Ту 154 над черным морем тела. «Разве что — коллективное помешательство. Кто ваш визажист

Над Черным морем, стал 73-м по счету лайнером этого семейства, потерянным в результате авиационных происшествий. Общее число погибших в таких происшествиях за 44 года достигло 3 тыс. 263 человек. Портал Юга.ру заглянул в историю эксплуатации самолета и вспомнил самые крупные катастрофы с его участием.

Ту-154 — пассажирский самолет, разработанный в 1960-х годах в СССР в конструкторском бюро Туполева. Был предназначен для нужд авиалиний средней протяженности и долгое время был самым массовым советским реактивным пассажирским самолетом.

Первый полет осуществил 3 октября 1968 года. Ту-154 серийно производился с 1970 по 1998 год. С 1998 по 2013 год на самарском заводе «Авиакор» велось мелкосерийное производство модификации Ту-154М. В общей сложности было изготовлено 1026 машин. До конца 2000-х годов был одним из самых распространенных самолетов на маршрутах средней дальности в России.

Самолет с бортовым номером RA-85572, который потерпел катастрофу 25 декабря 2016 года над Черным морем, был изготовлен в 1983 году и относился к модификации Ту-154Б-2. Эта модификация выпускалась с 1978 по 1986 год: салон экономкласса, рассчитанный на 180 пассажиров, усовершенствованная автоматическая бортовая система управления. В 1983 году борт RA-85572 был передан ВВС СССР.

По мнению некоторых пилотов Ту-154, самолет излишне сложен для массового пассажирского лайнера и требует высокой квалификации как летного, так и наземного персонала.

В конце XX века самолет, проектировавшийся в 1960-е годы, морально устарел, и авиакомпании начали заменять его на современные аналоги — Boeing 737 и Airbus A320.

В 2002 году страны ЕС из-за несоответствия по уровню допустимого шума запретили полеты Ту-154, не оборудованных специальными шумопоглощающими панелями. А с 2006 года все полеты Ту-154 (кроме модификации Ту-154М) в ЕС были окончательно запрещены. Самолеты этого типа в то время эксплуатировались в основном в странах СНГ.

В середине 2000-х годов самолет стал постепенно выводиться из эксплуатации. Основная причина — низкая топливная эффективность двигателей. Поскольку самолет проектировался в 1960-е годы, вопрос экономичности двигателей перед разработчиками не стоял. Экономический кризис 2008 года тоже поспособствовал ускорению процесса вывода самолета из эксплуатации. В 2008 году весь парк Ту-154 был выведен компанией S7, в следующем году это сделали «Россия» и «Аэрофлот». В 2011 году эксплуатацию Ту-154 прекратили «Уральские авиалинии». В 2013 году лайнеры этого типа были выведены из состава воздушного парка компанией UTair, крупнейшим на тот момент эксплуатантом Ту-154.

В октябре 2016 года последний показательный полет совершил борт белорусской авиакомпании «Белавиа». Единственным коммерческим эксплуатантом самолетов Ту-154 в России в 2016 году оставалась авиакомпания «Алроса», имеющая в своем флоте два самолета Ту-154М. По неподтвержденным данным, двумя самолетами Ту-154, в числе которых и самая старая модель этого семейства, выпущенная еще в 1976 году, владеет северокорейская авиакомпания Air Koryo.

В феврале 2013 года серийное производство лайнеров было прекращено. Последний самолет семейства, вышедший на самарском заводе «Авиакор», был передан Министерству обороны РФ.

Крупнейшие катастрофы отечественных Ту-154

19.02.1973, Прага, 66 погибших

Самолет Ту-154 выполнял регулярный пассажирский рейс из Москвы в Прагу, когда, совершая посадку, вдруг перешел в быстрое снижение, не долетев 470 м до ВПП, врезался в землю и разрушился. Погибли 66 человек из 100 находившихся на борту. Это первое происшествие в истории самолета Ту-154. Чехословацкая комиссия не смогла установить причины происшествия, лишь предположив, что при заходе на посадку авиалайнер неожиданно попал в зону турбулентности, что и привело к потере устойчивости. Советская комиссия пришла к мнению, что причиной катастрофы стала ошибка командира самолета, который при заходе на посадку случайно, из-за несовершенства системы управления, изменил угол наклона стабилизатора.

08.07.1980, Алма-Ата, 166 погибших, 9 раненых на земле

Самолет, выполнявший рейс по маршруту Алма-Ата — Ростов-на-Дону — Симферополь, упал практически сразу после взлета. Самолет снес два жилых барака и четыре жилых дома, в результате чего на земле были ранены девять человек. По официальной версии, катастрофа произошла из-за внезапно появившегося атмосферного возмущения, вызвавшего мощный нисходящий воздушный поток (до 14 м/с) и сильный попутный ветер (до 20 м/с) при взлете, в момент уборки механизации, при высоком взлетном весе, в условиях высокогорного аэродрома и высокой температуры воздуха. Сочетание этих факторов при низкой высоте полета и при внезапно возникшем боковом крене, исправление которого кратковременно отвлекло экипаж, предопределило фатальный исход полета.

16.11.1981, Норильск, 99 погибших

Лайнер завершал пассажирский рейс из Красноярска и заходил на посадку, когда потерял высоту и приземлился на поле, не долетев около 500 м до полосы, после чего врезался в насыпь радиомаяка и разрушился. Погибли 99 человек из 167 находившихся на борту. По заключению комиссии, причиной катастрофы стала потеря продольной управляемости самолета на завершающем этапе захода на посадку вследствие конструктивных особенностей самолета. Кроме того, экипаж слишком поздно понял, что ситуация грозит аварией, и решение об уходе на второй круг было принято несвоевременно.

23.12.1984, Красноярск, 110 погибших

Лайнер должен был выполнять пассажирский рейс в Иркутск, когда при наборе высоты произошел отказ двигателя. Экипаж принял решение возвращаться, но при заходе на посадку возник пожар, который разрушил системы управления. Машина рухнула на землю за 3 км до ВПП № 29 и разрушилась. Первопричиной катастрофы стало разрушение диска первой ступени одного из двигателей, которое произошло из-за наличия усталостных трещин. Трещины были вызваны производственным дефектом.

10.07.1985, Учкудук, 200 погибших

Эта катастрофа стала крупнейшей по числу погибших в истории советской авиации и самолетов Ту-154. Авиалайнер, выполнявший регулярный рейс по маршруту Карши — Уфа — Ленинград, через 46 минут после вылета на высоте 11 тыс. 600 м потерял скорость, свалился в плоский штопор и рухнул на землю.

По официальному заключению, это случилось при влиянии высокой нестандартной температуры наружного воздуха, малого запаса по углу атаки и тяги двигателей. Экипаж допустил ряд отклонений от требований, потерял скорость — и с пилотированием самолета не справился. Широко распространена неофициальная версия: перед вылетом был нарушен режим отдыха экипажа, в результате чего общее время бодрствования пилотов составило почти 24 часа. И вскоре после начала полета экипаж заснул.

07.12.1995, Хабаровский край, 98 погибших

Авиалайнер Ту-154Б-1 Хабаровского объединенного авиаотряда, совершавший рейс по маршруту Хабаровск — Южно-Сахалинск — Хабаровск — Улан-Удэ — Новосибирск, врезался в гору Бо-Джауса в 274 км от Хабаровска. Причиной катастрофы, предположительно, стала несимметричная перекачка топлива из баков. Командир судна по ошибке увеличил образовавшийся правый крен, и полет стал неуправляемым.

