. Самой известной постановкой стала опера «Травиата» с участием Марии Каллас в 1958 году.

Национальный музей современного искусства (Museu de Arte Contemporânea) или Музей Шиаду (Museu do Chiado)

Музей Шиаду на улице Руа Серпа Пинту № 4(Rua Serpa Pinto), расположился в здании, которое когда-то принадлежало францисканскому монастырю, после землетрясения здание пустовало вплоть до начала XIX века. Позже в нём находилась кондитерская фабрика, потом академия художеств, позднее Национальная библиотека и, только в 1911 году здесь открылся музей. Здесь представлены картины и скульптуры начиная с XIX века и до наших дней. В музее можно увидеть картины Колумбану Бордалу Пинейру, Жузе Малхоа и скульптуры Огюста Родена.

В переводе с арабского слово «Алфама» означает «теплый источник»: в VIII веке мавры, пришедшие из Северной Африки, обнаружили, что из земли на восточном склоне холма бьют горячие минеральные ключи. Несмотря на почти осязаемый мавританский дух, сохранившийся в Алфаме – достаточно сказать, что весь район построен в форме арабской касбы – именно здесь как, пожалуй, нигде в городе, можно увидеть все вехи развития Лиссабона: от времен римского владычества до Эпохи Великих Географических открытий. Алфама почти не пострадала во время великого лиссабонского землетрясения и сохранила не только множество средневековых зданий, но также и памятники архитектуры барокко. Но самое удивительное качество Алфамы – это тот факт, что Алфама не законсервировалась, не превратилась в музей под открытым небом, не стала туристическим аттракционом и архитектурным воспоминанием о самой себе. И потому здесь, в сплетении узких улиц, лестниц и тупиков, как и двести лет назад, кипит живая жизнь Лиссабона.

БАЙРУ-АЛТУ И ПРИНСИП РЕАЛ

Байрру Алту буквально означает «верхний район» – то есть, расположенный на холме. Заложенный в конце XVI века, за четыреста лет своего существования он прошел путь от «квартала церквей» до района развлечений. Считается, что именно на его старинные улицы переместилась гремевшая на всю Европу movida madrileña – сейчас Байрру Алту, пожалуй, главный ночной клуб Лиссабона. Здесь можно найти развлечения на любой вкус, от Домов фаду до джазовых клубов, от ресторанов традиционной алентежанской кухни до карибских баров. Байрру Алту просыпается вечером и не спит до рассвета, однако днем он живет жизнью обычного городского квартала, и по его мощеным улицам можно изучать историю Лиссабона. Туристов и горожан неизменно привлекают Музей портвейна и мирадору Сан Педру де Алкантра – одна из самых впечатляющих смотровых площадок города. На самой вершине холма Байрру Алту плавно перетекает в модный и дорогой Принсипе Реал, квартал для португальской знати, построенный в 1860 году вокруг сада, центром которого является старинный кедр с кроной, чей диаметр превышает 50 метров. Принсипе Реал и сейчас оправдывает свое название – «Наследный принц»: настолько он элегантен, благороден и аристократичен.

БАЙША

Строгие, но при этом нарядные улицы самого «геометричного» района Лиссабона появились во второй половине XVIII века на месте сметенного Великим землетрясением средневекового города. Первые в мире сейсмоустойчивые дома, первая городская застройка по заранее утвержденному плану – для своего времени Байша была самым прогрессивным и передовым местом в Европе. Она начинается на берегу Тежу, с великолепной Площади Коммерции, у Cais das Colunas, символических водных ворот Лиссабона. Пешеходная Руа Аугушта выводит к – очаровательной площади, которую называют «сердцем Лиссабона». Росиу это своеобразный «нулевой километр», место, где сходятся все лиссабонские дороги. На эту площадь смотрят главные городские достопримечательности: замок Белен и Алкантра.

