Путешествие в южную африку. ЮАР от А до Я: отдых в ЮАР, карты, визы, туры, курорты, отели и отзывы Идеальное путешествие в ЮАР

В четверг, 30 марта, вступает в силу безвизовый режим между Россией и Южно-Африканской Республикой (ЮАР). Любой россиянин, обладающий загранпаспортом, сможет находиться на территории этой африканской страны до 90 дней. Почему вам непременно стоит воспользоваться возможностью и посетить ЮАР, объясняет руководитель отдела по связям с Азией и Китаем Управления международных связей ТАСС, востоковед-африканист Евгения Тихонова.

Что мне нужно учесть при подготовке к поездке в ЮАР? Нужно ли делать какие-нибудь вакцины?

Главное требование - это заграничный паспорт, действительный в течение не менее 30 дней после даты окончания предполагаемого визита в ЮАР. В паспорте должно быть как минимум две пустые страницы, чтобы офицер на таможне мог поставить штамп.

Для поездки в ЮАР никаких прививок не требуется. Исключение: сертификат о прививках против желтой лихорадки, но его потребуют только в том случае, если вы приехали из страны, где можно подхватить это заболевание. Со списком стран, эндемичных по желтой лихорадке, можно ознакомиться .

Какие у меня есть варианты/направления/маршруты? Как лучшим образом распланировать, к примеру, двухнедельный отпуск?

Две недели для ЮАР - категорически мало. Страна большая, в каждой провинции свои достопримечательности. Если говорить в целом, можно отправиться на юг до Кейптауна и проехать по знаменитой Дороге садов вдоль южного побережья, посетить виноградники, пройти курс пилотирования легкого самолета, посмотреть китов в заливе Моссел (этот залив известен тем, что именно там высадилась на берег экспедиция Васко да Гамы в XV веке), получить прилив адреналина от купания в океане с огромными белыми акулами, посмотреть на слияние двух океанов на мысе Игольном.

Либо - избрать отправной точкой Йоханнесбург, добраться оттуда до национального парка "Крюгер" и провести пару дней на сафари, затем спуститься по восточному побережью до Дурбана, по пути посетив провинцию Мпумаланга и обзорную площадку "Окно Бога", осмотрев провинцию Лимпопо, ее знаменитые болота и понаблюдав за бегемотами, и вернуться в Йоханнесбург через потрясающей красоты национальный парк "Голден-Гейт".

Какие места не считаются туристическими, но посетить их все равно надо?

В ЮАР таких мест нет. Не считая, пожалуй, горного королевства Лесото (его территория полностью окружена ЮАР), но это скорее похоже на авантюрное приключение. К тому же в Лесото нужна виза, и процесс ее оформления - тема для отдельного рассказа.

Существуют ли какие-либо проверенные и исчерпывающие путеводители по стране?

Исчерпывающих путеводителей нет, каждый использует то, что ему кажется наиболее удобным. Популярные гиды Lonely Planet в основном описывают туристические места, оставляя самое интересное за кадром. Поэтому лучший "путеводитель" - это личные впечатления и рассказы побывавших там друзей, мнению которых вы доверяете.

Лучше ехать самому или через туроператора?

Опять-таки все зависит от собственного удобства и привычки путешествовать. Разумеется, туроператор предложит наиболее спокойный вариант, где все просчитано. Но куда интереснее самому подбирать отели, прорабатывать маршруты поездок и составлять план посещения достопримечательностей. Тогда поездка превращается в настоящее приключение.

К тому же далеко не все российские туроператоры предоставляют путевки в ЮАР. Кстати, поэтому наших туристов в стране немного - больше всего в Южную Африку путешествуют британцы, американцы и немцы (россиян нет даже в десятке).

Сколько будет стоить отпуск?

ЮАР - дорогая страна. Во-первых, перелет туда обойдется недешево - лоукостерами из Москвы добраться вряд ли удастся. Сам перелет длинный и довольно утомительный. Ну и после декабря 2014 года, когда упал рубль, в ЮАР съездить бюджетно не получится тем более. Впрочем, у каждого путешественника есть собственные лайфхаки, позволяющие немного уменьшить цену при самостоятельном планировании поездки, например взять билет по спецпредложению или забронировать отель, предлагающий скидки.

Как там вообще с деньгами и обменниками? Принимают ли электронные карты?

Электронные карты принимают повсеместно, кроме совсем уж отдаленных деревень и фермерских магазинов (поэтому наличку лучше все-таки иметь при себе). Банки также производят обмен долларов на ранды - это официальная валюта ЮАР. Курс ранда плавающий, поэтому он подвержен колебаниям, зачастую достаточно сильным. Сейчас один ранд стоит 4,5 рубля.

Если вы решите снять деньги в банкомате, с вас спишут дополнительные 3% в качестве комиссии за иностранную транзакцию (правда, некоторые электронные карты под это правило не попадают). Также стоит помнить, что банки в ЮАР закрываются достаточно рано, как правило в районе 15:30. По субботам они работают всего до 13:00, а в воскресенье закрыты целый день.

Что необходимо знать о специфике ЮАР (с точки зрения истории, законов, каких-то писаных и неписаных правил поведения)?

Необходимо всегда относиться с уважением к местному населению (впрочем, это касается любой страны), к местным правилам и обычаям. Чернокожие жители страны очень не любят, когда их беззастенчиво фотографируют. Можно по-разному относиться к фигуре Нельсона Манделы, но всегда следует помнить, что в ЮАР он - национальный герой.