04.07.2001, Иркутск, 145 погибших

При заходе на посадку в аэропорту Иркутска авиалайнер внезапно свалился в плоский штопор и рухнул на землю. В процессе захода на посадку экипаж допустил падение скорости самолета ниже допустимой на 10-15 км/ч. Автопилот, включенный в режим поддержания высоты, с падением скорости увеличил угол тангажа, что привело к еще большей потере скорости. Обнаружив опасную ситуацию, экипаж добавил режим двигателям, отклонил штурвал влево и от себя, что привело к быстрому росту вертикальной скорости и увеличению крена влево. Потеряв пространственную ориентировку, пилот попытался вывести самолет из крена, но своими действиями лишь увеличил его. Государственная комиссия назвала причиной катастрофы ошибочные действия экипажа.

04.10.2001, Черное море, 78 погибших

Авиалайнер Ту-154М авиакомпании «Сибирь» выполнял рейс по маршруту Тель‑Авив — Новосибирск, но через 1 час 45 минут после взлета рухнул в Черное море. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета, самолет непреднамеренно был сбит украинской зенитной ракетой С-200, запущенной в ходе проводившихся на Крымском полуострове украинских военных учений. Министр обороны Украины Александр Кузьмук принес извинения за случившееся. Президент Украины Леонид Кучма признал ответственность Украины за инцидент и отправил в отставку министра обороны.

24.08.2004, Каменск, 46 погибших

Самолет вылетел из Москвы и взял курс на Сочи. Во время полета над Ростовской областью в хвостовой части лайнера произошел сильный взрыв. Самолет потерял управление и начал падать. Экипаж всеми силами пытался удержать самолет в воздухе, но неуправляемый лайнер рухнул на землю в районе поселка Глубокого Каменского района Ростовской области и полностью разрушился. Взрыв в самолете устроила террористка-смертница. Сразу после терактов (в этот же день взорвался самолет Ту-134, выполнявший рейс Москва — Волгоград) ответственность за них взяла на себя террористическая организация «Бригады Исламбули». Но позднее Шамиль Басаев заявил, что теракты подготовил он.

По словам Басаева, отправленные им террористки не взрывали самолеты, а только захватили их. Басаев утверждал, что самолеты были сбиты ракетами российской ПВО, так как руководство России опасалось, что самолеты будут направлены на какие-либо объекты в Москве или Санкт-Петербурге.

22.08.2006, Донецк, 170 погибших

Российский авиалайнер выполнял плановый пассажирский рейс из Анапы в Санкт‑Петербург, но над Донецкой областью столкнулся с сильной грозой. Экипаж запросил у диспетчера разрешение на более высокий эшелон полета, но затем авиалайнер потерял высоту, а через три минуты разбился близ поселка Сухая Балка в Константиновском районе Донецкой области.

«Отсутствие контроля за скоростью полета и невыполнение указаний РЛЭ (Руководство по летной эксплуатации) по недопущению попадания самолета в режим сваливания при неудовлетворительном взаимодействии в экипаже не позволили предотвратить переход ситуации в катастрофическую» , — говорилось в итоговом заключении Межгосударственной авиационной комиссии.

10.04.2010, Смоленск, 96 погибших

Президентский авиалайнер Ту-154М Воздушных сил Польши выполнял рейс по маршруту Варшава — Смоленск, но при заходе на посадку на аэродром Смоленск‑Северный в условиях сильного тумана лайнер столкнулся с деревьями , опрокинулся, рухнул на землю и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 96 человек, в их числе президент Польши Лех Качиньский, его жена Мария Качиньская, а также известные польские политики, почти все высшее военное командование и общественные и религиозные деятели. Они направлялись в Россию с частным визитом в качестве польской делегации на траурные мероприятия по случаю 70-й годовщины Катынского расстрела. Расследованием Межгосударственного авиационного комитета было установлено, что все системы самолета до столкновения с землей работали нормально; из-за тумана видимость на аэродроме была ниже допустимой для посадки, о чем экипаж был извещен. Причинами катастрофы были названы неправильные действия экипажа самолета и психологическое давление на него.

Эксперты Минобороны РФ завершили полную расшифровку черных ящиков и смогли назвать окончательную причину , который 25 декабря 2016 года над Черным морем. По утверждению специалистов, в которой , произошла из-за совокупности факторов - самолет был перегружен и во время управления воздушным судном второй пилот допустил ошибку, пишет L!FE .

ВВС

По данным источника, приоритетной следователи считают пресловутый человеческий фактор. По убеждению экспертов, проблема с закрылками, из-за которых самолет резко стал терять высоту, была напрямую связана с ошибкой второго пилота пассажирского самолета, 33-летнего Александра Ровенского.

"На третьей минуте полёта, когда Ту-154 находился на высоте 450 м над уровнем моря, сработали датчики системы курсовой устойчивости. В результате машина стала резко терять высоту из-за проблем с закрылками. От этого лайнер перешёл в запредельный угол атаки, экипаж всеми силами пытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, но сделать этого уже не успел", - сообщает источник, знакомый с ходом расследования причин авиакатастрофы в Сочи.

Минобороны РФ

Специалисты уверены, что причиной сбоя в работе механизма самолета стала банальная - при взлете лайнера вместо шасси, он дернул не за тот рычаг, и убрал закрылки. Это является основной версией причин трагедии, в которой погибли участники ансамбля им.Александрова, легендарная и 9 журналистов российских телеканалов, которые летели в сирийскую Латакию, чтобы дать благотворительный концерт военным из РФ, которые вынуждены в Новый год нести службу в Сирии.

Также в Минобороны добавляют, что ситуацию после усугубил еще один фактор - перегрузка воздушного судна. В багажном отсеке Ту-154 всё было заполнено "под завязку". Поэтому хвостовую часть лайнера потянуло вниз.


ВВС

Спасти машину, по мнению экспертов, было невозможно - не хватало скорости и высоты. Хвостовая часть первой коснулась воды, а затем Ту-154 на большой скорости ударился о море правым крылом и разрушился, что привело к гибели всех находившихся на борту. Источник подчеркивает, что нештатная ситуация стала полной неожиданностью для экипажа: в первые секунды командир самолёта 35-летний майор Роман Волков и второй пилот Александр Ровенский растерялись, но быстро взяли себя в руки и до последних секунд пытались спасти самолёт.

При этом эксперты Минобороны РФ, считают оглашенную причину крушения Ту-154 "" преждевременной. Специалисты подчеркивают, что ещё предстоит колоссальный объём работ по сбору и выкладке обломков лайнера, чтобы говорить о точных причинах трагедии.

Напомним, авиакатастрофа в Сочи произошла 25 декабря 2016 года. Самолет Ту-154 Минобороны РФ в 5:40 утра по мск в 1,7 км от побережья Сочи потерпел крушение над Черным морем. Борт, на котором находилось 92 человека, летел в сирийский Хмеймим с аэродрома Чкаловский, а в Сочи он только дозаправлялся. Через несколько минут после отрыва от полосы самолёт пропал с экранов радаров.

