Kaiser wilhelm der grosse паровые котлы. Иван Владимирович Кудишин Лайнеры на войне. «Лузитания», «Кайзер Вильгельм дер Гроссе», «Куин Элизабет» и другие

"Кайзер Вильгельм дер Гроссе" в море.

Начало войны приближалось и "Кайзер Вильгельм дер Гроссе" одел военную форму. В конце июля 1914 года на верфи «Северогерманского Ллойда» он получил 6 — 105/40 мм орудий и пару мелких револьверных пушек. Эффектная раскраска мирного времени — черный корпус, белые надстройки и желтые трубы — сменилась мрачным серо-черным камуфляжем. Следует отметить, что немцы, следуя установившейся традиции, и на вспомогательных крейсерах, как и легких крейсерах военного флота, устанавливали орудия попарно — на правом и левом бортах. В российском флоте примером такого расположения артиллерии может служить «Варяг». Объяснение кажущегося на первый взгляд довольно странного расположения артиллерии очень просто. Хотя в бою па параллельных курсах корабль лишался 2—3 орудий в бортовом залпе, такая схема обеспечивала сосредоточение максимального количества стволов в любом секторе горизонта, что в одиночном плавании имело большое значение.

4 августа 1914 года «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» под командованием опытного офицера фрегаттен-капитана Макса Рейманна покинул устье Везера и стремительно помчался на север. Сначала он прижимался к норвежскому берегу, потом по широкой дуге обогнул Шетландские острова и вышел в открытый океан. Петля английской блокады пока еще не затянулась туго, и такой прорыв не был слишком сложным. 7 августа Рейманн северо-восточнее Исландии натолкнулся на британский траулер «Тубан Каста» и потопил его. Это суденышко могло сообщить о прорыве рейдера, поэтому его нельзя было отпускать.

Морские коммуникации в районе Канарских островов патрулировали только устаревшие британские крейсера «Хайфлаер» и «Винидиктив», поэтому там можно было хорошо поживиться. Множество пароходов заходили в Санта Крус де Тенерифе, поэтому Рейманну следовало лишь немного подождать, и богатая добыча сама придет к нему в руки.

Однако командира корабля постоянно мучила одна проблема-уголь. Топки «Кайзера Вильгельма дер Гроссе» были прожорливы- запас угля, взятый в Германии (3950 тонн) стремительно таял. Для поддержания хода в 17 узлов ежесуточно сжигалось 350 тонн

15 августа, когда запас угля на лайнере уже начал подходить к концу, он захватил британский пароход «Галишиэн», который следовал из Кейптауна в Лондон. Радист рейдера перехватил радиограмму парохода, который уточнял, можно ли спокойно подойти к острову. Рейманн приказал своему радисту ответить, что он встретит пароход и отконвоирует в порт. Но, когда корабли встретились в море, англичанин получил гораздо менее приятную радиограмму: «Немедленно остановиться. Не использовать радио, иначе я потоплю вас».

Германская абордажная партия поднялась на борт приза и обнаружила, что на «Галишиэне» находятся 250 пассажиров, многие из которых были женщинами и детьми. Рейманн поступил по-рыцарски - на следующее утро отпустил захваченный пароход. Но буквально через пару часов он встретил пароход «Кайпара» с грузом новозеландского мяса. Он направлялся в порт за углем. После того, как запас мяса на борту "Кайзера Вильгельма дер Гроссе был пополнен, а команда "Кайпары" заняла помещения для пленных, приз был потоплен. Правда, рейдеру пришлось израсходовать 53 драгоценных 105-мм снаряда.

Воодушевленный этими успехами, Рейманн взял курс на юго-запад. Во второй половине дня на горизонте был замечен дым. Вскоре показался большой пароход, идущий навстречу «Кайзеру Вильгельму дер Гроссе». Рейманн решил, что это британский корабль, и уже предвкушал новую поживу. Но пароход «Арланца» имел на борту 335 женщин и более 100 детей, и его тоже пришлось отпустить.