Что нужно помнить при общении с местными жителями? С ними легко найти общий язык? Английский они понимают?

В ЮАР 11 официальных языков (и столько же официальных названий государства), а жителей страны часто называют "радужной нацией" из-за большого количества этносов и культур. По-английски говорят по всей стране, но это лишь четвертый по распространенности язык. Больше всего граждан ЮАР говорят на зулу, затем идет коса (это родной язык Нельсона Манделы) и африкаанс. Впрочем, большинство жителей говорит сразу на нескольких языках, так что выяснить тот или иной вопрос по-английски не составит труда. А вот людей, говорящих на прочих европейских языках, значительно меньше.

Какие в ЮАР традиции в плане чаевых?

Стандартный размер чаевых в местах общественного питания - 10% от чека, но некоторые рестораны уже включают этот процент в итоговую стоимость. Дважды можно не переплачивать, но если еда или сервис показались вам восхитительными, никто не будет возражать, если вы оставите дополнительные чаевые.

Какое там отношение к курению и алкоголю? Есть ли там клубы и тусовки?

В больших городах, таких как Йоханнесбург, Кейптаун, Дурбан и Порт-Элизабет, полным-полно клубов, баров и прочих увеселительных заведений подобного рода. Правда, некоторые из них требуют плату за вход. Пить алкоголь можно с 18 лет, курить в помещении нельзя. В некоторых ресторанах курить запрещено даже в том случае, если ваш столик находится на открытом воздухе, так что лучше уточнить этот вопрос у официанта или менеджера.

Безопасно ли в ЮАР? Нужно ли покупать страховку?

Туристическую страховку покупать необходимо в любом случае, даже если вы планируете ехать не в ЮАР, а в старую добрую Европу. К тому же страховку с вероятностью 100% потребуют на пограничном контроле при въезде в страну.

В ЮАР в целом безопасно. Очень много страшилок рассказывают про Йоханнесбург, где действительно весьма распространен бандитизм, и про провинцию Квазулу-Натал, где иностранцев якобы грабят и убивают прямо на дороге. В крупных городах туристы зачастую становятся жертвами воров, мошенников и прочих неприятностей. Всего этого вам помогут избежать элементарные правила безопасности: не гулять по ночам в одиночку, всегда держать при себе мобильный телефон или какие-либо иные средства связи, не отделяться от группы во время экскурсий и так далее. Паспорт, деньги и драгоценности лучше оставить в сейфе в отеле. В том же Йоханнесбурге лучше просто не ходить по неблагополучным районам (но туда вы просто так и не попадете). Ну а разумная предусмотрительность нужна везде, даже в Москве.

Там такие же розетки, как в России, или придется купить адаптер? Есть ли проблемы с электричеством, интернетом и так далее?

Сетевое напряжение в ЮАР такое же, как у нас (220/230 вольт), а вот розетки и вилки другие - три круглых штыря вместо привычных двух. Так что вам в любом случае понадобится адаптер, который можно будет приобрести на месте.

Будет ли мой телефон там работать? Лучше купить местную симку или пользоваться роумингом?

Только местная сим-карта - на роуминге вы разоритесь! Приобрести сим-карту можно в любом торговом центре. Лучше купить предоплаченную сим-карту с определенным количеством минут и интернета (голосовые вызовы и интернет оплачиваются отдельно), а пополнить ее можно на любой заправке или в любой точке продажи сим-карт. Можно приобрести симку Goodline (это туристическая сим-карта, которую легко найти в Москве), она тоже там работает великолепно.

С Wi-Fi могут быть проблемы даже в крупных пятизвездочных отелях, во многих национальных парках связи нет совсем, поэтому селфи с крокодилом с места встречи отправить не получится.

На чем лучше всего передвигаться? Как там с общественным транспортом? Если я арендую машину, что мне необходимо знать?

От аэропорта O.R. Tambo в Йоханнесбурге до города можно доехать на скоростном поезде, он гораздо лучше и дешевле, чем московские аэроэкспрессы. В городах распространены такси. Обычно туристам рекомендуют пользоваться такси, одобренным туроператором или отелем.

Арендовать машину не составит проблем. Тем более что в ЮАР хорошие дороги с надежным покрытием и всеми необходимыми знаками дорожного движения, и GPS там работает исправно. Рассказы про то, что в ЮАР обязателен джип, пишут люди, никогда в ЮАР не бывавшие. Реально внедорожник может понадобиться разве что во время поездки в Лесото - там порой приходится карабкаться вверх по грунтовке под углом 75°.

Наконец, дальние дистанции можно преодолевать на самолетах внутренних рейсов. Из местных авиакомпаний очень приличными считаются Orange и Kulula. Правила перевозок там такие же, как у большинства международных компаний. И за перевес с вас возьмут по полной - "договориться" не получится точно.

Что необходимо обязательно съесть/выпить? Можно ли пить воду из-под крана?

ЮАР - страна, полностью находящаяся на продовольственном самообеспечении. Наверное, самое известное блюдо в ЮАР - это стейки. Они огромные, невероятно вкусные, и их можно есть бесконечно. И, конечно, к стейку идеально подойдут местные вина.