На борту летевшего в Сирию Ту-154 находились два состава экипажа и 84 пассажира. В поисковой операции в Черном море задействованы свыше 3 тысяч человек. Комиссия Минобороны пока рассматривает все возможные версии авиакатастрофы Ту-154, включая террористический акт, грубое нарушение правил эксплуатации воздушного судна и техническую неисправность. По словам источника в Воздушно-космических силах России, говорить о приоритете какой-либо из версий можно будет только «после осмотра обломков воздушного судна и судебной медицинской экспертизы останков экипажа и пассажиров».

По официальным данным Минобороны, 25 декабря на борту находились 92 человека, в том числе восемь членов экипажа, восемь военнослужащих, начальник управления культуры Минобороны РФ Антон Губанков со своей помощницей Оксаной Бадрутдиновой, перевозившая в Сирию медикаменты доктор Лиза, девять журналистов и 64 артиста Ансамбля им. Александрова.

Источник «Фонтанки» в Минобороны говорит, что не стал бы слепо доверяться этому списку, так как достоверного перечня фамилий может не существовать: «Список раз 10 переделывали, артисты менялись. И постоянно из Генштаба на каждый борт приезжают перед вылетом командировочные, командир не может отказаться их взять. Точный полетный лист был только у командира, на земле остались черновики».

скриншот страницы сайта

Следственный комитет по факту трагедии в Краснодарском крае возбудил уголовное дело по статье 351 УК РФ – нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия, – однако не исключена переквалификация, как в случае с авиакатастрофой гражданского самолета над Синаем.

В настоящее время на военном аэродроме Чкаловский следователями изымается техническая документация погибшего борта, образцы топлива, опрашиваются все лица, причастные к подготовке самолета к вылету. Вопросы вызвали количество и состав военных грузов в Ту-154. Помимо личного багажа пассажиров на борту перевозилась спецпочта, а также различное оборудование военного характера.

«Фонтанка» обсудила с экспертами аргументы в пользу или против основных версий.

Нарушение центровки и перегруз

Дополнительным фактором, приведшим к катастрофе, могла стать ошибка при загрузке самолета, рассказал «Фонтанке» источник в Минобороны РФ. Во-первых, самолет направлялся в Сирию к российским военным и мог быть загружен до предельных значений. Во-вторых, техники могли ошибиться с расположением груза в багажном отсеке, что привело бы к нарушению центровки самолета.

Во время полета самолет держится в воздухе за счет подъемной силы, образующейся из-за разности давления под и над крылом. Упрощенно это можно представить в виде качелей, где нос и хвостовая часть это противоположные концы, а поперечное сечение крыла – точка опоры. Баланс поддерживается за счет скорости и триммеров руля высоты. Неожиданное или неконтролируемое перемещение загрузки самолета может привести к резкому изменению центровки и потере управляемости. В результате самолет либо начнет неконтролируемо пикировать, либо, наоборот, будет поднимать нос до выхода на закритические углы атаки крыла, потерю подъемной силы и сваливание.


В истории эксплуатации Ту-154 уже было крушение, которое произошло по этой причине на взлете в 1993 году. Гражданский Ту-154Б с бортовым номером 85222 выполнял рейс авиакомпании Transair Georgia из Тбилиси. При достижении взлетной скорости экипаж поднял носовую стойку шасси, но самолет не поднялся в воздух, а продолжил катиться по полосе. В результате он выехал на грунт и врезался в здание радиомаяка. В катастрофе погибли 24 человека, которые были на борту, и еще четыре человека на земле. Комиссия установила, что техники выполняли загрузку самолета даже без центровочных графиков самолёта Ту-154.

По мнению бывшего командира военно-транспортного авиационного полка Минобороны России, полковника запаса Леонида Куплешникова, тот факт, что самолет взлетел и набирал высоту в течение нескольких минут, говорит о том, что проблем с центровкой и двигателями не было: «Загрузку контролируют бортинженер и второй пилот лично, это их хлеб. В Чкаловском служат самые опытные, они не допускают таких ошибок». Заслуженный летчик отметил, что для самолета такого типа 92 пассажира это очень небольшое количество и о перегрузке речи быть не может. «Оружие и боеприпасы возят транспортными самолетами, в Ту-154 – только личный состав, личные вещи и почта», – сказал он.

Метеоусловия

Согласно авиационной метеосводке, в момент вылета Ту-154 в аэропорту Адлера наблюдались простые метеоусловия: ветер 4 м/с, видимость без ограничений, нижний край облачности 1000 метров. Однако в Ростовской воздушной зоне, куда входит аэропорт Адлера, действовал SIGMET (англ. Significant Meteorological Information) – авиационная телеграмма о неблагоприятных метеоусловиях, о том, что в районе Крыма могло наблюдаться сильное обледенение с переохлажденным дождем, который приводит к образованию льда на поверхностях воздушного судна.


skyvector.com
skyvector.com

В случае образования льда на поверхности крыла оно начинает терять свои аэродинамические свойства и, как следствие, подъемную силу. При этом лед увеличивает вес воздушного судна. Если допустить, что упавший Ту-154 был перегружен еще до взлета, это могло стать критическим фактором. Кроме того, нарастающий на управляющих поверхностях лед блокирует управляющие поверхности, и тогда самолет становится неуправляемым. Еще лед блокирует выносную трубку Пито, по движению воздуха внутри нее измеряется воздушная скорость самолета. В случае неисправности трубки Пито спидометр в кабине самолета может показывать ложные значения. Например, скорость в ноль километров в час.

В такую ситуацию, например, попал экипаж рейса «Аэрофлота» из Челябинска в Москву в 1986 году. Ту-154Б-2 с бортовым номером 85327 попал в грозовую облачность во время снижения над столицей. На высоте 3600 метров при обходе грозового облака пилоты увидели, как скорость на спидометре упала до нуля. Полет проходил в сплошной облачности без визуальных ориентиров. Чтобы разогнать самолет, пилоты направили его к земле, но стрелка спидометра продолжала показывать ноль. Самолет вышел из облаков на высоте 1800 метров, пилоты сориентировались и начали выводить его в горизонт. В результате происшествия никто из находящихся на борту не пострадал. После посадки комиссия выяснила, что самолет снижался с вертикальной скоростью 100 м/с и воздушной скоростью 813 км/ч. Во время маневра вывода из пикирования Ту-154 подвергся перегрузкам в 3,2G, что значительно превышает максимально допустимую. После этого полета борт был списан и больше никогда не поднимался в небо.

Техническая неисправность

По данным источников ряда СМИ, одной из приоритетных комиссия рассматривает версию технической неисправности воздушного судна. С этим согласен и собеседник «Фонтанки» заслуженный летчик Леонид Куплешников.

«На третьей минуте полета экипаж пилотирует вручную, автопилот еще не включен. Идет уборка закрылков. На этом типе (Ту-154. – Прим. ред. ) были случаи несинхронной уборки закрылков. В этом случае возникает сильный кренящий момент, и самолет может перевернуться, парировать экипажу такую неисправность очень сложно», – говорит полковник запаса.

В свою очередь в Минобороны сообщили, что самолет был выпущен в 1983 году. 29 декабря 2014 года был проведен последний ремонт, а осенью этого года было проведено плановое обслуживание.

Теракт

Версия террористического акта, по словам источников «Фонтанки», также рассматривается, но не является ключевой.

Загрузку военного самолета контролируют лично члены экипажа. Требования авиационной безопасности на военном аэродроме более мягкие и не предусматривают проверку всего груза и пассажиров перед посадкой. «Бортинженер может выборочно посмотреть груз, если его что-то смущает, но это редко. А некоторые грузы, например почту, вскрывать запрещено. Сейчас спецслужбы проверяют все воинские части, отправлявшие этим бортом свои грузы», – рассказал офицер, проходящий службу на аэродроме Чкаловский.