Официальный отсчет своей истории район Белен ведет с XVI века, когда король Мануэл I Счастливый возвел на берегу Тежу Беленскую башню и колоссальный Жеронимуш – монастырь Иеронимитов, равного которому нет во всей Европе. Эпоха Великих Географических открытий сделала Белен точкой отсчета нового миропорядка, и теперь уже трудно представить, что когда-то на месте была уединенная рыбацкая бухта, а долина Алкантра, простирающаяся вглубь и ныне рассеченная уникальным , считалась отдаленной и довольно опасной деревней. Белен – это олицетворение морского могущества Португалии, место, где Тежу сливается в Атлантическим океаном, обитель королей и материальная память страны:

Этот живописный район стал частью Лиссабона в XII веке, когда первый король Португалии Афонсу Энрикеш отвоевал город у мавров и сделал его столицей независимой Португалии. Не желая усобиц, Афонсу разрешил уцелевшим мусульманам остаться в древнем поселении на северо-западном склоне замкового холма, что и дало название району: Mouraria – производное от слова mouros, буквально «мавры». Пережившая осады, городские бунты и Великое Лиссабонское землетрясение, знавшая и процветание, и упадок, древняя Морария все еще полна секретов. Неказистое с виду здание может оказаться дворцом канувшего в лету знатного рода. В старом подвале можно найти историческую таверну. Узкий переулок выводит к великолепной площади, барочные церкви прячутся в ряду разноцветных домишек. В Морарии можно увидеть дом, где полтора века назад родилась музыка фаду. Попробовать кухню пятнадцати стран и услышать на рассвете петушиный крик. Потому что Морария – это, пожалуй, единственная деревня в самом центре европейской столицы. Многонациональная, громкая, открытая для всех и все еще загадочная, Морария показывает тот самый «настоящий» Лиссабон, который так стремятся увидеть те, кто хочет понять этот удивительный город.

Своим названием район Шиаду обязан по одной версии средневековому поэту Антониу Рибейру, который имел привычку читать свои сатирические стихи пронзительно скрипучим голосом; по другой – некоему охрипшему от пьянства трактирщику примерно тех же времен; по третьей – скрипу каретных колес, принадлежащих португальской знати, что давным давно облюбовала этот живописный лиссабонский холм. Но, как бы там ни было, сейчас Шиаду – один из самых дорогих и престижных районов города, средоточие дорогих магазинов, гламурных кафе и театров. Очаровательная площадь Камоэнса и знаменитое литературное придают Шиаду богемный шик. Тем неожиданнее контраст с примыкающим к нему районом Кайш ду Содре – вокзал, речной порт и рынок Меркаду да Рибейра превратили Кайш ду Содре в центр ночных развлечений на любой вкус. Здесь находится знаменитая Розовая улица с множеством баров и дискотек. А архитектурная изысканность и портовый колорит делают Кайш ду Содре обязательным для посещения даже тем, кто равнодушен к ночной жизни.

August 4th, 2016

Всегда приятно возвращаться в место, где тебе было хорошо. А если это место Лиссабон, то можно получить двойное удовольствие. Я уже был в этом прекрасном городе , но в эту португальскую вылазку решил еще раз прогуляться по знакомым местам, пусть даже времени на столицу Португалии было всего три часа. Но вы уже знаете мои темпы прогулки, поэтому за это короткое время я успел посмотреть два района в центре Лиссабона: Байшу и Алфаму. Они абсолютно разные, так что получилось за один раз охватить сразу несколько граней города. Начну с прогулки по району Байша.

Средневековая Байша (Baixa) была полностью уничтожена катастрофическим лиссабонским землетрясением 1755 года. При восстановлении города Байша была выстроена с нуля по единому плану. Средневековый хаотический лабиринт улиц (который я так люблю) был заменён сетью прямых и широких улиц строгой прямоугольной планировки, что стало одним из первых в Европе примеров подобного градостроительного подхода. В связи с одновременностью постройки всех зданий Байша отличается единой архитектурной стилистикой, этот стиль позднее получил имя помбалино в честь барона Помбала, руководившего восстановлением. Кроме того, Байша стала одним из первых в истории примеров строительства целого района с учётом сейсмостойкости зданий. Байша, пожалуй, самый популярный у туристов район Лиссабона здесь расположено большое количество магазинов, кафе, сувенирных лавок.