Воду из-под крана пить можно - в ЮАР в крупных городах в системе водоснабжения используются так называемые серебряные трубы, предполагающие естественное обеззараживание воды. Хлорки в воде тоже нет. А в сельской местности, разумеется, пользоваться стоит только бутилированной водой.

Какой сувенир лучше всего привезти домой?

Наверное, самое лучшее, что можно привезти из путешествия, - впечатления и воспоминания о чудесной стране на юге Африканского континента. Если же необходимо обязательно подкрепить их материальной составляющей, то - различные сувениры из скорлупы страусиных яиц, картины из крыльев бабочек (впрочем, они распространены по всей Африке, не только в ЮАР), потрясающий местный кофе, статуэтку местного идола (это на любителя), фигурки диких животных из дерева, бусы из плодов акации - каждый сможет найти для себя сувенир по душе.

Записал Артур Громов

*переиздание с картинками

Необходимо предупредить, что люди, предпринявшие эту поездку, не являются клиентами туристических агентств и предпочитают стиль путешествия бэкпеккером, т.е. купил билет, сделал САМ визу, купил путеводитель LONELY PLANET (далее - LP) и сел на самолёт, прилетел - поселился в дешёвом хостеле с удобствами в коридоре. Если Вы любите пляжно-овощной отдых или путешествия в стиле «нас привезли на автобусе и всё нам рассказали на русском языке» - не читайте этот рассказ.

ЮАР

Исходные данные:

4 человека с русским паспортом.

Перелёт по маршруту Москва - Каир - Йоханнесбург и обратно.

17 дней «чистыми» в ЮАР.

Более 4000 км за рулём.

Провинции Gauteng, Mpumalanga, Free State, Northern Cape, Eastern Cape, Western Cape.

Бюджет поездки:

1) Перелёт - около $ 1000 - авиакомпания Egypt Air

2) Виза 1800 рублей

3) На человека с проживанием и питанием примерно $ 1000 за 16 дней, не включая нац.парки и сувениры

4) Аренда автомобиля на всё время без ограничения пробега $900 на четверых

Потребительские факты:

1) Валюта - африканский Ранд (R). €1 равен примерно R10 (2007)

2) литр 95го бензина - R7 ($1)

3) жильё от R160 за ночь

4) Пиво стоит примерно R30 за 6х0.33 в магазине

5) Въезд в национальные парки от R100 за человека

6) Приличный обед из двух блюд огромного размера в ресторане стоит от R50 до R120 на человека, в зависимости от города.


Идея посещения нами Южно-Африканской республики принадлежала аборигену, живущему ныне между Лондоном и Цюрихом, которого шальным ветром занесло в Москву, и которому мы помогли ему попасть на футбольный матч Россия-Англия, достать билеты на который было весьма сложно. В ответ он помог с приглашениями, попросив своего приятеля - владельца небольшого отеля в Кейптауне сделать нам приглашения.

Как выяснилось, приглашения эти мы могли напечатать и сами, так как единственным значимым требованием посольства ЮАР в Москве, помимо наличия паспорта, является финансовая состоятельность, т.е. подтверждение наличия денег у человека из расчета примерно $1500 на две недели пребывания на одного человека. Визы частным лицам делаются за 10 дней и сам процесс их получения максимально прост. Визы сделали в срок, в середине января, и к дате вылета мы были в полной готовности.

Самым дешёвым из имевшихся в наличии был перелёт самолётами Egypt Air из Москвы в Йоханнесбург с 5-ти часовой стыковкой в Каире. Перелёт получился достаточно удобным, дневной рейс в Каир из Домодедово, и вылет из Каира в 22 часа, с прибытием в Йобург в районе 9-ти утра следующего дня. Самолёты у Египтян новые, чистые, лётчики попались аккуратные, а стюарды услужливые. Неприятное впечатление произвёл лишь аэропорт Каира, вернее, его международная зона, состоящая из двух этажей: на первом веет старым, добрым «совком», на втором же более-менее современная зона беспошлинной торговли. Ничего особенного, грязьненько и неприветливо.

При вылете в Ёбург погранцы пытались отнять бутылку водки, которую мы везли в качестве подарка мужику из Кейп-Тауна за сделанные нам приглашения, но ценой определённых усилий, связанных с запихиванием подарочной «@@@инки» в фото-рюкзак с аппаратурой, традиционный русский сувенир мы отстояли.

День , Pretoria (Tswane City), Gauteng .

Египтяне довезли нас до Йобурга на своём А330-200 без происшествий, и в районе 10 часов утра мы уже ждали багаж, гадая, на тот ли конвейер его запихнули сотрудники Egypt Air в каирском аэропорту, или нет. После получения багажа и некоторой заминки с таможенной декларацией мы попали-таки в зал прилёта международного аэропорта имени O.R. Tambo и отыскали встречающее лицо - девушку по имени Monique, совладелицу нашего первого пристанища в ЮАР - хостела 1322 Backpackers, расположенного в безопасном «белом» районе Претории - Hatfield. За вполне умеренные деньги, что-то около R280 за четверых она довезла нас до ночлежки и обеспечила двумя деревянными домиками для проживания, по R175 штуку. После наведения чистоты и прочих сопутствующих процедур мы вышли в город, чтобы осмотреться. Первый день мы провели, разгуливая по окрестным торговым комплексам, воскресным рынкам и заодно прогулялись по улицам Хэтфилда, отыскав агентство по прокату машин, в котором у нас была бронь, а также зашли в красивый сад роз Venning Park. Вечер провели в шумной компании из американцев за поеданием барбекю, приготовленного хозяевами хостела Тимом и Моник.