После катастрофы представители ФСБ проверяют весь персонал, готовивший лайнер к вылету. По словам источника, камеры наружного наблюдения не просматривают всю территорию военного аэродрома, и в теории взрывное устройство могли пронести на борт перед вылетом. Также бомба могла оказаться среди лекарств, которые везла Елизавета Глинка (доктор Лиза). «Неизвестно, кто и как собирал этот груз, Минобороны к нему не имело отношения», – сказал он.

Другой эксперт в области борьбы с терроризмом в разговоре с «Фонтанкой» отметил, что аэропорт Адлер в разы безопаснее Чкаловского: «Адлер оснастили перед Олимпиадой всем необходимым, там ведется непрерывная оперативная работа с персоналом, а на Чкаловском военный бардак. Минобороны защищает свои авиабазы за рубежом и в опасных регионах, а в Москве и в Питере уровень безопасности с советских времен практически не изменился».

По словам эксперта, военные до конца будут опровергать версию теракта, потому что это нанесет колоссальный урон имиджу военного ведомства. «Если подтвердится теракт, должностей лишится вся верхушка ВКС», – сказал он.

По его словам, версия теракта станет приоритетной, если на обломках Ту-154 найдут следы взрыва. Тогда «пойдут по всей цепочке связей экипажа, пассажиров и техников, будут искать слабое звено». Он счел маловероятной версию о бомбе среди лекарств доктора Глинки.

«Бомба в лекарствах – это грамотно, трудно найти, но тогда взрыв был бы при вылете из Москвы. Никто не станет тянуть так долго, взрывают сразу, вспомните Синай», – сказал он.

Говоря о других возможностях совершить террористический акт, эксперт назвал использование диверсионной группой ПЗРК. «На этапе взлета пассажирский самолет сбить из ПЗРК легко, даже если стрелять вдогонку», – сказал он и предложил дождаться экспертизы фрагментов лайнера. «Если был ПЗРК, будут найдены фрагменты поражающих элементов», – добавил эксперт, отметив, что это крайне маловероятная версия, но она тоже имеет право на жизнь.

Человеческий фактор

Понятие «человеческий фактор» широко распространено в результатах расследования авиационных происшествий и может означать сбой на различных этапах подготовки или выполнения полета. Человеческий фактор – это когда служба авиационной безопасности пропускает угрозу внутрь периметра аэропорта или же наземный экипаж допускает ошибку при техническом обслуживании воздушного судна.

«Человеческим фактором называют нетрезвый экипаж или пилотов, которые не смогли вовремя правильно оценить ситуацию. Теоретически в крушении Ту-154 над Черным морем мог быть любой из них. Впрочем, делать какие-либо выводы сейчас рано», – говорят эксперты «Фонтанки», добавляя, что нужно дождаться результатов расследования комиссии, возглавляемой главой Минтранса Максимом Соколовым.

По словам Леонида Куплешникова, об ошибках экипажа можно говорить «только после расшифровки бортовых самописцев», так называемых «черных ящиков». Глава Минтранса Максим Соколов уже сообщил, что самописцы Ту-154 не были оборудованы акустическими маяками, а это значит, что для их поиска будет нужна «площадная съемка рельефа дна с использованием гидролокаторов бокового обзора высокого разрешения». По оценке экспертов, поиски самописцев, не оборудованных радиомаяками, могут занять месяцы и «потребуют дорогостоящей подводно-поисковой экспедиции с неявным результатом».

Иван Баранов,
Андрей Меньшенин,
«Фонтанка.ру»

Доктор Лиза

В опубликованном Минобороны списке пассажиров значится директор международной организации «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (известная также как Доктор Лиза). По данным источника «Интерфакса», Глинка летела на борту этого самолета из Москвы в Сочи, но в Сирию не направлялась.

В сообщении фонда отмечается, что Глинка действительно вылетела этим рейсом: она сопровождала гуманитарный груз для госпиталя Тишрин в Латакии. «МОО «Справедливая помощь» не располагает какой-либо информацией в связи с произошедшей катастрофой», — говорится в .

Муж Доктора Лизы адвокат Глеб Глинка сказал изданию «Сноб» , что его супруга была на борту в момент крушения. Других подтверждений этой информации нет.

На сайте Совета по правам человека при президенте, членом которого была Глинка, опубликовано заявление его главы Михаила Федотова, в котором он подтвердил, что Доктор Лиза должна была отвезти медикаменты в госпиталь в Латакии.

«Доктор Лиза была всеобщей любимицей. И было за что: это она в течение многих лет практически ежедневно оказывала паллиативную медицинскую помощь, кормила бездомных, одевала, давала им приют. Это она под пулями вывозила больных и раненых детей из Донбасса, чтобы они смогли получить помощь в лучших больницах Москвы и Санкт-Петербурга. Это она организовала для детей с ампутированными конечностями приют, где они проходят реабилитацию после больницы», — в заявлении.

Чем занималась Доктор Лиза

Всероссийскую известность Елизавета Глинка получила после того, как во время крупных лесных пожаров в европейской части России организовала сбор помощи в пользу пострадавших. Фонд помогал гуманитарной помощью и оборудованием погорельцам и добровольным пожарным. В 2012 году фонд Доктора Лизы организовал сбор гуманитарной помощи для пострадавших от наводнения в Крымске (Краснодарский край). Вместе с телеведущей Ксенией Собчак Елизавета Глинка организовала благотворительный аукцион, на котором для пострадавших от наводнения собрали более 16 млн руб.

Гуманитарная помощь во время военных конфликтов

После начала вооруженного конфликта на востоке Украины Глинка принимала участие в оказании помощи людям, проживающим на востоке Украины. Она неоднократно ездила в Донбасс во время военных действий и привозила оттуда в Москву нуждающихся в лечении детей, а также передавала лекарства и гуманитарную помощь. Всего с марта 2014 года Доктор Лиза побывала в Донбассе почти 20 раз.

Во время войны в Сирии Глинка ездила в страну с гуманитарными миссиями — занималась доставкой и распределением лекарств, организацией медицинской помощи для гражданского населения.

Расследование катастрофы

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил журналистам, что Владимиру Путину было оперативно доложено о случившемся. Президент, по словам Пескова, находится в постоянном контакте с министром обороны Сергеем Шойгу, который провел видеоконференцию с руководством Вооруженных сил по организации поисково-спасательных работ. Комиссия Минобороны по расследованию крушения самолета рано утром вылетела в Адлер.

Премьер-министру Дмитрию Медведеву президент поручил сформировать государственную комиссию по расследованию крушения Ту-154. Возглавил комиссию министр транспорта Максим Соколов. 26 декабря объявлено днем траура.

Уголовное дело по статье «Нарушение правил полетов или подготовки к ним» (ст.351 УК) возбудил Следственный комитет. Как рассказала РБК официальный представитель ведомства Светлана Петренко, в Сочи командирована группа сотрудников центрального аппарата СК, которые имеют большой опыт расследования авиационных происшествий. По словам начальника пресс-службы Главной военной прокуратуры Наталии Земсковой, в Сочи также вылетела совместная группа сотрудников надзорного ведомства и Министерства обороны.