Ближе к вечеру в тот же день 16 августа был встречен пароход «Ньянга», шедший в Англию из Южной Африки. Препроводив ее команду в помещения для пленных и забрав с парохода все, что могло пригодиться, немцы потопили его подрывными зарядами. Так как нехватка угля уже приняла угрожающий характер, Рейманну требовалась помощь «системы этапов». «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» направился к побережью африканской колонии Испании Рио-де-Оро(нынешняя Западная Сахара), где на 21 августа было назначено рандеву с пароходами «Арукас» и «Дуала», хотя это являлось нарушением испанского нейтралитета. Первый угольщик вышел на встречу с рейдером из Тенерифе, второй — из Лас-Пальмаса. Оба корабля были приписаны к Северо-Африканскому этапу. Вскоре к рейдеру и угольщикам присоединился пароход «Магдебург». Началась перегрузка на бывший лайнер большого количества угля, продовольствия и пресной воды.

Местные испанские власти с некоторым запозданием заинтересовались происходящим. Но Рейманн использовал проверенную уловку. Он заявил, что его машины неисправны и требуют переборки, а угольщики просто пришли на помощь. Хотя «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» теперь носил камуфляжную окраску, его команда по-прежнему щеголяла в униформе компании «Северогерманский Ллойд». Поэтому испанские чиновники поверили обману, или, по крайней мере, сделали вид, что поверили.

Погрузка угля шла довольно лениво. Она еще продолжалась, когда перед полуднем 26 августа наблюдатели рейдера заметили военный корабль. Когда он подошел ближе, стали видны 3 трубы и британский флаг. Это был бронепалубный английский крейсер 2 класса " Highflyer "("Хайфлайер").

Крейсер "Хайфлайер"

Это был уже старый корабль, построенный в 1899 году. В 1914 году он был переведен в учебные суда, но после начала войны крейсер начал патрулировать в океане. Он был вооружен 11 — 152-мм орудиями старого образца, которые не превышали по дальнобойности орудия германского рейдера. Но британские снаряды весили гораздо больше. Вдобавок это был поединок боевого корабля и огромного лайнера, построенного по нормам гражданского судостроения.

Если бы встреча произошла в океане и лайнер имел пары во всех котлах, Рейманн имел шанс просто оторваться от противника. «Хайфлаер» и в лучшие времена не развивал более 20 узлов, а «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» мог дать 22 узла. Но стоящий на якоре рейдер держал пары только на 14 узлов хода. Рейманн приказал поднимать пары во всех котлах. При этом он твердо полагал что англичане будут строго соблюдать испанский нейтралитет и продолжил погрузку угля.

С 12:45 по 13:15 между командирами "Хайфлайера" и «Кайзера Вильгельма дер Гроссе» произошел диалог сигналам.Британский командир предложил Рейманну сдать корабль, на что, разумеется, последовал отказ.Рейманн решил вести бой на якоре. Чтоб избежать лишних потерь(в исходе боя он не сомневался)он приказал не занятому на боевых постах личному составу перейти на угольщики. Пленные британцы были эвакуированы на угольщик "Арукас".

Англичане открыли огонь первыми в 13:16, несмотря на стоящие у борта "Кайзера Вильгельма дер Гроссе" гражданские суда, Один из первых залпов англичан попал в угольщик "Магдебург". Рейманн приказал обрубить швартовы и открыть огонь.

Вспомогательный грейсер "Кайзер Вильгельм дер Гроссе" ведет бой.

Угольщики бросились наутек.Четвертым немецким залпом было достигнуто поражение цели. Поскольку артиллерийская дуэль велась на предельной для орудий "Кайзера Вильгельма дер Гроссе" дистанции, из- за высокого угла возвышения,у носовых орудий не работали откатники. Дистанция сокращалась, снаряды попадали в "Кайзер Вильгельм дер Гроссе" все чаще и чаще. Он получил 10 попаданий, одно из которых стало роковым, несмотря на то, что английские снаряды не взрывались. Живучести "Кайзер Вильгельм дер Гроссе" не потерял, но двумя попаданиям носовой трюм он был затоплен. В этом трюме хранились снаряды. Когда, около 14:50) артиллерийский офицер доложил, что снаряды заканчиваются, Рейманн приказал прекратить огонь и затопить корабль. Это было сделано путем подрыва 12 заранее заложенных подрывных патронов, а также открытием осушительных клинкетов, конуса возвратных клапанов которых были вынуты.

Гибель "Кайзера Вильгельма дер Гроссе"

Когда корабль стал ложиться на левый борт и с него были сняты раненные, командир приказал его покинуть. В 16.20 рейдер повалился на борт и затонул на мелководье. Правый борт его возвышался над водой. В 1952 году "Кайзер Вильгельм дер Гроссе" был разобран на металл.