День 2й, Переезд из Pretoria (Gauteng) в Nelspruit (Mpumalanga) и далее в Sabie.

Рано с утра мы сходили в отделение TEMPEST-SIXT, где у нас была заказана TOYOTA COROLLA 1.6AT и, к нашему удивлению, вместо Тойоты нам сделали бесплатный апгрейд до AUDI A4 2.0AT, нежного серебристо-голубого цвета с номерами Кейп-Тауна. Как выяснилось позже - эту машину надо было просто-напросто перегнать в Кейп-Таун, так как предыдущие арендаторы, видимо, проделали обратный путь, но мы, собственно, не сопротивлялись, так как повышение класса автомобиля было бесплатным. Аренда нам обошлась в $900 за 15 дней, включая суперстраховку с включёнными двумя водителями, неограниченный километраж и экстра-плату за поездку в одну сторону (R800), а также половину страховочного депозита (примерно R1900). 15ти минутная борьба со страхом правого руля закончилась, едва мы выехали на Pretorius Street, одну из самых оживлённых улиц Претории, в 9 утра в понедельник. Без происшествий добрались до хостела, где погрузили рюкзаки, настроили навигационную систему из КПК, GPS-ресивера и преобразователя напряжения, и стартовали на северо-восток по N12, а затем по N4, до конечного пункта в Sabie - оптимальной базы для осмотра третьего по величине в мире речного каньона - Blyde River.

По пути заехали в отделение NEDBANK, местного банка, меняющего припасённые нами тревэл-чеки Am.Express без комиссии. Сия процедура заняла довольно продолжительное время, потраченное на заполнение анкет и проверку чеков. Бросилась в глаза система запуска клиентов в банк, которую мы потом встречали во всех банках без исключения. При входе тебя обыскивают металлоискателем, затем заходишь в дверь и попадаешь в прозрачный тамбур, и следующая дверь не открывается, пока не запрётся предыдущая. При этом в таком вот воздушном шлюзе поместится максимум два взрослых мужика, которых при попытке ограбления довольно просто изолировать. Видимо, долго они к этому шли….

После проведения валютно-денежных операций мы окунулись в атмосферу южноафриканских федеральных трасс. При выезде из населённого пункта проехали знак «120», за которым дорога постепенно стала сужаться, пока не превратилась в однополосную в каждом направлении, с обочиной, такой же ширины, как полоса, и отделённой ярко-жёлтой линией. Следует упомянуть о дорожном этикете в ЮАР. Водители по-западному цивилизованнее, на дороге чувствуешь себя в полной безопасности. Тихоходные грузовики съезжают на обозначенную обочину или как они сами говорят - аварийную полосу, и пропускают более быстрые автомобили, за что им обязательно говорят «спасибо» при помощи аварийной сигнализации и в ответ получают «да пожалуйста» дальним светом. Причём этикет соблюдался неукоснительно и всеми, что было весьма приятно и когда пропускали, и когда обгоняли. Обгон, кстати, производится только справа, что, наверное, было бы чрезвычайно приятно нашим «шахматистам» на МКАД)).

Шоссе, которое предложил нам наш навигатор, говорящий женским голосом именующимся Наташей (программа IGO на HP4700), оказалось платным, обозначенным буквой “T”, или TOLL ROUTE, и по дороге до Nelspruit нам пришлось три раза платить деньги на так называемых плазах. Суммарно отдали примерно R80.

До первой остановки на маршруте в Nelspuit доехали часам к 15ти, неожиданно покрыв расстояние примерно в 450 км. Особенно быстро шла поездка по восточному шоссе N4, на которое мы свернули с шоссе Претория N12, так как уже пришла определённая уверенность в своих силах за правым рулём на левой стороне дороги и умение включать спорт-режим у нашей Audi.

За обедом в довольно симпатичном и большом Нельспруте мы открыли LP и позвонили по первому же телефону в городке Sabie, указанному для хостела Billy Bongo Backpackers. Дорога до Sabie заняла ещё часа два, несмотря на 70 км расстояния, так как при выезде из Нельспрута мы попали в вечерний трафик.

Прибыв в Sabie, при помощи местного потомка голландцев, оказавшегося другом хозяина нашего хостела, мы отыскали ночлег. Очень симпатичный дом, с несколькими комнатами, находящийся у подножья гор. Хозяин, довольно непредсказуемый весельчак по имени Gath оказался довольно неплохим парнем, однако злоупотребляющим марихуаной и пивом, которое он покупал сам у себя, а также весьма настойчиво предлагающий гостям банджи-джампинг. В управлении отелем ему помогает парень из Малави, которого зовут Мастер, так как его имя почти невозможно произнести. В общем, очень неплохой и очень бюджетный вариант в живописном месте с хорошим географическим положением относительно местных достопримечательностей. Рекомендую, скучно не будет.

День 3й, Sabie-Graskop-Blyde River Canyon- Pilligrim’s Rest-Sabie. Mpumalanga.

Этот день прошёл в переездах по многочисленным местным достопримечательностям, включая каскады водопадов по местному разлому, небольшие города и главный объект интереса - огромный и живописный каньон Blyde River. Следуя совету из LP в Graskop закупили еды и устроили пикник на краю водопада Berlin Falls. Как говорится, страшно и вкусно)). Возвращались в темноте, плутая по местным дорогам и серпантинам.