Посмотрите, какие виды открываются с площади.

Самое внушительное строение площади - это арка Августа . Огромную арку венчает семиметровая фигура Славы, она держит венками над Мужеством в шлеме с символами правящей тогда династии Брагансов и над Изобретательностью, рядом с которым расположены символы искусства и культуры. Под ними герб Португалии и статуи великих португальцев, в частности маркиза Помбала, восстановившего Лиссабон после землетрясения и фактического правителя страны, и Васка да Гамы. По бокам символические статуи главных рек Португалии: Тежу и Дору.

Вид на арку со стороны Rua Augusta .

Знаете, какая проблема с Португалией в плане достопримечательностей? По ним сложно найти информацию. Статьи в Вики очень куцые, причем тут не работает тревел-блогерский лайфхак, что надо читать статьи на языке страны, они более полная. Отнюдь, по Португалии англоязычные статьи лучше. Даже путеводители в наших книжных надо еще поискать.

Мне стало интересно отыскать, что-то об этих двух колоннах, но ничего подробнее этого текста в телеграфном стиле не нашлось. Пристань Кайш-даш-Колунаш веками служила парадным причалом Лиссабона, принимавшим королей и самых знатных гостей страны. Мраморные ступени пристани обрамлены двумя угловыми колоннами.

Интересно, как поменялось мое восприятие европейских городов, за те пять лет, что я не был в Лиссабоне. Нет, по-прежнему меня приводят в восторг узкие и извилистые средневековые улочки, будь то фахверк или облупленные итальянские домики. Но теперь и такие правильные и пафосные улицы 18-19-го веков также стали мне нравиться. Так что в этот раз главная улица Rua Augusta пришлась мне по нраву. Особенно ее мозаичное покрытие, на фото ниже, оно неплохо видно.

Несколько снимков улиц, пересекающих rua Augusta.

С одной из таких улиц открывается вид на подъёмник Санта-Жушта (Elevador de Santa Justa). Любую ажурную железную конструкцию перо тревел-блогера готово приписать Эйфелю, но, как и в случае , Эйфель к лифту не имеет отношения. На подъемнике я покатался , потому в этот раз его проигнорировал, на него обычно очередь из туристов (там всего две кабинки) и время терять не хотелось.

Лиссабонцы - знатные булкоеды. Каждое второе заведение в Байше выглядит как-то так.

Не любитель я булок поэтому такой тощий, но ради чего-то совсем уж местного обычно делаю исключение, как например, для бретонского кунь амана , или португальского паштела . В первую поездку я наелся сладких паштелей в культовом заведении "Паштел де Белен". В этот раз попробовал вариант пирожка из трески. Согласно рецепту начала прошлого века делаются паштейши де бакаляу (трески) следующим образом.

Сварите кусок трески, отделите кожу и кости, смешайте с отварным картофелем и мелкопорезанной петрушкой и пропустите все через мясорубку. В полученную массу добавьте молоко и яичные желтки и приправьте небольшой щепоткой соли и перца чили. Перемешайте полученное тесто и влейте в него заранее взбитые яичные белки. Полученное тесто разделите на равные части мерной ложкой, смазанной маслом, что бы кусочки не слипались друг с другом и затем последовательно поместите их в сковороду для жарки. В сковороде должно быть достаточно масла, чтобы пирожки погрузились в него полностью, не касаясь дна. Достаньте готовые пирожки ложой и положите так, чтобы излишки масла стекли.

Rua Augusta выходит на площадь Rossio .

В центре площади Росиу, на величественном столпе в виде коринфской колонны, возвышается статуя 28-го короля Португалии и первого императора Бразилии Педру IV, я немного писал о нем в рассказе о Порту. Четыре женские фигуры на её постаменте олицетворяют справедливость, мудрость, силу и умеренность - добродетели, которыми, по мнению скульптора, обладал король.