"Затопленный "Кайзер Вильгельм дер Гроссе"

Рейманн, 9 офицеров и 72 матроса добрались до берега на шлюпках, нашли ближайший испанский пост и сдались. Позднее их доставили в Лас-Пальмас и интернировали на борту стоящего там германского судна. Почти 400 человек забрал угольщик «Бетания», который крутился неподалеку во время боя. Он пошел было в Соединенные Штаты, но был захвачен броненосным крейсером «Эссекс» и дошел только до Ямайки. «Арукас» и «Дуала» сразу после начала боя полным ходом бросились на север, унося плененные команды «Кайпары» и «Ньянги».

Потери с обеих сторон оказались минимальными. Англичане потеряли 1 человека убитым и 6 ранеными, потери немцев остались неизвестны. Можно предположить, что потери немцев составляют около 100 человек, так как из теоретической численности экипажа 584 человека спаслись примерно 480.

Фрегаттен-капитан М. Рейманн в последствие доносил, что поведение его экипажа в бою было безупречным.

Такие не сдавались.

А стихотворение австрийского поэта Р. Грейнце, ставшее(в переводе) словами известнейшей песни, вполне подходит и для немецких моряков, вступивших в этот неравный бой:

Auf Deck, Kameraden, all" auf Deck!

Heraus zur letzten Parade!
Der stolze Warjag ergibt sich nicht,
Wir brauchen keine Gnade!

An den Masten die bunten Wimpel empor,
Die klirrenden Anker gelichtet,
In stürmischer Eil` zum Gefechte klar
Die blanken Geschütze gerichtet!

Aus dem sichern Hafen hinaus in die See,
Fürs Vaterland zu sterben
Dort lauern die gelben Teufel auf uns
Und speien Tod und Verderben!

Es dröhnt und kracht und donnert und zischt,
Da trifft es uns zur Stelle;
Es ward der Warjag, das treue Schiff,
Zu einer brennenden Hölle!

Rings zuckende Leiber und grauser Tod,
Ein Ächzen, Röcheln und Stöhnen —
Die Flammen um unser Schiff
Wie feuriger Rosse Mähnen!

Lebt wohl, Kameraden, lebt wohl, hurra!
Hinab in die gurgelnde Tiefe!
Wer hätte es gestern noch gedacht,
Dass er heut` schon da drunten schliefe!

Kein Zeichen, kein Kreuz wird, wo wir ruh`n
Fern von der Heimat, melden —
Doch das Meer das rauschet auf ewig von uns,
Von Warjag und seinen Helden!

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 23 октября 2018; проверки требуют.

Кайзер Вильгельм дер Гроссе (нем. SS Kaiser Wilhelm der Grosse - Император Вильгельм Великий ) - немецкий трансатлантический лайнер, принадлежавший судоходной компании Северогерманский Ллойд . Головное судно типа «Кайзер», состоящего из 4 систер-шипов - кроме «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» также «Кронпринц Вильгельм », «Кайзер Вильгельм II » и «Кронпринцессин Цецилия ». Назван в честь первого императора Германской Империи Вильгельма . Судно стало знаменитым благодаря тому, что стало первым немецким судном, выигравшим Голубую Ленту Атлантики .

Он отправился в первый рейс 19 сентября того же года, из Бремерхафена в Нью-Йорк . В ноябре 1897 года, он установил рекорд скорости в пересечении Северной Атлантики , идя с запада на восток, а четыре месяца спустя лайнер перехватил Голубую Ленту Атлантики и в западном направлении, отобрав её у британского лайнера компании Кунард Лайн «Лукании». Он удерживал рекорды пока в июле 1900 года лайнер компании HAPAG «Дойчланд » не побил его в восточном направлении и в западном направлении в сентябре 1903 года . Факт, что немецкие суда отобрали этот знаменитый приз, в конечном счете, побудил Великобританию построить свой быстроходный дуэт - «Лузитанию » и «Мавританию ».

«Кайзер Вильгельм дер Гроссе» стал первым лайнером, на котором была установлена коммерческая беспроводная система телеграфии , когда компания Marconi оборудовала судно в феврале 1900 года.