День 4й. Возвращение в Преторию по N4 и N12 (примерно 500км).

Поскольку мы решили не соваться в потенциально опасный район распространения малярии, дабы не попадать в зависимость от антималярийных препаратов на основе мефлохина с тяжелыми последствиями, дальше на восток мы пробираться не стали, остановившись на границе главного национально парка в ЮАР - Krueger National Park. Хотя мы не выполнили одну из основных целей любого туриста в ЮАР - wildlife watching именно в национальном парке Крюгера, в дальнейшем мы эту потерю частично компенсировали за счёт других заповедников и национальных парков меньшего размера, расположенных в безопасных районах.

Путь наш в этот день лежал в обратном направлении, но до Нельспрута мы добирались другой дорогой, так как решили заехать в небольшой слоновий заповедник, находящийся в частном владении. Зря потеряли время, так как слонов нам так и не показали из-за жары, а крюк километров в 70 мы сделали.

В самом Нельспруте заехали в небольшой частный Зоопарк, посвящённый традиционным обитателям - Crocodile River, на которой он собственно и находится - т.е. крокодилам.

В Преторию прибыли затемно, по пути успев до 20 часов заскочить в какую-то придорожную ликёрную лавку, закупив отличного намибийского пива Windhoek.

День . Переезд Pretoria - Kimberley. 450 км по N12 на Юго-Запад.

День, потраченный на дорогу, начали с посещения одного из немногих туристических мест Претории - Монумент покорителям ЮАР - Voortrekker Monument, расположенный на юго-западной окраине города, по дороге на Йобург. Посмотрели музей, залезли на сам массивный монумент и поехали дальше. На выезде на шоссе, прямо у монумента, произошло знакомство с местной дорожной полицией. Во всём виноват неспешный дядечка, выезжавшей на своей королле перед нами и, конечно же, спорт-режим нашей Audi. На длинном прямом участке шоссе, под знаком «80» мы пошли на обгон, в конце которого на дорогу выбежал размахивающий руками темнокожий гаишник и жестами согнал нас на обочину. Превысили на 19 км\ч. Полицай забрал права, предложил «пройти», затем достал толстый блокнот с таблицей штрафов и показал мне картинку с видео-радара, запечатлевшую нас на обгоне. Отпираться не стали. Товарищ в форме спросил, из Кейптауна ли мы, посмотрев на наши номера, и, когда узнал, что мы из России, а не из Кейптауна, спросил, нормально ли для нас заплатить R300 официального штрафа. Получив утвердительный ответ, он принялся писать протокол, но когда его спросили, как платить штраф - через банк или еще как-нибудь, он остановился и прямо спросил хотим ли мы заплатить штраф на месте и какова желаемая сумма штрафа. Увидев некоторое недоумение, он просто задал вопрос: «R100, is it OK?», после чего тут же получил требуемую купюру и отпустил нас с миром.

Воодушевлённые простотой общения с дорожной полицией, остаток дня мы провели на федеральных трассах под аккомпанемент ветра на скорости от 120 до 160 км/ч, которую пришлось снижать до 80, попав в тропический ливень у городка Potchefstroom.

Когда до Кимберли оставалось около 150 километров, нас нагнала ночь. Ехали по шикарной дороге, с вживлёнными в дорожное полотно светоотражателями, при этом дополнительным освещением нам служили молнии из массивного грозового фронта, который мы, к счастью, старательно объехали по трассе.

В Кимберли пришлось остановиться в приюте под названием Stay A Day, представлявшем из себя трёхэтажный корпус типа «Общага» с лежащим на столах Ветхим Заветом и запретом на употребление алкоголя. Двухместный номер - R260. Не самое приятное и дешёвое место.

День 6й. Кимберли и переезд в Cradock. В пути примерно 600 км.

Второй из трёх дней, занятых большими и продолжительными переездами по провинциям Northern Cape, Free State и Eastern Cape, причём самый тяжёлый день.

Вопреки первоначальному плану, мы решили не делать трёхсоткилометровый крюк и не ехать в пустыню Калахари, соответственно базироваться лишний день в Кимберли не было смысла, и мы решили рвануть дальше на юг, до запланированного промежуточного ночлега в городке Cradock.

Но сначала выполнили то, ради чего и поехали в этот Кимберли - пошли смотреть на музейный комплекс имени Большой Дыры (Big Hole Complex), построенный вокруг самой большой выкопанной вручную кимберлитовой трубки, законсервированной в 1914 году. Компания De Beers отстроила прекрасный музейный комплекс, включающий собственно карьер, подземелья, с аудиовизуальной имитацией процесса добычи алмазов (с взрывами и дымом), кинозалом и даже выстроенным вокруг городом времён основания компании.

Это стоит посмотреть, правда, с оговоркой, что по большому счёту делать там больше нечего, если Вы не едете дальше на север в Калахари, то подумайте - а нужен ли Вам Кимберли? Нам вот был нужен))). Есть более короткая дорога на юг, проходящая через город Bloemfontein, считающийся родиной Хоббитов (изобретатель этих существ жил там в детстве).