Экстренные службы обнаружили масляное пятно в 6-8 км от берега в Черном море. Обломки самолета обнаружили на глубине 50-70 м в полутора километрах от берега. В 12-14 км от берега находят личные вещи пассажиров, первое тело нашли в 6 км от берега.

Руководитель мониторинговой службы центрального совместного Всероссийского общества спасания на водах Владимир Грицихин считает, что обломки Ту-154 при благоприятных условиях можно будет поднять со дна за неделю. «Глубина 50-70 м не является большой, вполне возможно крупные фрагменты мягкими понтонами аккуратно поднять. Глубина такая, что вряд ли кого-то удастся спасти, но поднять все фрагменты самолета возможно. Я думаю, что за неделю можно извлечь все, если вовремя службы сработают. У МЧС есть хорошие специалисты, если позвонят, мы подключимся», — сказал он ТАСС .

Это пятая авиакатастрофа с участием Ту-154 за последние десять лет.

1 января 2011 года самолет Ту-154 Б-2, выполнявший рейс из Сургута в Москву, загорелся на взлетной полосе. Была проведена эвакуация 134 пассажиров и членов экипажа, три человека погибли, порядка 40 получили ранения. Самолет полностью сгорел.

10 апреля 2010 года Ту-154 президента Польши, летевший из Варшавы в Смоленск, упал при посадке на военном аэродроме Северный в Смоленской области. 89 пассажиров и восемь членов экипажа, в том числе президент Польши Лех Качиньский, погибли.

15 июля 2009 года в Иране упал Ту-154, совершавший рейс из Тегерана в Ереван. На борту самолета находились 153 человека плюс 15 членов экипажа, среди пассажиров были в основном граждане Армении, а также Ирана и Грузии. Все они погибли.

22 августа 2006 года Ту-154М, летевший из Анапы в Санкт-Петербург, потерял управление и свалился в плоский штопор. Самолет упал близ населенного пункта Сухая Балка неподалеку от Донецка. Погибли 160 пассажиров, в том числе 49 детей и десять членов экипажа.

Версии случившегося

Официальных причин крушения самолета пока не называют. Росгидрометцентр отмечает, что погодные условия в районе крушения утром 25 декабря были нормальными и простыми для пилотирования самолета. Источник «Интерфакса» в экстренных службах заявил, что в качестве одной из версий крушения самолета рассматривается попадание в двигатель Ту-154 птицы (рядом с Сочи находится станция перелетных птиц и орнитопарк). Кроме того, по словам источника, рассматриваются версии технической неисправности Ту-154 и возможная заправка самолета некачественным топливом. По словам источника «РИА Новости» , причиной крушения могла стать и ошибка экипажа.

«Если бы попала птица, у экипажа была бы возможность сообщить на землю. После взлета экипаж набрал достаточную высоту, птицы на такой высоте не летают», — подчеркнул в разговоре с РБК специалист по безопасности полетов Александр Романов, указав, что одной из наиболее вероятных версий случившегося он считает теракт.

«Фонтанки» в Министерстве обороны отмечает, что к расследованию подключилась ФСБ. Сотрудники спецслужбы проверяют всех, кто мог подходить к судну в военном аэропорту Чкаловский и в Адлере. Силовики отрабатывают версию теракта. Эту информацию подтверждает и собеседник РБК в ФСБ. По его словам, речь идет о стандартной проверке, которая проводится в подобных случаях. В центре общественных связей ФСБ официально не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть информацию о возможном теракте.

«Если была мгновенная потеря связи с экипажем, то это, скорее всего, взрыв самолета или столкновение в воздухе с каким-то предметом», — рассказал РБК член комиссии при президенте по развитию авиации общего назначения Юрий Сытников.

«Самолет садился на дозаправку, в этом случае много технических служб подходило к самолету, поэтому у людей была возможность положить взрывное устройство в отсеки», — уверен Романов.

Как полагает заслуженный летчик-испытатель Герой России Юрий Ващук, отказ техники маловероятен. Он считает, что к катастрофе мог привести некий инцидент на борту самолета.

Корреспондент «Коммерсанта» в Краснодарском крае передает , что в момент крушения никто из местных жителей не слышал взрыва и не видел вспышки.

Источник «Интерфакса» в силовых структурах исключает версию теракта. «По всей видимости, при столкновении воздушного судна с водной поверхностью произошел гидроудар, что повлекло за собой большой разлет обломков», — сказал собеседник агентства.

«Это произошло после взлета, когда убирают шасси и закрылки. Здесь масса технических вещей, которые могут произойти. В итоге самолет из-за малой скорости может просто перевернуться», — отметил в разговоре с РБК заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский.

«Чтобы отказали сразу три двигателя, должно произойти что-то сверхъестественное. Отказ даже одного двигателя — это критическая ситуация, но я не думаю, что она могла привести к катастрофе. Произошло что-то на борту, на что не успели среагировать летчики. Так, например, было с крушением пассажирского самолета над Египтом. Произошла молниеносная разгерметизация самолета, и он потерял управление», — сказал Ващук РБК.

Президент ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров заявил РБК, что версия теракта может существовать, но не в качестве приоритетной. «Это самолет Минобороны, его обслуживают на высоком уровне проверенные люди. В лайнере находились все знакомые между собой люди, посторонних не было. Самолет не так долго летел над акваторией моря, и если бы произошел взрыв, то кто-нибудь из очевидцев услышал бы его», — отметил Гончаров.

Претензий к самолету не было

Разбившийся Ту-154 был выпущен больше 30 лет назад, но «претензий к его техническому состоянию не было», рассказал источник «Интерфакса» в экстренных службах. Перед вылетом самолет был исправен, в целом Ту-154 эксплуатировали «в щадящем режиме».

В Минобороны заявили, что последний ремонт лайнер прошел в декабре 2014 года, передает «РИА Новости» . Управлял разбившимся воздушным судном летчик первого класса Роман Волков, который налетал больше 3000 часов.

Разбившийся под Сочи Ту-154 за время эксплуатации прошел три капитальных ремонта, сообщили ТАСС в пресс-службе корпорации «Русские машины». «Самолет Ту-154 номер 85572 был выпущен 29 марта 1983 года на Куйбышевском авиазаводе (сейчас авиазавод «Авиакор»). Последний, третий по счету капремонт борт проходил на «Авиакоре» в декабре 2014 года. С момента выполнения данного капремонта заявок от эксплуатанта на плановое периодическое техническое обслуживание самолета и продление ресурсов на «Авиакор» не поступало. Соответственно, обслуживание данного борта «Авиакор» не осуществлял», — говорится в сообщении компании.

После крушения самолета министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что решение о снятии с эксплуатации самолетов Ту-154 «было бы преждевременным». «Ресурс у этого самолета сегодня 40 лет, а если брать иностранные аналоги, то у некоторых самолетов доходит ресурс до 60 лет, поэтому в авиации совершенно другие принципы назначения ресурса, вопрос наработки до цикла», — отметил Мантуров.

С начала 2000-х годов Ту-154 практически повсеместно выводится из эксплуатации.

Первой о выводе из парков самолетов советского производства — Ту-154 и Ил-86 — объявила S7 Airlines. В ноябре 2009 года на Ту-154 перестала летать базирующаяся в Санкт-Петербурге авиакомпания «Россия». Перевозчик заменил эти самолеты на Boeing 737, однако позднее сделал выбор в пользу семейства А320. «Аэрофлот» объявил о своих планах в 2008 году и завершил процесс в начале 2010 года. Основные причины вывода Ту-154 из парков — низкая топливная эффективность самолета, а также высокая аварийность.