Судно было также первым четырёхтрубным лайнером. Именно четыре трубы и станут признаком престижа и безопасности судов. Но в отличие от более поздних четырёхтрубных лайнеров у «Кайзера Вильгельма дер Гроссе» было лишь две шахты из котельных, которые наверху раздваивались. Это и есть причина расположения труб через неравные промежутки. Хотя как и многие другие четырёхтрубные лайнеры, он не нуждался в таком количестве труб. Хватило бы и двух.

Судно избежало мощного пожара у пирса Северогерманского Ллойда в Хобокене , Нью-Джерси , в июне 1900 года, который серьёзно повредил его компаньонов по линии - «Майн», «Бремен» и «Саале». Погиб 161 член команды на тех судах.

В августе 1914 года судно был реквизировано Кайзеровским флотом и переоборудовано во

Броненосцы типа «Кайзер» Мужеников Валерий Борисович

«Кайзер Вильгельм дер Гроссе»

«Кайзер Вильгельм дер Гроссе»

Стапельный период линкора «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» составил 16 месяцев, достройка на плаву 21 месяц. Всего постройка продолжалась 37 месяцев. Проведение испытаний заняло ещё 2 месяца.

Кораблем командовали: капитан 1-го ранга Тиле (май-октябрь 1901 г.); капитан 1-го ранга фон Бассе (октябрь 1901 г.-сентябрь 1902 г.); капитан 1-го ранга Шёнфельдер (октябрь 1902 г,- октябрь 1903 г.); капитан 1-го ранга Поль (октябрь 1903 г.- октябрь 1904 г.); капитан 1-го ранга Рольман (октябрь 1904 г.-октябрь 1906 г.); капитан 1-го ранга Риве (октябрь 1906 г.-сентябрь 1908 г.); капитан 1-го ранга Рогге (июль- сентябрь 1911 г.); капитан 1-го ранга Кюне (август 1914 г.-февраль 1915 г.); капитан 1-го ранга Фрей (февраль- июнь 1915 г.); корветтен-капитан Келлерман (июнь-октябрь 1915 г.); корветтен-капитан Луринг (октябрь- ноябрь 1915 г.).

Окончание постройки линкора «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» задерживалось. Лишь 19 февраля 1901 г. смогли начать заводские, 18 марта сдаточные ходовые испытания, а 5 мая линкор ввели в строй в состав 1-й эскадры.

Согласно Hildebrand , фактическое нормальное водоизмещение корабля составило 11654 т (после модернизации 11894 т).

При испытаниях на Неукругской мерной миле его паровые машины превысили проектную мощность на валах, развив 13658 л.с., удельная мощьность 1,16 л.с./т нормального водоизмещения, что при частоте вращения валов 107 об/мин. обеспечило кораблю скорость хода 17,2 уз. (на 0,5 уз. ниже контрактной).

Фактическая стоимость постройки линкора «Кайзер Вильгельм дер Г россе» составила 20.254 тыс.марок или 1719 марок за тонну нормального водоизмещения против, соответственно, 15.832 тыс.марок и 1581 марку броненосцев типа «Бранденбург». Проведённая в 1908-10 гг. на имперской верфи в Киле модернизация обошлась казне ещё в 1.532 тыс.марок или 136 марок за тонну нормального водоизмещения.

Согласно Hildebrand , в продолжение службы корабля экипаж насчитывал 628-681 человек.

Из книги Военные противники России автора Фролов Борис Павлович

Лист Вильгельм Германский военный деятель Лист (List) Вильгельм (14.05.1880, Оберкирхберг, Вюртемберг, - 10.08.1971, Гармиш-Патенкирхен), генерал-фельдмаршал (1940). Сын врача.Военную службу начал в 1898 году юнкером 1-го баварского инженерного батальона. В 1900 году окончил военное училище

Из книги Энциклопедия заблуждений. Война автора Темиров Юрий Тешабаевич

Вильгельм II Гогенцоллерн Вильгельм II Гогенцоллерн - последний император (кайзер) Германской империи в 1888–1918 годах. Был свергнут с трона так называемой Ноябрьской революцией 1918 года. На большинстве известных фотографий он изображен в неизменной военной форме, чаще

Из книги 100 великих полководцев Западной Европы автора Шишов Алексей Васильевич

Вильгельм I Завоеватель Вильгельм был незаконным сыном Роберта I, герцога Нормандии. Он родился на севере Нормандии около 1027 г. в Фалезе. В возрасте 8 лет наследовал отцовский титул. Благодаря покровительству французского короля Генриха I юный герцог смог удержаться на