Выехали из Кимберли на ЮГ по N12. Хорошая дорога не предвещала неприятностей, однако они случились. В районе городка Petruisville, когда мы, радуясь выигранному на трассе времени, свернули на город Colesberg, согласно требованию электронной Наташи, мы попали на южноафриканскую грунтовую дорогу. И оставшиеся 90 км до промежуточной точки прошли в мучениях на скорости 20 км/ч по жуткой «гравийке», пересекаемой оградами ферм, забетонированными руслами сухих водотоков и редко встречавшимися машинами, некоторые из которых стояли на обочине без колёс. Памятуя об остром щебне на дороге и низкопрофильной спортивной резине, а также о том, что едем не на джипе, пришлось двигаться очень аккуратно и медленно.

Наградой нам было традиционное блюдо африкаансов - БОБОТИ, баранья запеканка с рисом карри в маленьком городке Colesberg.

Остаток пути до Cradock прошёл в соревнованиях с бешеными фурами на ночной трассе.

Ночёвка в заведении Aureyanna B&B, которое держит добродушная толстая тётушка, потомок буров. Место не самое дешёвое - R360 за комнату, но дешевле в Cradock нет.

День . Cradock, Mountain Zebra National Park, ночёвка в Addo (300km).

Накануне вечером пришла идея воспользоваться выигранным за счёт Калахари временем и посетить главную достопримечательность Cradock - Национальный Парк имени Горной Зебры (зебра как зебра, но только с коричневым носом).

Очень неплохой парк, хищников нет, животные дикие. Зебра только пуганные, но тут как повезёт. Нам повезло, и в конце сафари, которое мы устроили по парку на собственной машине, на нас из зарослей вышел, похоже, единственный непуганый зёбр и гордо позировал нам несколько минут. Кроме того, насмотрелись на страусов, буйволов и антилоп Куду.

На обратном пути из парка снова проехали через Cradock и несколько часов спустя приехали в маленькую деревеньку Addo, находящуюся уже в 50 км от Индийского океана, рядом с которой располагается второй по известности национальный парк в ЮАР - Addo Elephant National Park.

Поселились в самом, пожалуй, приятном месте, из всех обжитых нами в ЮАР - хостеле Homestead, расположенном посреди апельсиновых ферм и окружённом садом-музеем с растущими фруктовыми деревьями. Держат заведение два местных пенсионера, продавших свои сельхозугодия и сосредоточившиеся на туристическом бизнесе. Мы оказались первыми русскими в этом месте и, кроме того, попали в день рождения хозяйки. За что и получили по куску местного праздничного торта.

На следующее утро забронировали себе т.н. Game Drive, т.е. сафари по парку на 9 утра.

ВВС и туристический журнал Travel + Leisure считают, что на юге достоин пятого места в списке самых красивых городов планеты и в рейтинге полусотни мест в мире, которые следует посетить. Кроме впечатлений от прогулок по прекрасному городу неподалеку от Мыса Доброй Надежды, путешествие в подарит туристу массу других удивительных воспоминаний о поездке и сотни уникальных памятных фото в семейный альбом.

Важные пункты

  • Виза в ЮАР для граждан оформляется в консульстве страны. Требования к соискателям достаточно строгие, и в списке непременных условий для ее получения – наличие авиабилетов туда и обратно. Все представляемые в консульство документы должны иметь заверенный перевод на английский язык.
  • ЮАР поддерживает систему Tax Free. Чтобы получить уплаченный НДС на вылете из страны, достаточно предъявить чеки на сумму не менее 250ZAR, что соответствует примерно 20$. Купленный товар должен находиться в неповрежденных упаковках.
  • Движение в ЮАР левостороннее и при аренде автомобиля следует учитывать особенности местного вождения.

Выбираем крылья

Прямых перелетов из России в ЮАР нет в расписании ни одной авиакомпании, но со стыковками в или на Ближнем Востоке улететь можно на самолетах различных перевозчиков:

  • Москву с Йоханнесбургом дешевле всех соединяют Qatar Airways, Etihad Airways и KLM. Перелет через , или займет от 17 часов, считая пересадку. Цены на билеты начинаются от 530$.
  • Неплохие цены за билет в Кейптаун и обратно предлагают все те же катарцы, а также турецкие и французские авиалинии. За самый недорогой перелет со стыковкой в Абу-Даби, Дохе или придется выложить от 640$.

Регулярные прямые рейсы из собственных столиц в международные аэропорты ЮАР выполняют многие европейские авиаперевозчики. Если подписаться на их интернет-рассылку и мониторить специальные предложения, можно забронировать перелет на очень выгодных условиях.

Отель или квартира

Гостиницы в ЮАР строго придерживаются системы международных стандартов, если демонстрируют на фасаде хоть какие-то звезды. Номер в стандартной "трешке" в Кейптауне обойдется в 40$-50$ в сутки, причем, в цену чаще всего будет включен завтрак. За кровать в общем номере хостела придется выложить от 19$, а за ключи от комнаты в отеле 5* – от 80$.
Гостиницы в заповедниках представляют собой лоджи и шале в этническом стиле, которые дешевыми не назовешь. За бунгало в таком отеле 4* придется выложить от 80$ за ночь.
Арендовать квартиры в ЮАР не слишком принято, но, если делать это через специализированные проверенные сайты, риска можно по максимуму избежать. За сутки в отдельной квартире c одной спальней в центре Кейптауна с туриста могут попросить от 40$ до 60$. Комнату удастся снять за 25$-30$.