В январе 2014 года в эксплуатации в мире оставалось всего 80 самолетов Ту-154. По состоянию на июль 2016 года единственным коммерческим эксплуатантом самолетов Ту-154 в России была авиакомпания АЛРОСА с двумя самолетами.

Последний самолет семейства с заводским номером 998 был выпущен 19 февраля 2013 года и передан Министерству обороны России.

В пятницу, 30 декабря, стало известно, что поиски тел жертв авиакатастрофы продолжатся до 9 января. Ранее специалисты завершили основную фазу поисково-спасательной операции на месте крушения самолета Ту-154 в Черном море.

По данным Министерства обороны России, изначально рассматривалось свыше 15 версий крушения авиалайнера, но сейчас их вдвое меньше. При этом не снимается со счетов версия теракта, хотя взрыва на борту самолета не было.

После предварительных расшифровок первого накопителя мы сделали выводы, что взрыва на борту не было. Теракт - это же не только взрыв, могут быть и другие причины, поэтому эту версию мы не снимаем, - пояснил начальник службы безопасности полетов авиации воздушных сил (ВС) РФ генерал-лейтенант Сергей Байнетов.()

Напомним, в воскресенье, 25 декабря, примерно в 5.40 по московскому времени в Черном море упал РФ Ту-154. В 1,5 километрах от побережья Сочи на глубине 50-70 метров были найдены обломки авиалайнера.

По факту крушения Ту-154 Следственный комитет РФ возбудил о нарушении правил полетов.

Как сообщил источник в экстренных службах, поиски жертв авиакатастрофы Ту-154 будут продолжаться до 9 января включительно. ()

20 тысяч сербских болельщиков спели песню в память о жертвах авиакатастрофы перед баскетбольным матчем сербского клуба "Црвена Звезда" и российского ЦСКА. ()

Семья доктора Лизы планирует похоронить ее на Новодевичьем кладбище. ()

Министерство обороны России окажет помощь семьям военнослужащих, погибших в авиакатастрофе самолета Ту-154 в Черном море.()

Первые похороны жертвы авиакатастрофы Ту-154 прошли в Мытищах. По словам замминистра обороны РФ Николая Панкова, в среду похоронена была помощница директора департамента культуры Минобороны РФ Оксана Батрутдинова.

Экипаж потерпевшего крушение Ту-154 был готов к проведению полета, уровень его квалификации соответствовал выполнению полетного задания, сообщил Байнетов.

Министерство обороны РФ пока не исключает версию теракта на борту Ту-154, сообщил журналистам начальник службы безопасности полетов Вооруженных сил РФ Сергей Байнетов.

«После предварительных расшифровок первого накопителя мы сделали выводы о том, что во всяком случае взрывов на борту не было. Но теракт может быть совершен и по-другому, и пока мы эту версию не снимаем», - сказал он.

Минобороны РФ: Полеты самолетов типа Ту-154 приостановлены

13 погибших в катастрофе Ту-154 будут похоронены на федеральном военном кладбище в Подмосковье

Сбербанк спишет долги по кредитам погибших при крушении Ту-154. Об этом журналистам сообщил министр транспорта России Максим Соколов.

Минобороны опровергло данные о третьем черном ящике у разбившегося Ту-154

Минобороны РФ: Полеты самолетов типа Ту-154 приостановлены

Специалисты начали генетическую экспертизу тел погибших в ЧП с Ту-154

На сочинском берегу началась выкладка основных фрагментов упавшего Ту-154

По словам главы Минтранса РФ Максима Соколова, предварительные данные экспертиз по крушению Ту-154 могут получить в январе ().

Наиболее крупные фрагменты самолета Ту-154, потерпевшего крушение в Черном море, были обнаружены с помощью космического мониторинга места катастрофы, сообщил в четверг замглавы МЧС Александр Чуприян.

Министр транспорта заявил о нештатной работе техники на борту Ту-154.

Специалисты Росморречфлота завершили поиски на месте крушения Ту-154 в Сочи.

Тела 19 погибших при крушении Ту-154 подняты на поверхность.

Несколько останков тел погибших при крушении самолета Ту-154 Минобороны РФ обнаружены в береговой черте в Адлере.

Комиссия по расследованию катастрофы самолета Ту-154 рассматривает около семи версий произошедшей трагедии, приоритетной нет. Об этом сообщил начальник Службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Сергей Байнетов.

Разбившийся под Сочи самолет Ту-154 практически полностью разрушился, сообщил на пресс-конференции в четверг глава Минтранса РФ Максим Соколов.

Водолазы МЧС прекратили поисковые работы на месте крушения Ту-154. Спасатели совершили более 140 погружений и подняли тысячи фрагментов Ту-154.


Люди несут цветы и свечи к площади Южного мола морского порта в память о жертвах крушения ТУ-154 в Сочи

Расшифровка бортовых самописцев будет завершена в ближайшее время, возможно 30 января. Состояние обоих ящиков хорошее, сообщили в Минобороны.

Источник отметил, что пленка третьего бортового самописца разбившегося самолета деформирована, но подлежит частичной расшифровке.

Все обнаруженные обломки самолета Ту-154 подняты из воды, сообщает собеседник агентства.

Источник сообщил, что третий черный ящик Ту-154 разрушен.

Активная фаза поисковой операции в акватории Черного моря завершена. На поверхность воды подняты практически все элементы разбившегося самолета, сообщил ТАСС источник в штабе поисковой операции.

Гергиев и оркестр Мариинки исполнят Реквием Верди в память о жертвах катастрофы Ту-154.

Во­до­ла­зы Юж­но­го ре­ги­ональ­но­го по­ис­ко­во-спа­са­тель­но­го от­ря­да и Цен­тра по про­ве­де­нию спа­са­тель­ных опе­ра­ций осо­бо­го рис­ка «Ли­дер» МЧС Рос­сии под­ни­ма­ют со дна Чёр­но­го мо­ря у берегов Сочи об­ломки са­мо­лё­та Ту-154. В по­ис­ко­вой опе­ра­ции при­ни­ма­ют учас­тие бо­лее 3,5 ты­сяч че­ло­век и свы­ше 500 еди­ниц тех­ни­ки, - сообщил "ВМ" журналист Юрий Иващенко из Сочи. - Второй бортовой самописец был об­на­ру­жен се­год­ня и доставлен на берег око­ло 12 ча­сов. Работу спасателей по поиску фрагментов разбившегося самолёта и тел погибших в авиакатастрофе 25 декабря осложнила непогода. 28 декабря пошел сильный дождь с градом, а также усилился ветер.


Москвичи принесли цветы к офису международной общественной организации «Справедливая помощь» в память об Елизавете Глинке (Доктор Лиза), погибшей в авиакатастрофе Ту-154

ФОТО: Михаил Воскресенский/РИА Новости

Крушение самолета Ту-154 в Сочи могло произойти в результате человеческого фактора и технической неисправности. Предположение озвучено в оперативном штабе после изучения данных второго «черного ящика».()


Спасатели продолжают поиск фрагментов самолета в Черном море

МЧС Абхазии привлекло авиацию для поиска в акватории Гагры останков погибших в крушении ТУ-154 под Сочи, - сообщает для "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко. - В небе работают два вертолёта - Ми-2 и Ми-8. Они ищут мелкие фрагменты тел и личные вещи, которые могло принести в территориальные воды Абхазии верхними течениями. Помимо авиации, в поисковой операции от Абхазии задействовано 82 спасателя, которые прочесывают берег, два катера.