Из книги Германская военная мысль автора Залесский Константин Александрович

Вильгельм Гогенцоллерн Наследник германского престола, старший сын императора Вильгельма II полководцем стал по отцовской воле в самом начале Первой мировой войны. 32-летний кронпринц Вильгельм во время мобилизации на второй день августа 1914 г. был назначен командующим

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Из книги Кто помогал Гитлеру? Европа в войне против Советского Союза автора Кирсанов Николай Андреевич

«Вильгельм Густлофф» Во второй половине 1930 х гг. германская организация «Крафт Дюрч Фройде» («Сила через радость»), призванная обеспечить полноценный отдых рабочих и служащих, приняла решение заняться морскими круизами. Для этой цели сначала фрахтовались суда различных

Из книги Броненосцы типа «Кайзер» автора

Если бы кайзер знал… Некоторым политическим чутьем Адольф Гитлер, конечно, был наделен, что помогало ему ориентироваться в международных делах и в деятелях, причастных к событиям мировой политики. Его силовую дипломатию страны «западной демократии» изначально обрекли

Из книги Первые броненосцы Германии автора Быстров Алексей Александрович

«Кайзер Фридрих III» (с 27 февраля 1899 г. линкор)В составе флота находился с 21 октября 1899 г. по 6 декабря 1919 г. Срок службы 20 лет.Из пяти кораблей типа «Кайзер» броненосец «Кайзер Фридрих III» проектировался и строился как флагманский корабль командующего флотом.Прошло ещё два

Из книги Великая война не окончена. Итоги Первой Мировой автора Млечин Леонид Михайлович

«Кайзер Вильгельм II» (с 27 февраля 1899 г. линкор)В составе флота находился с 13 февраля 1900 г. по 17 марта 1921 г. Срок службы 21 год.«Кайзер Вильгельм II» строился как флагманский корабль флота с учётом размещения личного состава штаба флота. На нём имелись жилые помещения для

Из книги Броненосцы типов “Виттельсбах”, “Брауншвейг” и “Дойчланд”. 1899-1945 гг. (Сброник статей и документов) автора Коллектив авторов

«Кайзер Карл дер Гроссе» (с 27 февраля 1899 г. линкор)В составе флота находился с 4 февраля 1902 г. по 6 декабря 1919г. Срок службы 18 лет.Стапельный период составил 13 месяцев, достройка на плаву 27 месяцев. Всего постройка продолжалась 40 месяцев. После введения в строй проведение

Из книги Линейные корабли типов “Кайзер” и “Кениг”. 1909-1918 гг. автора Мужеников Валерий Борисович

«Кайзер Барбаросса» (с 27 февраля 1899 г. линкор)В составе флота находился с 10 июня 1901 г. по 6 декабря 1919г. Срок службы 18 лет.Стапельный период составил 21 месяц, достройка на плаву 13 месяцев. Всего постройка продолжалась 34 месяца. Проведение испытаний заняло около

Из книги Последняя битва императоров. Параллельная история Первой мировой автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

Казематные броненосцы типа “Кайзер” Проект кораблей разработал английский кораблестроитель Э. Рид в 1869 году. За прототип он взял английский броненосец “Геркулес”, но с более развитым казематом для увеличения секторов обстрела орудий. Постройка кораблей велась в

Из книги автора

Кайзер выписал чек Мало того что император Австро-Венгрии Франц-Иосиф I потерял единственного сына, покончившего с собой. Его жену императрицу Елизавету в сентябре 1898 года убил итальянский анархист Луиджи Луккени.83-летний император конечно же сознавал, какую опасность

Из книги автора

Германские эскадренные броненосцы классов “Кайзер” и “Виттельсбах” Бывший французский морской министр, г. Локруа, в своих известных письмах о германском флоте характеризует броненосцы класса “Кайзер” как “суда нападения”. Но чтобы правильно понять это выражение,

Из книги автора

Валерий Борисович Мужеников Линейные корабли типов “Кайзер” и “Кениг”. 1909-1918 гг. C-Пб.: Издатель Р.Р. Муниров, 2006. - 116 с.: илл.ISBN 5-98830-018-9Историко-культурный центр АНО «ИСТФЛОТ» Самара 2006 г.Боевые корабли мираОбложка: на 1-й стр. линейный корабль “Фридрих дер Гроссе”; на 2-й

Из книги автора

3. Кайзер и царь В 1880-х гг. страны Запада будто с цепи сорвались. Принялись захватывать в Африке и Азии все, что еще не попало под их власть. Англия и Франция чуть не передрались из-за африканских владений. Но Бисмарк успокоил распалившиеся стороны, предложил поделить

SS Kaiser Wilhelm der Grosse («Кайзер Вильгельм дер Гроссе» нем. - Император Вильгельм Великий) – немецкий трансатлантический лайнер, принадлежавший судоходной компании Северогерманский Ллойд.