Согласно городской легенде, изначально статуя изображала императора Максимилиана Мексиканского. Однако незадолго до её установки император был расстрелян, и статуя была «откорректирована» в соответствии с новыми политическими веяниями. Этим объясняют сходство, которое многие усматривают между фигурой на площади Росиу и мексиканским правителем. Впрочем, противники этой идеи указывают на элементы, однозначно говорящие о лузитанском «происхождении» памятника: изображения португальского герба на пуговицах, ожерелье с орденом Башни и Меча и Конституция в руках короля.

Другое украшение площади Росиу - два бронзовых фонтана в стиле барокко, в северном и южном концах площади. По некоторым данным, они были привезены из Франции. Выделяется площадь Росиу и своим оформлением: в середине 19 века её замостили в виде волнистого узора чёрным и белым булыжником. Говорят, такой рисунок помогал морякам, сходившим на берег в Лиссабоне, быстрее привыкнуть к суше под ногами.

Питьевые фонтанчики очень милые, напоминают , разве что там девы в декоре используются.

Памятник этому Педру ерунда, а вот под ноги смотреть было очень прикольно. С учетом, что на этой площади практически в открытую торгуют наркотой, если прямо на месте ее употребить, то наверно эффект будет замечательный. Я про эти волны на плитке, если кто не понял.

К вопросу о наркоте. В первую поездку я остался в восхищении от Лиссабона, но при этом был слегка шокирован его маргинальностью. На главной площади города открыто барыжат веществами , вечером все парки превращаются в лежбище бомжей, куча нищих, вокруг столиков кафе вьются темные личности, норовящие что-то стащить у туристов, все стены в уродских тегах, многие здания в полуразрушенном состоянии. Помню, как в пяти минутах ходьбы от Росиу мы забрели в самое натуральное гетто, где нас тормознул наряд полиции и попросил ради безопасности убрать камеры. Дополнила картину поездка на электричке (тоже разукрашенной граффити и раздолдолбанной вусмерть) в Синтру, где мы с Олькой были единственными белыми, а афропортугальцы кидали мусор в окна поезда и забирались с ногами на сидения.

Хмм, то ли у меня восприятие изменилось, то ли в Лиссабоне немного навели порядок, но ничего подобного в эту поездку 2015-го года я не заметил. Кроме барыг, весь остальной колорит куда-то испарился. Особенно выигрышно и благополучно Лиссабон смотрелся сразу после милейшего, но полуразрушенного Порту.

Переходим к следующей достопримечательности Лиссабона - площади Рестаурадориш (Восстановителей). Площадь увековечивает освобождение Португалии от испанского владычества в 1640 году. Обелиск, посвящённый этому событию, был установлен в центре площади спустя 226 лет. Бронзовые фигуры на его основании символизируют Свободу и Победу. Монумент был воздвигнут на общественные пожертвования, собранные в Португалии и Бразилии.

На западной стороне площади Рестаурадориш находится дворец Фош (на фото второе здание слева). В интерьере и обстановке воспроизводятся многие черты Версальского дворца и Королевского дворца в Мадриде. Особенно интересны атриум капеллы Богоматери Непорочности, Зеркальная и Каминная комнаты, выполненные в стиле эпохи Возрождения. Сегодня во дворце размещается национальное туристическое бюро Португалии и Институт общественных коммуникаций.

Рядом с дворцом Фош (на фото на первом плане) можно увидеть жемчужину португальского ар-деко - здание 1929 года постройки, в котором раньше находился кинотеатр, а теперь размещается роскошный отель Эдем , интерьер которого был использован легендой немецкого кино Вимом Вендерсом для съёмок фильма «До самого конца света».

Неподалёку от площади расположен подъёмник Глория , соединяющий Байшу с кварталом Байрру-Алту. От площади начинается одна из главных улиц Лиссабона - проспект Свободы (Авенида-да-Либердади).

Мой спутник в той поездке - товарищ Дмитрий.