Транспортные тонкости

Между удаленными друг от друга городами ЮАР удобнее и безопаснее всего перемещаться на самолетах внутренних авиалиний. Например, перелет из в Кейптаун и обратно на крыльях местной компании Safair обойдется всего в 90$ и займет два с небольшим часа.
На шикарном поезде Rovos Rail можно совершить путешествие из ЮАР в и . В расписании поезда есть несколько маршрутов, в том числе – к водопаду . Цена самых дешевых билетов начинается от 1100$, но ведь поезд Rovos Trail считается самым роскошным в мире.
В городах ЮАР безопасно и удобно пользоваться услугами такси – цены сопоставимы с европейскими. На улице такси лучше не ловить, а для его заказа проще всего воспользоваться помощью портье в отеле.
В качестве обзорной экскурсии по Кейптауну можно выбрать "красный" и "синий" маршруты специальных туристических автобусов. Они стартуют от городского Аквариума и пролегают возле самых известных достопримечательностей. "Красный" маршрут – это 18 остановок в пределах города, а "синий" выходит за городские рамки и подойдет для тех, кто предпочитает любоваться природными красотами – Столовой горой и бухтой Хаут-бэй. Цена билета на один день составляет примерно 12$. За эти деньги пассажир может пользоваться автобусами обоих маршрутов без ограничений, выходить на остановках и садиться в следующие автобусы. Интервал движения составляет около 20 минут.

Соловья баснями не кормят

Кухня ЮАР собрала в себе множество национальных традиций самых разных народов – от англичан до голландцев. В ее основе – мясо, овощи, морепродукты в приморских городах и рис.
Дорогие рестораны отпугивают бюджетных путешественников высокими ценами, но бюджетно поесть в путешествии по ЮАР вам удастся в вездесущих индийских, китайских, тайских и арабских кафе и предприятиях типа "Макдональдс". Сосиска в тесте у уличного торговца стоит около 0,5$, литр минералки – доллар, а бутылка отличного местного бренди обойдется в 3$-5$.
За завтрак в английском стиле в хорошем отеле с постояльца попросят от 4$ до 6$, а за пакетик вяленого мяса буйвола или страуса, которым удобно быстро утолить голод, придется заплатить всего 0,3$.
Из местной экзотики в ресторанах Южной Африки встречаются блюда из мяса страуса или крокодила, но средний чек за ужин на двоих в таком заведении может выйти за рамки 50$-70$.

Полезные подробности

  • Для путешествия по ЮАР не требуются прививки, но на северо-востоке страны существует угроза заражения малярией. Чтобы избежать неприятностей, следует пользоваться защитными средствами от комаров и надевать соответствующую одежду.
  • В национальных парках и во время сафари важно выбирать одежду нейтральных цветов. Запрещается выходить из автомобилей и вставать в них, наблюдая за животными.
  • По улицам городов ЮАР принято передвигаться на такси или арендованном автомобиле, кроме специальных пешеходных зон.
  • В на Западном Кейпе находится лучшая площадка для наблюдения за китами с берега. Они подплывают к ней на расстояние всего в несколько метров.
  • Большая часть крупных автомобильных дорог в стране платные. Они помечены знаком "N". Цена проезда составляет примерно 5$-7$.

Идеальное путешествие в ЮАР

Государство расположено в Южном полушарии, и на протяжении страны с севера на юг и с запада на восток меняются климатические пояса. У побережья Индийского океана расположен пояс субтропиков, тогда как в национальных парках в зоне саванн осадки выпадают гораздо реже, а температура воздуха поднимается выше во все времена года.
Идеальным для сафари периодом считается конец осени и первая половина зимы. Тогда же особенно комфортно и осматривать достопримечательности в городах ЮАР. Днем в июне-августе в Кейптауне и Йоханнесбурге средние значения температур составляют +22°С, а ночью столбики термометров опускаются до +10°С и ниже.
Температура воды в океане в районе Кейптауна всегда достаточно некомфортная для купания и не превышает +18°С летом и +15°С – зимой.

Таможенные правила

Таможенные правила в ЮАР и отличаются либерализмом и не создают проблем для туристов. Строгий запрет распространяется лишь на ввоз оружия и наркотиков. Ввозимая в страну валюта не декларируется. Лица с зарубежным паспортом имеют право вывозить из страны любое количество легально приобретенных товаров. При этом следует иметь в виду, что предъявив на таможне специальные чеки (такс инвойс), которые по вашей просьбе выдаст любой магазин, где был приобретен товар. Вам вернут 14% от стоимости товара, так называемый ВАТ.Однако если вы хотите увезти с собой на память о ЮАР шкуры и чучела диких животных, а так жеизделия из них, на таможне нужно предъявить лицензию, полученную при их покупке.Слоновую кость запрещается вывозить в любом виде.

Сообщаем Вам, что с 13 мая 2014 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ №398 от 29 апреля 2014 г. "О признании утратившим силу пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками". В связи с этим ввоз любой алкогольной продукции на территорию Российской Федерации из-за рубежа запрещен. Исключение составит алкогольная продукция, приобретенная в аэропортах в магазинах беспошлинной торговли Duty Free.