Назван в честь первого императора Германской Империи Вильгельма.

Судно стало знаменитым благодаря тому, что стало первым немецким судном, выигравшим Голубую Ленту Атлантики.

Постройка, спуск на воду, первый рейс

Лайнер был построен на верфи «Вулкан» в Штеттине и был спущен на воду 4 мая 1897 года. Он отправился в первый рейс 19 сентября того же года, из Бремерхафена в Нью-Йорк.

В ноябре 1897 года, он установил рекорд скорости в пересечении Северной Атлантики, идя с запада на восток, а четыре месяца спустя лайнер перехватил Голубую Ленту Атлантики и в западном направлении, отобрав её у британского лайнера компании Кунард Лайн «Лукании».
Он удерживал рекорды пока в июле 1900 года лайнер компании HAPAG «Дойчланд» не побил его в восточном направлении и в западном направлении в сентябре 1903 года. Факт, что немецкие суда отобрали этот знаменитый приз, в конечном счете, побудил Великобританию построить свой быстроходный дуэт - «Лузитанию» и «Мавританию».

Дальнейшая карьера

«Кайзер Вильгельм дер Гроссе» стал первым лайнером, на котором была установлена коммерческая беспроводная система телеграфии, когда компания Marconi оборудовала судно в феврале 1900 года.

Судно было также первым четырёхтрубным лайнером. Именно четыре трубы и станут признаком престижа и безопасности судов. Но в отличие от более поздних четырехтрубных лайнеров у «Кайзера Вильгельма дер Гроссе» было лишь две шахты из котельных, которые наверху раздваивались. Это и есть причина расположения труб через неравные промежутки. Хотя как и многие другие четырехтрубные лайнеры, он не нуждался в таком количестве труб. Хватило бы и двух.

Судно избежало мощного пожара у пирса Северогерманского Ллойда в Хобокене, Нью-Джерси, в июне 1900 года, который серьёзно повредил его компаньонов по линии – «Майн», «Бремен» и «Саале». Погиб 161 член команды на тех судах.

Шесть лет спустя, в ноябре 1906 года, лайнер получил обширные повреждения, когда пытался подрезать нос британскому «Ориноко» (RMS Orinoco); пять пассажиров «Кайзера Вильгельма дер Гроссе» погибли при столкновении, а в борту судна образовалась пробоина 21 метр в ширину и 8 метров в высоту. Адмиралтейский суд признал виновным в происшествии немецкий лайнер.

В 1914 году лайнер был модернизирован для размещения дополнительно пассажиров 3 и 4 класса, чтобы максимально использовать судно для перевозки эмигрантов из Европы в Северную Америку.

Первая мировая война

Служба

В августе 1914 года судно был реквизировано Кайзеровским флотом и переоборудовано во вспомогательный крейсер SMS Kaiser Wilhelm der Grosse, предназначенный для набегов на торговые суда в Атлантике.
Он был оснащен шестью 4-дюймовыми орудиями и двумя 37 миллиметровыми орудиями. После того как он пропустил два пассажирских судна, потому что на их борту находилось много женщин и детей, он потопил два грузовых судна, а 26 августа 1914 года сам был потоплен. Гибель

Вспомогательный крейсер был застигнут врасплох, во время бункеровки углем у берегов тогдашней испанской колонии Рио-де-Оро (ныне Западная Сахара) в западной Африке, старым британским крейсером «Хайфлайер» (HMS Highflyer), вооруженным 6-дюймовыми орудиями. «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» пытался отстреливаться, но вскоре у него закончились боеприпасы. Команда покинула судно и затопила его на мелководье.
Британские источники в это время настаивали, что «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» затонул из-за повреждений, нанесенных крейсером. Какой бы причина не была, но «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» был первым коммерческим рейдером, потерянным во время Первой мировой войны. Лайнер пролежал правым бортом над водой до 1952 года, пока не был разобран на металл.