Министр обороны РФ, генерал армии Сергей Шойгу заявил, что выплаты материальной помощи в размере 5,8 млн рублей семьям погибших при крушении Ту-154 начнутся сегодня, 28 декабря.


Батискаф (слева), предназначенный для работ по поиску самолета Ту-154, в Имеретинском порту города Сочи

В ближайшее время специалисты начнут выкладку фрагментов Ту-154.

В Минобороны уточнили, что на месте крушения Ту-154 найдены 15 тел и 239 фрагментов.

На данный момент на поверхность подняты всего 17 тел погибших, 13 из них уже доставлены в Москву.

В 11 часов 50 минут к берегу Адлера подплыл катер со вторым "черным ящиком", и несколько сотрудников МЧС понесли его в штаб, расположенный на улице Просвещения, - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко.


Поисково-спасательные работы у побережья Черного моря, где потерпел крушение самолет Минобороны РФ Ту-154

ФОТО: Владимр Веленгурин/Пресс-служба МЧС РФ/РИА Новости

В настоящее время 45 морских судов обследуют более 100 квадратных километров акватории, - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко. - При обследовании дна сотрудники МЧС используют гидролокаторы бокового обзора.

К поисковой операции привлечена и авиационная группа. В неё входят 15 самолетов, 16 вертолетов и беспилотники. Воздушными судами обследована территория в 240 квадратных километров. За последнее время найдено много личных вещей погибших. Наземные поисковые группы патрулируют побережье. Полиция ограничивает доступ на пляжи в Хостинском и Адлерском районах, куда течением может вынести фрагменты разбившегося лайнера. Всего в поисковой операции принимают участие 3600 человек и свыше 500 единиц техники, в том числе управляемые аппараты «Фалькон».

Со дна моря подняли второй "черный ящик" ().

Последний матч календарного года для сочинских хоккеистов начнется 28 декабря с минуты молчания.

– Соперником «Леопардов» станет московский «Спартак», – сообщил «ВМ» сочинский журналист Юрий Иващенко. – У каждого игрока будет траурная повязка в память о погибших в авиакатастрофе Ту-154.

В связи с трагедией, случившейся с самолетом Ту-154 в минувшее воскресенье, администрация Сочи приняла решение отменить новогоднее праздничное мероприятие на площади Флага в ночь с 31 декабря на 1 января, - сообщил сочинский журналист Юрий Иващенко.

Один из пилотов во время падения самолета воскликнул о неисправности закрылков самолета. Затем послышался сигнал о сближении с землей и после - крик: "Командир, мы падаем!" ().


Черный ящик был обнаружен в ходе поисковых операций

ФОТО: Пресс-служба МЧС РФ/РИА Новости

Специалисты подняли тела еще двух погибших ().

Водолазы обследуют хвостовую часть и хвостовое оперение самолета. Там находятся параметрические "черные ящики", которые пока не подняты на поверхность.

За время поисков, по словам источника в оперативном штабе, уже удалось найти более 1,5 тыс. обломков Ту-154, со дна подняли уже треть из них.

Спасатели обнаружили на месте крушения самолета Ту-154 в Черном море еще три тела погибших, общее число найденных тел увеличилось до 15.

Росморречфлот приостановил поиски на месте крушения Ту-154 из-за волн

Специалисты обнаружили большое скопление обломков потерпевшего крушение самолета Ту-154 и фрагментов тел.

– Обнаружено большое скопление обломков самолета и фрагментов тел на участке шириной от 2,5 до 5 метров и протяженностью 200 метров, – сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко.

По его словам, три обломка нашли "на расстоянии 4,5 километра от берега на глубине около 20 метров". Размеры одного из них - 2 на 3 метра, второго - более 60 метров в длину, а третьего - около 5 метров в длину.

Система опознавания "свой-чужой" обнаружена на месте крушения самолета Ту-154 в Черном море, на поверхность она еще не поднята


Ранее сообщалось, что специалисты обнаружили 17 тел и 223 фрагмента погибших.

Согласно данным оперативного штаба, крушение Ту-154 произошло от потери подъемной силы крыла.

Предположительно, на борту рассогласованно сработали закрылки, в результате их невыхода подъемная сила была потеряна, скорость была недостаточной для набора высоты, и самолет свалился, - сообщили в оперативном штабе.().

Новые очевидцы катастрофы самолета Ту-154 Минобороны над Черным морем установлены и допрошены. Об этом сообщила представитель Следственного комитета РФ Светлана Петренко.

Состояние двух бортовых самописцев Ту-154 приемлемое, они подлежат расшифровке, сообщил "Интерфаксу" источник в оперативном штабе по ликвидации последствий ЧС.

Мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление городского правительства об организационных мероприятиях в связи с крушением самолета Ту-154 в Краснодарском крае 25 декабря.

Самолет Ту-154 Минобороны РФ, потерпевший катастрофу 25 декабря, упал в Черное море на скорости более 500 км/ч, в момент трагедии он пытался совершить маневр вправо и летел с сильно задранным носом. Об этом сообщил ТАСС источник в силовых структурах.

Cпециалисты приступают к расшифровке "черного ящика" с разбившегося самолета Ту-154, версия о некачественном топливе рассматривается в рамках расследования, заявил глава Минтранса Максим Соколов.

У сочинского морского порта недавно прошел городской митинг в память о жертвах авиакатастрофы Ту-154, на который собрались сотни людей с цветами и венками. На большой экран на площади до сих пор выводят фотографии и имена жертв трагедии, также звучат музыкальные композиции, которые исполнял ансамбль имени Александрова, - рассказал Юрий Иващенко.

Учредитель хосписа в селе Михайловское Северского района Краснодарского края Сергей Суслов принял решение назвать учреждение в честь погибшей при крушении Ту-154 в Сочи Елизаветы Глинки, - сообщил "ВМ" сочинский журналист Юрий Иващенко. - Доктор Лиза 1 марта этого года была здесь и говорила, что в хосписе любят пациентов.

Погода пока позволяет продолжать поисковые работы, - передает из Сочи журналист Юрий Иващенко. - Опускать водолазов и батискафы по данным спасательной службы Росморречфлота можно с высотой волны до полутора метров. В настоящий момент высота волны достигает одного метра. Ухудшение погоды ожидается завтра, 28 декабря. Поэтому специалисты торопятся провести как можно больше подводных операций. Дно в зоне поиска было разбито на 15 участков, и за вчерашний день успели проверить 7 из них.

На дне моря были найдены еще три фрагмента самолета, в том числе двигатель и стойка шасси, - сообщает ВМ " сочинский журналист Юрий Иващенко. - Сейчас ведутся работы по их подъему и доставке на берег. В основном секторе поиска продолжают работать 98 водолазов и 14 различных глубоководных аппаратов. Сегодня погода в Сочи пока не мешает поисковикам: северо-западный ветер (8–10 м/с), дождя пока нет, видимость хорошая, волнение моря составляет 3–4 балла.

Минобороны сообщило об обнаружении еще трех фрагментов Ту-154, в том числе двигатель, стойка шасси и элементы обшивки.

Обнаруженный ранее "черный ящик" доставлен в Люберцы. Специалисты оценили состояние контейнера как удовлетворительное.