Общие сведения

Одна из богатейших стран мира, занимающая самую южную часть Африканского континента. ЮАР стала сегодня одним из наиболее привлекательных мест отдыха и путешествий. Общая площадь страны - 1 220 430 кв. км. На севере ЮАР граничит с Намибией, Ботсваной, Зимбабве и Мозамбиком; внутри страны расположены маленькие независимые государства - Свазиленд и Лесото. ЮАР омывается водами двух океанов: Индийского на востоке и Атлантического на западе.
Что же так неудержимо притягивает туристов в ЮАР? Природа прежде всего. Национальные парки и частные заповедники, где в естественных условиях вблизи можно наблюдать диких зверей и что самое главное, знаменитую "большую пятерку" - слона, льва, носорога, буйвола, и леопарда. Кстати, считалось, что слоны, носороги и бегемоты в Южной Африке исчезли еще в середине прошлого века. Сегодня в крупнейшем национальном парке мира - Крюгер парке проводятся специальные мероприятия по переселению, а иногда даже отстрелу слонов с целью регулирования их численности.
Столица - Претория. Кейптаун (2 млн. чел.), Йоханнесбург (1,8 млн. чел.), Дурбан (1 млн. чел.), Порт-Элизабет (400 тыс. чел.), Джермистон (200 тыс. чел.), Блумфонтейн (180 тыс. чел.).
Население - 43 млн. человек. Группа нигер-конго (зулу, коса, тсвана, педи, суто, тсонго, свази и др.) - 72%, африканеры (белые потомки голландцев) - 9,5%, метисы - 9%, индийцы - 3%.
В ЮАР соседствуют два чуда: географическое - Мыс Доброй Надежды, по праву называемый краем Земли и рукотворное - сказочный город Сан Сити, грандиозный развлекательный комплекс, изумительная архитектура которого не оставляет равнодушным никого. Здесь - лучший в мире отель PALACE, здесь - одно из лучших в мире казино. В Сан Сити можно заниматься любым известным видом спорта - даже кататься на лыжах.

Транспорт

Основным видом транспорта в ЮАР является личный автомобиль. Двухэтажные автобусы, следующие по основным городским маршрутам, ходят редко.
При использовании такси необходимо сделать заказ через гостиницу или представителя принимающей вас туристической компании. "Ловить" такси прямо на улице небезопасно. Голосовать в городах и на дороге не принято.

Официальной валютой в ЮАР является ранд. Он выпускается в виде банкнот достоинством в 10,20,50,100 и 200 рандов.В любом из банков ЮАР по предъявлении паспорта вам беспрепятственно обменяют требуемое количество валюты.Информация о курсе ранда по отношению к любой из твердых валют мира дается в любом из местных банков.Обмен валюты лучше всего производить не в гостинице, где курс ранда всегда занижен, а в банке.

Отстает от московского на 1 час.

ЮАР расположена в Южном полушарии, поэтому необходимо помнить, что времена года здесь прямо противоположны Северному.
В Южной Африке нет четкого деления на времена года.
Резко отличается от остальных трех лишь зимний период – июнь, июль, август, когда температура ночью в Йоханнесбурге и Претории может опуститься до + 0,+3 С.
Однако днем из – за яркого солнца, которое светит 300 дней в году, температурный столбик поднимается до отметки + 16, + 18 С.
В Кейптауне из – за близости к Антарктике может быть холоднее. Иногда там даже выпадает снег, который, правда, тут же тает. Случается, что на крайнем юге пасмурная погода может продолжатся 2 – 3 дня, а потом вновь засветит яркое солнце. Зато зимнее время считается самым лучшим для наблюдения за животными и поездок на сафари, а так же охоты.
В Дурбане, на Индийском океане, значительно теплее. Даже зимой закалённые люди купаются в водах Индийского океана, где температура воды примерно + 18, +20 С.

Официальными в Новой Южной Африке объявлены 11 языков, на которых говорит пестрое в этническом отношении население ЮАР. Однако подавляющее большинство южноафриканцев понимает английский. Если вы обладаете знаниями английского языка, этого вполне достаточно для нормального общения.

Несмотря на пестрый состав населения, ЮАР - преимущественно христианская страна с преобладающим влиянием Протестантской, Голландской Реформаторской и Англиканской церквей. Христиане - 60%, язычники - 25%, мусульмане - 10%, индуисты - 5%.

В кафе и ресторанах, портье в гостинице, носильщику принято давать чаевые. Так например, в кафе и ресторанах полагается давать на чай 10% от стоимости заказа.
Чаевые также принято давать егерям, сопровождающим вас на сафари. Сумму следует обсудить с вашим гидом до отъезда в Гейм Лодж, если вы едете с сопровождающим, можно обсудить прямо на месте.Благодарность работающим с вами гидам в виде чаевых - полностью на вашем усмотрении.

Особенности пребывания в стране

Личная безопасность.
В таких городах, как Йоханнесбург и Кейптаун, в меньшей степени Претория и Дурбан, ходить вечером по центру не рекомендуется.В фешенебельном районе Сэндтон в Йоханнесбурге можно свободно гулять даже вечером. Однако рекомендуем хранить наличные деньги и документы в сейфе, ключи от которого вам выдаст портье в гостинице по вашей просьбе.

Какую одежду брать с собой в дорогу.
При посещении Национальных парков и для отдыха на океане нужно брать лёгкую, удобную в дороге одежду.Для вечернего посещения ресторана следует иметь нарядную, но не шикарную одежду, привычную для вас в подобных случаях.Обязательно нужно иметь с собой шерстяной свитер для вечерних прогулок или сафари, а при поездке в Кейптаун -легкую, но не продуваемую куртку из-за сильных, часто дующих там ветров.