Фуникулёр Глория - один из самых популярных среди туристов. Порой здесь выстраиваются длинные очереди. Он был открыт в 1885 году. Глория - один из трёх оставшихся в строю подъёмников в Лиссабоне. Он расположен практически в центре, точнее на площади Restauradores. Верхняя остановка - Bairro Alto. По сути - это обычный лиссабонский трамвай, но приспособленный для подъема на крутую гору. Протяженность маршрута 265 метров. Внутри вагончик отделан деревом, с двумя скамейками на 22 места. Одновременно фуникулёр может перевозить до 42 пассажиров.

Еще раз к замечанию о прогрессе в Лиссабоне. вагончик был весь изрисован тегами, а сейчас видно, что его регулярно закрашивают.

Проспект Свободы - самое зеленое место в центре Лиссабона, на нем находился наш отель. Опять-таки видно, что навели порядок, бомжей нет, фонтаны работают, чистота.

Заселившись в отель, мы вернулись обратно на площадь Росиу. Сделал еще одну фоточку площади ради вида на разрушенный землетрясением монастырь Кармелитов (справа выглядывает).

У товарища Дмитрия есть особенность регулярно (и основательно) питаться. Когда я путешествую один, то обычно не обедаю, так могу что-то перехватить в виде местного фастфуда. В Лиссабоне я ограничился бы паштейшем, но с Диманом такой фокус не прокатывает. Обед - значит обед. Не подумайте, что я с осуждением это пишу. Как раз наоборот, как не банально звучит, но надо есть! С учетом сколько я каждый день наматываю км в своих поездках (обычно не меньше 20). К тому же это повод попробовать что-то местное.

В этот раз я выбрал треску. Традиционное португальское блюдо Бакальяу - это сушеная и соленая треска. Дело в том, что местных водах она не ловится, поэтому возили ее издалека и в отсутствие холодильников приходилось так ее обрабатывать для сохранности. В туристическом варианте Бакальяу - это обычная жареная треска, возможно чуть маринованная, с обилием овощей. Впрочем, смотрите на картинке.

Чтобы за один присест употребить два специалитета, из алкоголя мы взяли Зеленое вино (Vinho Verde). Не обращайте внимание на подставку-термос на фото, там внутри другое вино. Зеленое вино - португальское вино из провинции Минью, расположенной на севере Португалии. Название вина скорее указывает на его свежесть, чем на цвет продукта (т.е. "зеленое" вино вполне может быть красным). Предназначено для употребления в течение первого года после розлива. Отличительная черта винью-верде — лёгкая шипучесть. Причина выделения пузырьков газа — продолжающаяся в бутылке малолактическая ферментация. Формально оно не считается полуигристым, т.к. давление внутри бутылки не превышает 1 атм. Современные вина с целью экономии времени и затрат, как правило, подвергаются специальному газированию ещё до разлива в бутылки.

Для меня главный символ Лиссабона - это местные трамвайчики. В следующем рассказе об Алфаме их будет больше, обещаю.

Вторая особенность Димана - это коллекционирования магнитов. Причем, его устраивают только магниты определенного вида, как он говорит "чтобы сочетались с холодильником". Так что после обеда у нас состоялся забег по сувенирным лавкам, к счастью, нужный магнит был быстро товарищем обнаружен и куплен.

После обеда и магнитной охоты я решил сводить друга в Алфаму. Из низинной Байши туда надо подниматься, чем мы и занялись.

Главная фишка церкви Марии Магдалины - великолепный портал в стиле мануэлино . Это уникальный стиль, характерный только для Португалии. Назван по имени короля Мануэля I Счастливого. Это время было периодом высшего могущества Португалии, периодом её расцвета как морской державы. Она приобретает многочисленные колонии. В мануэлино смешаны элементы готики, мавританского стиля, Ренессанса и экзотических мотивов. Можно говорить даже, что в этом стиле проявилось влияние индийского искусства. Этот стиль выражает как бы впечатления европейца, впервые увидевшего новый мир и неизвестные страны. Отправляю вас в мой рассказ 2011-го года