Источник назвал возможные сроки расшифровки черных ящиков Ту-154. По его словам, получить информацию с бортовых самописцев можно будет в течение суток, так как их магнитная лента находится в хорошем состоянии, передает РИА Новости .

2 января в Российской академии музыки имени Гнесиных пройдет концерт памяти погибших в авиакатастрофе.

Сейчас в Сочи работают 39 морских судов - они обследовали более 100 км² акватории, - сообщил "ВМ сочинский журналист Юрий Иващенко. - К работе приступили два глубоководных батискафа Русского географического общества. Их главная задача - детальная разведка участка дна размером 1 на 3 километра по направлению предполагаемого разброса обломков.

По информации МЧС в поисковую авиационную группу входят 15 самолетов, 16 вертолетов и беспилотные аппараты - они обследовали в Сочи свыше 240 км² морской поверхности.

Обнаруженный утром телеуправляемым аппаратом «Фалкон» на глубине 17 метров в 1600 метрах от берега с"чёрный ящик" в ближайшие часы доставят самолетом в подмосковные Люберцы, где находится Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил, - сообщает "ВМ" из Сочи журналист Юрий Иващенко.

На фрагментах самолета Ту-154, потерпевшего катастрофу на Черном море, а также поднятых из воды телах погибших, на данный момент не обнаружено следов взрывчатки и повреждений, свидетельствовавших о внешнем воздействии, сообщили источники, знакомые с ситуацией.

Глава Минобороны Сергей Шойгу поручил выделить семьям погибших в авиакатастрофе сотрудников ансамбля имени Александрова 70 квартир. Он также подчеркнул, что ведомство делает все для расследования причин трагедии.

Патриарх Кирилл называет жертв катастрофы Ту-154 символами национальной жизни и гордости.

Водолазы совершили более 70 погружений на месте крушения Ту-154.

Росморречфлот обследовал всю поверхность моря в районе падения Ту-154.

На дне моря нашли семь крупных обломков самолета. Четыре из них уже подняли, остальные три достанут сегодня.

По словам источника, контейнеры с бортовыми самописцами достаточно герметичны, чтобы пролежать в воде более 36 часов. Однако он отметил, что желательно достать их именно в течение этого времени.

В оперативном штабе на месте ЧС сообщили, что первые данные с основного бортового самописца разбившегося Ту-154 могут появиться к пятнице.

"Черный ящик", найденный на месте крушения самолета Минобороны, внешне не пострадал, сообщил источник в экстренных службах.

Тела еще двоих погибших найдены на месте крушения Ту-154

Полеты самолетов Ту-154, которые эксплуатируются российскими силовыми ведомствами, приостановлены до выяснения причин крушения над Черным морем, сообщил "Интерфаксу " во вторник источник, знакомый с ситуацией.

Стало известно, что Министерство обороны привлекло к поискам обломков самолета и бортовых самописцев уникальные буксиры «Краб» и «Афалина», - сообщает "ВМ" из Сочи журналист Юрий Иващенко. - Они оснащенные специальными эхолотами и подводными беспилотниками, имеющееся оборудование позволяет создавать трехмерную картину дна с точностью до нескольких сантиметров. Буксиры небольшие, но способны действовать в плохую погоду, сильный ветер и даже шторм. Суда могут находиться на одном месте, сканируя подводную обстановку.


Фрагменты воздушного судна были обнаружены в море в 1,5 километра от берега

В Минобороны уточнили, что обнаружены пяти фрагментов разбившегося самолета, в том числе части фюзеляжа и двигателей.

Минобороны подтвердило обнаружение "черного ящика".

Среди пострадавших в авиакатастрофе были 28 жителей Московской области. Об этом сообщил губернатор Московской области Андрей Воробьев, передает агентство городских новостей "Москва ".

Поисковики обнаружили на месте крушения самолета Ту-154 в Черном море 12 тел и 156 фрагментов погибших.

Один из бортовых самописцев разбившегося самолета был поднят из воды. В ближайшее время черный ящик воздушного судна доставят в Москву, где специалисты Министерства обороны будут осуществлять его расшифровку.

Работник береговой охраны пограничных войск ФСБ, находившийся во время крушения Ту-154 в катере на Черном море и ставший его свидетелем, сообщил, что незадолго до падения воздушное судно летело с носом, неестественно задранным вверх.

Разрушения хвостовой части самолета Ту-154 предварительно свидетельствуют о том, что командир хотел посадить самолет на воду. Об этом сообщил источник в силовых структурах.


По последним данным, на месте трагедии обнаружены тела 19 погибших, а также ряд фрагментов тел.


Поисковая операция в районе авиакатастрофы Ту-154 продолжается безостановочно 24 часа. С наступлением темноты акватория моря подсвечивается прожекторами большой мощности и световыми башнями.

Касьян собирает свой урожай", - говорят в народе. И еще - добавляют: быстрей бы этот год закончился.

Действительно - быстрее бы. Год был очень тяжелый, и в глобальных масштабах, и в личных - столько трагедий вокруг... Столько страшных событий. И вот под занавес, в последнюю предновогоднюю неделю, - авиакатастрофа в Сочинской акватории. Катастрофа ТУ-154. Гибель легендарного ансамбля им.Александрова, журналистов, экипажа. Ушла от нас и Елизавета Глинка, легендарная доктор Лиза, личность уникальная. Ее звали "Московская мать Тереза" ().

Новые коленца пляски на костях

Колонка редактора отдела "Новостей" газеты "Вечерняя Москва" Алексея Зернакова

Не успели остыть тела музыкантов, журналистов и пилотов, ставших жертвами страшной авиакатастрофы над Черным морем, как проснулись наши украинские «друзья». В унисон им начали звучать и тоненькие ломающиеся голоса отдельных деятелей, самоопределяющих себя как либералов.
Дескать, полетели давать концерт послу Андрею Карлову (тому самому, который был застрелен террористом на прошлой неделе в турецкой столице – Анкаре) – туда им и дорога. «Да, да», – слышится подтявкивание шакальими голосками, – «Оккупанты, убийцы мирных сирийских оппозиционеров». Для справки, это тех самых, которые морили голодом и расстреливали мирных жителей в Алеппо, а потом заживо сжигали взятых в плен бойцов армии противника. Пляски на костях набирают обороты. Все новые коленца, кренделя и фортели ().

Они улетели на войну и ушли героями

Колонка нашего корреспондента обозревателя Андрея Коца

Уходящий декабрь 2016 года оставил в календаре очередную страшную трагедию: над Черным морем в авиакатастрофе погибли 92 человека. Летчики, наши коллеги журналисты, знаменитая врач-волонтер Елизавета Глинка. И 64 военных музыканта Дважды Краснознамённого Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени Александра Александрова. Лучшие солисты, первый состав ().

ПАМЯТЬ

Памяти погибших при крушении авиалайнера Минобороны РФ Ту-154. Стихотворение корреспондента "ВМ" Анны Поваго:

Когда нужно взлетать,

безотчетно выходишь на взлет.

Впереди - только горы и море,

и вольный полет.

Береженого Бог на земле

перестреляной ждет.

Береженого даже костлявая

смерть не берет...

Да, подумаешь! Только одну ночь

семья не уснет.

Ты на утро в своем инстаграмме

им выдашь отчет...

Когда нужно лететь в города,

где полуденный зной

сдобрен щедро ударами,

криками, смазан войной,

где один на один

остается со смертью любой,

а часы выживания куплены

страшной ценой... ()